Вопрос-ответ от 12.02.2018
Автор: Сущик О.

Необходимо ли медицинскому учреждению (бюджетная организация) при перевыставлении части «входного» НДС арендаторам (ссудополучателям) уменьшать суммы «входного» налога, накопленного и подлежащего вычету согласно данным АИС «Учет счетов-фактур»? Освобождаются ли от обложения НДС на основании п.12 ст.330 Налогового кодекса Республики Беларусь услуги, оказанные арендаторам и выполненные собственными силами медицинского учреждения?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС (ГУ «РНПЦ»): Медицинское учреждение (бюджетная организация) (далее - Центр) сдает в аренду и безвозмездное пользование части недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности.

Поступившую во исполнение договоров аренды и договоров безвозмездного пользования государственным имуществом от арендаторов (ссудополучателей) оплату расходов (возмещения затрат) Центр в соответствии с частью первой п.2 ст.15 Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З «О республиканском бюджете на 2017 год» (далее - Закон о бюджете - 2017) зачисляет в доходы республиканского бюджета в счет компенсации его расходов в полной сумме.

В бухгалтерском учете Центра делаются следующие записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Зачислены на текущий бюджетный счет Центра возмещения затрат и оплата расходов от арендаторов (ссудополучателей)
Определены платежи, подлежащие зачислению в доходы республиканского бюджета в счет компенсации его расходов
178-04
173-08
Перечислены с текущего бюджетного счета Центра возмещения затрат и оплата расходов, поступившие от арендаторов (ссудополучателей), в республиканский бюджет
173-08
103

 

На основании п.71 ст.105 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) Центр выставляет арендаторам суммы «входного» НДС при предъявлении к возмещению стоимости приобретенных работ (услуг), не подлежащих включению в сумму арендной платы. Как видно, в бухгалтерском учете отражение «входного» НДС, перевыставляемого арендаторам, не предусмотрено (не производится). Суммы для перевыставления определяются согласно производимому бухгалтерской службой расчету и для налоговых целей уменьшают «входной» НДС Центра на основании подп.19.9 п.19 ст.107 НК. Уменьшение «входного» НДС Центра осуществляется путем управления вычетами в АИС «Учет счетов-фактур». Сложившаяся практика работы сопровождается наличием в бухгалтерском учете постоянно увеличивающейся переплаты по НДС, при этом возникновение обусловленных вышеописанной ситуацией переплат в карточке лицевого счета по НДС в налоговой инспекции невозможно.

1. Необходимо ли Центру при перевыставлении части «входного» НДС арендаторам (ссудополучателям) уменьшать суммы «входного» налога, накопленного на субсчете 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)» и подлежащего вычету согласно данным АИС «Учет счетов-фактур»:

- путем управления вычетами в сторону уменьшения на перевыставляемые арендаторам (ссудополучателям) суммы;

- не учитывая перевыставляемые арендаторам (ссудополучателям) суммы при распределении «входного» налога для целей исчисления НДС?

2. Освобождаются ли от обложения НДС на основании п.12 ст.330 НК услуги, оказанные арендаторам и выполненные собственными силами Центра?

 

ОТВЕТ: 1. Механизм создания арендодателем (ссудодателем) и направления ЭСЧФ арендатору (ссудополучателю) в рассматриваемой ситуации изложен в пп.52 и 53 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15.

Так, арендодатель (ссудодатель) при получении ЭСЧФ от продавца в части приобретенных работ (услуг), стоимость которых подлежит возмещению арендатором (ссудополучателем), в графе 12 «Дополнительные данные» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам» ЭСЧФ должен указать признак дополнительных данных «Не подлежит вычету». При невозможности определения сумм НДС, не подлежащих вычету, прямым счетом определение таких сумм НДС допускается на основании данных удельного веса.

На субсчете 175 отражаются суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) бюджетными организациями от приносящей доходы деятельности. Такие организации учитывают НДС в соответствии с главой 12 НК (п.2, часть первая п.3 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость бюджетными организациями, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2000 № 19, далее - Инструкция № 19).

По дебету субсчета 175 отражаются суммы налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов счетов 11 «Текущие счета по внебюджетным средствам», 12 «Касса», 13 «Прочие денежные средства», 15 «Расчеты с поставщиками и покупателями», 16 «Расчеты с подотчетными лицами», 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По кредиту субсчета 175 отражаются суммы налога, подлежащие вычету, в корреспонденции с дебетом субсчета 173 «Расчеты с бюджетом» (части вторая и четвертая п.3 Инструкции № 19).

Из содержания вопроса следует, что стоимость приобретенных коммунальных услуг, подлежащая возмещению арендатором, была оплачена Центром за счет средств республиканского бюджета и на субсчете 175 суммы «входного» налога, приходящиеся на стоимость таких услуг, не отражались.

Вопросы правильности отражения операций в бухгалтерском учете разъясняет Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы.

 

справочно

Справочно

По данному вопросу см.:

письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 18.04.2017 № 15-1-17/340 «О некоторых вопросах отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций при сдаче в аренду недвижимого имущества»;

• материал «Сдача в аренду недвижимого имущества бюджетными организациями».

 

По мнению автора, поскольку сумма «входного» налога, предъявленная снабжающей организацией арендодателю, приходящаяся на коммунальные услуги, потребленные арендатором помещения и подлежащие возмещению арендодателю, не отражается Центром на субсчете 175, то и корректировку субсчета 175 на эти суммы НДС производить не следует.

2. Организации, находящиеся в подчинении или входящие в состав (систему) государственных органов, финансируемые из бюджета, освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК, в отношении получаемых ими средств, которые в соответствии с законодательством подлежат в полном объеме зачислению в доходы соответствующих бюджетов в счет компенсации их расходов (п.12 ст.330 НК).

То есть законодательством должно быть установлено, что получаемые средства в полном объеме подлежат зачислению в доходы соответствующих бюджетов в счет компенсации их расходов, и только тогда указанные средства освобождаются от налогов, сборов (пошлин).

Так, приложениями 11 и 13 к Закону о бюджете - 2017 установлены виды средств, зачисляемых в доходы республиканского и местных бюджетов в счет компенсации их расходов. К числу таких расходов относятся поступающие средства от организаций и индивидуальных предпринимателей, которым передаются в аренду капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, находящиеся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, за оплату расходов по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту арендуемого недвижимого имущества, отоплению, энергоснабжению, связи, коммунальным и другим услугам в соответствии с законодательством.

Таким образом, если организация оказывает арендаторам собственные услуги, поименованные в указанных выше приложениях, и оплата за эти услуги перечисляется в бюджет в полном объеме, то они подлежат освобождению от НДС в соответствии с положениями п.12 ст.330 НК.

 

справочно

Справочно

В 2018 году возмещение затрат и оплата расходов подлежат в полном объеме зачислению в доход соответствующего бюджета в соответствии с частью первой п.2 ст.14, частью первой п.7 ст.20, абзацами 12 и 13 п.1 приложения 10, абзацами 10 и 11 п.1 приложения 11 к Закону Республики Беларусь от 31.12.2017 № 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Нормы п.12 ст.330 старой редакции НК соответствуют нормам п.3 ст.386 новой редакции НК.

С 23 февраля 2019 г. следует применять форму ЭСЧФ с изменениями, внесенными постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 3. Комментарий см. здесь.

С 25 мая 2019 г. Инструкция № 19 утратила силу постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2019 № 24 «О бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость в бюджетных организациях».

 

12.02.2018

 

Оксана Сущик, начальник отдела косвенного налогообложения инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Минску

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Исчисление НДС и выставление ЭСЧФ»