Пособие от 14.09.2017
Автор: Овсейко С.

Основные понятия и виды туристической деятельности, государственное регулирование туризма


СОДЕРЖАНИЕ

 

Основные понятия туристической деятельности

Субъекты туристической деятельности

Участники туристической деятельности

Субъекты туристической индустрии

Сфера действия Закона «О туризме»

Основные формы и виды туризма

Государственное регулирование туризма

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА

Основные понятия туристической деятельности

Туризм - это туристическое путешествие (то есть единичный акт), а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по его организации (абзац 9 ст.1 Закона Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме», далее - Закон).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться Законом от 11.11.2021 № 129-З «О туризме».

 

Туризм относится к сфере услуг, причем их конечными потребителями практически всегда выступают физические лица.

Туристические услуги - услуги по перевозке, размещению, а также иные услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугами по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта (абзац 15 ст.1 Закона).

Туристическое путешествие - организованное самостоятельно или с помощью субъектов туристической деятельности путешествие (поездка, передвижение, пребывание) физических лиц за пределы их места жительства (места пребывания) с туристической целью (абзац 16 ст.1 Закона).

Тур - сформированный туроператором для реализации комплекса туристических услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие (абзац 7 ст.1 Закона).

Субъекты туристической деятельности

В Законе выделяются активные и пассивные участники туристической деятельности. Первые именуются субъектами туристической деятельности, подразделяющимися на туроператоров и турагентов.

Туроператорская деятельность - предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию, продвижению, реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия (абзац 17 ст.1 Закона).

Турагентская деятельность - предпринимательская деятельность юридических лиц или ИП (турагентов) по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами - резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия (абзац 8 ст.1 Закона).

Туроператор осуществляет разработку и продвижение туристического продукта, рассчитанного на массовый потребительский спрос, а также его реализацию турагентам и туристам. Туроператор генерирует маршрут в составе комплексных туристических услуг (турпакет, турпутевка); при подготовке и реализации туристического маршрута заключает разнообразные договоры с перевозчиками, отелями, гостиницами, ресторанами, службами и организациями туристическо-экскурсионного обслуживания.

Турагент - посредник между туроператором и потребителем, осуществляющий продвижение и реализацию турпродукта и сопутствующих услуг. В международной практике часто в цепочке посредников участвует несколько турагентств (оптовик и агенты, предлагающие турпродукт в розницу) или туроператоров (в частности, в выездном туризме).

Поэтому договорные отношения в сфере туризма включают в себя как правоотношения между турагентствами и потребителями (туристами), так и отношения между туроператорами и турагентами.

 

внимание

Обратите внимание!

Не запрещено совмещать турагентскую деятельность с туроператорской, но ИП не могут выступать в качестве туроператоров.

Участники туристической деятельности

Участники туристической деятельности - туристы, экскурсанты, а также имеющие намерение заказать, заказывающие либо заказавшие туристические услуги для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (абзац 18 ст.1 Закона).

Турист - физическое лицо, совершающее туристическое путешествие на период от 24 ч. до 1 года или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания (абзац 10 ст.1 Закона).

Экскурсант - физическое лицо, совершающее экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Экскурсия - туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 ч., посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий (абзац 19 ст.1 Закона).

 

внимание

Обратите внимание!

Экскурсионным обслуживанием (то есть подготовкой, организацией и проведением экскурсий) вправе заниматься не только субъекты туристической деятельности, но также иные юридические и физические лица, в том числе ИП (абзац 20 ст.1 Закона).

 

Как уже отмечалось, фактически конечным потребителем туристических услуг всегда выступают физические лица. Но на промежуточном этапе при формировании туристического продукта возможно заключение договоров между юридическими лицами (ИП): например, договор между туроператором и гостиницей, между туроператором и турагентом и т. п. Наконец, в роли участника туристической деятельности может выступать юридическое лицо, заказывающее соответствующие услуги для своих работников, и т. п.

Субъекты туристической индустрии

Закон вводит еще один собирательный термин - субъекты туристической индустрии.

Субъекты туристической индустрии - субъекты туристической деятельности, а также иные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с удовлетворением потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения туристического путешествия и (или) в связи с этим туристическим путешествием (абзац 6 ст.1 Закона).

Туристическая индустрия - совокупность объектов для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного и иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения туристического путешествия и (или) в связи с этим туристическим путешествием (абзац 13 ст.1 Закона).

Если туристическое путешествие может совершаться туристом и самостоятельно (то есть без участия туроператоров и турагентов), то без других субъектов туристической индустрии (гостиницы, объекты общественного питания, перевозчики и т. п.) - нет.

Сфера действия Закона «О туризме»

Закон регулирует как профессиональную туристическую деятельность, экскурсионное обслуживание, организацию и обеспечение безопасности в сфере туризма, так и самостоятельное совершение физическими лицами туристических путешествий. Однако его действие не распространяется на общественные отношения, связанные с деятельностью некоммерческих организаций и созданных ими юридических лиц, на которые законодательством возложены функции по организации и проведению в Республике Беларусь и иностранных государствах дней экономики, выставок, ярмарок, презентаций, симпозиумов, конференций, деловых визитов (миссий), мероприятий, направленных на получение образования руководителями и специалистами юридических лиц и ИП (ст.21). В частности, такой некоммерческой организацией является Белорусская торгово-промышленная палата (ст.12 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 № 208-З «О торгово-промышленной палате»).

Основные формы и виды туризма

Основные формы туризма:

1) внутренний туризм - туристическое путешествие граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь (часть третья ст.3 Закона);

2) международный туризм, включающий:

- выездной туризм - туристическое путешествие граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за пределы территории Республики Беларусь (абзац 2 части второй ст.3 Закона);

- въездной туризм - туристическое путешествие иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением постоянно проживающих в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь (абзац 3 части второй ст.3 Закона).

Существуют также специальные виды туризма (агроэкотуризм, самодеятельный, социальный, экологический и др.), в том числе есть градация по целям: отдых, оздоровление, познавательные, образовательные, паломнические, деловые, другие цели без занятия трудовой, предпринимательской и тому подобной доходной деятельностью в посещаемой стране (месте) (части четвертая, пятая ст.3 Закона).

Государственное регулирование туризма

Государственное регулирование туристической деятельности включают в себя:

1) создание наряду с отраслевым регулятором - Министерством спорта и туризма Республики Беларусь (далее - Министерство спорта и туризма) также Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров Республики Беларусь для обеспечения эффективного взаимодействия государственных органов, общественных объединений, участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии по вопросам создания условий для устойчивого развития туризма в Республике Беларусь, повышения его экономической эффективности, формирования конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристических услуг (п.1 Положения о Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2000 № 1186);

2) разработка и утверждение соответствующих госпрограмм.

В целях развития международного туризма важное значение имеет использование потенциала белорусской культуры. Подпрограмма «Наследие» государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы направлена на обеспечение государственной поддержки деятельности в области охраны материального и нематериального культурного наследия (памятников архитектуры и градостроительства, памятников истории, археологии, искусства и нематериальных проявлений творчества человека - фольклора, традиций, обычаев, обрядов, народных художественных ремесел и других объектов), развития музейного и библиотечного дела в Республике Беларусь. Одна из задач подпрограммы «Наследие» - повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых библиотеками, музеями, галереями, выставочными залами (глава 11 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.03.2016 № 180);

3) создание на местах туристических информационных центров, под которыми понимается организация (структурное подразделение организации, в том числе обособленное), осуществляющая (осуществляющее) сбор, накопление, обработку, анализ и распространение информации о достопримечательностях, памятниках искусства, истории и архитектуре Республики Беларусь, особо охраняемых природных территориях, объектах агроэкотуризма, предлагаемых экскурсиях, культурно-массовых мероприятиях, выставках, фестивалях, расписании движения транспорта, иной информации, необходимой для субъектов туристической деятельности, участников туристической деятельности.

Туристические информационные центры:

• создаются местными исполнительными и распорядительными органами, иными юридическими и физическими лицами в любой организационно-правовой форме (за исключением потребительского, производственного кооперативов, крестьянского (фермерского) хозяйства), а также в виде структурного подразделения юридического лица, в том числе обособленного;

• должны быть обозначены информационным знаком, на зеленом фоне которого расположена буква «i» белого цвета и который размещается на вывеске, информационном стенде (табло) по месту своего нахождения (ст.81 Закона, пп.3, 8, 11 Инструкции о порядке и условиях создания и функционирования туристических информационных центров, утвержденной постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 04.01.2017 № 1);

4) ведение Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь, в котором содержатся сведения о статусе этих ресурсов, их географическом положении и границах, природопользователях, научной, экономической, экологической и культурной ценности, а также режиме их охраны и использования. Его осуществляет Министерство спорта и туризма в соответствии с Положением о порядке ведения Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.2004 № 730 (пп.2, 4 названного Положения).

Туристические ресурсы- природные, социально-культурные объекты, в том числе недвижимые материальные историко-культурные ценности, удовлетворяющие духовные потребности туристов, экскурсантов и (или) содействующие укреплению и восстановлению их здоровья (абзац 14 ст.1 Закона);

5) создание туристических зон - части территории Республики Беларусь с точно определенными границами, на которой расположены один или несколько туристических ресурсов, включенных в Государственный кадастр туристических ресурсов Республики Беларусь, и которая создана в целях развития въездного и внутреннего туризма, туристической индустрии, охраны и рационального использования туристических ресурсов (абзац 11 ст.1 Закона) в соответствии с Положением о порядке создания туристических зон, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.2004 № 730;

6) учет и систематизация информации о субъектах туристической деятельности. Туристическая деятельность после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» не лицензируется.

В целях создания банка данных о субъектах туристической деятельности, систематизации и актуализации имеющейся о них информации, обеспечения прозрачности туристического рынка, а также осуществления надлежащего надзора за соблюдением данными субъектами законодательства в сфере туризма с 24 января 2017 г. Законом установлено формирование реестра субъектов туристической деятельности (далее - Реестр).

Реестр предусмотрен не для введения скрытого лицензирования, а для удобства как потребителей туристических услуг, так и субъектов туристической деятельности. Реестр содержит информацию об уже зарегистрированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Реестр ведется Министерством спорта и туризма и находится в открытом доступе на его официальном сайте (ст.141 Закона; Инструкция о порядке формирования и ведения реестра субъектов туристической деятельности, утвержденная постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.10.2016 № 19). В Реестр включаются следующие сведения о субъекте туристической деятельности (часть третья ст.141 Закона):

• наименование;

• регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учетный номер плательщика (для субъектов туристической деятельности, зарегистрированных в Республике Беларусь);

• обособленные подразделения (филиалы, представительства) юридического лица;

• организационные формы туризма (въездной, выездной, внутренний);

• адрес официального сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, адрес электронной почты (при их наличии), номер контактного телефона;

• сведения о приостановлении туристической деятельности, сроке такого приостановления;

• наличие добровольной сертификации туристических услуг.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться Положением о порядке формирования и ведения реестра субъектов туристической деятельности, утв. постановлением Совмина от 09.08.2022 № 514. Комментарий см. здесь.

 

Информация для размещения предоставляется самим субъектом.

Хотя утверждения о том, что туристическая деятельность без включения в Реестр запрещается, в Законе не содержится, саму процедуру включения в Реестр можно рассматривать как некую замену лицензированию, самолицензирование или лицензирование по заявительному типу. Для включения в Реестр не требуется соблюдения каких-либо квалификационных требований, оно бесплатно, бессрочно и осуществляется в течение 5 рабочих дней. Одна из целей такого включения - определение регулятором (Министерством спорта и туризма) «своих» субъектов хозяйствования. Последующее предоставление ими статистической отчетности осуществляется в органы государственной статистики согласно постановлению Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.08.2016 № 119 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-тур "Отчет об осуществлении туристической деятельности" и указаний по ее заполнению».

Отсутствие лицензирования в сфере туризма означает, что деятельностью, аналогичной туризму, могут заниматься и другие организации, в частности некоммерческие (культурные программы общественных объединений и фондов, паломнические туры религиозных организаций и т. п.). Главное условие для них - отсутствие распределения прибыли (ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь), раздельный налоговый учет (п.1 ст.137 Налогового кодекса Республики Беларусь) и т. п.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.178 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

справочно

Справочно

Паломничество - посещение верующими исторически значимых мест для поклонения святыням данной религии (абзац 10 ст.3 Закона Республики Беларусь от 17.12.1992 № 2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях»).

 

14.09.2017

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

 

По этой теме также см.:

1. Приоритетные направления в туристической деятельности.

2. Туризм в сфере внешнеэкономической деятельности.

3. Налоговые аспекты при осуществлении туристической деятельности.

4. Договорные отношения в туризме.

5. Особенности трудовых отношений в туристической деятельности.

6. Международное регулирование отношений в сфере туризма.