Вопрос-ответ от 15.10.2013
Автор: Шкирман С.

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, осуществляет розничную торговлю непродовольственными товарами. Товары поступают на реализацию от организаций-изготовителей или импортеров. Вправе ли такая организация продать товар по цене ниже цены его приобретения? За чей счет производится снижение розничной цены? Как документально оформить снижение розничных цен?


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ВОПРОС: Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, осуществляет розничную торговлю непродовольственными товарами. Товары поступают на реализацию от организаций-изготовителей или импортеров.

Вправе ли такая организация продать товар по цене ниже цены его приобретения? За чей счет производится снижение розничной цены? Как документально оформить снижение розничных цен?

 

ОТВЕТ: В первую очередь снижение розничных цен должно осуществляться за счет уменьшения размера торговой надбавки или полного отказа от нее. Вместе с тем законодательство не запрещает реализацию товара по цене ниже цены его приобретения. Но такие случаи должны быть единичными (т.е. не носить систематический характер) и должны согласовываться с поставщиком этих товаров.

Как правило, снижение розничных цен происходит в связи с истечением сроков реализации, хранения, годности товаров, а также по причине ограниченного спроса у населения или иным объективным причинам.

Снижение цен на товары с истекающими сроками реализации и пользующиеся ограниченным спросом у населения может производиться всеми торговыми предприятиями независимо от форм собственности и подчиненности (п.1 Порядка снижения цен на товары с истекающими сроками реализации и пользующиеся ограниченным спросом у населения, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 05.09.1996 № 34 (далее соответственно - Порядок, постановление № 34)).

Для выявления товаров с истекающими сроками реализации и пользующихся ограниченным спросом у населения создается комиссия из представителей управления торговли, торгового предприятия, общественности, которая на основании данных о наличии в торговой сети таких товаров:

• составляет перечень конкретных товаров, цены на которые подлежат снижению (далее - перечень), по форме 1, приведенной в Порядке;

• определяет размеры снижения цен по каждому товару, сумму средств, необходимых для возмещения потерь;

• сообщает предприятиям промышленности (или импортерам), поставившим уцениваемый товар, о проведении снижения цен.

Цены на остатки товаров, вошедшие в составленный перечень, могут снижаться как за счет торговой организации, так и за счет организации промышленности (импортера), а данные о товарах, на которые снижаются цены, заносятся в описи-акты, составляемые по форме 2, также приведенной в Порядке (п.4 Порядка).

Стоит отметить, что утвердившее Порядок постановление № 34 не содержится в эталонном банке данных правовой информации, а значит, приведенные в Порядке положения и учетные формы следует рассматривать как рекомендуемые. Тем не менее на практике полезно принимать в расчет предписания данного документа.

В частности, в Порядке закреплены следующие особенности снижения цен на товары:

1) снижение цен на товары легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения, пользующиеся ограниченным спросом у населения, осуществляется за счет уменьшения торговой надбавки (п.5 Порядка);

2) по товарам с истекающими сроками хранения, не реализованным за месяц до истечения срока реализации, снижение цен до цен возможной реализации осуществляется за счет средств предприятий промышленности (поставщиков и импортеров) и торговли поровну (п.6 Порядка).

Следует обратить особое внимание на случаи реализации товаров, срок годности которых истек. Реализацию таких товаров необходимо осуществлять только с разрешения специально уполномоченных государственных органов. При этом расходы, связанные с проведением экспертизы и выдачей разрешения на реализацию товаров с истекшими сроками годности, п.7 Порядка предусматривает относить исключительно за счет предприятий торговли.

 

15.10.2013

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»