


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Организация-застройщик приняла решение о приостановлении строительства на срок 2 месяца, однако не уведомила об этом Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Может ли ненаправление уведомления служить основанием для признания приостановления строительства произведенным с нарушением законодательства и включения этих 2 месяцев в срок нормативной продолжительности строительства?
ОТВЕТ: Да, может.
При изменении условий, при которых выдавались разрешения на производство строительно-монтажных работ заказчику, застройщику - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в течение 10 календарных дней заказчик, застройщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют в орган государственного строительного надзора документы и сведения, предусмотренные в п.3.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, для внесения изменений и (или) дополнений в разрешение (п.7 Положения о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продлении срока их действия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2016 № 151, далее - Положение № 151).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2018 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утратило силу Положение № 151 и утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Новое Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений. С 7 июня 2018 г. п.3.12 перечня № 156 исключен на основании абзаца 4 подп.1.51 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 396. |
При этом к случаям изменения условий, при которых выдавались разрешения на производство строительно-монтажных работ, относится приостановление строительства объекта.
Заказчик, застройщик в месячный срок письменно информируют органы государственного строительного надзора о приостановлении или консервации объекта строительства (абзац 2 п.4.31 ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/341579/465428).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 августа 2018 г. абзац 2 подп.4.31 ТКП 45-1.03-122-2015 на основании приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.07.2018 № 152 исключен. |
Следует отметить, что Положением № 151 установлен более короткий срок информирования органов государственного строительного надзора, чем ТКП 45-1.03-122-2015.
В связи с тем, что Положение № 151 обладает более высокой юридической силой, чем ТКП 45-1.03-122-2015 (ст.10 и 71 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»), заказчик (застройщик) должен информировать органы государственного строительного надзора о приостановлении строительства в течение 10 календарных дней со дня принятия такого решения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Нормы ст.10 и 71 Закона № 361-З соответствуют нормам ст.23 и 70 Закона № 130-З. |
Нарушение порядка документального оформления приостановления строительства по решению контролирующих органов может служить основанием для признания приостановления строительства произведенным с нарушением законодательства, включения срока приостановления строительства в нормативный срок строительства и, как следствие, доначисления налога на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства.
13.03.2017
Виктор Статкевич, аудитор
По этой теме также см.:
1. Объектами обложения налогом на недвижимость признаются здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций. Учитываются ли периоды приостановления строительства при определении объекта налога на недвижимость до 2017 года?
2. При исчислении нормативного срока строительства для определения наличия либо отсутствия объекта сверхнормативного строительства как объекта обложения налогом на недвижимость не учитываются периоды приостановления строительства. Учитываются ли для приостановления течения нормативного срока строительства периоды консервации?
3. Что такое технологические перерывы в строительстве и «пролонгируют» ли они нормативный срок строительства для определения наличия объекта сверхнормативного незавершенного строительства при исчислении налога на недвижимость?
4. Сколько раз в течение срока строительства объекта организация может оформить приостановление строительства? Установлено ли максимальное количество случаев приостановления строительства при строительстве одного объекта недвижимости?
5. Организация оформила консервацию объекта строительства после истечения нормативного срока строительства объекта, то есть при наличии объекта сверхнормативного незавершенного строительства. Необходимо ли организации исчислять и уплачивать налог на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства в период нахождения объекта строительства в состоянии консервации?
6. Инструкция о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, утвержденная приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.06.1995 № 158, утратила силу 8 октября 2016 г. в связи с принятием постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.08.2016 № 24. Требованиями каких нормативных правовых актов следует руководствоваться при принятии решения о приостановлении строительства и документальном оформлении приостановления строительства?
7. Организация-застройщик приняла решение о приостановлении строительства на срок 3 месяца и документально его оформила. Однако в этот период иногда выполнялись строительно-монтажные работы хозяйственным и подрядным способами. Каким образом данный факт необходимо квалифицировать при исчислении нормативной продолжительности строительства и определении наличия либо отсутствия объекта сверхнормативного незавершенного строительства для уплаты налога на недвижимость?