


Материал помещен в архив


ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УСН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
О целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения можно судить, сравнив калькуляции, составленные при общем порядке налогообложения, с калькуляциями, составленными с теми же числовыми данными, но с учетом налогообложения, действующего при упрощенной системе.
Сравнение плановых калькуляций
Воспользуемся числовыми данными организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), у которой расходы на сырье и материалы составляют 1/10 (10 %) полной себестоимости, а расходы, связанные с оплатой труда работников, - 2/3 (67 %) полной себестоимости (см. приведенную ниже таблицу).
В рамках УСН рассмотрим три варианта формирования отпускной цены, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) величина тарифа на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе с уплатой НДС организацией, выполняющей работы, оказывающей услуги
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняются неизменными (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина тарифа на выполняемую работу, оказываемую услугу (гр.6) | ||||
показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб. | показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб.1 | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Амортизационные отчисления |
6,42 |
1. Амортизационные отчисления |
6,42 |
6,42 |
6,42 |
2. Арендные платежи (без НДС) |
3,70 |
2. Арендные платежи (без НДС) |
3,70 |
3,70 |
3,70 |
3. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
10,00 |
3. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
4. Расходы на оплату труда |
50,00 |
4. Расходы на оплату труда |
50,00 |
50,00 |
50,00 |
5. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.4 × 34 %) |
17,00 |
5. Страховые взносы в ФСЗН (стр.4 × 34 %) |
17,00 |
17,00 |
17,00 |
6. Экологический налог2 |
- |
6. Экологический налог2 |
- |
- |
- |
7. Земельный налог |
2,76 |
7. Земельный налог |
2,76 |
2,76 |
2,76 |
8. Налог на недвижимость |
4,62 |
8. Налог на недвижимость3 |
- |
- |
- |
9. Прочие расходы (без НДС) |
5,50 |
9. Прочие расходы (без НДС) |
5,50 |
5,50 |
5,50 |
10. Полная себестоимость работы, услуги (сумма строк с 1 по 9) |
100,00 |
10. Полная себестоимость работы, услуги (сумма строк с 1 по 9) |
95,38 |
95,38 |
95,38 |
11. Рентабельность |
20,00 % |
11. Рентабельность (100 % × × стр.12 / стр.10) |
17,19 % |
20,00 % (стр.11 гр.2) |
22,04 % |
12. Прибыль (стр.10 × стр.11), в том числе: |
20,00 |
12. Прибыль |
16,40 (стр.14) |
19,08 (стр.10 × × стр.11) |
21,02 (стр.15 - - стр.10) |
13. Налог на прибыль (стр.12 × 18 %) |
3,60 |
13. - |
- |
- |
- |
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12 - стр.13) |
16,40 |
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12) |
16,40 (стр.14 гр.2) |
19,08 |
21,02 |
15. Тариф без оборотных налогов (стр.10 + стр.12) |
120,00 |
15. Тариф без налога при УСН (стр.10 + стр.12) |
111,78 |
114,46 |
116,40 (стр.17 - - стр.16) |
16. - |
- |
16. Налог при УСН (стр.15 × 3 % / / (100 % - 3 %)) |
3,46 |
3,54 |
3,60 (стр.17 × × 3 %) |
17. Тариф без НДС (стр.15) |
120,00 |
17. Тариф без НДС (стр.15 + стр.16) |
115,24 |
118,00 |
120,00 (стр.19 - - стр.18) |
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 × 20 %), в том числе: |
24,00 |
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 × 20 %), в том числе: |
23,05 |
23,60 |
24,00 (стр.19 × × 20 % / / 120 %) |
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) |
3,84 |
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) |
3,84 |
3,84 |
3,84 |
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1) |
20,16 |
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1) |
19,21 |
19,76 |
20,16 |
19. Тариф с учетом НДС (стр.17 + стр.18) |
144,00 |
19. Тариф с учетом НДС (стр.17 + стр.18) |
138,29 |
141,60 |
144,00 (стр.19 гр.2) |
20. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН и НДС (сумма строк 6, 8, 13, 18.2) |
28,38 |
20. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.16 + стр.18.2) |
22,67 |
23,30 |
23,76 |
21. Доля налогов, просуммированных в стр.20, в выручке (100 % × стр.20 / / стр.19) |
19,71 % |
21. Доля налогов, просуммированных в стр.20, в выручке (100 % × стр.20 / / стр.19) |
16,39 % |
16,45 % |
16,50 % |
1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
2 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты обложения экологическим налогом (ст.247, подп.1.3.1 п.1 ст.326 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).
3 В рассматриваемой ситуации у организации:
- нет капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, сданных в аренду (переданных в финансовую аренду (лизинг)), предоставленных в иное возмездное или безвозмездное пользование;
- общая площадь объектов обложения налогом на недвижимость не превышает 1 000 м2 (часть вторая подп.1.1.3 п.1 ст.326 НК).
Анализ результатов сравнения
Прежде всего отметим, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на трехпроцентный налог при УСН и НДС, равна 28,38 руб. (4,62 + 3,60 + 20,16). Доля этих налогов в выручке составляет 19,71 % (100 % × 28,38 / 144,00).
Для выяснения вопроса, насколько выгоден переход на УСН в рассматриваемой ситуации, следует соотнести исчисленную сумму налогов, уплачиваемую при общем порядке налогообложения, с суммой налога при УСН и налога на добавленную стоимость, уплачиваемых при упрощенной системе.
Проанализируем каждый из трех представленных в таблице вариантов формирования тарифа в рамках УСН.
В случае применения варианта 1 получаем самый низкий тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (138,29 руб.). Использование этого варианта целесообразно, если важнейшая задача организации - не получение максимальной прибыли, а расширение рынков сбыта выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 17,19 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (16,40 руб. с единицы работы, услуги). Строки 20 и 21 таблицы свидетельствуют, что налоговое бремя при переходе на УСН по варианту 1 заметно снижается, а значит, переход на упрощенную систему для организации целесообразен, особенно если принять во внимание сопутствующее упрощение учета и сокращение отчетности.
Вариант 2 может быть востребован в случае, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, при оказании социально значимых услуг). При таком варианте перехода на УСН тариф на выполняемую работу, оказываемую услугу снижается на 1,67 % (со 144,00 до 141,60 руб.), но при этом прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 16,34 % (100 % × 19,08 / 16,40 - 100 %). Размер рентабельности сохраняется неизменным (20 %). Налоговая нагрузка при таком варианте перехода на УСН также несколько снижается (см. строки 20 и 21 таблицы).
В случае перехода на УСН по варианту 3, при котором неизменным остается тариф на выполняемую работу, оказываемую услугу, организация получает максимальную прибыль, остающуюся в ее распоряжении после уплаты налогов. Ее размер возрастает на 28,17 % (100 % × 21,02 / 16,40 - 100 %). Рентабельность при этом увеличивается до 22,04 %.
Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:
1) организация стремится в связи с переходом на УСН увеличить прибыль, остающуюся в ее распоряжении;
2) сложно реализовать работу, услугу по более высокой цене (например, в связи с наличием конкуренции или установленных законодательством ценовых ограничений);
3) законодательство не ограничивает уровень рентабельности 20 %.
Уровень налоговой нагрузки при использовании варианта 3 также ниже, чем при общем порядке налогообложения.
Итак, в рассматриваемой ситуации все три варианта формирования тарифа в рамках упрощенной системы выгодны с точки зрения уплаты налогов, то есть переход на УСН при таких исходных числовых данных целесообразен.
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и так далее результаты сравнения калькуляций могут быть совершенно другими. |
26.03.2019
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
По этой теме также см.:
1. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, производящих продукцию.
2. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.
3. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, производящих продукцию.