


Материал помещен в архив
НОРМАТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» (далее - Указ № 325) вводит для микрофинансовых организаций (МФО) комплекс мер, напоминающих установленные для банков, в том числе:
• включение МФО в реестр Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк), предусмотренный постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 14.11.2014 № 692 «Об установлении форм заявления и свидетельства о включении в реестр микрофинансовых организаций, минимального размера уставного фонда коммерческой микрофинансовой организации и утверждении Инструкции о порядке создания и ведения реестра микрофинансовых организаций».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 мая 2025 г. действует постановление Правления Нацбанка от 08.05.2025 № 108 «О требованиях к некредитным финансовым организациям и реестрах некредитных финансовых организаций»; |
• предоставление информации заемщикам;
• разработка микрофинансовыми организациями правил предоставления займов;
• формирование досье заемщиков;
• распространение на МФО положений Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 441-З «О кредитных историях», дающих право знакомиться с кредитными досье физических лиц;
• регламентация существенных условий договоров займа, включая запрет на установление дополнительных комиссий и одностороннее увеличение процентов МФО в соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.12.2014 № 776 «Об утверждении Инструкции о требованиях к содержанию утверждаемых микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов и порядке представления микрофинансовыми организациями информации о предоставлении микрозаймов»;
• представление периодической отчетности установленного объема и содержания в Нацбанк в соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2014 № 837 «Об установлении форм отчетности и иной информации о деятельности микрофинансовых организаций и утверждении Инструкции об объеме, содержании, сроках и порядке составления и представления отчетности и иной информации о деятельности микрофинансовых организаций».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2020 г. следует руководствоваться постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 14.04.2020 № 117 «Об отчетности микрофинансовых организаций»; |
• создание обязательных фондов и резервов;
• установление финансовых нормативов;
• право Нацбанка устанавливать предельный размер процентов по микрозаймам (сам размер микрозайма ограничен 15 тыс. БВ), а также запрет на превышение размера неустойки самого размера микрозайма.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2020 г. взамен Указа № 325 действует Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов». Комментарии см. здесь. |
Согласно Указу № 325 микрофинансовые организации могут создаваться в разных организационно-правовых формах. От выбора формы зависит круг возможных операций (потребительские/коммерческие, только своим членам, другим лицам, физическим, юридическим лицам и др.) (схема).
| |||||||||||
Организационно-правовые формы создания МФО | |||||||||||
► | Ломбарды, созданные в форме хозяйственного общества (АО, ООО, ОДО) либо УП | ||||||||||
► | Некоммерческие МФО - юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в одной из организационно-правовых форм | ► | Фонд | ||||||||
|
|||||||||||
Потребительский кооператив | ► | Финансовой взаимопомощи | |||||||||
► | Общество взаимного финансирования Субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||||
► | Второго уровня (то есть с членством других кооперативов) | ||||||||||
Финансовые нормативы и прочие требования к деятельности микрофинансовых организаций зависят от их принадлежности к одному из этих видов, а также от организационно-правовой формы. Больше всего требований установлено для МФО в форме потребительского кооператива (за исключением кооператива второго уровня). Речь идет о постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.12.2014 № 805 «О некоторых вопросах деятельности некоммерческих микрофинансовых организаций, созданных в организационно-правовой форме потребительского кооператива» (далее - постановление № 805), которым утверждены финансовые нормативы и прочие требования к таким микрофинансовым организациям (таблица).
Финансовые нормативы, фонды и резервы потребительского кооператива | ||||
Нормативы | Значение | |||
Предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных от одного члена потребительского кооператива (примечание 1), к общей сумме привлеченных денежных средств |
20 % | |||
Предельное соотношение суммы денежных средств, предоставляемых одному члену потребительского кооператива, к общей сумме денежных средств фонда финансовой взаимопомощи (примечание 1) | Для потребительского кооператива финансовой взаимопомощи - 10 % | |||
Для общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства - 30 % | ||||
Предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных потребительским кооперативом от потребительского кооператива второго уровня, членом которого он является, к общей сумме денежных средств, привлеченных потребительским кооперативом (примечание 1) |
80 % | |||
Предельное соотношение суммы денежных средств, предоставляемых потребительскому кооперативу второго уровня, к общей сумме денежных средств фонда финансовой взаимопомощи потребительского кооператива |
50 % | |||
Норматив ограничения концентрации риска (формула 1) |
|
Не более 25 % | ||
Норматив краткосрочной ликвидности (формула (2) |
|
Не менее 70 % | ||
Предельное соотношение части суммы привлеченных в течение календарного месяца денежных средств, направленной потребительским кооперативом в течение календарного месяца на цели, связанные с предоставлением членам потребительского кооператива микрозаймов и потребительскому кооперативу второго уровня займов и микрозаймов, к общей сумме привлеченных в течение календарного месяца денежных средств |
80 % | |||
Норматив среднесрочной ликвидности (включительно, в том числе до востребования и с просроченными сроками погашения) (формула (3)) |
|
Не менее 80 % | ||
Норматив долгосрочной ликвидности (формула (4)) |
|
Не менее 90 % | ||
Фонды и резервы | ||||
Паевый фонд (примечание 2) | 50 БВ | |||
Фонд финансовой взаимопомощи | 100 % паевого фонда | |||
Резерв для покрытия возможных убытков по микрозаймам | 35 % от общей суммы просроченной задолженности - при просрочке по основному долгу от 31 до 365 дней | |||
50 % - от 365 до 730 дней | ||||
Резерв для списания безнадежных долгов | 100 % от общей суммы просроченной задолженности - при просрочке по основному долгу свыше 730 дней |
Для других видов микрофинансовых организаций подобные требования и нормативы не устанавливаются. То же самое касается и потребительских кооперативов второго уровня, они создаются для своего рода «рефинансирования» других МФО.
Ломбарды как коммерческие организации осуществляют деятельность на принципах, исключающих возможность предоставления займов на сумму, превышающую имеющуюся в наличии. Основная цель деятельности фондов - благотворительная, социальная, культурная и тому подобная деятельность, поэтому финансовые нормативы скорее излишни. К тому же Положением о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 302, установлены требования к минимальному размеру имущества, необходимому для создания и деятельности фонда (100 БВ - для местных фондов, 1 000 БВ - для республиканских и международных фондов).
Потребительским кооперативам, занимающимся финансированием своих участников, присущ риск, связанный с тем, что участник рискует потерять свой взнос, который в виде займов получат другие участники. Чем-то напоминает риски вкладчиков банка с той разницей, что в микрофинансовых организациях данного вида вкладчики и заемщики - одни и те же лица одновременно. Поэтому большинство соответствующих нормативов имеет свои аналоги в банковской деятельности. Другое дело, что их значения для МФО несколько ниже (например, норматив краткосрочной ликвидности для банка, как и для форекс-компании, - 100 %, для потребительского кооператива - 70 %), что можно объяснить меньшей интенсивностью проводимых в микрофинансовых организациях операций. Резервы по возможным убыткам и безнадежным долгам МФО, как и банки, формируют на последнее число каждого месяца.
Примечание 1. Не применяется, если средства привлекаются исключительно от учредителей.
Примечание 2. Уставный фонд может быть у коммерческих организаций; потребительский кооператив - некоммерческая организация.
06.01.2017
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук
По этой теме также см.:
1. Нормативы деятельности финансовых организаций: банки.
2. Нормативы деятельности финансовых организаций: форекс-компании.
3. Нормативы деятельности финансовых организаций: отдельные сферы.