Расчет от 26.01.2017
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, производящих продукцию


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УСН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ

Лучший способ принять взвешенное решение о целесообразности применения упрощенной системы налогообложения - сравнить (с использованием реальных числовых данных организации за один или несколько отчетных периодов):

• суммы налогов, уплачиваемые при общем порядке налогообложения, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН, с суммой этого налога;

• размер отпускных цен на производимую продукцию, величину рентабельности, а также сумму прибыли, остающуюся в распоряжении организации, в рамках упрощенной системы и общего порядка налогообложения.

Сравнение удобнее всего выполнять путем сопоставления плановых калькуляций с названными показателями.

В приведенной ниже таблице выполнено сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе организацией, производящей продукцию, у которой структура затрат такова, что расходы на сырье и материалы составляют в полной себестоимости 50 %, расходы, связанные с оплатой труда, - 33,5 %.

В рамках УСН в таблице рассмотрены варианты калькуляций, когда в качестве неизменного показателя по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);

2) рентабельность выпускаемой продукции (вариант 2);

3) отпускная цена данной продукции (вариант 3).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках УСН организацией - неплательщиком НДС, производящей продукцию

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняются неизменными (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6)
показатель
(алгоритм расчета)
сумма, руб. показатель
(алгоритм расчета)
сумма, руб.1
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Амортизационные отчисления
8,20
1. Амортизационные отчисления
8,20
8,20
8,20
2. Арендные платежи (без НДС) (сумма НДС - 4,10 руб.)
20,50
2. Арендные платежи (с учетом НДС)2
24,60
24,60
24,60
3. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) (сумма НДС - 80,00 руб.)
400,00
3. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (с учетом НДС)2
480,00
480,00
480,00
4. Расходы на оплату труда
200,00
4. Расходы на оплату труда
200,00
200,00
200,00
5. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.4 х 34 %)
68,00
5. Страховые взносы в ФСЗН (стр.4 х 34 %)
68,00
68,00
68,00
6. Экологический налог3
-
6. Экологический налог3
-
-
-
7. Земельный налог
3,30
7. Земельный налог
3,30
3,30
3,30
8. Налог на недвижимость
19,25
8. Налог на недвижимость4
-
-
-
9. Прочие расходы (без НДС)
(сумма НДС - 16,15 руб.)
80,75
9. Прочие расходы (с учетом НДС)
96,90
96,90
96,90
10. Полная себестоимость единицы продукции
(сумма строк с 1 по 9)
800,00
10. Полная себестоимость единицы продукции
(сумма строк с 1 по 9)
881,00
881,00
881,00
11. Рентабельность
25 %
11. Рентабельность
(100 % х стр.12 / стр.10)
18,62 %
25 %
(стр.11 гр.2)
29,40 %
12. Прибыль (стр.10 х стр.11),
в том числе:
200,00
12. Прибыль, в том числе:
164,00
(стр.14)
220,25
(стр.10 х
х стр.11)
259,00
(стр.15 -
- стр.10)
13. Налог на прибыль
(стр.12 х 18 %)
36,00
13. -
-
-
-
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации
(стр.12 - стр.13)
164,00
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12)
164,00
(стр.14 гр.2)
220,25
259,00
(стр.12)
15. Цена без оборотных налогов (стр.10 + стр.12)
1 000,00
15. Цена без налога при УСН (стр.10 + стр.12)
1 045,00
1 101,25
1 140,00
(стр.17 -
- стр.16)
16. -
-
16. Налог при УСН (стр.15 х
х 5 % / (100 % - 5 %))
55,00
57,96
60,00
(стр.17 х
х 5 %)
17. Отпускная цена без НДС (стр.15)
1 000,00
17. Отпускная цена с налогом при УСН (стр.15 + стр.16)
1 100,00
1 159,21
1 200,00
(стр.19)
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 х 20 %),
в том числе:
200,00
18. -
-
-
-
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов)
(4,10 руб. + 80,00 руб. +
+ 16,15 руб.)
100,25
18.1. -
-
-
-
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1)
99,75
18.2. -
-
-
-
19. Отпускная цена с учетом НДС (стр.17 + стр.18)
1 200,00
19. Отпускная цена с налогом при УСН (стр.17)
1 100,00
1 159,21
1 200,00
(стр.19 гр.2)

 

1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

2 Организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (п.7 ст.106 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

3 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).

4 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 000 м2 (абзац 1 части первой подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).

 

Проанализируем данные, отраженные в таблице.

Сравнение показывает, что общая сумма налогов, включенных в цену продукции, уплата которых при переходе на упрощенную систему прекращается, равна 155 руб. (19,25 + 36,00 + 99,75). Доля этих налогов в выручке составляет 12,92 % (100 % х 155 / 1 200), то есть в 2,58 раза выше, чем ставка налога при УСН (5 %). Поэтому при таких исходных числовых данных переход организации на упрощенную систему является для нее весьма выгодным.

Формирование отпускной цены в рамках УСН по варианту 1 целесообразно в случае, если ближайшая задача организации - расширение рынка сбыта, так как при таком варианте обеспечивается снижение отпускной цены реализуемой продукции (с 1 200 до 1 100 руб., или на 8,33 %). При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 25 до 18,62 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (164 руб.).

При использовании варианта 2 прибыль организации, остающаяся в распоряжении после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 34,30 % (100 % х 220,25 / 164 - 100 %). При этом величина рентабельности сохраняется неизменной. Этот вариант формирования цены может быть востребован в случае, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым товарам).

Если при переходе на УСН неизменной сохраняется отпускная цена (см. формирование отпускной цены по варианту 3), прибыль, остающаяся в распоряжении организации, имеет максимальное значение (259 руб.), возрастая на 57,93 % (100 % х 259 / 164 - 100 %). При этом рентабельность увеличивается до 29,40 %. Такой вариант составления калькуляции оправдан в случае, когда у организации на первом месте стоит задача извлечения максимальной прибыли.

 

Обратите внимание!

Сделанные выводы относятся только к рассмотренной ситуации. При иных исходных данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т. д.) сравнение может привести к совершенно другим выводам о достоинствах и недостатках того или иного варианта и вообще о целесообразности перехода на УСН.

 

Справочно

Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН».

 

26.01.2017

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

1. Важнейшие новшества в применении упрощенной системы налогообложения в 2017 году.

2. Упрощенная система налогообложения: изменения в уплате налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость и земельного налога в 2017 году.

3. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков налога НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.

4. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, производящих продукцию.

5. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.