


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Объектами обложения налогом на недвижимость признаются здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций (абзац 8 части первой п.1 ст.185 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК). С 1 января 2017 г. зданиями, сооружениями и передаточными устройствами сверхнормативного незавершенного строительства признаются здания, сооружения и передаточные устройства, сроки возведения (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых с учетом периодов приостановления строительства, оформленных в установленном законодательством порядке, превысили нормативную продолжительность строительства, определенную утвержденной проектной документацией (абзац 3 части второй п.1 ст.185 НК).
Учитываются ли периоды приостановления строительства при определении объекта налога на недвижимость до 2017 года?
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.227 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
ОТВЕТ: Да, учитываются.
Изменения, внесенные с 1 января 2017 г. в п.1 ст.185 НК, лишь закрепили существующий и применяемый порядок определения превышения либо непревышения нормативного срока строительства, который ранее был предусмотрен техническими нормативными правовыми актами для более правильного и однозначного понимания организациями установления факта наличия либо отсутствия объекта сверхнормативного незавершенного строительства.
В частности, п.3.25 ТКП 45-1.03-122-2008 «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.12.2008 № 481 (утратил силу 1 ноября 2015 г.), было установлено, что в случаях приостановления строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве, по основаниям, предусмотренным законодательством и (или) договором, в период строительства объекта организуют перерывы (оформленные в установленном порядке), а при необходимости - консервируют объекты в соответствии с Инструкцией о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.06.1995 № 158 (утратила силу 8 октября 2016 г. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.08.2016 № 24).
При этом продолжительность строительства объекта до и после его приостановления в сумме не должна превышать нормативную продолжительность строительства.
Под объектами сверхнормативного незавершенного строительства понимаются объекты строительства, сроки возведения которых превысили нормативную продолжительность строительства с учетом периодов приостановления строительства, оформленных в установленном порядке (п.3.3 ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/341579/465428), действующего в настоящее время после утраты силы ТКП 45-1.03-122-2008).
Помимо этого, в п.4.32 ТКП 45-1.03-122-2015 установлено, что нормативная продолжительность строительства объекта, определенная проектной документацией, продлевается на период приостановления строительства по основаниям, предусмотренным законодательством, либо на период консервации объекта незавершенного строительства, оформленной в установленном порядке.
![]() |
Пример Организация строит объекты недвижимости, нормативный срок строительства которого согласно проектно-сметной документации составляет 9 месяцев. Дата начала строительства - 1 января 2016 г. С 1 июля по 30 сентября 2016 г. организация оформила приостановление строительства на срок 3 месяца. Фактически объект принят в эксплуатацию 30 ноября 2016 г., то есть по истечении 11 месяцев с даты начала строительства. |
В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объект сверхнормативного незавершенного строительства и, как следствие, необходимость исчисления и уплаты налога на недвижимость, так как период приостановления строительства не включается в нормативный срок строительства.
В течение нормативного срока строительства будут включаться периоды с 1 января по 30 июня и с 1 октября по 30 ноября 2016 г., то есть фактически в общей сумме 8 месяцев.
Аналогичный порядок исчисления нормативного срока строительства для определения налоговой базы по налогу на недвижимость применяется и в 2017 году.
13.03.2017
Виктор Статкевич, аудитор
По этой теме также см.:
1. При исчислении нормативного срока строительства для определения наличия либо отсутствия объекта сверхнормативного строительства как объекта обложения налогом на недвижимость не учитываются периоды приостановления строительства. Учитываются ли для приостановления течения нормативного срока строительства периоды консервации?
2. Что такое технологические перерывы в строительстве и «пролонгируют» ли они нормативный срок строительства для определения наличия объекта сверхнормативного незавершенного строительства при исчислении налога на недвижимость?
3. Сколько раз в течение срока строительства объекта организация может оформить приостановление строительства? Установлено ли максимальное количество случаев приостановления строительства при строительстве одного объекта недвижимости?
4. Организация оформила консервацию объекта строительства после истечения нормативного срока строительства объекта, то есть при наличии объекта сверхнормативного незавершенного строительства. Необходимо ли организации исчислять и уплачивать налог на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства в период нахождения объекта строительства в состоянии консервации?
5. Инструкция о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, утвержденная приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.06.1995 № 158, утратила силу 8 октября 2016 г. в связи с принятием постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.08.2016 № 24. Требованиями каких нормативных правовых актов следует руководствоваться при принятии решения о приостановлении строительства и документальном оформлении приостановления строительства?
6. Организация-застройщик приняла решение о приостановлении строительства на срок 2 месяца, однако не уведомила об этом Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. Может ли ненаправление уведомления служить основанием для признания приостановления строительства произведенным с нарушением законодательства и включения этих 2 месяцев в срок нормативной продолжительности строительства?
7. Организация-застройщик приняла решение о приостановлении строительства на срок 3 месяца и документально его оформила. Однако в этот период иногда выполнялись строительно-монтажные работы хозяйственным и подрядным способами. Каким образом данный факт необходимо квалифицировать при исчислении нормативной продолжительности строительства и определении наличия либо отсутствия объекта сверхнормативного незавершенного строительства для уплаты налога на недвижимость?