Вопрос-ответ от 10.03.2016
Автор: Новикова И.

Как учитывать то время, когда водитель перед рейсом проверяет автомобиль и готовится к выезду, а после рейса сдает автомобиль? Как правильно учитывать время простоя транспортных средств?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Как учитывать то время, когда водитель перед рейсом проверяет автомобиль и готовится к выезду, а после рейса сдает автомобиль? Как правильно учитывать время простоя транспортных средств?

 

ОТВЕТ: Данное время относится к подготовительно-заключительному и учитывается как рабочее. Учет времени простоя ведется в листках простоя или с помощью особых отметок в путевых листах.

Учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемое в соответствии с законодательством в рабочее время.

Как фактически отработанное должно учитываться время выполнения основных и подготовительно-заключительных операций (получение наряда, материалов, инструментов, ознакомление с техникой, документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и др.), перерывов, предусмотренных технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии - нанимателем по согласованию с профсоюзом (части четвертая, восьмая ст.133 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Кроме того, абзацем 2 п.9 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82, установлено, что к рабочему времени водителя автомобиля относится в том числе подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 мин.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2019 г. Положение № 82 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2018 № 13 изложено в новой редакции. Комментарий см. здесь.

 

С учетом изложенного время, затрачиваемое на проверку автомобиля перед рейсом, а также время сдачи автомобиля после рейса признается рабочим временем и, следовательно, учитывается в табеле использования рабочего времени.

В п.19 названного Положения установлен следующий порядок учета и оформления простоев:

• время внутрисменных простоев учитывается начиная с 5 мин.;

• учет времени простоя водителей автомобилей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе установленной формы;

• время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается и оформляется выдачей разовых нарядов.

Таким образом, наниматель устанавливает форму листка простоя, который в случае простоя автомобиля оформляется как самостоятельный документ, либо производятся отметки в путевых листах установленной формы.

 

Справочно

Формы путевых листов приведены в постановлении Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» и постановлении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.03.2012 № 25 «Об установлении форм путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утверждении Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров и признании утратившими силу постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 октября 2003 г. № 44 и от 28 марта 2008 г. № 38».

 

10.03.2016

 

Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Министерства энергетики Республики Беларусь