


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 15.12.2014 № 771 «Об утверждении Типовых правил внутреннего контроля для лизинговых организаций». Совершенствование законодательства в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма
Необходимость принятия нормативного правового акта
Подготовку постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 15.12.2014 № 771 «Об утверждении Типовых правил внутреннего контроля для лизинговых организаций» (далее - постановление) обусловила необходимость соблюдения международных стандартов ФАТФ в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма и вступление в силу 4 января 2015 г. Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее - Закон).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 октября 2016 г. взамен постановления действует постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 «Об утверждении Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части осуществления ими деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения». |
![]() |
Справочно ФАТФ (FATF - Financial Action Task Force on Money Laundering - группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) - межправительственная организация, устанавливающая стандарты и разрабатывающая политику в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, созданная в 1989 г. по решению глав государств и правительств «семерки». В ФАТФ входят 34 страны и две международные организации. А в глобальную сеть ФАТФ вовлечены более 180 стран, которые взяли на себя обязательство бороться с отмыванием денег, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. |
В подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» Национальный банк Республики Беларусь (далее - Национальный банк) определен государственным органом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении лизинговыми организациями лизинговой деятельности. Поэтому контроль в части соблюдения законодательства по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения в отношении лизинговых организаций также возложен на Национальный банк (абзац 2 части первой ст.16 Закона). На основании части второй ст.5 и части второй ст.16 Закона Национальный банк должен утвердить типовые правила внутреннего контроля с учетом особенностей деятельности лиц, осуществляющих финансовые операции, и общих требований к правилам внутреннего контроля (приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2014 № 1249).
Постановлением утверждены Типовые правила внутреннего контроля для лизинговых организаций (далее - Типовые правила).
![]() |
Обратите внимание! Национальный банк в письме от 18.02.2015 № 21-20/79 «О правилах внутреннего контроля лизинговых организаций« (далее - письмо № 21-20/79) рекомендовал лизинговым организациям не позднее 1 месяца после вступления в силу постановления (7 февраля 2015 г.) привести требования своих правил внутреннего контроля в соответствие с требованиями Типовых правил. |
Типовые правила определяют порядок осуществления мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, принимаемых лизинговыми организациями при осуществлении ими лизинговой деятельности, а также требования к правилам внутреннего контроля, осуществляемого лизинговыми организациями (далее - правила внутреннего контроля).
Основные положения, которые должны включать правила внутреннего контроля, осуществляемого лизинговыми организациями, определены п.3 Типовых правил.
С учетом того что ключевыми звеньями в системе внутреннего контроля являются ответственные должностные лица, Типовыми правилами установлено, что:
• выполнение функций, указанных в части первой п.4 Типовых правил, в лизинговой организации может быть возложено на одного или нескольких ответственных должностных лиц. Такие лица должны назначаться приказом руководителя лизинговой организации;
• должностным лицом, ответственным за выполнение правил внутреннего контроля, назначается руководитель лизинговой организации либо его заместитель.
Вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения уделяется повышенные внимание и требования со стороны таких международных организаций, как ФАТФ, Международный валютный фонд, Базельский комитет по банковскому надзору, Всемирный банк, Организация Объединенных Наций. Лизинговые организации со своей стороны осуществляют внутренний контроль по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения с целью минимизации рисков. Необходимость четкого взаимодействия всех работников лизинговой организации для выполнения комплекса мероприятий по идентификации клиентов и мониторингу финансовых операций на различных стадиях их осуществления обусловила нормативное закрепление требований по созданию системы внутреннего контроля, правил ее функционирования и соответствующего распределения прав и обязанностей ее элементов.
Система внутреннего контроля в лизинговых организациях реализуется по следующим основным направлениям:
• идентификация всех клиентов лизинговой организации, осуществляющих финансовые операции, а также хранение сведений, содержащих идентификационные данные;
• мониторинг операций клиентов на предмет выявления подозрительных операций, документальное фиксирование финансовых операций, подлежащих особому контролю, и передача соответствующих сведений в орган финансового мониторинга (часть вторая п.8 Типовых правил).
Идентификация включает оценку и присвоение работе с клиентом степени риска (часть вторая п.9 Типовых правил).
Вводится двухуровневая шкала рисков, включающая в себя низкую и высокую степень риска.
В зависимости от степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, лизинговыми организациями применяются упрощенные или расширенные меры внутреннего контроля. Перечень указанных мер содержится в п.5 Типовых правил.
Лизинговые организации самостоятельно определяют факторы, повышающие (понижающие) степень риска работы с клиентом, в соответствии с характером и объемом осуществляемых операций, в том числе из факторов, приведенных в п.6 Типовых правил. Установление возможности дополнения лизинговыми организациями факторов, повышающих (понижающих) степень риска, обусловлено особенностями их деятельности, клиентской базы, а также спецификой осуществляемых финансовых операций.
При проведении идентификации клиентов лизинговые организации должны использовать анкетирование - составление анкеты клиента (часть первая п.10 Типовых правил). В зависимости от присвоенной работе с клиентом степени риска заполняется анкета стандартной или расширенной формы. Форму анкеты клиента лизинговые организации разрабатывают самостоятельно с учетом особенностей их деятельности и вида осуществляемых операций. При этом анкета стандартной формы заполняется по клиентам, работа с которыми оценивается лизинговой организацией низкой степенью риска, и должна содержать перечень идентификационных данных, фиксируемых в соответствии со ст.8 Закона.
В анкету расширенной формы могут включаться дополнительные идентификационные данные согласно перечню, который содержится в приложении 2 к Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818.
![]() |
Обратите внимание! Для приведения в соответствие с Типовыми правилами анкет клиентов, составленных лизинговыми организациями до 4 января 2015 г., Национальный банк письмом № 21-20/79 рекомендовал обновить (актуализировать) их с учетом срока, предусмотренного п.12 Типовых правил. |
Критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций
В Типовых правилах определены критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций для лизинговых организаций на основании абзаца 5 части второй ст.16 Закона. Критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций рекомендуется включать в порядок выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю, в следующих целях:
• для определения, оценки и принятия мер по снижению собственных рисков лизинговой организации возможного вовлечения в процессы легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
• для выявления финансовых операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Выявление финансовых операций, вызывающих подозрение
В Типовых правилах регламентирован порядок действий лизинговой организации при выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения.
Особое внимание необходимо обратить на п.21 Типовых правил, которым определены действия ответственного должностного лица лизинговой организации при выявлении подозрительной операции.
При наличии (отсутствии) обоснованных подозрений для отнесения финансовой операции клиента к подлежащей особому контролю ответственное должностное лицо лизинговой организации принимает мотивированное решение о признании финансовой операции клиента подозрительной (неподозрительной) и представлении (непредставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга. Обоснование принятия решения об отнесении финансовой операции к неподозрительной в обязательном порядке должно фиксироваться ответственным должностным лицом в сообщении, которое составляется работником лизинговой организации.
Регистрация финансовых операций в специальном формуляре
Финансовые операции, подлежащие особому контролю, регистрируются в специальном формуляре в порядке, установленном Инструкцией о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367 (далее - Инструкция № 367). Вышеуказанным постановлением утверждена и форма специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю.
При этом датой осуществления финансовой операции по передаче предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга) считается дата фактической передачи предмета лизинга (подписания акта приема-передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи предмета лизинга) (часть четвертая п.33 Инструкции № 367).
По финансовым операциям по передаче имущества в финансовую аренду (лизинг) специальный формуляр заполняется на сумму договора финансовой аренды (лизинга) и не заполняется на суммы лизинговых платежей в рамках этого договора, если такие операции подпадают под условие 4 особого контроля справочника условий особого контроля согласно приложению 3 к Инструкции № 367 (часть пятая п.35 Инструкции № 367).
Представление специального формуляра
Лизинговые организации обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в электронном виде в орган финансового мониторинга на основании абзаца 10 части первой ст.6 Закона.
В настоящее время Национальным банком разрабатывается технология представления лизинговыми организациями специальных формуляров в виде электронного документа в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - ДФМ) через систему передачи финансовой информации Национального банка.
До урегулирования данного вопроса в случае невозможности передачи по техническим причинам специальных формуляров в виде электронных документов существует возможность представления в ДФМ формуляров на бумажном носителе с сопроводительным письмом (часть первая п.83 Инструкции № 367).
Квалификационные требования и обучение
Типовыми правилами установлены требования к квалификации соответствующих должностных лиц. Ответственные должностные лица лизинговой организации должны иметь высшее образование и опыт работы по экономической или юридической специальности в организации, осуществляющей финансовые операции, государственных органах или организациях не менее 6 месяцев. При отсутствии высшего образования такие ответственные должностные лица должны иметь опыт работы по экономической или юридической специальности в организации, осуществляющей финансовые операции, государственных органах или организациях не менее 1 года (п.24 Типовых правил).
Предусмотрен порядок проведения инструктажа работников лизинговой организации и проверки их знаний. Факт проведения с работником лизинговой организации инструктажа по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения и проверки знаний должен фиксироваться в специальном журнале, форму и содержание которого лизинговая организация устанавливает самостоятельно, и подтверждаться подписью этого работника (п.27 Типовых правил).
С 4 января 2015 г. введена административная ответственность, в том числе для лизинговых организаций и их работников, по ст.11.72 «Невыполнение мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» и ст.23.20 «Нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Принятие постановления будет способствовать оптимизации работы лизинговых организаций в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения за счет перераспределения усилий между мероприятиями по идентификации клиентов и выявлению подозрительных финансовых операций. В конечном итоге это позволит выявлять клиентов, финансовые операции которых не соответствуют характеру их деятельности и имеют признаки легализации преступных доходов.
В целом постановление направлено на создание системы государственного регулирования лизинговой деятельности и контроля за ней, развитие данного сегмента финансового рынка путем выработки четких правил деятельности лизинговых организаций в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
19.03.2015
Светлана Лысенок, главный специалист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь