Пособие от 10.09.2014
Автор: Шиманович К.

Изменения в правовом регулировании лизинговой деятельности - 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правовое регулирование

Лизинговая деятельность на территории Республики Беларусь

Международный лизинг

Использование субъектами лизинговых сделок иностранной валюты для расчетов

 

Аналитические материалы

 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - 2014

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал актуален на 2014 год.

 

В настоящее время финансовая аренда (лизинг) является широко распространенным видом правоотношений в экономике Республики Беларусь и имеет соответствующее правовое регулирование. Нормативно-правовая база, регламентирующая отношения лизинга, достаточно обширна и охватывает практически все вопросы, возникающие при его осуществлении.

С 1 сентября 2014 г. законодательное регулирование лизинга существенно изменилось. Основополагающим документом, на базе которого приняты основные нормативные правовые документы, изменяющие правила осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь с 1 сентября 2014 г., является Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее - Указ № 99).

Большинство нормативных правовых актов, перечисленных в данном пособии, действуют с 1 сентября 2014 г.

 

Обратите внимание!

Заключенные до вступления в силу Указа № 99 договоры, приведенные в части первой подп.1.8 п.1 Указа, и договоры финансовой аренды (лизинга) не подлежат приведению в соответствие с нормами Указа № 99 и действуют до исполнения сторонами всех принятых по ним обязательств.

 

Основная задача предлагаемого вашему вниманию пособия - проанализировать основные новации Указа и принятых для осуществления и регулирования лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь иных нормативных актов.

Правовое регулирование

Лизинговая деятельность на территории Республики Беларусь

* Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности».

Вступил в силу с 1 сентября 2014 г.

С указанной даты под лизинговой деятельностью понимают предпринимательскую деятельность по приобретению лизингодателем в собственность имущества в целях последующего предоставления во временное владение и пользование за плату юридическому или физическому лицу (лизингополучателю).

Таким образом, при лизинге с 1 сентября 2014 г. приобретение лизингодателем имущества и его передача лизингополучателю - юридическому или физическому лицу допускаются не только для предпринимательских, но и для иных целей (это касается только предметов лизинга, приобретаемых лизингодателем для передачи лизингополучателю - физическому лицу).

Указ № 99 четко определяет субъектов предпринимательской деятельности, которые могут стать лизингодателями с 1 сентября 2014 г. Согласно подп.1.1 п.1 Указа № 99 лизинговую деятельность смогут осуществлять только лизинговые организации, включенные Национальным банком Республики Беларусь (далее - Нацбанк) в специализированный реестр. Вновь создаваемые коммерческие организации, планирующие заниматься лизинговой деятельностью, обязаны до ее начала подать документы в Нацбанк для включения в реестр лизинговых организаций. Одно из условий включения в реестр - формирование уставного фонда на день подачи заявления в размере не ниже минимального размера, установленного подп.1.4 п.1 Указа № 99, т.е. в сумме, эквивалентной 50 000 евро. Данное правило касается вновь создаваемых лизинговых организаций. До принятия Указа № 99 требование по формированию минимального размера уставного фонда для лизинговых компаний отсутствовало.

Лизинговые организации, осуществляющие свою деятельность на день вступления Указа № 99 в силу, включаются в реестр независимо от размера уставного фонда, сформированного на дату подачи заявления. Однако формирование уставного фонда в размере не ниже минимального размера в сумме, эквивалентной 50 000 евро, для них также обязательно, и для этого Указом предусмотрены два этапа:

1) до 1 июля 2015 г. действующие лизинговые организации обязаны сформировать уставный фонд в размере не менее 50 % установленного минимального размера (в сумме, эквивалентной не менее чем 25 000 евро);

2) до 1 июля 2016 г. данные организации обязаны сформировать уставный фонд в размере не менее суммы, эквивалентной 50 000 евро.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 октября 2017 г. в подп.1.4 п.1 Указа № 99 внесено изменение Указом Президента Республики Беларусь от 06.04.2017 № 109: условием включения лизинговой организации в реестр является формирование уставного фонда на день подачи заявления о включении в реестр в размере не ниже минимального размера, равного 125 000 руб., за исключением случая, когда лизинговые организации, осуществляющие на день вступления в силу Указа № 99 лизинговую деятельность, включаются в реестр независимо от размера уставного фонда, сформированного на дату подачи заявления о включении в реестр. При этом такие лизинговые организации обязаны сформировать свои уставные фонды:

• на 1 июля 2015 г. - в размере не менее 50 % минимального размера уставного фонда, установленного в части первой подп.1.4 п.1 Указа № 99;

• на 1 июля 2016 г. - в размере не менее минимального размера уставного фонда, установленного в части первой подп.1.4 п.1 Указа № 99.

 

Подпункт 1.5 п.1 Указа № 99 содержит перечень документов, которые должны представить в Нацбанк лизинговые компании для включения в специализированный реестр. Определен срок рассмотрения данных документов - в течение 15 рабочих дней после получения.

В подп.1.1 п.1 Указа № 99 перечислены субъекты хозяйствования, которые вправе осуществлять лизинговую деятельность без включения в реестр лизинговых организаций. К таким субъектам относятся:

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие не более трех договоров финансовой аренды (лизинга) в течение одного календарного года и (или) при общей стоимости предметов лизинга, передаваемых по одному или нескольким указанным договорам, заключенным этими лизингодателями в одном календарном году, менее 10 тыс. базовых величин;

- иностранные организации, осуществляющие лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

- юридические лица, имеющие право предоставлять имущество на условиях финансовой аренды (лизинга) в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.

Одно из нововведений Указа № 99, касающихся сопутствующих лизинговой деятельности административных процедур: с 1 сентября 2014 г. в рамках реализации Нацбанком полномочий по регулированию лизинговой деятельности лизинговые организации, включенные в вышеупомянутый реестр, обязаны будут раскрывать информацию об осуществляемой деятельности и своем финансовом состоянии путем ее публикации, а также размещения в доступном для обзора месте в принадлежащих им помещениях и на своем официальном сайте в сети Интернет в объеме и порядке, определяемых Нацбанком.

Обращаем внимание на изменения, которые затронули и существенные условия договора купли-продажи предмета лизинга. Согласно подп.1.8 п.1 Указа № 99, помимо установленных законодательством существенных условий, к существенным условиям договора купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета договора лизинга, относится указание на то, что названное имущество предназначено для передачи по договору лизинга определенному лизингополучателю.

 

Справочно

Для сравнения: в Положении о лизинге, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2010 № 865 (далее - постановление № 865, Положение № 865) и утратившим силу с 1 сентября 2014 г., в перечне существенных условий договора купли-продажи имущества, предназначенного для дальнейшей передачи в лизинг, отсутствовало упоминание о необходимости указания конкретного лизингополучателя. Было предусмотрено лишь обязательное указание, что имущество приобретается для последующей передачи в качестве предмета лизинга.

 

Также Указ № 99 расширил и изменил перечень существенных условий договора лизинга по сравнению с условиями, установленными ранее Положением № 865. В числе новых существенных условий договора лизинга:

- обязательное указание выкупной стоимости предмета лизинга, если условие о его выкупе следует из условий договора;

- указание на сторону, учитывающую предмет лизинга на балансе в составе активов.

Кроме того, вместо цены договора лизинга и контрактной стоимости предмета лизинга обязательной для указания будет только стоимость предмета лизинга. В подп.1.8 п.1 Указа № 99 также закреплены существенные условия, которые необходимо предусмотреть в договоре сублизинга.

Имущество, ранее приобретенное лизингодателем для передачи в лизинг и возвращенное ему лизингополучателем по прекратившему действие договору лизинга, не завершенному выкупом предмета лизинга, лизингодатель вправе передать только в аренду, но не в повторный лизинг (подп.1.12 п.1 Указа № 99).

Кроме того, подп.1.13 п.1 Указа № 99 предусматривает права и обязанности Нацбанка как регулятора лизинговой отрасли. В случае систематического невыполнения включенной в реестр лизинговой организацией письменных предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок, Нацбанк вправе направить письменное требование о временном отстранении от работы руководителя и (или) главного бухгалтера такой организации и (или) их заместителей до полного устранения нарушений.

 

* § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК).

В ст.636 ГК дано понятие договора финансовой аренды: по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (поставщика).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 января 2015 г. следует руководствоваться ст.636 ГК в редакции Закона Республики Беларусь от 31.12.2014 № 226-З.

 

Согласно проекту Закона Республики Беларусь о внесении изменений в ГК по вопросам финансовой аренды вышеуказанное определение будет изменено следующим образом: по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

 

Обратите внимание!

В рамках исполнения Указа № 99 законодатель приводит в соответствие нормативные правовые акты, в частности, исключая из ст.636 ГК цель использования предмета лизинга для предпринимательских целей.

 

Кроме вышеперечисленных изменений законодатель планирует ввести дополнительно ст.6361 «Договор сублизинга», согласно которой по договору сублизинга арендатор (сублизингодатель по договору сублизинга) передает третьему лицу (сублизингополучателю) в пределах своих прав, предоставленных по договору финансовой аренды, во временное владение и пользование на определенный срок за плату имущество, полученное от арендодателя по договору финансовой аренды и составляющее предмет финансовой аренды.

Отметим, что вопросы, не урегулированные § 6 ГК, регулируют общие нормы, предусмотренные главой 34 «Аренда» ГК, если иное не установлено законодательством.

 

* Правила осуществления лизинговой деятельности, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2014 № 526.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 января 2019 г. вышеназванные Правила на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.09.2018 № 417 изложены в новой редакции. Комментарий см. здесь.

 

Вступили в силу с 1 сентября 2014 г.

Структура Правил включает три главы:

- «Общие положения»;

- «Условия осуществления лизинговой деятельности»;

- «Порядок заключения, исполнения и прекращения действия договора лизинга (сублизинга)».

В главе 1 «Общие положения» даны основные определения понятий, используемых в документе: стоимость предмета лизинга, стоимость договора лизинга, выкупная стоимость, инвестиционные расходы лизингодателя, лизингодатель и лизингополучатель. Так, с 1 сентября 2014 г. в качестве лизингополучателей могут выступать не только субъекты хозяйствования, но и физические лица. Помимо названных понятий, абзацем 6 п.2 Правил введено понятие «ликвидность предмета лизинга».

В главе 2 Правил прописаны условия осуществления лизинговой деятельности. Предусмотрено создание и использование лизинговыми организациями при осуществлении лизинговой деятельности в соответствии с законодательством и (или) уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) фондов для покрытия возможных и (или) имеющихся убытков по договорам лизинга, а также списания безнадежной задолженности по лизинговым платежам и (или) уплате выкупной стоимости предмета лизинга.

Пунктом 4 Правил предусмотрены следующие виды лизинга:

- финансовый лизинг - финансовая аренда (лизинг) (далее - лизинг), при котором лизинговые платежи в течение срока лизинга продолжительностью не менее 1 года обеспечивают возмещение лизингодателю не менее 75 % стоимости предмета лизинга независимо от того, предусмотрен ли договором лизинга выкуп предмета лизинга или его возврат лизингодателю;

- оперативный лизинг - лизинг, при котором лизинговые платежи в течение срока лизинга независимо от его продолжительности обеспечивают возмещение лизингодателю менее 75 % стоимости предмета лизинга и договором лизинга предусмотрен возврат предмета лизинга лизингодателю по истечении срока лизинга;

- возвратный лизинг - лизинг, при котором лизингополучатель в рамках одного договора лизинга является одновременно продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Возвратным лизингом также признается лизинг, при котором юридическое лицо, созданное после заключения договора лизинга и в течение срока лизинга в результате реорганизации в форме слияния лизингополучателя и продавца (поставщика) предмета лизинга или их присоединения, становится одновременно лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга;

- международный (межгосударственный) лизинг - лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель являются субъектами разных государств.

По сравнению с ранее действующим законодательством появляются определения экспортного, транзитного и импортного лизинга.

Так, под экспортным лизингом законодатель понимает международный (межгосударственный) лизинг, при котором лизингодатель и продавец (поставщик) предмета лизинга являются субъектами Республики Беларусь, а лизингополучатель - субъектом другого государства. Транзитный лизинг законодатель определяет как международный (межгосударственный) лизинг, при котором лизингодатель, продавец (поставщик) предмета лизинга и лизингополучатель являются субъектами разных государств. Импортный лизинг - лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель являются субъектами Республики Беларусь, а продавец (поставщик) предмета лизинга - субъектом другого государства.

Стоит обратить внимание на п.7 Правил. Поскольку с 1 сентября 2014 г. лизингополучателями будут являться помимо субъектов хозяйствования физические лица, то законодатель акцентировал внимание на цель использования передаваемого предмета лизинга. По договору лизинга предмет лизинга предоставляется лизингополучателю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Соответственно, предмет лизинга, предоставляемый лизингополучателю - физическому лицу, не может быть использован для предпринимательской деятельности.

Глава 3 Правил прописывает порядок заключения, исполнения и прекращения договоров лизинга. Надлежит обратить внимание на п.8 Правил, в котором приведена информация о возможных условиях заключения договора лизинга, которую лизингодатель обязан разместить в доступных для лизингополучателя - физического лица местах.

Пункт 12 Правил определяет, что вознаграждение лизингодателя в виде денежной суммы (разницы между общей суммой лизинговых платежей, предусмотренных договором лизинга, и частью общей суммы лизинговых платежей, возмещающей инвестиционные расходы лизингодателя) либо процентов (процентов годовых) от стоимости предмета лизинга (части стоимости предмета лизинга, подлежащей возмещению в составе лизинговых платежей) либо порядок его определения устанавливаются в договоре лизинга.

Для правильного формирования состава лизинговых платежей следует обращаться к п.14 Правил, в котором прописаны суммы, которые могут включаться в состав лизинговых платежей. Пунктом 17 Правил предусмотрено, что в случае изменения (уменьшения или увеличения) размера или возникновения новых (отсутствие необходимости осуществления предусмотренных договором лизинга) инвестиционных расходов после вступления в силу договора лизинга данные расходы подлежат включению в состав лизинговых платежей путем заключения сторонами дополнительного соглашения к договору лизинга.

Пунктом 18 Правил определено, как оформляется передача предмета лизинга от лизингодателя к лизингополучателю, а также переход права собственности после уплаты всех лизинговых платежей и выкупной стоимости.

Правилами регулируется распределение рисков, связанных с выбором предмета лизинга и продавца (п.20). Пунктом 21 Правил предусмотрены последствия при расторжении договора лизинга одной из сторон, при этом данные нормы носят не императивный, а диспозитивный характер и предусматривают право сторон учесть иные последствия.

Согласно п.22 Правил в случае выкупа лизингополучателем предмета лизинга, в т.ч. до завершения предусмотренного договором лизинга срока лизинга, лизингодатель обязан принять необходимые меры для освобождения предмета лизинга от обременения залогом, в частности посредством замены предмета залога, предоставления другого обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (договору займа), заключенному для приобретения предмета лизинга, независимо от исполнения лизингодателем своих обязанностей по такому кредитному договору (договору займа). Также отметим, что в случае принятия решения собственника лизингодателя о его ликвидации, законодатель обязал лизингодателей информировать об этом в письменном виде лизингополучателей в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.

 

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2014 № 766 «О внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2010 г. № 865».

Вступило в силу с 1 сентября 2014 г.

В соответствии с п.2 данного постановления признано утратившим силу постановление № 865.

Согласно подп.1.1 п.1 постановления № 766 нормативные значения коэффициентов платежеспособности, дифференцированных по видам экономической деятельности, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672, дополнены п.91.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 января 2016 г. вместо п.91 следует руководствоваться п.11 нормативных значений коэффициентов платежеспособности, дифференцированных по видам экономической деятельности, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2016 № 48.

 

Пунктами 2.121-2.123 (согласно подп.1.2 п.1 постановления № 766) дополнен единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

 

* Указ Президента Республики Беларусь от 01.10.2013 № 450 «О некоторых вопросах реализации транспортных средств на условиях финансовой аренды (лизинга)» (далее - Указ № 450).

Указ № 450 регулирует отношения по передаче по договорам финансовой аренды (лизинга) организациям и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь транспортных средств отечественного производства, приобретаемых лизингодателями - юридическими лицами Республики Беларусь у производителей-резидентов Республики Беларусь, имеющих среднесписочную численность работников на 1 января 2013 г. более 20 тысяч человек. Указ № 450 предусматривает возможность возмещения лизингодателям за счет средств республиканского бюджета части процентов за пользование кредитами, полученными лизингодателями в банках для приобретения указанных транспортных средств. Устанавливается срок, в течение которого выплачивается такое возмещение, его размеры, а также предел вознаграждения лизингодателей. Указ Президента Республики Беларусь от 10.03.2014 № 116 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 октября 2013 г. № 450» распространил действие Указа № 450 на транспортные средства, приобретаемые в 2015 г., и внес коррективы в размер предельного вознаграждения лизингодателей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключаемые в рамках данного Указа, предусмотрев его в размере 2 % годовых.

 

* Указ Президента Республики Беларусь от 06.05.2014 № 207 «О стабилизации финансово-экономического состояния отдельных промышленных организаций в 2014 году».

Установлено, что юридические лица в 2014 г. вправе без проведения конкурса за счет собственных и (или) заемных средств приобретать технику и оборудование, производимые промышленными организациями согласно приложению к Указу, по договорам финансовой аренды (лизинга) у ОАО «Промагролизинг» на условиях, оговоренных в Указе. Также Указом определены источники финансирования таких закупок - кредитные ресурсы ОАО «Банк развития Республики Беларусь», предоставляемые им ОАО «Промагролизинг» на срок до 1 июня 2022 г. с погашением их ежемесячно равными долями начиная с 1 января 2015 г., и авансовые платежи лизингополучателей (в размере не менее 15 % от стоимости предмета лизинга). Определен порядок (ежемесячно), размеры (ставка рефинансирования Нацбанка за отчетный период, уменьшенная на 4,5 процентных пункта) и источник (средства республиканского бюджета) компенсации ОАО «Банк развития Республики Беларусь» потерь по этим кредитам.

 

* Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.06.2014 № 423 «Об установлении форм заявления и свидетельства о включении в реестр лизинговых организаций и утверждении Инструкции о порядке создания и ведения реестра лизинговых организаций».

Вступило в силу с 1 сентября 2014 г.

Постановлением утверждены следующие формы:

- заявление о включении в реестр лизинговых организаций согласно приложению 1 к постановлению.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 апреля 2018 г. следует применять форму заявления в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.03.2018 № 142;

 

- свидетельство о включении в реестр лизинговых организаций согласно приложению 2 к постановлению.

Кроме этого, постановлением утверждена Инструкция о порядке создания и ведения реестра лизинговых организаций.

 

* Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.08.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции об объеме и порядке раскрытия информации о лизинговой деятельности и финансовом состоянии лизинговых организаций, включенных в реестр лизинговых организаций».

Вступило в силу с 1 сентября 2014 г.

Подпунктом 1.6 п.1 Указа № 99 предусмотрена обязанность лизинговых организаций, включенных в реестр лизинговых организаций, раскрывать информацию об осуществляемой деятельности и своем финансовом состоянии путем ее публикации, а также размещения в доступном для обзора месте в принадлежащих им помещениях и на своем официальном сайте в сети Интернет в объеме и порядке, определяемых Нацбанком.

Инструкцией, утвержденной постановлением, установлен тот минимальный объем информации, которую лизинговые компании обязаны представлять в рамках выполнения требований Указа № 99. В ней определены место размещения данной информации (пп.3, 5 Инструкции), сроки обновления информации (п.7 Инструкции). Так, в п.7 Инструкции отмечено, что годовую отчетность, за исключением информации, составляющей коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну, а также аудиторское заключение, составляемое по результатам аудита годовой отчетности, если законодательными актами предусмотрена обязательность проведения аудита этой отчетности, лизинговая организация обязана обновлять в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в свою очередь годовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, если законодательством предусмотрено составление такой отчетности или лизинговой организацией принято решение о составлении такой отчетности, за исключением информации, составляющей коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну, а также аудиторское заключение, составляемое по результатам аудита годовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, если законодательными актами предусмотрена обязательность проведения аудита этой отчетности, должна быть размещена на интернет-сайте лизинговой организации не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 октября 2017 г. часть третья п.7 Инструкции дополнена словами «или совершения действия (наступления события), сведения о котором подлежат размещению» на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.08.2017 № 328.

 

Что касается иной информации, размещаемой лизинговой организацией на своем интернет-сайте и в принадлежащих ей помещениях в соответствии с настоящей Инструкцией, то она подлежит обновлению в срок не позднее 5 рабочих дней со дня ее изменения.

Международный лизинг

* Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (подписана 28.05.1988 в г.Оттава) (далее - Конвенция УНИДРУА).

К Конвенции УНИДРУА Республика Беларусь присоединилась в 1998 г. на основании Указа Президента Республики Беларусь от 02.07.1998 № 352.

Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г., и в настоящее время кроме Республики Беларусь к ней присоединились еще 8 государств: Франция (1991 г.), Италия (1993 г.), Нигерия (1994 г.), Венгрия (1996 г.), Панама (1997 г.), Латвия (1997 г.), Российская Федерация (1998 г.), Узбекистан (2000 г.). Кроме этих стран Конвенцию подписали, но пока не ратифицировали: Бельгия, Гана, Гвинея, Марокко, Панама, США, Танзания, Филиппины, Финляндия, Чехия и Словакия.

Конвенция УНИДРУА регулирует:

- вопросы лизинга, когда коммерческие предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах и эти государства и государство, в котором находится коммерческое предприятие поставщика, являются Договаривающимися Государствами, или соглашение о поставке и соглашение о лизинге регулируются правом Договаривающегося Государства;

- отношения, возникающие при осуществлении международного лизинга, определяют права и обязанности сторон. При возникновении вопроса о местонахождении коммерческого предприятия какой-либо стороны, если сторона имеет более одного коммерческого предприятия, Конвенция УНИДРУА определяет, что таким местонахождением будет являться местонахождение коммерческого предприятия, которое имеет наиболее тесную связь с соответствующим соглашением и его исполнением, учитывая обстоятельства, которые известны сторонам или подразумеваются ими до заключения этого соглашения или в момент его заключения.

 

* Конвенция о межгосударственном лизинге (заключена 25.11.1998 в г.Москве).

Конвенция ратифицирована Законом Республики Беларусь от 09.11.1999 № 309-З, вступила в силу для Республики Беларусь 30 августа 2001 г.

Данная Конвенция регулирует отношения между субъектами лизинговой деятельности участниками Конвенции. В Конвенции даны определения ряду понятий, применяемых в лизинговой деятельности, права и обязанности сторон межгосударственного лизинга, переход рисков между сторонами и другие вопросы в сфере межгосударственного лизинга. На сегодняшний день участниками Конвенции являются Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Украина. Из них для Армении, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана она имеет силу, Украина же ее только подписала.

 

Обратите внимание!

Нормы Конвенции УНИДРУА и Конвенции о межгосударственном лизинге могут быть применены только к лизинговым договорам, носящим интернациональный характер, когда стороны договора лизинга являются резидентами различных государств, присоединившихся к соответствующим конвенциям. Учитывая, что таких государств достаточно мало, можно говорить о весьма ограниченном применении обеих Конвенций в практике международного лизинга.

 

* Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств (подписано 12.10.2005 в г.Москве).

Участники Соглашения: Республика Беларусь, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан и Украина. Текст Соглашения единодушно одобрен экспертами, в т.ч. Российской Федерации, Грузии и Азербайджана, однако этими странами Соглашение до настоящего времени не ратифицировано. 26 декабря 2006 г. Соглашение вступило в силу и действует в Республике Армения, Республике Беларусь (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 № 127-З) и Республике Таджикистан.

Несмотря на то, что вышеназванные документы не имеют, по большому счету, юридического значения для сделок между резидентами Республики Беларусь, они достаточно интересны в плане детализации отдельных вопросов лизинговой деятельности. Эти документы являются частью гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению на территории Республики Беларусь, поскольку Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства (ст.6 ГК).

Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

 

* Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 465).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 января 2019 г. вместо Указа № 465 действует Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга».

 

Данным нормативным правовым актом регулируются вопросы предоставления рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе предмета лизинга на территорию Республики Беларусь. Если товары, являющиеся предметами договоров международного лизинга, помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, по заявлению лизингополучателя - резидента Республики Беларусь предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет. Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость.

Погашение рассрочки и уплата процентов производятся в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.

За предоставление данной рассрочки взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты налога на добавленную стоимость, за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса налога на добавленную стоимость) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов). Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки (подп.1.2 п.1 Указа № 465).

Лизингодатель имеет право в течение 90 календарных дней со дня прекращения договора международного лизинга (в т.ч. в связи с его расторжением) заключить новый внешнеторговый договор, предусматривающий отчуждение предмета лизинга или передачу его в аренду (часть третья подп.1.3 п.1 Указа № 465).

Лизингодатель обязуется обеспечить поступление каждого лизингового платежа не позднее 90 календарных дней с соответствующей даты такого платежа, установленной в договоре международного лизинга, за исключением денежных средств, направляемых на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства, и денежных средств, направляемых на оплату обязательств перед банками, в т.ч. перед банками - нерезидентами Республики Беларусь (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет лизингодателя в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд). При этом датой поступления денежных средств (лизинговых платежей) считается дата их зачисления на счет лизингодателя в банке Республики Беларусь (части седьмая, восьмая подп.1.3 п.1 Указа № 465).

 

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (принято в развитие норм Указа № 465).

Постановлением определены способы неденежного прекращения обязательств по договору международного лизинга. Обязательства по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору в установленные в подп.1.3 п.1 Указа № 465 сроки могут быть прекращены в неденежной форме путем:

- полного или частичного зачета встречных однородных требований по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору и оплате товара (работы, услуги) по иному внешнеторговому договору при их исполнении;

- полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между лизингополучателем - нерезидентом Республики Беларусь и иным нерезидентом Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;

- прекращения обязательств новацией;

- предоставления взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами (п.11).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июня 2019 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 01.06.2019 № 353/10 абзац 1 п.11 постановления № 548/8 изложен в следующей редакции: «Обязательства по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору в установленные в подпункте 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2019 г. № 16 сроки могут быть прекращены в неденежной форме путем:».

 

Использование субъектами лизинговых сделок иностранной валюты для расчетов

* Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее - Указ № 452).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (п.1 Указа Президента РБ от 31.07.2018 № 301).

 

Регулирует вопросы, связанные с обязательной продажей иностранной валюты. В Указе № 452 содержатся особенности, имеющие отношение к выручке (лизинговым платежам) в иностранной валюте. По выручке (лизинговым платежам) в иностранной валюте, перечисляемой на специальный счет в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления на счет в целях аккумулирования денежных средств для направления их на погашение задолженности в иностранной валюте по кредитам, займам (включая проценты за пользование ими), предоставленным нерезидентами или банками Республики Беларусь и использованным на приобретение объектов лизинга либо имущества, относимого к основным средствам, участвующим в предпринимательской деятельности, используемым для собственного производства, а также для целей уплаты лизинговых платежей, обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется.

 

* Письмо Национального банка Республики Беларусь от 04.05.2012 № 31-15/112 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте».

Лизинговые платежи в иностранной валюте, полученные лизингодателем - резидентом от лизингополучателя - резидента не признаются выручкой в том смысле, в каком она понимается в Указе № 452, а соответственно, обязательная продажа по полученным суммам не осуществляется.

 

* Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 апреля 2018 г. Инструкция № 112 изложена в новой редакции постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2017 № 538. Комментарий см. здесь.

 

Резиденту Республики Беларусь разрешено приобретать иностранную валюту для расчетов по сделкам, заключенным с нерезидентом, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг) (подп.20.6 п.20).

 

* Письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/164 «Разрешение на приобретение иностранной валюты».

Разрешено субъектам валютных операций - резидентам покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для расчетов с резидентами по договорам финансовой аренды (лизинга) в иностранной валюте, исполнение обязательств по которым начато до 1 июля 2012 г., при условии, что объект лизинга был приобретен лизингодателем за иностранную валюту.

 

* Письмо Национального банка Республики Беларусь от 09.12.2013 № 31-15/322 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)».

Отменяет разрешения на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга), данные письмами Нацбанка от 21.06.2012 № 31-12/165 и от 06.06.2013 № 31-12/136. Данным письмом Нацбанк разрешает субъектам валютных операций - резидентам покупать и использовать иностранную валюту для осуществления расчетов, предусмотренных вышеуказанными письмами, в рамках договоров финансовой аренды (лизинга), исполнение обязательств по которым начато до 10 декабря 2013 г., до прекращения обязательств по данным договорам.

 

* Письмо Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2013 № 31-15/339 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)».

Разрешает субъектам валютных операций - резидентам покупать и использовать иностранную валюту для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга) в иностранной валюте, заключенным с субъектами валютных операций - резидентами на срок свыше 1 года, при условии, что объект финансовой аренды (лизинга) импортного производства был полностью или частично приобретен (получен) лизингодателем у производителя (его официального дилера, дистрибьютора) за счет кредитов в иностранной валюте, предоставляемых банками Республики Беларусь, кредитов (займов) в иностранной валюте (в т.ч. коммерческих), полученных у нерезидентов.

 

* Письмо Национального банка Республики Беларусь от 06.05.2014 № 31-15/177 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)».

Разрешает субъектам валютных операций - резидентам покупать и использовать иностранную валюту для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга) транспортных средств в иностранной валюте, заключенным с субъектами валютных операций - резидентами при условии, что объект финансовой аренды (лизинга) транспортных средств приобретался в соответствии с Указом № 450.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2019 г. письма № 31-15/177 и № 31-15/339 утратили силу в соответствии с п.2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций».

 

* Письмо Национального банка Республики Беларусь от 08.05.2014 № 04-20/433 «О кредитовании в иностранной валюте».

Национальный банк дал разъяснения по вопросу кредитования в иностранной валюте для приобретения у нерезидента Республики Беларусь объекта лизинга, бывшего в употреблении, для последующей его передачи лизингополучателю - резиденту Республики Беларусь.

Аналитические материалы

С.Шиманович, директор Ассоциации лизингодателей Беларуси

Заключаем договор лизинга: оценка финансового состояния лизингополучателя и инвестиционный анализ лизинговой сделки.

 

Е.Четверикова, магистр юридических наук, юрист Revera Consulting Group

Организация осуществляет лизинговую деятельность. Ее уставный фонд сформирован в размере 110 миллионов белорусских рублей. Какие действия необходимо совершить организации, чтобы продолжить осуществление лизинговой деятельности с учетом вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности»?

 

Д.Михайлов, юрист

Договор поставки предмета лизинга.

 

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Какие последствия предусмотрены в случае осуществления лизинговой деятельности без включения в реестр лизинговых организаций?

 

10.09.2014

 

Кирилл Шиманович, юрист, директор совместного общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕРКОНСАЛТЛИЗИНГ»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»