


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
![]() ![]() ![]() ___________________________ | |
(подпись, должность, инициалы, фамилия руководителя заказчика) | |
«___» ______________ 20___ г. |
ПОРЯДОК
осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств
______________________________________________
(наименование заказчика)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Порядок осуществления закупок за счет собственных средств (далее - Порядок) разработан в соответствии с постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»
1.2. В Порядке используются следующие термины и их определения:
1.2.1. заказчик - __________________________ (наименование организации);
1.2.2. документация о закупке - документ, содержащий исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках закупки, а также об условиях и процедуре проведения процедуры запроса ценовых предложений, конкурса;
1.2.3. закупка аудиторских услуг - процедура закупки услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;
1.2.4. процедура запроса ценовых предложений (не распространяется на закупку аудиторских услуг) - конкурентная процедура закупки, представляющая собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при которой победителем признается участник, предложивший наименьшую цену предложения, иные наилучшие условия (при необходимости) и соответствующий требованиям и условиям законодательства, документации о закупке;
1.2.5. конкурс (распространяется только на закупку аудиторских услуг) - конкурентная процедура закупки аудиторских услуг, представляющая собой способ выбора исполнителя, при которой победителем признается участник, предложивший наилучшие условия и соответствующий требованиям и условиям законодательства, документации о закупке;
1.2.6. ценовое предложение - комплект документов по запросу ценовых предложений, конкурсу, подготовленный участником в соответствии с законодательством, документацией о закупке;
1.2.7. цена товаров (работ, услуг) - ориентировочная цена товаров (работ, услуг), заявленная заказчиком на дату принятия решения о проведении процедуры закупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), расходы на перевозку, страхование, налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением закупки;
1.2.8. участник - лицо, принимающее участие в процедуре запроса ценовых предложений, конкурсе и представившее свое ценовое предложение;
1.2.9. участник-победитель - лицо, принимающее участие в процедуре запроса ценовых предложений, конкурсе и получившее от заказчика предложение о заключении договора по результатам процедуры закупки;
1.2.10. упрощенная процедура закупки - вид процедуры закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с результатами изучения конъюнктуры рынка, при котором договор заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предложившим наилучшие условия закупки;
1.2.11. локальные правовые акты - приказы, распоряжения, положения, инструкции, в том числе должностные, регламенты, утвержденные заказчиком;
1.2.12. конкурсная комиссия - постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком для проведения процедуры запроса ценовых предложений, конкурса и определения его победителя;
1.2.13. ответственное лицо - работник заказчика (член конкурсной комиссии), к компетенции которого относится предмет закупки (приобретение товаров, работ, услуг);
1.2.14. процедура снижения цены - дополнительный элемент процедуры запроса ценовых предложений, при проведении которой участник вправе повысить предпочтительность своего ценового предложения путем добровольного снижения цены;
1.2.15. переговоры по снижению цены - дополнительный элемент конкурса, в ходе которого по решению заказчика допускается проведение с участниками, получившими равную максимальную оценку по нестоимостным критериям, переговоров по снижению цены, в ходе которых эти участники могут уменьшить заявленную ими стоимость услуг, но не более чем на 20 % от первоначальной цены предложения участников;
1.2.16. процедура закупки - регламентированная законодательством и Порядком последовательность действий заказчика и конкурсной комиссии (ответственного лица при проведении процедуры закупки из одного источника, упрощенной процедуры закупки) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры закупки до заключения договора либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся;
1.2.17. процедура закупки из одного источника - вид процедуры закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). Предложение заключить договор двум и более потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет закупки разделен на части (лоты);
1.2.18. техническое задание - документ, содержащий требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика;
1.2.19. сбытовая организация (официальный торговый представитель):
- организация или индивидуальный предприниматель, уполномоченные на реализацию товаров, за исключением товаров, указанных в абзаце 3 настоящего подпункта, в соответствии с договором (соглашением) с их производителем, договорами (соглашениями) с государственным объединением, ассоциацией (союзом), в состав которых входят производители, или их уставами либо договором (соглашением) с управляющей компанией холдинга, участником которого является производитель. Срок действия такого договора (соглашения) должен составлять не менее срока исполнения обязательств, предусмотренного документацией о закупке в соответствии с Порядком;
- организация - нерезидент Республики Беларусь, уполномоченная на реализацию товаров, указанных в пп.4, 5, 18-68, 70-73, 75-80 перечня товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714, организацией-производителем или организацией (объединением, ассоциацией, союзом, холдингом), в состав которой входят организации-производители, на основании соответствующих гражданско-правовых договоров (договор комиссии, агентский договор), либо организация - нерезидент Республики Беларусь, управляемая такой организацией посредством приобретения долей (акций) в имуществе или заключения соответствующего договора по управлению (управляющая компания), а также организация или индивидуальный предприниматель - резидент Республики Беларусь, уполномоченные на реализацию названных товаров в соответствии с договором (соглашением) с их производителем - резидентом Республики Беларусь, договорами (соглашениями) с государственным объединением, ассоциацией (союзом), в состав которых входят производители - резиденты Республики Беларусь, или их уставами либо договором (соглашением) с управляющей компанией холдинга, участником которого является производитель - резидент Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 сентября 2022 г. следует руководствоваться перечнем товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», согласно приложению 1 к постановлению № 714 (в ред. постановления Совмина от 15.09.2022 № 610). |
1.3. В случае коллизии (расхождения) Порядка и законодательства Республики Беларусь применяются правила, установленные законодательством.
1.4. Закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств заказчика осуществляются в следующем порядке (комментарий 2):
1.4.1. с применением запроса ценовых предложений, конкурса (для закупки аудиторских услуг), а в случаях, предусмотренных законодательством и Порядком, закупки из одного источника:
- закупки на сумму 1 000 БВ и более по одной сделке на дату принятия заказчиком решения о ее проведении;
- закупки независимо от суммы сделки аудиторских услуг (комментарий 3);
- закупки независимо от суммы сделки и предмета закупки за счет средств, поступающих от проведения субботников;
1.4.2. с применением упрощенной процедуры закупки:
- закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1 000 БВ по одной сделке на дату принятия заказчиком решения о ее проведении.
1.5. Действие Порядка не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств заказчика в случаях:
- закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве;
- закупки биржевых товаров на биржевых торгах;
- закупки товаров на аукционах;
- закупки товаров (работ, услуг), сведения о которых относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами;
- закупки специфических товаров (работ, услуг);
- закупки товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов и поставляемых (выполняемых, оказываемых) единственным юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем;
- закупки товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется субъектами естественной и государственной монополий;
- закупки услуг по страхованию;
- закупки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, а также научной, научно-технической и инновационной продукции (опытных образцов), разработанной по техническому заданию заказчика в результате выполнения указанных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
- закупки недвижимого имущества;
- закупки сельскохозяйственной продукции у организаций, физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, которые произвели (вырастили) такую продукцию, а также дикорастущего сырья в период их заготовки;
- закупки хлопкового и льняного волокна, шерсти и кожевенного сырья;
- закупки товаров (работ, услуг) собственного производства у организаций уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь и лечебно-производственных (трудовых) мастерских Министерства здравоохранения Республики Беларусь, а также у организаций (в случае непривлечения соисполнителей), в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников, государственного производственно-торгового объединения «Белхудожпромыслы» и входящих в его состав организаций, Национального центра правовой информации и входящих в его систему филиалов - региональных центров правовой информации. Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, государственное производственно-торговое объединение «Белхудожпромыслы», общественные объединения инвалидов обеспечивают организации по их обращениям информацией о товарах (работах, услугах), производимых организациями, находящимися в их подчинении (входящими в их состав);
- закупки товаров для оптовой и (или) розничной торговли, общественного питания, за исключением товаров для организации общественного питания в учреждениях здравоохранения и образования;
- закупки товаров, бывших в употреблении;
- закупки рекламных услуг и продукции;
- закупки банковских услуг;
- закупки риэлторских услуг;
- закупки услуг по проведению независимой оценки имущества;
- закупки товаров, производимых открытым акционерным обществом «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», открытым акционерным обществом «Минский тракторный завод», открытым акционерным обществом «АМКОДОР» - управляющая компания холдинга, совместным закрытым акционерным обществом «Могилевский вагоностроительный завод», закрытым акционерным обществом «Осиповичский завод транспортного машиностроения», совместным закрытым акционерным обществом «БЕЛДЖИ», открытым акционерным обществом «Крановый завод», закрытым акционерным обществом «Гомельский вагоностроительный завод», открытым акционерным обществом «Гомельский электромеханический завод», открытым акционерным обществом «Дорстроймонтажтрест», открытым акционерным обществом «Минский вагоноремонтный завод», открытым акционерным обществом «Барановичский завод автоматических линий», открытым акционерным обществом «Борисовский шпалопропиточный завод», открытым акционерным обществом «Брестский электротехнический завод», открытым акционерным обществом «Барановичский завод запасных частей "АВТАКО"», открытым акционерным обществом «Бобруйсксельмаш», открытым акционерным обществом «Гродненский механический завод», открытым акционерным обществом «Могилевский завод "Строммашина"», открытым акционерным обществом «Мозырский машиностроительный завод», открытым акционерным обществом «Молодечненский станкостроительный завод», открытым акционерным обществом «Оршаагропроммаш», открытым акционерным обществом «Технолит Полоцк», открытым акционерным обществом «Управляющая компания холдинга "Бобруйскагромаш"», совместным обществом с ограниченной ответственностью «БЕЛТРИБО»;
- закупки у организаций, входящих в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности, а также у организаций, оказывающих бытовые услуги в сельских населенных пунктах, следующих товаров собственного производства: пряжа, нитки швейные, ткани, материалы нетканые, изделия текстильные технические и производственные, текстильная галантерея, ковры и ковровые изделия, швейные и текстильные изделия готовые, полотна трикотажные машинного вязания, кожевенные товары, застежки-молнии, фарфоровая посуда;
- закупки товаров, производимых открытым акционерным обществом «Брестский электроламповый завод»;
- закупки цемента, производимого открытыми акционерными обществами «Белорусский цементный завод», «Красносельскстройматериалы», «Кричевцементношифер»;
- закупки нерудных строительных материалов, производимых республиканским унитарным производственным предприятием «Гранит», коммунальным дочерним производственным унитарным предприятием «Кубгранит», филиалом «Щебзавод "Глушкевичи"» коммунального проектно-ремонтно-строительного унитарного предприятия «Гомельоблдорстрой»;
- закупки товаров, производимых открытыми акционерными обществами «Завод приборов автоматического контроля» и «Оршанский инструментальный завод»;
- закупки товаров, производимых открытым акционерным обществом «Барановичский завод станкопринадлежностей», открытым акционерным обществом завод «ВИЗАС», открытым акционерным обществом «ВИСТАН», открытым акционерным обществом «Гомельский завод станочных узлов», открытым акционерным обществом «Гродненский завод токарных патронов "БелТАПАЗ"», открытым акционерным обществом «МЗОР», открытым акционерным обществом «Минский завод автоматических линий имени П.М.Машерова», открытым акционерным обществом «Оршанский станкостроительный завод "Красный борец"», открытым акционерным обществом «СтанкоГомель», открытым акционерным обществом «Станкостроительный завод имени С.М.Кирова», филиалом закрытого акционерного общества «АТЛАНТ» - Барановичским станкостроительным заводом, открытым акционерным обществом «Кузлитмаш», организациями, входящими в состав холдинга «Геоинформационные системы управления», открытым акционерным обществом «Брестский электромеханический завод»;
- в иных случаях, предусмотренных в приложении 1 к постановлению № 229.
ГЛАВА 2
ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
2.1. В целях организации и проведения процедуры запроса ценовых предложений, конкурса заказчик создает конкурсную комиссию в количестве не менее 5 человек. Руководство конкурсной комиссией осуществляется ее председателем.
Конкурсная комиссия осуществляет свою деятельность до момента заключения договора по результатам проведения процедуры закупки либо ее отмены или признания процедуры закупки несостоявшейся.
Конкурсная комиссия может создаваться в качестве временного органа для проведения одной процедуры закупки или для постоянной работы по организации и проведению процедур закупок.
Решение о создании временной конкурсной комиссии принимается после либо вместе с решением о проведении процедуры закупки до размещения (публикации) информации о ее проведении и (или) направления приглашений участникам.
Персональный состав конкурсной комиссии формируется заказчиком и утверждается его руководителем.
При необходимости по решению государственного органа (организации) персональный состав конкурсной комиссии, формируемый подчиненным ему (входящим в его состав (систему)) заказчиком, может согласовываться с таким органом (организацией) (комментарий 4).
В состав конкурсной комиссии включаются работники заказчика, в число которых входят бухгалтер, экономист, юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости - работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) заказчик (при наличии согласия такого государственного органа (организации)).
Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются при утверждении персонального состава конкурсной комиссии.
2.2. Членами конкурсной комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в том числе физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки, работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также работники кредиторов заказчика, должностные лица контролирующих (надзорных) органов.
Порядок работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется законодательством и локальными правовыми актами.
2.3. В целях организации и проведения процедуры закупки из одного источника, упрощенной процедуры закупки заказчик назначает (устно либо письменно) ответственное лицо, которое совместно с инженером по материально-техническому снабжению, иными лицами при необходимости проводит данные процедуры закупок в порядке, предусмотренном законодательством и Порядком.
2.4. Не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки.
2.5. Участником процедуры запроса ценовых предложений, конкурса может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным заказчиком, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам (комментарий 5), в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей).
Так, при рассмотрении ценовых предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в процедуре запроса ценовых предложений участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя).
2.6. Не допускается предъявлять требования к участникам процедуры запроса ценовых предложений, конкурса, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку и сравнение предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке.
Требования к участникам процедуры запроса ценовых предложений, конкурса закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора на закупку, а также критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки устанавливаются и применяются заказчиком в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их ценовым предложениям.
ГЛАВА 3
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
3.1. Процедура запроса ценовых предложений, конкурс:
3.1.1. приглашение к участию должно содержать:
- наименование вида процедуры закупки;
- наименование и место нахождения заказчика;
- описание предмета закупки, его объем (количество) или способ расчета, а также место и сроки поставки (приобретения иным способом) товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом закупки;
- ориентировочную стоимость предмета закупки;
- источник финансирования закупки;
- способ получения документации о закупке;
- срок для подготовки и подачи предложений, место их подачи;
- требования к составу участников процедуры закупки;
- иные сведения (при необходимости) в соответствии с законодательством, Порядком и решениями заказчика;
3.1.2. документация о закупке должна содержать:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика;
- место, условия и сроки поставки (приобретения иным способом) товара (выполнения работы, оказания услуги);
- форму, сроки и порядок оплаты товара (работы, услуги);
- порядок формирования суммы договора на закупку (цены предложения) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
- проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения;
- требования к форме и содержанию предложения участника процедуры закупки и сроку его действия;
- требования к описанию участниками процедуры закупки предлагаемого ими товара (работы, услуги), его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик;
- порядок, место, дату окончания срока подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки;
- требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
- порядок, дату окончания срока предоставления участникам процедуры закупки разъяснений положений документации о закупке;
- критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки;
- требование о наличии сведений об участниках в реестре аудиторов, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций (для закупки аудиторских услуг);
- требование о представлении участниками информации, подтверждающей соблюдение ими принципа независимости (для закупки аудиторских услуг);
- условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары (комментарий 6);
- условия применения преференциальной поправки (комментарий 7);
- иные сведения (при необходимости) в соответствии с законодательством, Порядком и решениями заказчика (комментарий 8).
3.2. Процедура закупки из одного источника:
3.2.1. задание на закупку должно содержать:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика;
- место, условия и сроки поставки (приобретения иным способом) товара (выполнения работы, оказания услуги);
- форму, сроки и порядок оплаты товара (работы, услуги);
- порядок формирования суммы договора на закупку (цены предложения) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
- проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения;
- требования к форме и содержанию предложения участника процедуры закупки и сроку его действия;
- требования к описанию участником процедуры закупки предлагаемого им товара (работы, услуги), его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик;
- порядок, место, дату окончания срока подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки;
- требования к участнику процедуры закупки и перечень документов, представляемых участником процедуры закупки для подтверждения его соответствия установленным требованиям;
- требование о наличии сведений об участниках в реестре аудиторов, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций (для закупки аудиторских услуг);
- требование о представлении участниками информации, подтверждающей соблюдение ими принципа независимости (для закупки аудиторских услуг);
- иные сведения (при необходимости) в соответствии с законодательством, Порядком и решениями заказчика (комментарий 8).
3.3. Упрощенная процедура закупки:
3.3.1. задание на закупку должно содержать (оформляется при необходимости):
- требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика;
- место, условия и сроки поставки (приобретения иным способом) товара (выполнения работы, оказания услуги);
- форму, сроки и порядок оплаты товара (работы, услуги);
- порядок формирования суммы договора на закупку (цены предложения) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
- иные сведения (при необходимости) в соответствии с законодательством, Порядком и решениями заказчика.
3.4. Данные документы оформляются в соответствии с потребностями заказчика и не могут включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, наименование места происхождения товара, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета закупки.
При этом обязательным условием является включение в описание предмета закупки слов «или аналог», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также при приобретении запасных частей и расходных материалов к товарам, используемым заказчиком, в соответствии с документацией на такие товары.
Невозможность использования аналогичных товаров должна быть обоснована в задании на закупку.
ГЛАВА 4
УПРОЩЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ЗАКУПКИ
4.1. В целях организации и проведения упрощенной процедуры закупки ответственное лицо совместно с инженером по материально-техническому снабжению оформляет задание на закупку за подписью заместителя руководителя по курируемому направлению деятельности (при необходимости его оформления с учетом особенностей закупки) и осуществляет изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг).
Данное изучение рынка осуществляется с использованием одного и (или) нескольких из следующих источников:
- информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, рекламных материалах и каталогах, в том числе размещенных на сайтах в сети Интернет;
- информации о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), содержащейся в официальных источниках информации государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством;
- информации о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), ведение которого осуществляется РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;
- ______________________________________________________________.
(иные источники при необходимости) (комментарий 9)
Работники заказчика несут персональную ответственность за достоверность сведений, полученных в результате изучения конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг).
4.2. После изучения конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг) ответственное лицо оформляет докладную записку, согласовывает ее с инженером по материально-техническому снабжению, юрисконсультом, заместителем руководителя по курируемому направлению деятельности и представляет руководителю заказчика.
Докладная записка должна содержать:
- сведения о приобретаемых товарах (работах, услугах), в том числе их технических характеристиках;
- сведения о цене товаров (работ, услуг);
- сведения о сроках поставки товаров (выполнения работ, услуг);
- результаты изучения конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг) с приложением соответствующих документов (коммерческие предложения, прейскуранты и др.);
- иные сведения при необходимости.
4.3. При положительном решении руководителя заказчика (утвердительной резолюции на докладной записке) ответственное лицо запрашивает договор у поставщика (подрядчика, исполнителя), предложившего наилучшие условия закупки и соответствующего требованиям заказчика, либо направляет ему договор в редакции заказчика.
4.4. После получения договора, подписанного со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), ответственное лицо осуществляет его визирование и подписание у руководителя заказчика в порядке, предусмотренном законодательством и локальными правовыми актами.
4.5. В дальнейшем ответственное лицо осуществляет контроль за надлежащим исполнением договора в порядке, предусмотренном законодательством и локальными правовыми актами.
ГЛАВА 5
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, КОНКУРСА
5.1. В целях организации и проведения процедуры запроса ценовых предложений, конкурса ответственное лицо оформляет докладную записку, согласовывает ее с инженером по материально-техническому снабжению, юрисконсультом, заместителем руководителя по курируемому направлению деятельности и представляет руководителю заказчика.
Докладная записка должна содержать:
- сведения о приобретаемых товарах (работах, услугах), в том числе их технических характеристиках;
- сведения об ориентировочной стоимости предмета закупки. Ориентировочная стоимость определяется _______________________________ (комментарий 10);
(указать порядок определения)
- сведения о сроках поставки товаров (выполнения работ, услуг);
- иные сведения при необходимости.
При положительном решении руководителя заказчика (утвердительной резолюции на докладной записке) ответственное лицо оформляет приказ (распоряжение) о проведении запроса ценовых предложений, конкурса, согласовывает его с юрисконсультом, заместителем руководителя по курируемому направлению деятельности и представляет для рассмотрения и подписания данному должностному лицу.
После подписания приказа (распоряжения) ответственное лицо в порядке, предусмотренном законодательством, локальными правовыми актами, оформляет документацию о закупке, техническое задание, проект договора, иные документы при необходимости.
5.2. Документация о закупке, техническое задание составляются на русском и (или) белорусском языке, подписываются ответственным лицом совместно с членами конкурсной комиссии и утверждаются руководителем заказчика.
Проект договора составляется на русском и (или) белорусском языке ответственным лицом совместно с членами конкурсной комиссии.
Данные документы могут быть дополнительно составлены на английском языке; в этом случае преимущество будет иметь версия, изложенная на русском и (или) белорусском языке.
5.3. По завершении оформления документации о закупке, технического задания, проекта договора инженер по материально-техническому снабжению совместно с ответственным лицом размещает приглашение к участию в запросе ценовых предложений, конкурсе в открытом доступе в ИС «Тендеры».
Кроме того, данные лица дополнительно рассылают приглашения в письменной форме производителям, включенным в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в количестве не менее 10 (при их наличии). Также они вправе направить такие приглашения любым иным известным им потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и (или) разместить в любых средствах массовой информации.
5.4. Срок для подготовки и подачи ценовых предложений по процедуре запроса ценовых предложений составляет не менее _______ календарных дней, по конкурсу - не менее _______ календарных дней, а по повторному запросу ценовых предложений - не менее _______ календарных дней, конкурсу - не менее _______ календарных дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в ИС «Тендеры»
В случае если изменения в приглашение к участию в запросе ценовых предложений, конкурсе и (или) документацию о закупке внесены в течение второй половины срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в открытом доступе в ИС «Тендеры» данных изменений до даты окончания срока, установленного для подготовки и подачи ценовых предложений, этот срок составлял не менее половины первоначального срока.
5.5. Не допускается взимание платы с участников процедуры запроса ценовых предложений, конкурса за документацию о закупке.
5.6. Вскрытие ценовых предложений производит комиссия в момент истечения срока для подготовки и подачи ценовых предложений или при возникновении причин организационного характера в иные сроки, но не позднее дня истечения срока для подготовки и подачи предложений в порядке и месте, указанных в документации о закупке.
5.7. После указанных даты и времени ценовые предложения к рассмотрению заказчиком не принимаются и возвращаются представившим их участникам нераспечатанными.
5.8. При вскрытии ценовых предложений вправе присутствовать участники или их представители в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
5.9. Наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика каждого участника, предложение которого открывается, цена такого предложения, а также сведения о присутствующих участниках или их представителях объявляются при вскрытии ценовых предложений и заносятся в протокол заседания комиссии.
5.10. Во время вскрытия ценовых предложений конкурсная комиссия не вправе принимать решение об отклонении конкретных или всех предложений.
5.11. Конкурсная комиссия осуществляет изучение ценовых предложений в течение ______ рабочих дней, следующих за днем вскрытия конвертов с этими предложениями.
5.12. В случае необходимости конкурсная комиссия вправе запросить у участника уточняющую информацию, которую тот обязан представить. При этом достоверность сведений об отсутствии у участника задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней проверяется конкурсной комиссией на основании перечня организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням, размещенного на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в сети Интернет.
Если у конкурсной комиссии возникают сомнения в достоверности представленных участником сведений, она вправе произвести дополнительную их проверку с участием специалистов либо назначить проведение экспертизы.
Участник отстраняется от участия в запросе ценовых предложений, конкурсе в любой момент до заключения договора, если заказчик обнаружит, что участником представлена недостоверная информация. По результатам принятия решения об отстранении участника от участия в данной процедуре оформляется протокол, а отстраненный участник уведомляется в течение ____ рабочих дней.
5.13. По результатам изучения ценовых предложений предложения, соответствующие требованиям документации о закупке, технического задания, допускаются к оценке, не соответствующие требованиям данных документов - отклоняются.
5.14. Конкурсная комиссия отклоняет ценовое предложение в следующих случаях:
- ценовое предложение не соответствует требованиям и условиям документации о закупке, технического задания;
- при непредставлении и (или) отказе в представлении документов и (или) сведений, предусмотренных документацией о закупке, техническим заданием;
- при представлении участником недостоверных документов и (или) сведений;
- участник в соответствии с законодательством, Порядком не может участвовать в процедуре запроса ценовых предложений, конкурсе.
5.15. Решение конкурсной комиссии об отклонении ценового предложения оформляется протоколом, а участник, представивший такое предложение, уведомляется о принятом решении в течение ___ рабочих дней, следующих за днем его принятия.
5.16. При проведении запроса ценовых предложений ____________________
____________________________________________________ (комментарий 12).
(проводится (не проводится) процедура снижения цены предложений)
5.17. При оценке и сравнении предложений участников конкурса по решению заказчика допускается проведение с участниками, получившими равную максимальную оценку по нестоимостным критериям, переговоров по снижению цены, в ходе которых эти участники могут уменьшить заявленную ими стоимость услуг, но не более чем на 20 % от первоначальной цены предложения.
5.18. Оценка предложений проводится конкурсной комиссией в порядке, предусмотренном документацией о закупке, с учетом критериев и методики, приведенных в ней. Информация о рассмотрении и оценке предложений не подлежит разглашению (комментарий 13).
5.19. В результате оценки и сравнения ценовых предложений каждому из участников присваивается порядковый номер (место) по степени выгодности предложения. Участнику, представившему ценовое предложение, набравшее наибольшее количество процентов (баллов), присваивается порядковый номер 1 (первое место), и такой участник определяется победителем.
5.20. В заседании конкурсной комиссии по оценке предложений и выбору победителя процедуры запроса ценовых предложений, конкурса участники, в том числе их представители, участия не принимают.
5.21. Заказчик извещает участников о результатах проведения процедуры запроса ценовых предложений, конкурса и выборе победителя в письменной форме в течение рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
5.22. Решение о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается, как правило, не позднее _____ календарных дней, следующих за днем вскрытия конвертов с ценовыми предложениями.
5.23. Сообщение о результате процедуры запроса ценовых предложений, конкурса размещается в открытом доступе в ИС «Тендеры» в течение 5 рабочих дней после заключения договора на закупку либо принятия заказчиком решения об ином результате процедуры закупки и должно содержать:
- вид и предмет процедуры закупки;
- наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя);
- дату заключения договора на закупку;
- сумму договора на закупку;
- сведения об ином результате процедуры закупки в случае, если договор на закупку не заключен.
5.24. В ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) ____________________________________________________ (комментарий 14).
(допускается (не допускается) изменение объема (количества)
закупки товаров (работ, услуг))
ГЛАВА 6
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА
6.1. Процедура закупки из одного источника может применяться, если:
- организация осуществляет приобретение товаров собственного производства у их производителя. Документом, подтверждающим собственное производство товара, является сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия;
- возникла срочная необходимость в закупке, а применение процедуры запроса ценовых предложений невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для его проведения;
- организацией, осуществившей закупку с применением запроса ценовых предложений у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя);
- процедура запроса ценовых предложений либо часть (лот) предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным;
- конкурс признан несостоявшимся.
Закупки с применением процедуры закупки из одного источника проводятся у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в том числе включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), ведение которого осуществляется РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны.
6.2. В целях организации и проведения процедуры закупки из одного источника ответственное лицо оформляет докладную записку, согласовывает ее с инженером по материально-техническому снабжению, юрисконсультом, заместителем руководителя по курируемому направлению деятельности и представляет руководителю заказчика.
Докладная записка должна содержать:
- сведения о приобретаемых товарах (работах, услугах), в том числе их технических характеристиках;
- сведения о стартовой цене товаров (работ, услуг);
- сведения о сроках поставки товаров (выполнения работ, услуг);
- сведения об основаниях проведения процедуры закупки из одного источника;
- иные сведения при необходимости.
При положительном решении руководителя заказчика (утвердительной резолюции на докладной записке) ответственное лицо оформляет приказ (распоряжение) о проведении процедуры закупки из одного источника, согласовывает его с юрисконсультом, заместителем руководителя по курируемому направлению деятельности и представляет для рассмотрения и подписания данному должностному лицу.
После подписания приказа (распоряжения) ответственное лицо в порядке, предусмотренном законодательством, локальными правовыми актами, оформляет задание на процедуру закупки из одного источника, проект договора, иные документы при необходимости.
6.3. По завершении оформления задания на процедуру закупки из одного источника, проекта договора ответственное лицо совместно с инженером по материально-техническому снабжению проводит изучение конъюнктуры рынка и предварительные переговоры с известными им поставщиками (подрядчиками, исполнителями), определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора.
6.4. На основании результатов изучения конъюнктуры рынка и переговоров ответственное лицо направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) приглашение одновременно с проектом договора.
6.5. После получения подписанного со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) договора ответственное лицо осуществляет его визирование и подписание у руководителя заказчика в порядке, предусмотренном законодательством и локальными правовыми актами.
6.6. В дальнейшем ответственное лицо осуществляет контроль за надлежащим исполнением договора в порядке, предусмотренном законодательством и локальными правовыми актами.
ГЛАВА 7
ПРИЗНАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ. ОТМЕНА ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ
7.1. Заказчик признает процедуру запроса ценовых предложений, конкурс несостоявшимся в случаях, если:
- поступило менее двух предложений на участие в процедуре закупки;
- в результате отклонения предложений их осталось менее двух;
- отклонены все предложения, в том числе как содержащие экономически невыгодные для заказчика условия;
- победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку;
- до заключения договора на закупку проверкой уполномоченных органов (организаций) были выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы организацией в установленном порядке.
7.2. Заказчик вправе отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения и не несет за это ответственности перед участниками (поставщиками, подрядчиками, исполнителями) в случаях:
- отсутствия финансирования;
- утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг);
- изменения предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников (поставщиков, подрядчиков, исполнителей).
В случае отмены процедуры закупки по иным основаниям заказчик несет ответственность в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ
8.1. Договор на закупку по результатам проведения процедуры запроса ценовых предложений, конкурса может быть заключен не ранее чем через 5 рабочих дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3 000 базовых величин на день принятия решения о выборе победителя, - 3 рабочих дней после выбора победителя при осуществлении процедуры запроса ценовых предложений, конкурса, в течение которых может быть урегулирован спор, вызванный решениями и (или) действиями (бездействием) заказчика, а также членов конкурсной комиссии.
По результатам проведения процедуры закупки из одного источника, упрощенной процедуры закупки договор может быть заключен в сроки, установленные заказчиком.
8.2. В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения процедуры закупки.
При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на процедуре закупки, но не изменяющие ее существенных условий.
8.3. Если при осуществлении процедуры запроса ценовых предложений, конкурса решения и (или) действия (бездействие) заказчика либо членов конкурсной комиссии нарушают права и законные интересы юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, такое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться к заказчику для целей урегулирования спора либо обжаловать такие решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке.
8.4. В случае непредставления выбранным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подписанного договора в течение __________ календарных дней, следующих за днем получения его от заказчика, выбранный поставщик (подрядчик, исполнитель) признается отказавшимся от подписания договора.
В этом случае конкурсная комиссия (ответственное лицо) вправе выбрать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) второго по показателям участника (поставщика, подрядчика, исполнителя) либо рекомендовать провести повторную процедуру закупки.
ГЛАВА 9
РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАКУПКАХ
9.1. Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, заказчик размещает в открытом доступе в ИС «Тендеры» сведения об общей стоимости договоров, заключенных в отчетном квартале по результатам процедур закупок, проведенных в соответствии с требованиями постановления № 229, а также стране происхождения приобретаемых в рамках таких договоров товаров (работ, услуг) (комментарий 15).
(должность) |
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
Комментарии
Комментарий 1. Порядок закупок за счет собственных средств (далее - Порядок) утверждается:
1) руководителем заказчика - в случае, если заказчиком являются РУП, государственное объединение, государственный орган, иное юридическое лицо, имущество которого находится в республиканской собственности;
2) советом директоров (наблюдательным советом), правлением (дирекцией) либо директором (генеральным директором) - в случае, если организацией является хозяйственное общество, определенное в подп.1.1 п.1 постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».
Порядок размещается в открытом доступе в ИС «Тендеры» на сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в течение 3 рабочих дней после его утверждения (ч.3, 4 подп.2.1 п.2 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2021 г. следует руководствоваться ч.4 подп.2.1 п.2 постановления № 229 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 20.07.2021 № 415. |
Закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) (закупки за счет собственных средств) в соответствии с постановлением № 229, если иное не установлено законодательными актами, осуществляют:
- республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;
- либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи (далее - заказчики).
Закупки за счет средств, поступающих от проведения субботников, за исключением закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве, осуществляются в порядке, определенном постановлением № 229, независимо от стоимости и предмета закупки (подп.1.11 п.1 постановления № 229).
Комментарий 2. Заказчик осуществляет закупки за счет собственных средств с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника.
Виды таких процедур, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением заказчиком закупок за счет собственных средств, определяются им в Порядке с учетом требований, содержащихся в подп.2.2-2.17 п.2 постановления № 229, а также иных требований, установленных законодательными актами или Совмином в отношении осуществления закупок за счет собственных средств отдельных видов товаров, работ, услуг (ч.1, 2 подп.2.1 п.2 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2021 г. постановлением № 415 в ч.2 подп.2.1 п.2 постановления № 229 цифры «2.17» заменены цифрами «2.19». |
Нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, влечет наложение штрафа в размере до 15 БВ (ст.12.27 КоАП).
Комментарий 3. Республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, хозяйственные общества, более 25 % акций (долей) в уставных фондах которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (за исключением банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций) осуществляют закупки аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств в соответствии с постановлением № 229 с учетом требований, установленных в подп.1.2-1.6 п.1 постановления № 936.
Важно! Закупки аудиторских услуг осуществляются заказчиками с применением конкурсов независимо от стоимости таких услуг. В случае признания конкурса несостоявшимся организация вправе применить процедуру закупки из одного источника (подп.1.2 п.1 постановления № 936).
Комментарий 4. Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить в соответствии с требованиями постановления № 229 для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в ИС «Тендеры».
Такие особенности могут предусматривать:
- предоставление преимущества участникам процедуры закупки, предлагающим товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов;
- централизацию закупок товаров (работ, услуг). Организатор процедур централизованных закупок определяется на конкурентной основе, за исключением случая, когда организатором определяется одна из организаций, закупки которых централизуются;
- согласование с государственным органом (государственной организацией) решений о выборе поставщиков, предложивших импортные товары, а также решений о выборе иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом международных договоров Республики Беларусь, а также договоров, заключенных государственным органом (государственной организацией) с иностранным юридическим лицом, международной организацией, организацией, не являющейся юридическим лицом;
- применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих работы или услуги происхождения Республики Беларусь и (или) работы или услуги, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (подп.2.13 п.2 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2022 г. следует руководствоваться подп.2.13 п.2 постановления № 229 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 26.05.2022 № 337. Комментарий см. здесь. |
Комментарий 5. Формирование и ведение реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, осуществляет МАРТ в установленном им порядке и размещает такой реестр в открытом доступе в ИС «Тендеры».
В реестр на один год включаются:
- юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уклонившиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями, если это не связано с изменением заказчиком условий процедуры закупки;
- юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, с которыми по решению суда расторгнуты договоры в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этих договоров, за исключением договоров, расторгнутых по причине обстоятельств, вызванных непреодолимой силой, невозможности исполнения либо на основании акта государственного органа;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, работник (работники) которых совершил(и) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступления, связанные с участием в процедуре закупки, в том числе дачу взятки, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые совершили такие преступления.
Комментарий 6. Приложение 31 к постановлению № 229 содержит перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах закупок.
При закупке товаров иностранного происхождения, поименованных в этом перечне, необходимо в документации о закупке установить условия их допуска и поставщиков, их предлагающих.
В частности, товары иностранного происхождения (за исключением происходящих из государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь) и поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в конкурентных процедурах закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника) в случае, если для участия в таких процедурах закупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке товара, происходящего из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, и соответствующих требованиям документации о закупке (ч.1 подп.2.18 п.2 постановления № 229).
В качестве документа, подтверждающего страну происхождения товаров, может рассматриваться один из документов, указанных в ч.2 подп.2.16 п.2 постановления № 229.
Соответственно, в случае, если два и более участника предлагают товары, происходящие из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, и страна происхождения таких товаров подтверждена надлежащим документом, то предложения участников, предлагающих товары из иных государств, либо страна происхождения которых не подтверждена, отклоняются.
В ситуации же, когда только один участник подтвердил происхождение предлагаемого товара из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, либо никто из участников не подтвердил этого, к участию в процедуре закупки допускаются все участники, соответствующие требованиям документации о закупке.
Указанные условия допуска не применяются при осуществлении процедуры закупки из одного источника.
Кроме того, указанное условие допуска не применяется в случае отсутствия производства закупаемого товара на территории Республики Беларусь, подтверждаемого сведениями из Государственной системы каталогизации продукции Республики Беларусь.
Данные сведения оформляются в виде справки, подписанной уполномоченным лицом закупающей организации (ч.2 подп.2.18 п.2 постановления № 229).
![]() |
Справочно По состоянию на 10 февраля 2021 г. товарам из 20 следующих государств предоставляется национальный режим: Республика Армения, Азербайджанская Республика, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина, Республика Сербия, Социалистическая Республика Вьетнам, Исламская Республика Иран, Китайская Народная Республика, Народная Республика Бангладеш, Многонациональное Государство Боливия, Государство Израиль, Королевство Камбоджа, Швейцарская Конфедерация, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка (см. письмо МАРТ от 11.02.2021 № 14-01-10/284к «О разъяснении законодательства»). |
Комментарий 7. При проведении процедур закупок, за исключением процедуры закупки из одного источника, применяется преференциальная поправка в размере 15 % в случае предложения участником процедуры закупки товаров, происходящих из Республики Беларусь, а также стран, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
При применении преференциальной поправки цены предложений участников процедур закупок, предлагающих указанные товары, уменьшаются на 15 % для целей оценки и сравнения предложений.
При проведении электронных аукционов в случае допуска к торгам участников, предлагающих указанные товары:
- начальная цена электронного аукциона, определяемая как ориентировочная стоимость предмета закупки, устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета закупки, указанной в приглашении к участию в электронном аукционе, на 1,15;
- начальная цена электронного аукциона, определяемая по наименьшей цене из предложений участников, допущенных к торгам, устанавливается путем выбора наименьшей из цен таких участников, при этом цены участников, предлагающих товары, указанные в части первой настоящего подпункта, уменьшаются путем деления на 1,15;
- в ходе торгов для участников, предлагающих указанные товары, отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 %.
В случае выбора победителем участника, предлагающего указанные товары, договор заключается с ним по цене предложения такого участника процедуры закупки, а в случае проведения электронного аукциона - по цене его ставки, увеличенной на размер преференциальной поправки.
Преференциальная поправка не применяется в отношении:
- части указанных товаров, являющихся предметом закупки, в том числе его лотом (частью);
- товаров, являющихся предметом закупки при проведении конкурентных процедур закупок, за исключением электронного аукциона, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки одинакового размера (подп.2.81 п.2 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2021 г. подп.2.81 п.2 постановления № 229 на основании постановления № 415 исключен. Преференциальная поправка в размере 15 % для товаров организацией больше не применяется. Преференциальная поправка в отношении товаров (работ, услуг) может устанавливаться вышестоящим госорганом (организацией) только как особенность осуществления закупок за счет собственных средств на основании подп.2.13 п.2 постановления № 229. Комментарий см. здесь. |
Документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки, является один из документов, предусмотренных в ч.2 подп.2.16 п.2 постановления № 229.
Применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих работы или услуги происхождения Республики Беларусь и (или) работы или услуги, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, может быть установлено по решению республиканского органа госуправления, иной госорганизации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, иного госоргана (организации), гособъединения с учетом специфики осуществления деятельности (подп.2.13 п.2 постановления № 229).
Комментарий 8. Не допускается установление заказчиками в документации о закупке аудиторских услуг требований, указанных в подп.1.4 п.1 постановления № 936.
Важно! Целесообразно в документации на закупку установить требование об указании участником страны происхождения предлагаемого товара (работы, услуги).
Комментарий 9. Иными источниками могут быть:
1) информация, содержащаяся в реестре договоров государственных закупок, размещенном в ГИАС;
2) информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах, размещенная в ГИАС;
3) информация о предельных ценах, размещенная в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства;
4) данные государственной статистической отчетности о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) (ч.1 подп.1.3 п.1 постановления МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки»).
Комментарий 10. Срок для подготовки и подачи предложений на участие в конкурсе и электронном аукционе должен составлять не менее 10 рабочих дней, а по другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок, а также в случае, если стоимость закупки не превышает 3 000 БВ на день принятия организацией решения о проведении процедуры закупки, - не менее 5 рабочих дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в ИС «Тендеры».
В случае если изменения в приглашение к участию в конкурентной процедуре закупки и (или) документацию о закупке внесены в течение второй половины срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в открытом доступе в ИС «Тендеры» данных изменений до даты окончания срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок составлял не менее половины первоначального срока (подп.2.4 п.2 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2022 г. срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 5 календарных дней со дня размещения приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (ч.1 подп.2.4 п.2 постановления № 229 в ред. постановления № 337). Комментарий см. здесь. |
Комментарий 11. Порядок определения ориентировочной стоимости предмета закупки может быть следующим:
«Ориентировочная стоимость предмета закупки определяется способом изучения конъюнктуры рынка в соответствии с постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 "О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки"».
Комментарий 12. В случае проведения заказчиком процедуры снижения цены формулировка данного пункта может быть следующей:
«___. При проведении запроса ценовых предложений осуществляется процедура снижения цены предложений участников. Данная процедура проводится заказчиком один раз.
Процедура снижения цены является дополнительным элементом запроса ценовых предложений и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений при условии сохранения в остальной части своих предложений без изменений.
В процедуре снижения цены предложений участников имеют право участвовать все участники, допущенные к оценке. Участник вправе не участвовать в процедуре снижения цены, при этом его предложение остается действующим с предложенными им первоначальными условиями. Предложение участника, в соответствии с которым условия, содержащиеся в документации о закупке, могут быть ухудшены, не рассматривается.
Заказчик приглашает участников, допущенных к процедуре снижения цены, путем одновременного направления им в электронной и (или) письменной форме приглашений с указанием места заседания конкурсной комиссии, времени и даты его проведения.
Участники, в том числе их представители, могут присутствовать на данном заседании конкурсной комиссии при наличии следующих документов, подтверждающих их полномочия:
- для руководителя юридического лица - заверенной копии приказа о приеме на работу и паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность;
- для иного работника юридического лица - оригинала доверенности и паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность;
- для индивидуального предпринимателя - заверенной копии свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность.
При непосредственном участии в процедуре снижения цены участники в пределах своих полномочий вправе неоднократно снижать цену своих предложений, улучшать иные предложенные ими условия закупки до момента волеизъявления соответствующего участника о том, что предложенная им цена, иные условия закупки являются окончательными.
Также участники вправе сообщить о снижении цены своего предложения, направив письменную информацию об этом ответственному лицу по факсу, почте или нарочным под подпись. Данная информация должна быть представлена заказчику до проведения процедуры снижения цены, в противном случае она к рассмотрению не принимается.
Участники, принимавшие участие в процедуре снижения цены и снизившие их первоначальную цену, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи ценовых предложений, не позднее рабочего дня, следующего за днем заседания конкурсной комиссии по данному вопросу.
Проведение процедуры снижения цены оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, в котором указываются сведения об участниках, предложивших снизить цену своего предложения, и эти цены. Данный протокол подлежит подписанию присутствующими на заседании участниками. Письменная информация участников о снижении цены своих предложений прилагается к протоколу.
Заказчик извещает участников о результатах проведения процедуры снижения цены в письменной и (или) электронной форме в течение ____ рабочих дней, следующих за днем ее проведения.».
Комментарий 13. Заказчик обязан в документации о закупке установить критерий «цена предложения», а также не менее трех нестоимостных критериев оценки и сравнения предложений участников (далее - нестоимостные критерии), при формировании которых могут учитываться:
- наличие у участников (либо у их работников) опыта проведения аудита отчетности в сфере деятельности заказчика либо у организаций, сопоставимых по объему деятельности с заказчиком (в случае их наличия);
- соответствие организации внутренней оценки качества работы аудиторов, осуществляемой участниками, требованиям национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудиторской деятельности;
- результаты (при наличии) проведенной Минфином проверки соблюдения законодательства об аудиторской деятельности и (или) осуществленной Аудиторской палатой внешней оценки качества работы участников;
- иная информация для формирования нестоимостных критериев (подп.1.5 п.1 постановления № 936).
Оценка и сравнение предложений участников конкурса на закупку аудиторских услуг проводится в соответствии с критерием «цена предложения» и нестоимостными критериями в зависимости от их удельного веса, установленного заказчиком в документации о закупке. При этом удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не менее 40, но не более 50 %. Удельный вес каждого из нестоимостных критериев не должен превышать 20 %.
Предложения участников по критерию «цена предложения» сравниваются без учета включенного в цену предложения НДС в случае, если в соответствии с законодательством заказчик вправе принять данный налог к вычету (подп.1.6 п.1 постановления № 936).
Комментарий 14. Если в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг), а также в ходе исполнения договора допускается изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), формулировка данного пункта может быть следующей:
«____. В ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг), а также в ходе исполнения договора допускается изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на ____ %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого изменения.».
Комментарий 15. С учетом положений п.3 постановления № 714 требование о представлении ежеквартальной отчетности распространяется только на договоры, заключенные с 13.12.2020 по результатам процедур закупок, начатых с указанной даты, в том числе процедур закупок из одного источника.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 сентября 2022 г. следует руководствоваться п.3 постановления № 714 в ред. постановления № 610. |
Примечание. Примерная форма Порядка разработана в соответствии с постановлениями Совмина от 15.03.2012 № 229 и от 28.12.2019 № 936. Она регулирует порядок закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств республиканских унитарных предприятий, государственных органов, государственных объединений, иных юридически лиц, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи.
![]() |
Регламент работы конкурсной комиссии по проведению процедур запроса ценовых предложений (с комментариями) см. здесь. |
31.05.2021
Сергей Шаргородский, юрист