


Материал помещен в архив
ПОДРЯДЧИК ОБЕСПЕЧИВАЕТ СТРОИТЕЛЬСТВО МАТЕРИАЛАМИ, ОБОРУДОВАНИЕМ, ИЗДЕЛИЯМИ, КОНСТРУКЦИЯМИ: КАКУЮ ПРОЦЕДУРУ ЗАКУПОК ОН ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА
![]() |
Ситуация Приобретение материальных ресурсов, включая оборудование, входит в круг обязанностей подрядчика по поручению заказчика. Финансирование строительства осуществляется за счет бюджета. Закупка необходимого оборудования осуществляется после 1 января 2016 г. Какую процедуру закупок подрядчику необходимо провести? |
Для выбора поставщика оборудования не требуется проводить процедуру государственных закупок, нужно провести либо процедуру торгов, либо процедуру переговоров.
Когда у подрядчика возникают обязанности по обеспечению строительства материалами, оборудованием, изделиями, конструкциями
Для договора строительного подряда действующее законодательство предусматривает ряд правил, связанных с обеспечением строительства товарами, материалами, оборудованием или в целом материальными ресурсами.
Предметом договора подряда является выполнение подрядчиком работ, и работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором подряда. В связи с этим подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц (ст.658 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п.2 ст.663 ГК).
Тем самым если работа выполняется иждивением подрядчика, то издержки подрядчика, включая стоимость материалов, покрываются в счет оплаты работ по договору подряда.
Также ГК установлено, что при существенном возрастании после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены (сметы), а при отказе заказчика выполнить его требование - расторжения договора в соответствии со ст.421 ГК, а именно, в связи с существенным изменением обстоятельств.
Аналогично в Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила), предусмотрено, что обязанности по обеспечению материальными ресурсами несет подрядчик, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства объекта в целом или в определенной части осуществляет заказчик.
Материальные ресурсы определяются как строительные и горюче-смазочные материалы, энергия всех видов, оборудование, конструкции, изделия и другие ресурсы, используемые для строительства объекта (выполнения строительных работ) (абзац 5 п.3 Правил).
На подрядчика возлагается обязанность закупки материальных ресурсов в случаях и порядке, предусмотренных законодательством и договором (абзац 7 п.26 Правил).
Таким образом, не только обеспечение строительства материалами, средствами (как это предусмотрено ст.658 ГК), но и в целом ресурсами, используемыми для строительства объекта (выполнения строительных работ), включая оборудование, может быть вменено в обязанности подрядчика.
Следует отметить, что поскольку речь идет о договоре строительного подряда, то применяется так называемая неизменная договорная (контрактная) цена, то есть цена, определяемая по результатам выбора заказчиком подрядной организации на основании цены предложения подрядчика, расчет последней основывается на нормах Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение).
Цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ).
Методы расчета цены предложения подрядчика определены в п.7 Положения.
Цена предложения подрядчика - цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)), рассчитанная на основании проектной, в том числе сметной, документации подрядными организациями - претендентами на заключение договора строительного подряда (абзац 3 п.2 Положения).
При этом цена предложения подрядчика определяется без учета стоимости оборудования.
Договором строительного подряда может быть предусмотрено поручение заказчиком подрядчику приобретения оборудования, стоимость которого не входит в цену предложения подрядчика (при ее формировании для целей участия в процедуре выбора подрядчика).
Оплата приобретенных материалов, оборудования, изделий, конструкций
В Правилах закреплен специальный порядок выплаты сумм подрядчику при выполнении им обязанностей по договору строительного подряда, в том числе обязанности по обеспечению строительства материальными ресурсами.
Так, в договоре строительного подряда может предусматриваться выплата текущих авансов подрядчику на выполнение строительных работ, планируемых в периоде, принятом за расчетный, а также целевых авансов на приобретение материальных ресурсов согласно приложению к Правилам.
Конкретные размеры авансов (процент авансирования), сроки и порядок их перечисления, необходимость обеспечения возврата не использованного подрядчиком или использованного им не по назначению целевого аванса в виде банковской гарантии на сумму не менее суммы целевого аванса определяются в договоре с учетом характера объекта, условий строительства и других факторов (п.56 Правил).
По объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, размер текущего аванса не должен превышать 50 % стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце (за вычетом суммы целевого аванса, предполагаемого к освоению в этом месяце).
В заявке на выделение целевого аванса подрядчик указывает наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов. Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними подрядчиком заключены соответствующие договоры.
По объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, по соглашению сторон могут определяться иные размеры авансов, направления и порядок их использования. Сумма средств, подлежащих оплате за выполненные строительные работы, определяется за вычетом ранее полученных подрядчиком текущих авансов, а также целевых авансов в размере стоимости материальных ресурсов, приобретенных за их счет и включенных (предусмотренных к включению) в стоимость выполненных строительных работ в расчетном периоде (п.59 Правил).
![]() |
Справочно Дополнительно см.: • «Авансы в строительстве»; • «Расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неотработанного аванса». |
Как подрядчику закупить необходимые материалы, оборудование, изделия, конструкции, если закупка осуществляется в 2016 году
С 1 января 2016 г. для строительства действует правило о том, что если приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, то применяется законодательство о государственных закупках (абзац 3 ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон) и проводятся соответствующие процедуры государственных закупок.
Иными словами, в случае если товары (работы, услуги) приобретаются для целей строительства объектов при наличии бюджетного финансирования, то также проводятся государственные закупки по процедурам, указанным в ст.17 Закона.
Однако при реализации норм ГК, Правил необходима квалификация так называемого поручения заказчика как получателя бюджетных средств (что обязывает заказчика выбирать подрядчика по процедурам государственных закупок) подрядчику по договору строительного подряда о приобретении оборудования и иных средств, без учета которых была сформирована цена предложения подрядчика при проведении заказчиком процедур государственных закупок по выбору подрядчика.
Такая квалификация необходима для того, чтобы с точки зрения Закона определить правовой статус подрядчика при приобретении оборудования на основании поручения - организатор (ст.12 Закона) или заказчик (ст.11 Закона).
Предполагается, что подрядчик заключает договоры поставки данного оборудования, определяя поставщика, при этом разовые (целевые) авансы могут перечисляться на текущий (бюджетный) счет подрядчика или по решению заказчика и с согласия подрядчика непосредственно изготовителям конструкций, материалов, изделий при наличии соответствующего договора (часть шестая п.82 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120).
С позиции действующего законодательства поручение заказчика связывает подрядчика обязанностью приобрести данное оборудование.
Как следует из норм Правил, а также вышеуказанной Инструкции, основанием для расчетов заказчику с подрядчиком служат подписанные представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах, а для объектов, строительство которых осуществляется по договорным (контрактным) ценам, - акт сдачи-приемки выполненных работ с указанием даты его подписания.
Очевидно, что заказчик авансирует подрядчика, и исполнение денежных обязательств (покупателя) по договору поставки возлагается на подрядчика (покупатель).
В таком случае, если подрядчик привлекает поставщика для исполнения своих обязательств по договору строительного подряда, он не обладает правовым статусом получателя бюджетных средств, которые ему поступают от заказчика в виде авансов, перечисляемых либо непосредственно подрядчику, либо поставщику.
Соответственно, только заказчик по договору строительного подряда в силу абзаца 4 ст.1 Закона обладает статусом получателя бюджетных средств, и для него обязательно проведение процедур государственных закупок для выбора подрядчика.
Подобная логика не позволяет рассматривать подрядчика как организатора процедуры по выбору поставщика (с точки зрения ст.12 Закона), поскольку обязательства по результатам выбора поставщика возлагаются на подрядчика, а не заказчика, и договор поставки заключается между подрядчиком (покупатель) и поставщиком.
Таким образом, автор полагает, подрядчик в ходе исполнения договора строительного подряда (договора на государственную закупку, если он заключен по результатам проведения процедур государственных закупок) привлекает третьих лиц (поставщика оборудования) для исполнения своих обязательств по договору строительного подряда и для этого не требуется проводить процедуру государственных закупок.
В данном случае необходимо руководствоваться нормами Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» и требуется проведение процедуры торгов на закупку товаров при строительстве или процедуры переговоров.
![]() |
Справочно Если финансирование объекта осуществляется не за счет бюджетных, а иных средств, то и заказчик, и подрядчик руководствуются нормами вышеназванных Указа и постановления при выборе поставщика по предусмотренным данными актами процедурам. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
20.04.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»