Комментарий от 14.03.2017
Автор: Фомичёва Т.

Изменения в порядке аттестации строительных организаций. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2017 № 57


СОДЕРЖАНИЕ

 

Работы по обследованию разделены по направлениям

Спорные вопросы аттестации будет разрешать комиссия, созданная Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь

Аттестация юридического лица, в состав которого входят обособленные подразделения, в том числе филиалы

Ответственность за непредставление информации о подтверждении соответствия квалификационным требованиям

Новые основания для прекращения действия аттестатов соответствия

Уточнен перечень видов работ (их составляющих), для выполнения которых требуется аттестат соответствия

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2017 № 57

Комментируемым постановлением (далее - постановление № 57) внесены дополнения и изменения:

• в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

 

Справочно

Об изменениях, внесенных постановлением № 57 в указанный единый перечень, см. здесь;

 

Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252.

 

Справочно

Об изменениях в названное Положение см. здесь;

 

Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденное указанным постановлением № 252 (далее - Положение об аттестации строительных организаций).

Остановимся на некоторых изменениях, которые внесены постановлением № 57 в Положение об аттестации строительных организаций.

Работы по обследованию разделены по направлениям

Уточняется п.1 Положения об аттестации строительных организаций, которым определено, что проводится аттестация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих, в частности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, то есть работы по обследованию разделены по направлениям: строительные конструкций зданий и сооружений; инженерные сети и системы; автомобильные дороги, мостовые сооружения.

Это связано с тем, что специалисты, которые проводят обследования строительных конструкций зданий и сооружений, не владеют необходимыми знаниями (средствами измерений) для обследования сетей или дорог, а также мостов.

Для получения аттестата соответствия юридическим лицом специалисты, которые проводят обследования строительных конструкций зданий и сооружений, не соответствуют критериям прохождения процедуры получения квалификационного аттестата по обследованию сетей или дорог, мостов, и наоборот.

Спорные вопросы аттестации будет разрешать комиссия, созданная Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь

Как показала практика применения Положения об аттестации строительных организаций, довольно часто возникают спорные вопросы при представлении документов для проведения аттестации по составу специалистов, по составу основных фондов и др. В связи с этим необходимо их коллегиальное разрешение, в том числе с привлечением специалистов в области образования, представителей общественных организаций (Союз строителей Республики Беларусь, Союз архитекторов Беларуси), ведущих строительных, проектных и иных организаций, представителей органов государственного строительного надзора, государственной экспертизы. С учетом изложенного Положение об аттестации строительных организаций дополнено п.51, предусматривающим, что спорные вопросы, возникающие в процессе проведения аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разрешаются комиссией, создаваемой при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее - Минстройархитектуры).

Возникают спорные вопросы и при принятии решений о прекращении действия аттестатов соответствия, что также требует коллегиального рассмотрения, в том числе с участием представителей органов государственного строительного надзора и органов государственной экспертизы, которые направляют предложения в Минстройархитектуры о прекращении действия аттестатов соответствия. Рассмотрение указанной комиссией данных вопросов позволит принимать объективные решения.

Аттестация юридического лица, в состав которого входят обособленные подразделения, в том числе филиалы

В последнее время все чаще образуются юридические лица со сложной организационной структурой, например, государственные объединения, холдинги. В связи с этим потребовалось уточнить п.15 Положения об аттестации строительных организаций.

Так, в случае если заявитель является юридическим лицом и имеет организационную структуру, в которую входят несколько обособленных подразделений, в том числе филиалов, государственным объединением, в состав которого входят юридические лица - участники государственного объединения, либо управляющей компанией холдинга, в состав которого входят юридические лица - участники холдинга (дочерние компании холдинга), то аттестация такого заявителя проводится в целом по юридическому лицу, государственному объединению, холдингу.

При этом заявителю выдается аттестат соответствия с указанием каждого обособленного подразделения, в том числе филиала, юридического лица - участника государственного объединения, участника холдинга (дочерней компании холдинга), заявленного для аттестации.

Необходимость получения аттестата соответствия, например, управляющей компанией холдинга с учетом дочерних компаний холдинга обусловлена в первую очередь выходом на зарубежные рынки строительных услуг для комплексного подхода к реализации инвестиционных проектов за пределами Республики Беларусь.

Такую необходимость диктует и складывающаяся экономическая ситуация с обеспечением объемами работ.

Законодательно установлено, что выдача аттестата соответствия государственному объединению либо управляющей компании холдинга в порядке, изложенном выше, не лишает права юридических лиц - участников государственного объединения либо холдинга (дочерних компаний холдинга) обратиться за выдачей им аттестата соответствия самостоятельно в порядке, установленном Положением об аттестации строительных организаций, при условии соответствия их предъявляемым квалификационным требованиям.

Ответственность за непредставление информации о подтверждении соответствия квалификационным требованиям

При применения норм Положения об аттестации строительных организаций возникают ситуации, когда уполномоченная организация от имени Минстройархитектуры для проведения оценки соответствия квалификационным требованиям обладателей аттестатов соответствия запрашивает у них информацию по указанному вопросу.

На практике нередки случаи, когда организации - обладатели аттестатов соответствия игнорируют письма о предоставлении информации, не представляют запрашиваемую информацию в установленные сроки, а также не реагируют на повторные и последующие запросы. Ответственность за непредставление Минстройархитектуры запрашиваемой информации законодательством не установлена.

Поэтому п.19 Положения об аттестации строительных организаций дополнен нормой, предусматривающей, что обладатель аттестата соответствия, который в текущем календарном году не представил в Минстройархитектуры информацию о подтверждении соответствия его квалификационным требованиям, обязан в период с 1 по 31 декабря календарного года представить в уполномоченную организацию информацию (по состоянию на 1 декабря календарного года) о подтверждении соответствия его квалификационным требованиям по форме, устанавливаемой Минстройархитектуры.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2021 г. постановлением Совмина от 30.08.2021 № 493 ч.3 п.19 Положения об аттестации строительных организаций после слова «обязан» дополнено словами «, за исключением случаев получения аттестата соответствия за один месяц до даты подтверждения,». Комментарий см. здесь.

 

В случае непредставления названной информации обладателями аттестатов соответствия для подтверждения соответствия их квалификационным требованиям Минстройархитектуры принимает решение о проведении внеочередной аттестации.

Кроме того, в Минстройархитектуры постоянно поступает информация от контролирующих (надзорных) органов (Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь и другие органы) о выявленных несоответствиях обладателей аттестатов соответствия квалификационным требованиям, нарушениях технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ. За период действия процедуры аттестации было получено более 200 таких обращений.

Неоднократно Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Следственным комитетом Республики Беларусь в соответствии с нормами законодательства изымались комплекты документов, представленных на аттестацию, для проведения следственных действий в отношении субъектов хозяйствования.

В Минстройархитектуры постоянно сталкиваются с тем, что заявители для прохождения процедуры аттестации подделывают документы, заверяют их в установленном порядке и представляют на аттестацию. Подделывают как трудовые книжки, так и сведения о численности руководителей и специалистов, об основных средствах, наличии и поверке средств измерения и контроля, опыте выполнения работ.

Действующим законодательством предусмотрена внеочередная аттестация, в частности, в отношении осуществления адвокатской деятельности (адвокатов), нотариальной деятельности (нотариусов) и иных категорий - военнослужащих, спасателей и др.

В Минстройархитектуры поступает информация о том, что юридическими лицами принимаются на работу специалисты для получения аттестата соответствия и для участия в проводимых процедурах закупок, а после получения заказа специалистов увольняют.

Постановлением № 57 введены нормы о проведении внеочередной аттестации субъектов хозяйствования, допустивших вышеуказанные нарушения, по месту их нахождения.

Внеочередная аттестация будет проводиться уполномоченной организацией по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, и у уполномоченной организации будет возможность ознакомиться с оригинальными документами обладателей аттестатов соответствия. Это будет способствовать выявлению поддельных или недостоверных данных, предъявляемых на аттестацию, и позволит более взвешенно оценивать соответствие заявителя квалификационным требованиям для получения аттестата соответствия.

В каждом государстве - члене ЕАЭС действует своя система допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на рынок строительных услуг в виде аттестации, лицензирования, сертификации, института саморегулирования, предусмотренная законодательством этих стран.

Согласно законодательству государств - членов ЕАЭС в период срока действия указанных разрешающих документов существует процедура подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Так, в Российской Федерации согласно Федеральному закону от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации. На практике члены саморегулируемой организации ежегодно представляют в саморегулируемую организацию вышеназванную информацию о соответствии их установленным требованиям. Проверка соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске и правил саморегулирования проводится один раз в год. Существуют плановая, внеплановая, документальная и выездная проверки соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске.

В Республике Казахстан установлена периодичность разрешительного контроля субъектов хозяйствования, получивших лицензии на осуществление деятельности в области архитектуры, градостроительства и строительства:

• один раз в полгода - при высокой степени риска;

• один раз в год - при средней степени риска;

• один раз в 3 года - при незначительной степени риска.

Проверяемые субъекты распределяются по степеням риска с учетом значимости субъекта с точки зрения тяжести последствий, отраслевой статистики нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан, а также результатов внеплановых проверок - проверок, назначаемых органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта с целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государству.

Разрешительный контроль осуществляется в форме проверки и иных формах. Проверка соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению осуществляется в порядке иной формы контроля с возможностью посещения проверяемого лица, по результатам которой принимается решение о соответствии или несоответствии заявителя квалификационным или разрешительным требованиям.

В Республике Беларусь аттестат соответствия выдается сроком на 5 лет. Согласно действующему законодательству в этот период обладатель аттестата соответствия не обязан подтверждать соответствие его квалификационным требованиям. Поэтому Положением об аттестации строительных организаций в редакции постановления № 57 и установлено, что обладатель аттестата соответствия обязан ежегодно представлять в уполномоченную организацию информацию о подтверждении соответствия его квалификационным требованиям по форме, устанавливаемой Минстройархитектуры.

Новые основания для прекращения действия аттестатов соответствия

Перечень оснований для прекращения действия аттестатов соответствия дополнен двумя позициями:

1) отказ обладателя аттестата соответствия от проведения внеочередной аттестации;

2) привлечение обладателя аттестата соответствия к административной ответственности за самовольное строительство. Введение данной нормы обусловлено необходимостью ужесточить ответственность за самовольное строительство и в конечном итоге направлено на полное исключение фактов самовольного строительства (абзацы 7 и 8 п.20 Положения об аттестации строительных организаций).

Уточнен перечень видов работ (их составляющих), для выполнения которых требуется аттестат соответствия

Перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), при выполнении которых необходим аттестат соответствия, приведенный в приложении 1 к Положению об аттестации строительных организаций (далее - Перечень), изложен в новой редакции.

Исключение - потенциально опасные объекты и технические устройства, выдача лицензий на виды деятельности на которых осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

 

Справочно

Для целей Перечня термины «потенциально опасные объекты» и «технические устройства» используются в значениях, определенных в п.136 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2018 г. Перечень изложен в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148. Комментарий см. здесь.

 

Установлено, что получение аттестата соответствия для выполнения функций генерального подрядчика необходимо только в случае, если стоимость строительства объектов первого-четвертого классов сложности составляет свыше 5 тыс. базовых величин. При стоимости строительства объекта меньше 5 тыс. базовых величин получение аттестата соответствия на осуществление функций генерального подрядчика не требуется.

С учетом специфики работы строительных организаций постановлением № 57 предусмотрено разделение выполнения функций генерального подрядчика со стоимостью строительства свыше 5 тыс. базовых величин по:

• строительству зданий и сооружений;

• строительству инженерной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, магистральной инженерной инфраструктуры.

Это позволит специализированным организациям получить аттестат соответствия на выполнение функций генерального подрядчика по объектам их специализации, то есть, если организация выполняет только строительство инженерной инфраструктуры (генподрядчик) или занимается газификацией либо строительством тепловых сетей и водоснабжения, электроснабжения (все это относится к магистральной инженерной инфраструктуре), ей не нужно получать аттестат соответствия на выполнение функций генерального подрядчика по строительству зданий и сооружений. Такую необходимость диктует и складывающаяся экономическая ситуация с объемами работ на объектах строительства.

 

14.03.2017

 

Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь