Вопрос-ответ от 17.02.2014
Автор: Зубко Л.

Организация розничной торговли реализует продукты питания, включенные в перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35. При установлении розничных цен на такие виды товаров применяются торговые надбавки на уровне предельных максимальных торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки). Вправе ли организация применять скидки при реализации названных социально значимых товаров?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС (ОДО «ЮС»): Организация розничной торговли реализует продукты питания, в т.ч. включенные в перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35 (например, мясо (говядину, свинину), мясо кур и цыплят-бройлеров, яйцо куриное свежее, молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметану, творог). При установлении розничных цен на указанные виды товаров применяются торговые надбавки на уровне предельных максимальных торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки), предусмотренных постановлением Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь» (в редакции постановления Минэкономики РБ от 24.01.2014 № 5).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 января 2016 г. перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством торговли, на основании постановления Совета Министров РБ от 11.01.2016 № 8 утратил силу. Некоторые позиции данного перечня перенесены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержденный постановлением № 35.

 

Вправе ли организация применять скидки при реализации названных социально значимых товаров? Если вправе, то в каком размере и какие документы необходимо оформить для обоснованного применения скидок?

 

ОТВЕТ: Вправе.

Организация розничной торговли имеет право предоставлять скидки при реализации социально значимых товаров. При решении вопроса о размере скидки следует руководствоваться экономической целесообразностью, т.е. размер предоставленной скидки должен обеспечивать прибыльное осуществление деятельности.

Решение о предоставлении покупателям скидок с розничных цен юридические лица и индивидуальные предприниматели принимают самостоятельно в соответствии с разработанным ими порядком, если иное не установлено законодательством (часть первая п.13 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111). При этом следует учитывать необходимость выполнения всех обязательств, предусмотренных в договорах с поставщиками товаров.

Так, цена товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Цена товара указывается в белорусских рублях. Указание цены товара в белорусских рублях и иностранной валюте допускается лишь в установленных законодательством случаях реализации товаров за иностранную валюту.

В случае если скидка предоставляется на определенное наименование товара, ценник на этот товар оформляется в установленном порядке. Продавец может указать на ценнике два значения цены - без скидки и с учетом скидки. При этом цена без скидки может быть перечеркнута, а на свободном месте указана цена с учетом скидки либо на ценнике или ином визуально доступном покупателю месте указывается процентное выражение скидки.

Для информирования потребителей торговая организация размещает информацию о видах скидок и условиях их предоставления в торговом объекте (зале) на видном и доступном месте, в средствах массовой информации, на интернет-сайте, иным доступным способом, не противоречащим законодательству.

При предоставлении покупателям скидок в реестр розничных цен и (или) меню, прейскурант цен на услуги изменения не вносятся.

Порядок предоставления скидок с розничных цен может утверждаться путем принятия единого документа (например, положения о скидках) или совокупности внутренних документов (приказов, решений, распоряжений и др.). Сроки действия утвержденного порядка, условия внесения в него изменений и дополнений, ассортимент товаров, при реализации которых применяются скидки, а также условия предоставления скидок определяются розничными организациями самостоятельно с учетом складывающейся экономической ситуации и применяемой маркетинговой и учетной политики.

 

17.02.2014

 

Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Предоставление скидок»