


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ВОПРОС: Может ли арендодатель единолично составлять акт выполненных работ (оказанных услуг) к заключенному с арендатором договору на возмещение расходов на эксплуатацию, ремонт, санитарное содержание сданного в аренду недвижимого имущества?
ОТВЕТ: Не может.
Акт выполненных работ (оказанных услуг) является первичным учетным документом, подтверждающим совершение хозяйственной операции.
Первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) (п.6 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Случаи, когда первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично, перечислены в п.1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 (далее - постановление № 13).
В число таких случаев входит временное владение и пользования или временное пользование имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 августа 2020 г. первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга)), заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично (абзац 3 п.1 постановления № 13 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 06.08.2020 № 33 (далее - постановление № 33)). |
Таким образом, оформление первичных учетных документов единолично возможно:
• во-первых, если это предусмотрено в договоре аренды;
• во-вторых, если этими документами подтверждается временное владение и пользование или временное пользование имуществом.
Единоличное составление акта выполненных работ (оказанных услуг), связанных с эксплуатацией, ремонтом, санитарным содержанием сданного в аренду недвижимого имущества, постановлением № 13 не предусмотрено.
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2019 г. приведенный в п.1 постановления № 13 перечень случаев, когда первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично, дополняется в числе прочего оказанием услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления в течение срока действия договора, заключенного исполнителем и заказчиком в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичного учетного документа, подтверждающего оказание этой услуги, единолично, и стоимость этой услуги, приходящаяся на период ее оказания в календарном месяце, может быть достоверно определена. Таким образом, при выполнении всех названных условий единоличное оформление арендодателем акта выполненных работ (оказанных услуг) к договору на возмещение расходов на эксплуатацию, ремонт, санитарное содержание сданного в аренду недвижимого имущества с 1 января 2019 г. станет возможным.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 августа 2020 г. абзац 7 п.1 постановления № 13 на основании постановления № 33 исключен. |
16.11.2018
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»