Вопрос-ответ от 02.08.2018
Автор: Дернович Е.

Листки нетрудоспособности подлежат уничтожению по истечении 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если такая проверка не проводилась - 10 лет. Почему в пояснениях в Перечне типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, указана налоговая проверка, а не проверка органов ФСЗН? Если в течение 10 лет не было проверки ФСЗН, можно ли уничтожить данные документы?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Листки нетрудоспособности подлежат уничтожению по истечении 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если такая проверка не проводилась - по истечении 10 лет (п.198 Перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140, далее - Перечень).

Почему в пояснениях в Перечне указана именно налоговая проверка, а не проверка органов ФСЗН? Если в течение данного срока не было проверки ФСЗН, может ли организация уничтожить данные документы?

 

ОТВЕТ: Уничтожать можно после проверки налоговыми органами по истечении 3 лет либо через 10 лет, если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась.

Перечень является нормативным правовым актом. Он был согласован с заинтересованными государственными органами (организациями), в том числе с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, на основании Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2019 г. Указ № 359 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 10.07.2019 № 265 утратил силу. Нормы Указа № 359 легли в основу Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Подробнее см. здесь.

 

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальные органы наделены правом осуществлять проверки плательщиков обязательных страховых взносов согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Так, проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (часть первая п.16 приведенного Указа № 510).

Таким образом, трехлетний срок хранения совпадает с 3 годами, за которые может быть проведена проверка. Дополнительным условием исчисления срока хранения (если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет) является проведение налоговой проверки, что увеличивает фактический срок хранения листков нетрудоспособности.

 

справочно

Справочно

Рекомендуем ознакомиться с ответом на вопрос: «Как следует уничтожать листки нетрудоспособности? Должны ли присутствовать органы проверки при сжигании? Можно ли листки нетрудоспособности передавать по акту о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению, сторонней организации, которая занимается переработкой бумаги (как это делается с другими бухгалтерскими документами)?».

 

02.08.2018

 

Екатерина Дернович, старший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела