Расчет от 26.03.2019
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УСН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Сравнение плановых калькуляций

Для оценки целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость для организаций, выполняющих работы, оказывающих услуги, сравним калькуляции, составляемые такими организациями в случае применения ими общего порядка налогообложения и в случае применения упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим три варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);

2) рентабельность (вариант 2);

3) тариф на оказываемые услуги (вариант 3).

Воспользуемся числовыми данными организации, у которой расходы, связанные с оплатой труда, составляют 2/3 (67 %), а расходы на сырье и материалы - 1/10 (10 %) полной себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг).

 


Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе без уплаты НДС организацией, выполняющей работы, оказывающей услуги

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняются неизменными (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина применяемого тарифа (гр.6)
показатель (алгоритм расчета) сумма, руб. показатель (алгоритм расчета) сумма, руб.1
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Амортизационные отчисления
6,95
1. Амортизационные отчисления
6,95
6,95
6,95
2. Арендные платежи (без НДС) (сумма НДС - 0,74 руб.)
3,70
2. Арендные платежи (с учетом НДС)
4,44
4,44
4,44
3. Стоимость сырья, материалов (без НДС) (сумма НДС - 2,00 руб.)
10,00
3. Стоимость сырья, материалов (с учетом НДС)2
12,00
12,00
12,00
4. Расходы на оплату труда
50,00
4. Расходы на оплату труда
50,00
50,00
50,00
5. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.4 × 34 %)
17,00
5. Страховые взносы в ФСЗН
(стр.4 × 34 %)
17,00
17,00
17,00
6. Экологический налог3
-
6. Экологический налог3
-
-
-
7. Земельный налог
2,76
7. Земельный налог
2,76
2,76
2,76
8. Налог на недвижимость
4,09
8. Налог на недвижимость4
-
-
-
9. Прочие расходы (без НДС) (сумма НДС - 1,10 руб.)
5,50
9. Прочие расходы (с учетом НДС)
6,60
6,60
6,60
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9)
100,00
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9)
99,75
99,75
99,75
11. Рентабельность
20 %
11. Рентабельность
(100 % × стр.12 / стр.10)
16,44 %
20 %
(стр.11 гр.2)
37,14 %
12. Прибыль (стр.10 × стр.11),
в том числе:
20,00
12. Прибыль
16,40
(стр.14)
19,95
(стр.10 ×
× стр.11)
37,05
(стр.15 -
- стр.10)
13. Налог на прибыль
(стр.12 × 18 %)
3,60
13. -
-
-
-
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации
(стр.12 - стр.13)
16,40
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12)
16,40
(стр.14 гр.2)
19,95
37,05
15. Тариф без оборотных налогов (стр.10 + стр.12)
120,00
15. Тариф без налога при УСН (стр.10 + стр.12)
116,15
119,70
136,80
(стр.17 -
- стр.16)
16. -
-
16. Налог при УСН (стр.15 ×
 × 5 % / (100 % - 5 %))
6,11
6,30
7,20
(стр.17 × 5 %)
17. Тариф без НДС (стр.15)
120,00
17. Тариф с налогом при УСН (стр.15 + стр.16)
122,26
126,00
144,00
(стр.19)
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 × 20 %), в том числе:
24,00
18. -
-
-
-
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) (0,74 руб. + 2,00 руб. + 1,10 руб.)
3,84
18.1. -
-
-
-
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1)
20,16
18.2. -
-
-
-
19. Тариф с учетом НДС
(стр.17 + стр.18)
144,00
19. Тариф с налогом при УСН (стр.17)
122,26
126,00
144,00
(стр.19 гр.2)

 

1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

2 Организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, относят на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы НДС:

- уплаченные ими при ввозе товаров;

- предъявленные им при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- уплаченные ими в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (часть первая п.14 ст.132 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).

3 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты обложения экологическим налогом (ст.247, подп.1.3.1 п.1 ст.326 НК).

4 В рассматриваемой ситуации у организации:

- нет капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, сданных в аренду (переданных в финансовую аренду (лизинг)), предоставленных в иное возмездное или безвозмездное пользование;

- общая площадь объектов обложения налогом на недвижимость не превышает 1 000 м2 (часть вторая подп.1.1.3 п.1 ст.326 НК).

Анализ результатов сравнения

Сравнение показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на пятипроцентный налог при УСН, составляет 27,85 руб. (4,09 + 3,60 + 20,16). Доля этих налогов в выручке равна 19,34 % (100 % × 27,85 / 144,00), то есть почти в четыре раза выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для организаций, выполняющих работы, оказывающих услуги, переход на упрощенную систему без уплаты НДС в большинстве случаев весьма выгоден.

В рамках УСН использование варианта 1 целесообразно в случае, когда ближайшей задачей организации является не увеличение прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг, так как при таком варианте происходит заметное (на 15,10 %) снижение тарифа на оказываемую услугу (со 144,00 до 122,26 руб.). При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 16,44 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (16,40 руб. с единицы выполненной работы, оказанной услуги).

Формирование тарифа по варианту 2 оправдано, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым услугам, а также некоторым (примечание) платным медицинским услугам). При использовании данного варианта прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 21,65 % (100 % × 19,95 / 16,40 - 100 %), несмотря на снижение тарифа на услугу (со 144,00 до 126,00 руб.). При этом показатель рентабельности сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения.

Если при переходе на УСН неизменным остается тариф на услугу (см. вариант 3), то прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает почти в 2,26 раза (с 16,40 до 37,05 руб.). Рентабельность при этом также увеличивается (до 37,14 %). Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:

1) законодательство не ограничивает реализацию данных работ (услуг) предельным уровнем рентабельности;

2) на первое место организация ставит задачу извлечения максимальной прибыли.

 

внимание

Обратите внимание!

Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и так далее итоги сравнения калькуляций могут дать совершенно другие результаты.

 

Примечание. О случаях применения в отношении платных медицинских услуг предельного норматива рентабельности в размере 30 % см. подп.1.1 п.1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги».

 

26.03.2019

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

1. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, производящих продукцию.

2. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.

3. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, производящих продукцию.