


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С 1 марта 2016 г. вступили в силу основные положения Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 475).
Наиболее многочисленные изменения произошли в Указе Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Указ № 450). Они затрагивают как общие положения в области лицензирования, так и отдельные виды лицензируемой деятельности.
С 1 марта 2016 г. (после вступления в силу Указа № 475) лицензируемых видов деятельности стало 36 вместо прежних 37 (из перечня лицензируемых видов деятельности исключена деятельность, связанная с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов).
![]() |
Обратите внимание! Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны до 1 июня 2016 г.: • обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом № 475, если такие требования и условия изменяются по отношению к лицензионным требованиям и условиям, действующим до 1 марта 2016 г., и представить до 1 июня 2016 г. информацию об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий в лицензирующие органы, если иной срок не установлен в подп.3.1 п.3 Указа № 475; • сдать в лицензирующие органы оригиналы (дубликаты) специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, не подлежащих лицензированию с 1 марта 2016 г. (п.3 Указа № 475). |
Лицензиатам, осуществляющим деятельность на основании лицензий, выданных до 1 марта 2016 г., при условии соблюдения новых лицензионных требований не нужно предпринимать каких-либо действий: они вправе осуществлять свою деятельность по ранее выданным лицензиям.
Лицензии, действительные по состоянию на 28 ноября 2015 г., признаются бессрочными (п.2 Указа № 475).
В данном пособии рассматриваются основные изменения, касающиеся общих разделов положений о лицензировании, а также наиболее важные и существенные, по мнению автора, изменения лицензионных требований по отдельным видам деятельности.
Изменения и дополнения, касающиеся общих положений о лицензировании
Указом № 475 введено понятие «лицензируемые виды деятельности», которое ранее отсутствовало.
В новой редакции Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом № 450 (далее - Положение), указано, что к лицензируемым относятся виды деятельности, которые могут создать угрозу нанесения ущерба интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды и регулирование которых не может быть обеспечено иными методами, кроме как лицензированием (часть вторая п.1 Положения).
Таким образом, закреплены критерии, по которым законодатель относит ту или иную деятельность к деятельности, требующей получения лицензии или специального разрешения.
До 1 марта 2016 г. Положение содержало указание на то, что лицензионные требования, предъявляемые к соискателям, установлены самим Положением. В настоящее время в соответствии с абзацем 3 п.2 Положения к лицензионным требованиям и условиям не могут быть отнесены:
• требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом;
• требования законодательства, соблюдение которых является обязанностью любого субъекта хозяйствования;
• требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
• требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
В целом соискатели лицензии и лицензиаты и до введения данной нормы осознавали, что исполнение всех требований законодательства, касающихся осуществления лицензируемой деятельности, является беспрекословным условием и обязательным требованием, игнорирование которого может привести к аннулированию лицензии. Однако законодатель решил еще раз напомнить о необходимости соблюдения требований всех законодательных актов и не ограничиваться выполнением исключительно лицензионных требований, установленных Положением.
Указом № 475 определен порядок подачи заявления о выдаче лицензии. В частности, данное заявление и все прилагаемые к нему документы могут быть представлены в лицензирующий орган лично соискателем (его уполномоченным представителем), направлены по почте заказным письмом с уведомлением или направлены в виде электронного документа (абзац 1 п.101 Положения).
Порядок направления заявления о выдаче лицензии в виде электронного документа определен Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
В перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии, внесена небольшая корректировка. К заявлению не потребуется больше прикладывать копию документа о государственной регистрации, копии учредительных документов, достаточно будет указать в самом заявлении о выдаче лицензии регистрационный номер, дату государственной регистрации и регистрирующий орган (подп.15.1 п.15 Положения).
Дополнен также список оснований для отказа в выдаче лицензии, в частности появилось два дополнительных аспекта.
В выдаче лицензии будет отказано в случаях:
• нахождения соискателя в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
• принятия судом в отношении соискателя решения о банкротстве с ликвидацией должника юридического лица (прекращением деятельности должника индивидуального предпринимателя) (абзац 6 п.24 Положения).
Нововведение установлено нормами Указа № 475 в отношении случаев реорганизации лицензиатов. Юридические лица, созданные в результате выделения или присоединения юридического лица, смогут осуществлять лицензируемую деятельность на основании лицензии, выданной ранее реорганизованному юридическому лицу, необходимо будет только внести в месячный срок соответствующие корректировки (п.70 Положения). В прежней редакции Положения в данном случае требовалось получение новой лицензии.
Указом № 475 скорректирован порядок прекращения действия лицензии. Вопрос о прекращении лицензии рассматривается в присутствии лицензиата (его уполномоченного представителя). Если лицензиат не может по уважительным причинам присутствовать при рассмотрении вопроса, он имеет право письменно представить в лицензирующий орган мнение относительно вопроса прекращения действия лицензии (п.851 Положения). При ликвидации (прекращении деятельности) лицензиата, смерти лицензиата действие лицензии прекращается автоматически без вынесения решения лицензирующим органом (п.83 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2019 г. следует руководствоваться п.851 Положения с учетом изменений, внесенных Указом от 02.09.2019 № 326, не повлиявших на суть материала. Комментарии см. здесь. |
В то же время пока не совсем понятно, насколько будут учитываться мнение и аргументированные возражения лицензиата при принятии решения о прекращении действия лицензии.
Важные изменения внесены Указом № 475 в отношении срока действия лицензии: лицензия действует со дня принятия решения о ее выдаче и сроком не ограничивается (п.56 Положения).
Изменения и дополнения, затрагивающие лицензирование отдельных видов деятельности
Указом № 475 внесены изменения и дополнения в положения по всем видам лицензируемой деятельности.
Адвокатская деятельность (глава 10 Положения)
Не имеют права на получение лицензии на адвокатскую деятельность физические лица, если в отношении них, либо в отношении индивидуального предпринимателя, в качестве которого они были зарегистрированы, либо в отношении юридического лица, учредителем или руководителем которого являлось это физическое лицо, в течение 1 года до дня обращения за получением лицензии было принято решение о прекращении действия или об аннулировании лицензии на осуществление адвокатской деятельности (деятельности по оказанию юридических услуг) (абзац 5 части второй п.102 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2019 г. следует руководствоваться абз.5 ч.2 п.102 Положения в ред. Указа № 326. Комментарии см. здесь. |
Деятельность в области автомобильного транспорта (глава 12 Положения)
Пункт 124 Положения Указом № 475 изложен в новой редакции: добавлен такой квалифицирующий признак, как повторность (в течение 12 месяцев подряд), теперь грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:
• повторное выполнение автомобильной перевозки водителем, не прошедшим предрейсовый осмотр;
• повторное привлечение к осуществлению деятельности водителя, уровень подготовки которого не соответствует законодательным требованиям;
• повторный выпуск транспортного средства без оформленного путевого листа или других транспортных документов;
• повторное выполнение перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без заказа-наряда на фрахтование транспортного средства;
• повторное использование транспортного средства, оформленного в качестве такси, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, в том числе без путевого листа.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2019 г. следует руководствоваться п.124 Положения с учетом изменений, внесенных Указом № 326. Комментарии см. здесь. |
Деятельность в области связи (глава 15 Положения)
Со вступлением Указа № 475 в силу лицензии не будут требоваться для безвозмездной услуги передачи данных с выходом в глобальную компьютерную сеть Интернет посредством сети передачи данных общей монтированной емкостью 128 портов и менее в пунктах коллективного пользования интернет-услугами (компьютерных клубах, интернет-кафе, иных местах, в которых обеспечивается коллективный доступ к Интернету) (абзац 4 части второй п.145 Положения).
Ранее Положение не содержало указания на то, что данная деятельность не подпадает под лицензируемую.
Деятельность по обеспечению пожарной безопасности (глава 18 Положения)
Не требуется получения лицензии для:
• реализации средств противопожарной защиты юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими их производство на территории Республики Беларусь;
• создания и функционирования внештатных пожарных формирований, осуществляющих тушение пожаров;
• проведения испытаний на пожарную опасность, на огнестойкость объектов (материалов);
• эксплуатации пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей (п.10 приложения 1 к Положению).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2019 г. следует руководствоваться п.10 приложения 1 к Положению в ред. Указа № 326. Комментарии см. здесь; |
• выполнения проектировщиками в рамках проектных работ расчетов по обеспечению пожарной безопасности (за исключением расчетов температурного режима пожара и соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов проектных решений по эвакуации людей из помещений и здания) (часть вторая п.175 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2019 г. следует руководствоваться ч.2 п.175 Положения с учетом изменений, внесенных Указом № 326. Комментарии см. здесь. |
Деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду (глава 22 Положения)
Введены новые виды работ и оказания услуг в сфере деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, выполнение или оказание которых потребует наличия лицензии.
В частности, будет требоваться лицензия для:
• обезвреживания медицинских отходов 1-3-го классов опасности методом автоклавирования, а также химическим методом путем использования химических дезинфицирующих средств;
• обезвреживания жидких отходов путем разбавления водой до показателей, установленных техническими нормативными правовыми актами, с последующим сливом в канализацию;
• применения озоноразрушающих веществ при техническом обслуживании, ремонте оборудования и технических устройств, для эксплуатации которых в соответствии с необходимы озоноразрушающие вещества, при обеззараживании и очистке подкарантинных объектов, в том числе подкарантинной продукции (п.214 Положения).
Также расширен перечень грубых нарушений лицензируемой деятельности:
1) невыполнение мероприятий по сокращению использования озоноразрушающих веществ;
2) применение озоноразрушающих веществ, не включенных в указанный в лицензии перечень разрешенных озоноразрушающих веществ;
3) использование отходов 1-3-го классов опасности, не включенных в указанный в лицензии перечень разрешенных к использованию отходов 1-3-го классов опасности, перечень обезвреживаемых отходов (подп.223.1 п.223 Положения).
Деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями (глава 23 Положения)
Не требуется получения лицензии для:
• выполнения работ (оказания) услуг с химическими соединениями и растворами, содержащими драгоценные металлы, кроме твердых сплавов;
• использования в производстве алмазов в инструменте (изделиях) производственно-технического назначения;
• реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;
• сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, при сборе отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать их сбор в соответствии с законодательными актами (п.225 Положения).
Деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (глава 28 Положения)
Исключено лицензионное требование о необходимости наличия заключения органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь о соответствии производства (помещения), на котором предполагается выпуск (хранение) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации (абзац 2 п.286 Положения).
Медицинская деятельность (глава 32 Положения)
Лицензирование медицинской деятельности претерпело достаточно существенные изменения.
В частности, получение лицензии больше не требуется государственным организациям здравоохранения и Белорусскому Обществу Красного Креста (часть третья п.320 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2019 г. следует руководствоваться ч.3 п.320 Положения с учетом изменений, внесенных Указом № 326. Комментарии см. здесь. |
На практике получение лицензий медицинскими учреждениями государственной формы собственности ранее носило достаточно формальный характер, поэтому вопрос отмены требования о наличии лицензии давно обсуждался и в конечном итоге данное требование было отменено.
Также требование о наличии лицензии отменено для экспертной медицинской деятельности (освидетельствование на предмет выявления состояния алкогольного опьянения, пригодности к управлению транспортным средством, допуска к работе) и для выполнения работ и оказания услуг по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и изделий медицинского назначения (подп.326.2 п.326 Положения).
В то же время, несмотря на отмену требований о лицензировании для отдельных видов медицинской деятельности, Указом № 475 введены нормы, которые ужесточают условия получения лицензии для отдельных соискателей.
Так, организациям частной формы собственности для получения лицензии необходимо иметь в штате только тех работников, которые имеют высшее и (или) среднее специальное образование, обладающих первой и высшей квалификационной категорией (подп.322.2.2 п.322 Положения).
Дополнен перечень грубых нарушений при осуществлении медицинской деятельности. Теперь к нарушениям будут относиться:
• отсутствие медицинской документации, наличие и ведение которой требуется для выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемую деятельность;
• отсутствие медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемую деятельность;
• отсутствие в штате работника, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договора на их техническое обслуживание;
• отсутствие исправной медицинской техники;
• нарушение требования о представлении в Министерство здравоохранения Республики Беларусь документов о назначении на должности работников, когда такое уведомление требуется законодательно (п.329 Положения).
Оказание юридических услуг (глава 34 Положения)
Претерпели существенные изменения и требования к лицензированию юридической деятельности.
В частности, исключено понятие «свидетельство об аттестации юриста», наличие данного свидетельства у руководителя (индивидуального предпринимателя) и не менее чем двух работников ранее являлось обязательным условием для получения лицензии (п.342 Положения).
После вступления в силу Указа № 475 получение лицензии для осуществления юридической деятельности потребует соблюдения требования о формировании штата из работников, включая руководителя организации и его заместителей (за исключением технического и вспомогательного персонала), с высшим юридическим образованием и наличие не менее двух работников, работающих у соискателя лицензии по основному месту работы, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет, являющихся гражданами Республики Беларусь (п.346 Положения).
Уточнено, что к лицензионным требованиям относятся:
• осуществление и обеспечение осуществления лицензируемой деятельности только гражданами Республики Беларусь, имеющими высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет;
• наличие договоров на оказание юридических услуг, заключенных в соответствии с законодательством, журнала учета сведений о финансовых операциях, правил внутреннего контроля и журнала учета специальных формуляров;
• соблюдение Правил профессиональной этики лиц, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг, утверждаемых Министерством юстиции Республики Беларусь;
• соблюдение Правил осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утверждаемых Министерством юстиции Республики Беларусь (подп.347.2 п.347 Положения).
Также уточнен перечень грубых нарушений, к которым относятся:
1) оказание юридических услуг без заключения в письменной форме договора на оказание юридических услуг;
2) оказание юридических услуг работниками лицензиата, не являющимися гражданами Республики Беларусь либо не имеющими высшего юридического образования и (или) стажа работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет;
3) оказание юридических услуг при несоответствии лицензиата лицензионным требованиям в отношении формирования штата.
Страховая деятельность (глава 41 Положения)
В области страхования введены новые лицензионные требования. В частности, обязательным для получения лицензии будут являться:
1) соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами в отношении обеспечения минимального размера уставного фонда, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, нормативов (включая норматив расходов на ведение дела), соотношения финансовых активов и обязательств, принятых по договорам страхования (сострахования, перестрахования), формирования, размещения и использования страховых резервов, иных фондов и собственных средств, осуществления инвестиций, оплаты труда, осуществления обязательного и добровольного страхования (включая порядок передачи обязательств по договорам страхования другому лицензиату), сострахования, перестрахования;
2) наличие в штате страховой организации не менее одного работника с высшим математическим, техническим и (или) экономическим образованием, осуществляющего актуарные расчеты размеров страховых тарифов, страховых взносов (страховых премий), а также других величин и показателей, связанных со страховой деятельностью (далее - специалист, осуществляющий актуарные расчеты);
3) обеспечение назначения специалиста, осуществляющего актуарные расчеты, в течение месяца со дня увольнения предыдущего специалиста;
4) представление лицензиатом в Министерство финансов Республики Беларусь сведений в письменной форме о назначении специалиста, осуществляющего актуарные расчеты, вместо предыдущего специалиста с приложением копий трудового договора (контракта), заключенного с новым специалистом, осуществляющим актуарные расчеты, приказа о приеме его на работу (назначении на должность) и документов, подтверждающих наличие у него высшего математического, технического и (или) экономического образования, в течение месяца со дня назначения такого специалиста (подп.418.1 п.418 Положения).
Судебно-экспертная деятельность (глава 411 Положения)
Расширен перечень лицензионных требований в данной сфере:
• наличие материально-технической базы и условий для производства судебных экспертиз по заявленным видам судебных экспертиз;
• представление в Государственный комитет судебных экспертиз в установленном им порядке отчета об оказанных услугах и сведений о приеме на работу (увольнении с работы) лиц, имеющих свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта.
Также Указом № 475 расширен перечень грубых нарушений, в которые включено дополнительное положение - непредставление в Государственный комитет судебных экспертиз сведений о приеме на работу (увольнении с работы) лиц, имеющих свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта (п.4223 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. следует руководствоваться гл.411 Положения в ред. Указа от 13.08.2020 № 306. |
Комментарии и пособие
Я.Глинская, экономист
С 1 марта 2016 года сокращается количество лицензируемых видов деятельности. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475.
А.Штейнер, юрист, специалист в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда
Изменения в порядке лицензирования в области атомной энергии и источников ионизирующего излучения. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475.
По материалам сайта Министерства экономики Республики Беларусь (http://www.economy.gov.by/ru/comments/ukazom-prezidenta-respubliki-belarus-ot-26-nojabrja-2015-g--475-sokrascheno-kolichestvo-litsenziruemyx-vidov-dejatelnosti-a-litsenzii-stanut-bessrochnymi_i_/docs/0000003779l)
Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2015 г. № 475 сокращено количество лицензируемых видов деятельности, а лицензии станут бессрочными. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475.
По материалам сайта Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (http://mchs.gov.by/rus/main/events/news/~year__m22=2015~month__m22=11~page__m22=1~news__m22=66325)
Пожарная безопасность: отмена лицензирования по значительному количеству позиций. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475.
04.03.2016
Ольга Цедик, помощник адвоката адвокатского бюро «Сорайнен»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»