Вопрос-ответ от 22.12.2016
Автор: Гасюкевич О.

Обязательно ли разрабатывать должностные инструкции на заместителей директора или достаточно издать приказ о распределении обязанностей между ними?


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ВОПРОС: Обязательно ли разрабатывать должностные инструкции на заместителей директора или достаточно издать приказ о распределении обязанностей между ними?

 

ОТВЕТ: По мнению автора, целесообразнее составить должностную инструкцию.

Должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его должностных обязанностей, правами и характером ответственности (часть первая п.4 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1; далее - Общие положения ЕКСД).

Должностная инструкция - локальный нормативный правовой акт организации, который разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность.

На руководителей организаций (структурных (обособленных) подразделений) должностные инструкции, как правило, не разрабатываются.

Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах, а руководителей структурных (обособленных) подразделений - в положениях об этих подразделениях.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации (структурных (обособленных) подразделений) определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей (часть седьмая п.10 Общих положений ЕКСД).

При применении производных наименований должностей «первый заместитель», «заместитель» образуется отдельная должность (часть первая п.5 Общих положений ЕКСД).

Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации, как правило, осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя (часть девятая п.10 Общих положений ЕКСД).

Слова «как правило» означают, что возможны иные варианты действия (в данном случае - способа оформления).

По усмотрению нанимателя должностные обязанности заместителя руководителя организации могут быть указаны:

• в приказе (распоряжении) нанимателя о распределении обязанностей между заместителями руководителя;

• соответствующей должностной инструкции.

По мнению автора, для определения особенностей квалификационных требований к должности с учетом специфики деятельности организации, объема требуемых знаний, полного перечня прав и обязанностей, особенностей их осуществления, ответственности по должности для заместителя руководителя организации целесообразно составить должностную инструкцию.

 

Справочно

Для более детального изучения см. материал:

• «Алгоритм действий при назначении исполняющего обязанности руководителя в коммерческих организациях».

 

22.12.2016

 

Ольга Гасюкевич, юрист