


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818 «О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь». Новшества в вопросах внутреннего контроля
Комментируемое постановление (далее - постановление) разработано на основании части второй ст.5 и во исполнение абзаца 2 ст.19 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее - Закон).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2020 г. правила внутреннего контроля определяются лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом общих требований, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, и требований к правилам внутреннего контроля, определяемых государственными органами, государственным учреждением «Администрация Парка высоких технологий», осуществляющими контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в соответствии со ст.16 Закона (часть вторая ст.5 Закона в редакции Закона Республики Беларусь от 13.05.2020 № 14-З, далее - Закон № 14-З). |
Постановлением утверждены:
• Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее - Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 января 2021 г. Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля изложена в новой редакции постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.11.2020 № 367; |
• Типовые правила внутреннего контроля, осуществляемого банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь».
Также во исполнение абзаца 3 ст.19 Закона Правление Национального банка Республики Беларусь постановлением от 17.12.2014 № 783 утвердило Рекомендации для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», лизинговых организаций по управлению рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения (далее - Рекомендации по управлению рисками).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 февраля 2019 г. следует руководствоваться постановлением № 783 с учетом изменений, внесенных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2019 № 87. С 31 марта 2021 г. Рекомендации по управлению рисками изложены в новой редакции постановлением Правления Нацбанка от 31.03.2021 № 81. |
Учитывая, что названные утвержденные документы регулируют одну область общественных отношений, их следует рассматривать во взаимосвязи.
В связи с расширением Законом субъектного состава лиц, подконтрольных Национальному банку Республики Беларусь (далее - Нацбанк) в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, действие принятых нормативно-правовых актов кроме банков распространяются на небанковские кредитно-финансовые организации и открытое акционерное общество (далее - ОАО) «Банк развития Республики Беларусь», а Рекомендации по управлению рисками также на лизинговые организации.
Принятие вышеназванных нормативных правовых актов направлено на повышение эффективности законодательных мер борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, а также дальнейшую реализацию в правовой системе Республики Беларусь требований международных стандартов (примечание) по противодействию указанным явлениям. Управление рисками, связанными с легализацией преступных доходов, позволит подконтрольным лицам гибко применять меры внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения для концентрации усилий на участках деятельности, подверженных высокому риску.
![]() |
Справочно Со вступлением в силу постановления утратило силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2008 № 34 «Об утверждении Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности». |
С целью нормативного урегулирования в п.2 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля даны определения терминам «агенты по идентификации», «анкета клиента», «верификация», «идентификация», «представитель клиента», «клиент, осуществляющий разовые операции».
Понятие агенты по идентификации определено в развитие норм, определенных частями семнадцатой-девятнадцатой ст.8 Закона, которые предусматривают возможность передачи обязанности по проведению идентификации по договору либо в случаях, предусмотренных законодательными актами, иной организации. В связи с тем что ответственность за соблюдение требований по идентификации лежит на лице, которое поручило проведение идентификации, Рекомендации по управлению рисками определяют порядок взаимодействия с агентами по идентификации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2020 г. ст.8 Закона изложена в новой редакции Законом № 14-З. |
Анкета клиента как совокупность данных в электронном виде предполагает ведение электронных баз данных анкет клиентов, которые ведутся банками с 2008 г.
Верификация - осуществляемые банком мероприятия по проверке и (или) дополнению данных клиента, полученных в ходе идентификации. Верификация как термин является новым, но, по сути, проверку данных о подозрительных клиентах банки осуществляли и ранее.
Термин «представитель клиента» соотносится с нормами ст.183 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В связи с вопросами, возникающими при отражении в анкетах клиентов финансовых операций «клиентов без открытия счета», термин заменен на «клиент, осуществляющий разовую операцию». То есть, если клиент осуществляет финансовую операцию, сумма которой равна или превышает 1 000 базовых величин не в рамках заключенного договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, данные о такой финансовой операции будут указаны в анкете этого клиента.
![]() |
Справочно Размер базовой величины см. здесь. |
Организация системы внутреннего контроля
Система внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения встраивается в систему внутреннего контроля банка и систему управления рисками банка. Требования к наличию в банке системы управления рисками и системы внутреннего контроля, соответствующим требованиям, установленным Нацбанком, закреплены в абзаце 6 части первой ст.94 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК).
Вопросами осуществления мер в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения занимаются специальные структурные подразделения, которые являются участниками системы внутреннего контроля банка.
Подчиненность руководителя специального подразделения руководителю банка (его заместителю) либо должностному лицу, ответственному за внутренний контроль в банке, определена п.9 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля, что согласуется с нормами ст.1091 БК.
На специальное подразделение возложен функционал по разработке правил внутреннего контроля. Причем должностным лицом за выполнение правил внутреннего контроля, назначается руководитель либо его заместитель в соответствии с приказом руководителя, что соответствует требованиям абзаца 6 части первой ст.6 Закона.
К функции специального подразделения отнесено участие в процессе внедрения новых банковских продуктов. Рекомендациями по управлению рисками предлагается банкам проводить работу по выявлению и оценке риска банковской услуги (продукта).
Определена периодичность отчетности специального подразделения (не реже одного раза в год) перед советом директоров (наблюдательным советом) банка о результатах реализации правил внутреннего контроля, рекомендуемых мерах по совершенствованию системы внутреннего контроля (абзац 10 п.8 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля).
В связи с предоставлением банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» права на принятие решения о приостановлении либо отказе клиентам в осуществлении финансовой операции, отказе в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращения или приостановлении оказания услуг посредством этой системы соответствующие функции закреплены за ответственными должностными лицами. Ответственные должностные лица должны соответствовать установленным квалификационным требованиям и назначаются из числа руководителей (заместителей руководителей) обособленных и иных структурных подразделений или работников специального подразделения.
![]() |
Обратите внимание! При распределении должностных обязанностей работников банка, входящих в организационную систему внутреннего контроля, следует уделить особое внимание четкому распределению зон ответственности, подпадающих под административные правонарушения. |
Административная ответственность предусмотрена за:
• неоднократное (два и более раза в течение 1 года) нарушение установленного порядка анкетирования клиентов, которое влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (часть вторая ст.11.72 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях);
• неоднократное (два и более раза в течение 1 года) нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и (или) представления такого формуляра в орган финансового мониторинга влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (ст.23.20 вышеназванного Кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.12.23 нового Кодекса. |
Управление рисками, связанными с легализацией преступных доходов
Система оценки деятельности по уровням рисков, связанных с легализацией преступных доходов:
• включает в себя оценку риска работы с клиентом для банка, небанковской кредитно-финансовой организации, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в соответствии с Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля;
• дополнительно может включать для банков оценку риска банковской услуги (продукта) в соответствии с Рекомендациями по управлению рисками.
Риск работы с клиентом оценивается по трехуровневой шкале рисков, включающей в себя низкую, среднюю и высокую степень риска. Небанковские кредитно-финансовые организации могут оценивать риск работы с клиентом по двухуровневой шкале рисков, включающей в себя низкую и высокую степень риска (п.16 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля).
Риск банковской услуги (продукта) может оцениваться банком по двухуровневой шкале рисков (часть третья п.5 Рекомендаций по управлению рисками).
В то же время п.17 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля небанковским кредитно-финансовым организациям и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» предоставлено право самостоятельно определять только часть факторов, повышающих (понижающих) степень риска работы с клиентом исходя из специфики их деятельности.
Для установления адекватной системы критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций предусмотрена классификация клиентов по категориям: крупные, средние, малые (часть первая п.33 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля).
Подходы, которые могут использоваться при разработке правил внутреннего контроля для отнесения клиентов к крупным, средним или малым, определены в п.20 Рекомендаций по управлению рисками.
В целях автоматизации процесса присвоения работе с клиентом степени риска по каждому из векторов трехвекторной модели распределения рисков в Рекомендациях по управлению рисками изложена соответствующая методика, основанная на балльной оценке риска.
В целях повышения эффективности процедур мониторинга рисков, связанных с легализацией преступных доходов, Рекомендации по управлению рисками содержат механизмы корректировки системы критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, содержащихся в правилах внутреннего контроля банков.
Для ограничения (снижения) рисков, связанных с легализацией преступных доходов, банк может применить в отношении клиентов с высокой степенью риска меры, предусмотренные правилами внутреннего контроля, вплоть до разрыва деловых отношений с клиентом.
Идентификация и анкетирование клиентов
На современном этапе развития банковских технологий эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения - процесс высокотехнологичный, банки должны иметь специализированное программное обеспечение. К таким программным комплексам относится и электронная база данных анкет клиентов, которая позволяет накапливать идентификационные данные о клиенте, его подозрительных финансовых операциях, рассчитывать степень риска работы с клиентом в целях применения риск-ориентированного подхода. Поэтапное внедрение электронных баз данных анкет клиентов банками начато в 2008 г.
Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля определены:
• случаи, при которых проводится анкетирование клиентов банка;
• требования к форме анкеты (стандартная и расширенная) и перечень указываемых в ней сведений;
• случаи, при которых заполняется анкета расширенной формы;
• требования о доступе работников банка к электронной базе данных анкет клиентов;
• требования к проверке сведений о клиентах с целью отнесения их к иностранным публичным должностным лицам и лицам, занимающим должности, включенные в перечень государственных должностей Республики Беларусь;
• требования к проверке нахождения клиентов в списках террористов;
• требования к электронной базе данных анкет клиентов (ведение истории изменений, наличие поисковых систем, построение информационных связей между клиентами, хранение информации).
По предложению Ассоциации белорусских банков определены отдельные позиции на основании правоприменительной практики:
предусмотрена возможность не обновлять анкету клиента, если по его счету не проводятся активные операции, при отсутствии связи с этим клиентом;
установлен срок в 7 рабочих дней для планового обновления (актуализации) данных анкет клиентов.
Выявление подозрительных финансовых операций
До вступления в силу постановления при выявлении финансовых операций, подлежащих особому контролю, банки руководствовались 55 признаками подозрительности. Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля оптимизирована система признаков подозрительности финансовых операций. На основании анализа количества направленных банками в орган финансового мониторинга сообщений о подозрительных финансовых операциях в разрезе признаков подозрительности ряд признаков был исключен в силу незначительного их количества на протяжении длительного периода времени. Одновременно, основываясь на банковской практике, Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля дополнена новыми признаками подозрительности финансовых операций:
1) с развитием розничного бизнеса, расширением линейки депозитных и кредитных продуктов с использованием платежных карточек банки столкнулись с ситуацией, когда физические лица, применяя в рамках законодательства особенности работы платежных систем, отражения в бухгалтерском учете банков операций по счетам с использованием платежных карточек и начисления процентов по счетам, получают необоснованный доход. Для пресечения указанных явлений разработан признак подозрительности: систематическое осуществление клиентом финансовых операций по счетам, доступ к которым обеспечивается банковской платежной карточкой, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности такие финансовые операции вызывают подозрения, что они осуществляются в целях получения экономически необоснованных доходов либо занижения процентных расходов клиента, и обусловлены отдельными свойствами продукта и (или) особенностями законодательства (подп.60.39 п.60 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля);
2) осуществление клиентом банка финансовой операции по переводу денежных средств, если у банка имеется информация о причастности банка, в том числе банка-нерезидента, в котором открыт счет получателя денежных средств, либо получателя денежных средств к незаконным финансовым операциям или применении к ним санкций за их совершение (подп.60.40 п.60 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля);
3) осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем финансовых операций по текущему (расчетному) банковскому счету с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, в случае если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента) (подп.60.41 п.60 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля);
4) в целях пресечения фактов обналичивания денежных средств со счетов индивидуальных предпринимателей, не связанных с предпринимательской деятельностью, Национальным банком совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь разработан признак подозрительности: разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление индивидуальным предпринимателем финансовых операций на общую сумму, равную или превышающую 500 базовых величин, по снятию наличных денежных средств, перечислению денежных средств на счета физических лиц, в том числе доступ к которым обеспечивается банковской платежной карточкой, при отсутствии платежей по текущему (расчетному) банковскому счету индивидуального предпринимателя, связанных с осуществлением его предпринимательской деятельности. Этот признак используется в течение 6 месяцев со дня открытия в банке индивидуальным предпринимателем текущего (расчетного) банковского счета (подп.60.42 п.60 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля);
5) приобретение иностранной валюты в сумме, превышающей 500 базовых величин малолетним либо несовершеннолетним лицом, а также физическим лицом, достигшим пенсионного возраста, которые с высокой степенью вероятности не в состоянии получать необходимый для подобных операций доход (подп.60.43 п.60 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля).
Частью первой п.66 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля определен перечень критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, при выявлении которых банк, небанковская кредитно-финансовая организация, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» вправе принять решение о приостановлении и (или) об отказе в их осуществлении, отказе в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращении или приостановлении оказания услуг посредством этой системы.
![]() |
Справочно Соответствие признаков подозрительности финансовых операций, установленных п.60 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля, описанию признаков подозрительности, приведенных в приложении 4 к Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367, см. здесь.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2020 г. следует руководствоваться приложением 4 к Инструкции № 367 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.11.2020 № 662. |
Информирование Национального банка
С учетом нормы абзаца 7 части четвертой ст.34 БК Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля установлен объем и сроки представления следующих сведений:
• о назначении руководителя специального подразделения, его заместителя (лиц, их замещающих);
• об установлении в правилах внутреннего контроля банка дополнительных сведений, иных лиц и дополнительных факторов, анализируемых при присвоении работе с клиентом итоговой степени риска;
• об установлении в правилах внутреннего контроля конкретизированных и дополнительных критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций.
Также содержится норма о необходимости уведомления Национального банка об установлении в правилах внутреннего контроля банка дополнительных (кроме тех, которые определены в п.66 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля) критериев и признаков, при выявлении которых банк вправе принять решение о приостановлении и (или) отказе в осуществлении финансовой операции (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств), об отказе в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания, о прекращении или приостановлении оказания услуг посредством этой системы.
Примечание. Международные стандарты устанавливает Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Новая редакция стандартов ФАТФ принята в феврале 2012 г.
30.03.2015
Елена Сугакова, главный специалист управления валютного контроля Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь