Образование: изменения законодательства с 1 по 14 октября

(подписаться на рассылку)

17 октября 2024
Образование: изменения законодательства

Обзор законодательства

 

Обзор Белстата ко Дню учителя

3 октября Белстат ко Дню учителя разместил на официальном сайте статистический обзор, в котором рассмотрены:

• статистический портрет белорусского учителя (на начало 2023/2024 учебного года);

• номинальная начисленная среднемесячная заработная плата учителя в январе - августе 2024 г.;

• основные показатели деятельности учреждений общего среднего образования (на начало 2023/2024 учебного года);

• распределение учителей-предметников общего среднего образования по полу и по предметам (на начало 2023/2024 учебного года).

Так, номинальная начисленная среднемесячная зарплата учителя в январе - августе 2024 г. составила 2 022,3 руб., что на 28,6 % выше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Согласно статистическому портрету белорусского учителя 87,3 % учителей составляют женщины, 93,2 % имеют высшее образование. Почти у 70 % учителей стаж работы более 15 лет.

Подготовлено с использованием материалов сайта Белстата

 

Началась регистрация на репетиционное тестирование

В Беларуси началась регистрация на первый этап репетиционного тестирования. Он пройдет с октября по декабрь.

Желающим предлагают проверить свои знания по 15 предметам: белорусскому, русскому, английскому, немецкому, испанскому, французскому, китайскому языкам, математике, физике, химии, биологии, истории Беларуси, обществоведению, всемирной истории (новейшее время) и географии.

Второй этап репетиционного тестирования состоится с января по февраль, третий - с марта по апрель 2025 г.

Зарегистрироваться для участия можно на сайте РИКЗ. Для этого понадобится личный кабинет участника. Регистрация на РТ считается завершенной только после оплаты. Стоимость тестирования за один учебный предмет - 10,9 руб.

Подробная информация размещена на сайте Республиканского института контроля знаний.

По материалам сайта Минобразования

 

Школьники смогут посещать факультативы по повышению функциональной грамотности

6 октября вступило в силу постановление Минобразования от 26.07.2024 № 94, которым утверждены учебные программы факультативных занятий «Лесенка к успеху» для II-IV классов и «Лестница к успеху. Формируем функциональную грамотность учащихся» для V-IX классов.

Занятия предназначены для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания.

Факультативы направлены на формирование у ребят универсальных составляющих функциональной грамотности в воспитательном процессе.

Так, ожидается, что после освоения программы «Лесенка к успеху» для II-IV классов дети:

• приобретут ценности: «Я», ближайшие жизненные ориентиры, свобода выбора, самовыражение, индивидуальность; информация, саморазвитие; взаимопонимание, толерантность, товарищество; мастерство, труд; традиционная семья, любовь и уважение; национальная культура;

• усвоят знания: о способах организации самостоятельной познавательной деятельности, направлениях развития личностного потенциала; многообразии профессий, требованиях к личности в связи с выбором профессии; значении семьи, истории своей семьи; многообразии национальной культуры, ее проявлении в жизни человека;

• овладеют умениями и навыками: поиска и анализа информации, самообразования, самовоспитания, самовыражения; конкретно-наглядной презентации профессий, создания образа профессии; выполнения своих обязанностей в семье, установления контактов с родителями, членами семьи; реализации социальных ролей в семье; использования в повседневной жизни произведений малых форм фольклора (пословицы, поговорки и др.); воплощения образов родного края в творческой деятельности;

• приобретут качества: саморегуляции, самоконтроля, рефлексии, любознательности, целеустремленности, креативности, инициативности, организованности, толерантности, ответственности, аккуратности, дисциплинированности, доброжелательности, гостеприимства.

В числе планируемых результатов по программе «Лестница к успеху. Формируем функциональную грамотность учащихся» для V-IX классов - приобретение умения понимать эмоции собственные и других людей, выражать свои чувства, разрабатывать и принимать общее командное решение, распределять роли и обязанности в групповом взаимодействии; научиться осуществлять совместную деятельность; осознавать и проявлять себя как гражданина и патриота; уважительно относиться к национальному наследию; сознательно принимать нормы, требования общества как личностно значимые.

По информации Национального правового интернет-портала Республики Беларусь

 

Законопроект по вопросам образования принят в первом чтении

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам образования», передает корреспондент БелТА.

Законопроект в Овальном зале представил Первый заместитель Министра образования Александр Баханович. «Новые нормы или принципиально изменяющие действующие не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический характер», - отметил он.

Ряд новшеств направлен на оперативное урегулирование важнейших вопросов практического характера. Одно из них - наделение местных органов власти полномочиями на организацию бесплатной перевозки обучающихся, проживающих в пределах крупных населенных пунктов на удалении от расположенных в них учреждений образования (а также населенных пунктах, расположенных на значительном удалении от обустроенных автомобильных дорог), к учреждениям образования и местам проведения образовательных, спортивных, культурных и иных мероприятий. В настоящее время предусмотрен подвоз только в сельских населенных пунктах к учреждениям дошкольного и общего среднего образования.

Предоставляется возможность получения среднего специального образования лицами, осужденными к лишению свободы, на базе филиалов колледжей, расположенных на территории исправительных учреждений. В настоящее время возможно получение только профессионально-технического образования.

Предоставляется возможность освоения учащимися X-XI классов школ, специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин, что создаст стимул для трудоустройства в сельской местности и формирования готовности к служению в рядах Вооруженных Сил, а также гарантии молодым специалистам, уволенным в связи с призывом на военную службу, но не направленным для ее прохождения, на занятие прежней должности в течение 5 календарных дней со дня получения нанимателем соответствующего уведомления комиссариата (болезнь, укомплектованность военной части). Подробнее см. здесь.

По материалам БелТА

 

Кодекс правил для учащихся планируется разработать в Беларуси

Высокий статус педагога начинается с уважения к учителю, заявил Министр образования Беларуси Андрей Иванец в интервью телеканалу СТВ, сообщает БелТА.

«Хотел бы отметить, что высокий статус педагога начинается с уважения и учащихся, и родителей к своему учителю. В этой связи мы планируем разработать соответствующий кодекс правил для каждого учащегося и соответствующие правила, которые будут выполняться каждым родителем. Это очень важный аспект, потому что только лишь при особом отношении к нашему учителю мы будем действительно уверены в том, что школа является храмом», - отметил Андрей Иванец. Подробнее см. здесь.

По материалам БелТА

 

Исправления - не повод заводить новый дневник

Исправления - не повод заводить новый дневник, сообщили БелТА в пресс-службе Министерства образования, передает БелТА.

«В настоящее время в социальных сетях обсуждается тема о необходимости приобретения новых дневников учащимися в связи с исправлениями при их заполнении. Министерство образования поясняет, что порядок ведения дневников учащихся регулируется требованиями к ведению и их оформлению, расположенными в дневнике учащегося, где также указано, что все записи в дневнике должны вестись аккуратно, грамотно, разборчивым почерком. Обращаем внимание, что исправление ошибки в дневнике не является поводом к приобретению учащимся нового дневника», - отметили в образовательном ведомстве.

В министерстве подчеркнули, что взаимоотношения между субъектами образовательного процесса должны строиться на принципах сотрудничества и уважительного отношения друг к другу.

По материалам БелТА

 

За 3 года в белорусских колледжах открылось 49 новых специальностей

За последние 3 года открыта подготовка по 49 новым специальностям в 118 колледжах, заявил Первый заместитель Министра образования Александр Баханович во время республиканского семинара «Взаимодействие организаций и системы образования по вопросам кадровой подготовки рабочих и специалистов», передает корреспондент БелТА.

«Выбор обучения в колледже делается нашей молодежью осознанно. На это оказывает непосредственное влияние создание современных рабочих мест и открытие новых специальностей. Так, за последние 3 года открыта подготовка по 49 новым специальностям в 118 колледжах. Особо хочу подчеркнуть, что разработка содержания новых специальностей происходит совместно с заказчиками кадров», - сказал Александр Баханович.

«Вместе с тем устаревающая материально-техническая база колледжей не позволяет в полной мере сохранять высокое качество подготовки. Для решения этой задачи направлено в том числе функционирование 52 центров компетенций. Ежегодно в них обучается около 30 тыс. человек в рамках сетевого взаимодействия. Необходимо отметить, что система профтех- и среднего специального образования не только готовит квалифицированные кадры, но также создает условия для личностного развития молодежи. Основной задачей является формирование у молодежи чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, желания приумножить ее достижения своим трудом», - добавил он.

По мнению Первого заместителя Министра образования, благодаря поддержке Главы государства система профессионального образования постоянно развивается, несмотря на все вызовы. «В нашей стране функционируют 290 учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования. Общий контингент в прошлом учебном году на уровне профтехобразования составил свыше 63 тыс. человек, а на уровне среднего специального образования - почти 113 тыс. человек. Организацию образовательного процесса осуществляют около 20 тыс. педагогических работников», - отметил Александр Баханович. Подробнее см. здесь.

По материалам БелТА

 

Академия образования разработала новые программы повышения квалификации

Академия образования только в этом году разработала и реализует не менее 20 новых программ повышения квалификации, сообщила ректор Академии образования Ирина Старовойтова на пресс-конференции «Развитие системы дополнительного образования взрослых: профессиональное совершенствование руководящих работников и специалистов» в пресс-центре БелТА, передает БелТА.

Ректор академии назвала ряд новых программ. В их числе «Эффективный менеджмент функционирования и развития учреждения образования», «Организационно-управленческие условия работы с одаренными и высокомотивированными учащимися», «Содержание и технологии повышения профессиональной компетентности руководящих работников инклюзивного образования», «Аналитическая деятельность руководителя учреждения образования», «Педагогическая компетентность в условиях цифровизации общества», «Психолого-педагогическое просвещение родителей в ходе реализации проекта "Родительский университет"».

Также она отметила, что учебные программы в Академии образования корректируются не реже одного раза в 2 года в соответствии с постановлением Министерства образования. Однако на практике это происходит даже чаще, поскольку содержание программ меняется в соответствии с образовательными запросами слушателей. «Мы регулярно проводим диагностику, которую осуществляем в соответствии с задачами, возникающими перед системой образования», - пояснила Ирина Старовойтова.

Она добавила, что профессиональная компетентность педагогических работников тесно связана с мировоззренческой и гражданской позицией. Именно гражданская позиция педагогов является ценностной основой их профессиональной деятельности. В связи с этим во все учебные программы повышения квалификации руководителей, специалистов сферы образования были включены вопросы идеологии белорусского государства. Подробнее см. здесь.

По материалам БелТА

 

Индексация доходов населения за сентябрь

ИПЦ за сентябрь 2024 г. к августу 2024 г. составил 100,4 %.

Работникам, получающим доход в организациях из небюджетных источников, возмещение потерь от инфляции осуществляется согласно ч.2 ст.1 Закона от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).

Норматив индексации денежных доходов за сентябрь 2024 г. составляет 433 руб.

Размер МЗП за сентябрь 2024 г. - 626 руб.

Письмо Минтруда и соцзащиты от 10.10.2024 № 8-17/184/18

 

Индексация стипендий за сентябрь

Индексация стипендий производится, если ИПЦ, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит порог 5 % (ч.1 ст.2 Закона № 476-XII).

ИПЦ за сентябрь 2024 г. к августу 2024 г. (к месяцу пересмотра бюджета прожиточного минимума) составил 100,4 % и не превысил порог 5 %.

Таким образом, стипендии, выплачиваемые обучающимся в дневной форме получения образования, за сентябрь 2024 г. не индексируются.

 

Ненормативные документы

1. Инструктивно-методическое письмо Минобразования от 30.08.2024 «Об особенностях организации образовательного процесса в кадетских училищах в 2024/2025 учебном году».

2. Инструктивно-методическое письмо Минобразования от 30.08.2024 «Об изучении в учреждениях общего среднего образования материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

3. Инструктивно-методическое письмо Минобразования от 05.08.2024 «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета "Трудовое обучение"».

4. Методические рекомендации Минобразования от 05.08.2024 по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися × (XI)-XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, специальных школ, специальных школ-интернатов образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».

5. Методические указания Минобразования от 26.07.2024 по разработке учебно-программной документации образовательных программ высшего образования.

6. Постановление Минобразования от 13.06.2024 № 68 «Об утверждении Положения о Научно-методическом совете при Министерстве образования Республики Беларусь».

7. Концепция Минобразования от 30.05.2024 «Концепция управления качеством профессионально-технического и среднего специального образования Республики Беларусь (2024-2030 годы)».

 

Обзор важных аналитических материалов

 

Бухгалтеру

 

Пособие: НК-2025: навигатор планируемых изменений по налогообложению

На сайте pravo.by размещен проект Закона, который предполагает внесение изменений в НК в 2025 году. Мы включили в навигатор материалы, разъясняющие налоговые изменения, запланированные с 1 января 2025 г.

По мере подготовки новых разъяснений мы дополним навигатор.

 

Пособие: Новые требования к кассовому оборудованию с 1 июля 2025 года

Одной из наиболее актуальных тем для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих кассовое оборудование, стала необходимость его обновления или замены в соответствии с новыми требованиями до 1 июля 2025 г. Мы рассмотрели вопросы, связанные с доработкой или заменой кассового оборудования в связи с введением этих новых стандартов.

 

Экономисту

 

Вопрос-ответ:

Учреждение образования передало в безвозмездное пользование потребительскому обществу помещение для размещения объекта общепита с целью организации питания обучающихся. Обязано ли потребительское общество возмещать ссудодателю расходы по коммунальным услугам, прочие расходы ссудодателя, в том числе по содержанию и эксплуатации недвижимого имущества, его капитальному и текущему ремонту, санитарному содержанию мест общего пользования?

 

Форма документа:

Положение о размерах, порядке и условиях выплаты премий работникам бюджетной организации

 

Юристу

 

Пособие: Бесшовный переход ИП в юрлицо: плюсы и минусы

Нюансы бесшовного перехода ИП в юрлицо автор рассмотрел в разделах:

1) сравнение бесшовного перехода и регистрации юрлица в обычном порядке;

2) какое юрлицо можно создать? Сравнение ЧУП и хозобщества;

3) сравнение в порядке ведения бизнеса ИП и юрлицом;

4) выбор системы налогообложения;

5) чек-лист «Как подготовиться к бесшовному переходу».

 

Алгоритм закупки информационно-правовой системы за счет бюджетных средств

Предлагаем алгоритм приобретения информационно-правовой системы по процедуре закупки из одного источника бюджетной организацией.

 

Алгоритм предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи с 30 сентября 2024 года

27 марта 2024 г. подписан Указ № 112 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», в соответствии с которым Указ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» изложен в новой редакции (вступил в силу с 30 сентября 2024 г.). Также 13 октября 2024 г. вступило в силу постановление Совмина от 09.10.2024 № 742 «О договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».

Рассмотрели, какие действия необходимы для предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи по Указу № 300.

 

Кадровику

 

Пособие: Продолжение ведения ранее заведенного личного дела лица, повторно поступающего на работу в ту же организацию

Разобрались, что делать с личным делом работника, если он повторно поступает на работу в ту же организацию.

 

Формы документов:

1. Должностная инструкция учителю-дефектологу (учителю-логопеду, тифлопедагогу, сурдопедагогу, олигофренопедагогу)

2. Должностная инструкция проректору по идеологической и воспитательной работе

3. Должностная инструкция заместителю декана (начальнику факультета) по идеологической и воспитательной работе

4. Должностная инструкция начальнику управления (отдела) (заведующему сектором) по идеологической и воспитательной работе

 

Секретарю

 

Пособие: Приказы об оказании материальной и (или) иной помощи: нюансы установления сроков хранения

Разобрались в сроках хранения приказов об оказании материальной и (или) иной помощи.

 

Специалисту в строительстве

 

Пособие: Установка системы контроля и управления доступом: какой это вид строительных работ, нужен ли проект и экспертиза

За счет бюджетных средств требуется установить систему контроля доступа с картами учащихся (оплата питания в столовой, библиотечный формуляр и т. д.).

Разобрались:

✓ к какому виду работ отнести установку указанной системы;

✓ требуется ли разработка проекта;

✓ требуется ли заключение госэкспертизы.

 

Специалисту по охране труда

 

Вопрос-ответ:

Какими документами регламентируются нормы и порядок размещения огнетушителей?

 

Некоторые интересные обсуждения на Правовой платформе «Бизнес-Инфо» https://bii.by:

1. Имеет ли право учреждение образования предоставлять персональные данные учащихся, запрашиваемые сотрудником ОВД в рамках реализации требований ст.1 Закона от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел»?

2. В бюджетной столовой учреждения образования заключены договоры на поставку продуктов питания. В некоторых из них отдельные позиции выбраны под ноль, продуктов по другим позициям хватит до конца года. Можно ли заключить новый договор на продукты, которых не хватило?

3. Должна ли территория учреждения образования быть полностью ограждена? Или с одной стороны может быть засажено, например, кустарниками?

4. Можно ли в кассу учреждения образования принять деньги от сотрудника (возврат командировочных) по приходному ордеру без кассового аппарата?

5. Вправе ли учреждение образования отчислить учащегося колледжа за неуспеваемость, если он обучается по целевому договору?

6. Можно ли повторно воспользоваться правом не брать в поликлинике справку за пропуск по болезни? Ребенок в сентябре пропустил 5 дней. В октябре снова пропустил по болезни 2 дня. Учитель требует справку. Прав ли он?

7. Может ли человек, имеющий высшее образование, поступать в колледж для получения профессионального образования (рабочая профессия)?

8. Может ли госорганизация заключать договоры возмездного оказания образовательных услуг с физлицами, которые будут эти услуги оказывать в учреждении?

9. К какому виду работ относится установка на здании учреждения образования кнопки вызова персонала и речевых информаторов для создания условий безбарьерной среды? Требуется ли разработка проектно-сметной документации?

10. Гражданин (не работает) за свой счет обучается по образовательной программе дополнительного образования взрослых (переподготовка по профессии парикмахера). Должно ли учреждение образования вносить ему запись в трудовую книжку о таком обучении?

11. При ликвидации учреждения образования выплачивается ли выходное пособие пенсионерам и работникам, которые будут трудоустроены в сфере образования?

12. Можно ли приобрести стиральную машину за счет бюджетных средств в общежитие учреждения образования?

13. Учреждение образования принимает на обучающие курсы иностранцев. Можно ли в договоре найма жилого помещения в общежитии с иностранцами прописать оплату за общежитие и коммунальные платежи авансовым платежом сразу за весь срок проживания?

14. Назначается ли социальная стипендия сироте в первом полугодии первого года обучения, если он получает профессионально-техническое образование и для него организовано питание (соответственно, учебная стипендия не положена)?

15. Молодой специалист пришел работать в школу учителем. Ему дали 35 часов. Какие надбавки и выплаты положено выплачивать? Какие дополнительные надбавки может выплачивать директор школы по своему усмотрению молодому специалисту?

 

внимание

Обратите внимание!

Задать вопрос в Сообществе и получить ответы от коллег и экспертов может каждый зарегистрированный пользователь платформы «Бизнес-Инфо».

Рассказываем здесь, как это работает.

Поделиться: