


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРАВИЛЬНО НЕОБХОДИМЫЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ВИД ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ ИЛИ ПЕРЕГОВОРЫ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ И СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА)
Нормативное регулирование закупок в строительстве
Закупки работ (услуг) при строительстве регулируются:
• Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»; |
• Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (в части определения возможности осуществления строительства объектов, а также их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства без проведения подрядных торгов генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, предусмотренных инвестиционным проектом).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 мая 2016 г. Декрет № 10 изложен в новой редакции на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8; |
• Положением об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88);
• иными актами законодательства.
Виды процедур закупок в строительстве. Обязательства по проведению той или иной процедуры
Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов (торгов) либо переговоров согласно подп.1.1, 1.2 п.1 Указа № 591 в порядке, предусмотренном Указом № 591 и Положением № 88.
Проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, за исключением случаев, предусмотренных ниже, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, финансирование строительства которых осуществляется за счет:
• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин (БВ) и более (абзац 2 подп.1.4 п.1 Указа № 591) (см. пример 1);
• иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более (абзац 3 подп.1.4 п.1 Указа № 591) (см. примеры 2, 3).
При строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на:
• разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
• выполнение проектных и изыскательских работ;
• оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 БВ и более;
• закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более;
• выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более (подп.1.5 п.1 Указа № 591).
Проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда:
• с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь);
• подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора. В этом случае закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов или переговоров;
• генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов. В этом случае закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов или переговоров;
• заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту. В этом случае закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов или переговоров (см. пример 4);
• специализированными организациями, подчиненными республиканскому органу государственного управления, осуществляющему регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проводятся работы по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территориях населенных пунктов, по которым принимались решения об отселении (подп.1.6, 1.7 п.1 Указа № 591).
Примеры выбора процедуры закупки: проведение подрядных торгов или переговоров
Согласно подп.1.1 п.1 Указа № 591 закупки работ при строительстве объектов, в том числе при их реконструкции, осуществляются с учетом требований Указа № 591 путем проведения подрядных торгов либо переговоров.
![]() |
Выполнение работ по реконструкции административного здания № 100, расположенного по проспекту Независимости в г. Минске, согласно утвержденной проектно-сметной документации при цене этого заказа 1 100 000 000 бел. руб. финансируется за счет средств республиканского бюджета. Подрядные торги проводятся в случаях закупки работ за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов при стоимости строительства объектов 6 000 БВ и более (подп.1.4 п.1 Указа № 591). Учитывая изложенное, заказчику в приведенном примере следует проводить подрядные торги. |
![]() |
Выполнение работ по реконструкции административного здания № 100, расположенного по проспекту Независимости в г. Минске, согласно утвержденной проектно-сметной документации при цене этого заказа 20 000 000 000 бел. руб. финансируется за счет собственных средств заказчика. Подрядные торги проводятся в случаях закупки работ за счет средств, не относящихся к средствам республиканского и (или) местных бюджетов, при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более (подп.1.4 п.1 Указа № 591). Учитывая изложенное, заказчику в приведенном примере следует проводить подрядные торги. |
![]() |
Выполнение работ по реконструкции административного здания № 100, расположенного по проспекту Независимости в г. Минске, согласно утвержденной проектно-сметной документации при цене этого заказа 10 000 000 000 бел. руб. финансируется за счет собственных средств заказчика. Подрядные торги проводятся в случаях закупки работ за счет средств, не относящихся к средствам республиканского и (или) местных бюджетов, при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более (подп.1.4 п.1 Указа № 591). В иных случаях, в частности, при закупке работ за счет собственных средств заказчика, при стоимости строительства менее 100 000 БВ проводятся переговоры. Учитывая изложенное, заказчику в приведенном примере следует проводить переговоры. Вместе с тем согласно п.8 Положения № 88 заказчик в данном случае также вправе по собственному усмотрению провести подрядные торги. |
![]() |
Выполнение работ по текущему ремонту административного здания № 100, расположенного по проспекту Независимости в г. Минске, согласно дефектному акту и смете при цене этого заказа 1 100 000 000 бел. руб. финансируется за счет средств республиканского бюджета. Согласно подп.1.6, 1.7 п.1 Указа № 591 закупки работ при текущем ремонте объекта осуществляются по усмотрению заказчика путем проведения переговоров либо подрядных торгов. Учитывая изложенное, заказчик в приведенном примере по своему усмотрению вправе провести переговоры или подрядные торги. |
26.05.2015
Сергей Шаргородский, заместитель начальника юридического отдела Белорусского республиканского союза потребительских обществ