


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ООО «ФБКБ»): В марте 2013 г. белорусская организация участвует в постоянно действующей выставке-продаже сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники собственного производства (заключен договор на участие в выставке-продаже с иностранной организацией), проводимой на территории иностранного государства. Цель участия в выставке - реклама организации и продвижение техники белорусского производства на рынках за пределами Республики Беларусь. В связи с удаленностью места проведения выставки, трудоемкостью доставки экспонатов (образцов продукции), необходимостью их сборки и монтажа в месте проведения выставки организация начиная с ноября 2012 г. несет расходы по доставке экспонатов на выставочный объект, по их таможенному оформлению и их сертификации при вывозе за пределы Республики Беларусь, командировочные расходы, связанные с приемкой и монтажом экспонатов на территории иностранного государства (место проведения выставки).
На основании п.32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102), вышеуказанные расходы признаны в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (ноябрь-декабрь 2012 г.), в связи с тем, что невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода.
Правомерно ли было в 2012 г. включать вышеуказанные расходы в состав затрат, учитываемых при налогообложении, несмотря на то, что участие в выставке запланировано на 2013 г.?
ОТВЕТ: Включаются в состав затрат учитываемых при налогообложении на основании данных бухучета.
Организация участвует в выставке с целью рекламы производимой продукции. Реклама - это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (абзац 9 статьи 2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 июля 2013 г. Законом № 225-З, в редакции Закона РБ от 03.01.2013 № 15-З, дано новое определение рекламы (абзац 9 ст.2). |
Таким образом, расходы на участие в выставке связаны с осуществлением текущей деятельности организации.
Расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде, и включают в себя затраты, формирующие:
• себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
• управленческие расходы;
• расходы на реализацию;
• прочие расходы по текущей деятельности (пп.7, 8 Инструкции № 102).
Расходы на рекламу включаются в состав расходов на реализацию и учитываются на счете 44 «Расходы на реализацию». Суммы, учтенные на счете 44, списываются с этого счета в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» в соответствии с законодательством (п.35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50)).
Расходы на реализацию, учтенные на счете 44 и относящиеся к реализованной продукции, в производственных организациях списываются в дебет субсчета 90-6 «Расходы на реализацию» счета 90 в корреспонденции с кредитом счета 44 (п.12 Инструкции № 102, пп.35, 70 Инструкции № 50).
Таким образом, расходы на участие в выставке с целью рекламы производимой продукции в бухгалтерском учете признаются расходами по текущей деятельности и включаются в состав расходов на реализацию, отражаются по счету 44 и учитываются при налогообложении прибыли за 2012 г. на основании ст.130, 131 Налогового кодекса РБ, которыми не предусмотрены особенности отражения рекламных расходов.
12.04.2013
Ольга Кишко, заместитель начальника инспекции - начальник управления налогообложения организаций инспекции Министерства по налогам и сборам по г.Минску
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Налог на прибыль в 2013 году»