


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88». Законодательство о закупках в строительстве изменилось
С 16 августа 2015 г. вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650 (далее - постановление № 650), которым изменяется Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).
Положение в свое время было принято во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591), но имело ряд недостатков, поскольку при сопоставлении норм Указа № 591 и Положения возникали различные толкования норм для регулирования отношений.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». Следует руководствоваться Положением с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2017 № 773 (с 20 октября 2017 г.) и от 11.06.2018 № 448 (с 14 июня 2018 г.). |
Процедуры закупок в строительстве. Правила выбора
Одно из преимуществ постановления № 650 состоит в том, что законодатель в нем разъяснил правила выбора процедур закупок в строительстве в дополнение к нормам Указа № 591.
Так, когда подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве) в соответствии с Указом № 591 не обязательны, у организатора есть право выбора вида процедуры - подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) или переговоров, в частности:
при размещении заказов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, на (подп.71.1 п.71 Положения в редакции постановления № 650): | при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, на (подп.71.2 п.71 Положения в редакции постановления № 650): | в случаях (подп.71.3 п.71 Положения в редакции постановления № 650): | ||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 6 тыс. базовых величин и более | строительство объектов стоимостью менее 6 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов | оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более | строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов | заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов | если подрядные торги (торги), проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора | заключения договоров о выполнении работ по текущему ремонту |
Исключение составляют два случая (то есть когда ни одна из процедур закупок в строительстве (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры) не проводится):
• с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь).
![]() |
Справочно Перечень объектов Белорусской энергетической системы, при строительстве которых проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров не является обязательным, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2014 № 683.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2017 № 31 изменено название перечня № 683: перечень объектов Белорусской энергетической системы, по которым предоставлено право осуществлять строительство без проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и процедур государственных закупок; |
• специализированными организациями, подчиненными республиканскому органу государственного управления, осуществляющему регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проводятся работы по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территориях населенных пунктов, по которым принимались решения об отселении.
Общие правила проведения процедур закупок в строительстве
Постановление № 650 вносит ряд изменений в общие правила проведения процедур закупок в строительстве. Проанализируем новеллы, которые призваны усовершенствовать механизм правового регулирования закупок в строительстве.
По результатам проведения процедур закупок - подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров - заключается договор (договор подряда, оказания услуг, поставки товаров и другие договоры в зависимости от предмета заказа).
Действует общее правило о том, что в заключаемый по результатам проведения процедур закупок договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров).
При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на подрядных торгах (торгах, переговорах), но не изменяющие их существенных условий (п.80 Положения).
Со вступлением в силу постановления № 650 может быть реализовано право заказчика (организатора) на изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (п.91 Положения в редакции постановления № 650).
![]() |
Обратите внимание! Применение данной нормы не ограничено каким-либо этапом процедуры, что предполагает изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг) в любое время, в том числе при заключении договора. |
Таким образом, изменение условия о предмете для договора строительного подряда - наименование и местонахождение объекта, виды (этапы) строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы (абзац 2 п.10 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450) - как существенного возможно в части изменения объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (в конкурсной документации, документации для переговоров) (п.91 Положения в редакции постановления № 650).
Постановление № 650 предусматривает возможность передачи функций по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов коммунальными унитарными предприятиями по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов дочерним унитарным предприятиям (п.142 Положения в редакции постановления № 650), тем самым созданы предпосылки в том числе к профессионализации закупочной деятельности для целей строительства объектов.
Дополнен перечень показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, за счет:
• наличия аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке (так же, как и при размещении заказов на оказание инженерных услуг);
• наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке (п.20 Положения в редакции постановления № 650).
![]() |
Обратите внимание! Перечень показателей для предварительного квалификационного отбора участников для закупаемых товаров (работ, услуг) носит открытый характер. |
Прогрессивной можно назвать норму постановления № 650, позволяющую участникам для участия в подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) представлять предквалификационные документы и конкурсные предложения в письменной и (или) электронной форме в соответствии с законодательством (если это установлено в документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации) (абзац 3 части второй п.15 Положения в редакции постановления № 650).
Однако далее по тексту изменений в постановлении № 650 уточняется, что речь идет о предоставлении участниками предквалификационных документов, конкурсных предложений в форме электронного документа на электронном носителе информации (часть первая п.23, абзац 2 части первой подп.31.3 п.31, абзац 3 части первой п.32 Положения в редакции постановления № 650).
![]() |
Обратите внимание! Здесь могут возникнуть сложности в применении законодательства об электронном документообороте, в частности, поскольку речь идет об электронных документах, то потребуются соответствующие технические, программные и программно-аппаратные средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации в электронном виде (исходя из содержания Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»). Хотя в норме можно усмотреть обеспечение электронной формы посредством передачи документов (не электронных документов в том смысле, в каком они понимаются в названном выше Законе, в том числе по своей структуре) на электронном носителе информации. |
Организатор на основании постановления № 650 получил возможность информировать предполагаемых участников:
• о размещении извещения о проведении подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) в электронной форме (часть вторая п.36 Положения в редакции постановления № 650);
• о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в письменной и (или) в электронной форме, но без уточнения, каким образом данная электронная форма будет обеспечиваться (то есть посредством электронной почты, размещения в отрытом доступе информации и т. п.) (часть четвертая п.23 Положения в редакции постановления № 650).
У заказчика (организатора) также появилась легальная возможность запросить в случае необходимости у участника уточняющую информацию как при проведении предварительного квалификационного отбора участников, так и при проведении подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) (часть девятая п.36 Положения в редакции постановления № 650).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. часть девятая п.36 Положения на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2017 № 605 изложена в новой редакции. |
Постановление № 650 формы протоколов заседания конкурсной комиссии (приложения 1-4 к Положению в редакции постановления № 650) называет примерными, что позволяет заказчикам, организаторам как включать в данные формы не предусмотренные ими сведения, так и исключать те, которые для данной конкретной процедуры не требуются.
В постановлении № 650 уточнен порядок действий организатора для несостоявшихся подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), предусмотренный абзацем 3 подп.1.6 п.1 Указа № 591.
Так, в случаях, когда подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора, организатором принимается решение о проведении повторных подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), или переходе к процедуре переговоров, или отмене подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) (если их проведение в соответствии с законодательством не является обязательным).
Повторные подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве) (с уточнением при необходимости их условий) или переговоры проводятся в порядке, установленном Положением (часть пятнадцатая п.36 Положения в редакции постановления № 650).
Пункт 9 Положения, касающийся применения преференциальной поправки, постановлением № 650 уточнен таким образом, чтобы из нормы была очевидна цель применения преференциальной поправки - предоставление преимуществ только при сравнении предложений участников, в частности цены предложений.
После выбора победителя процедуры договор заключается с ним по цене его предложения несмотря на то, что при сравнении конкурсной комиссией цена предложения была уменьшена на 15 %.
Сам порядок применения преференциальной поправки в Положении не установлен, но, полагаем, он может содержаться в конкурсной документации, документации для переговоров.
В отсутствие в документации порядка применения преференциальной поправки, исходя из содержания п.9 Положения в редакции постановления № 650, участнику необходимо заявить о применении к цене его предложения преференциальной поправки с приложением соответствующих подтверждающих документов (подтверждающих происхождение товаров, работ, услуг).
Процедуры закупок при строительстве особых объектов
Постановление № 650 дополнило перечень случаев проведения закрытого конкурса (при проведении подрядных торгов и торгов на закупку товаров при строительстве), а именно закрытый конкурс проводится по:
• объектам, строительство которых осуществляется в военных целях;
• объектам строительства, связанным с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности;
• объектам строительства, связанным с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь» (абзацы 6-8 части первой п.7 Положения в редакции постановления № 650).
Положением предусмотрено, что решение о размещении заказов путем проведения подрядных торгов (торгов) в форме закрытого конкурса принимается их организатором в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
Однако особенности порядка организации и проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) в указанных выше случаях определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, которые являются организаторами таких подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), либо государственных органов, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) (часть третья п.7 Положения в редакции постановления № 650).
Иными словами, порядок проведения закрытых конкурсов для указанных случаев будет определяться на уровне локальных нормативных правовых актов государственных органов, которые являются организаторами таких подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), либо государственных органов, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве).
![]() |
Обратите внимание! Постановление № 650 не содержит каких-либо специальных требований для публичного размещения таких особенностей порядка организации и проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве). |
Помимо дополнения перечня случаев для закрытого конкурса для тех же случаев (объектов) установлены правила для переговоров, имеющие в части порядка их организации и проведения также отсылочный характер к локальным нормативным правовым актам государственных органов, которые являются организаторами таких переговоров, либо государственных органов, в подчинении которых находятся организаторы переговоров (п.781 Положения в редакции постановления № 650).
![]() |
Справочно О изменениях, внесенных в порядок проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, см. здесь. |
12.08.2015
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»