Пособие от 15.06.2013
Автор: Овсейко С.

Правовое регулирование оборота лекарственных средств и наркотических и психотропных веществ в Республике Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Лекарственные средства

Справочно

Лекарственное средство - вещество или комбинация нескольких веществ природного, синтетического или биотехнологического происхождения, обладающие фармакологической активностью и в определенной лекарственной форме применяемые для профилактики и диагностики заболеваний, лечения и медицинской реабилитации пациентов, предотвращения беременности путем внутреннего или внешнего применения (ст.1 Закона РБ от 20.07.2006 № 161-З «О лекарственных средствах»; далее - Закон № 161-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2015 г. ст.1 Закона № 161-З изложена в новой редакции на основании Закон РБ от 17.11.2014 № 203-З (далее - Закон № 203-З). Определение понятия «лекарственное средство» не изменилось и приводится в абзаце 19 части первой ст.1 Закона № 161-З.

 

С юридической точки зрения лекарственные средства представляют собой комплексный объект интеллектуальной собственности (само лекарственное средство плюс наименование). Закон № 161-З делит их на 3 вида:

1) оригинальное лекарственное средство - лекарственное средство, отличающееся от всех ранее зарегистрированных лекарственных средств фармакологически активным веществом или комбинацией таких веществ;

2) генерическое лекарственное средство - лекарственное средство, содержащее ту же фармацевтическую субстанцию или комбинацию фармацевтических субстанций в той же лекарственной форме, что и оригинальное лекарственное средство, эквивалентное оригинальному лекарственному средству и терапевтически взаимозаменяемое с ним;

3) фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, умышленно сопровождаемое недостоверной информацией о его составе и (или) производителе.

Оригинальное лекарственное средство поступает в обращение с зарегистрированным собственным названием, его активные ингредиенты защищены патентом на определенный срок. Патент выдается как на продукт или субстанцию (химическое вещество), так и на способ его производства (изобретение). По истечении срока патента оно превращается в генерик, т.е. любая фармацевтическая компания может приобрести право на производство собственной версии (копии).

Считается, что около половины всех лекарств - генерики. Их основные признаки:

• отсутствие патентной защиты;

• более низкая цена;

• продвижение на товарные рынки под наименованием, отличным от оригинального (так называемые брендированные генерики);

• соответствие другому продукту (составу);

• соответствие требованиям по качеству;

• производство в условиях, отвечающих стандартам GMP (Good Manufacture Practice).

Торговое название лекарственного средства может быть оригинальным (т.е. специально придуманным и его можно зарегистрировать как товарный знак) или несобственным (международным непатентованным или общепринятым). В последнем случае в торговое название может включаться и фирменное наименование производителя. Название лекарственных средств определенного вида может включать указание на их состав и назначение. Есть следующие виды названий лекарственных средств:

• международные непатентованные наименования (англ. INN - International Nonproprietory Names), т.е. словесные обозначения, зарегистрированные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) (примечание);

• товарные знаки - обозначения, служащие для индивидуализации товаров и регистрируемые в качестве таковых;

• словесные обозначения, регистрируемые в качестве наименования лекарственных средств при процедуре государственной регистрации лекарственного средства.

Согласно ст.52 Закона № 161-З качество лекарственного средства отечественного производства определяется соответствием лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи производителя, фармакопейных статей Государственной фармакопеи РБ, а лекарственного средства зарубежного производства - требованиям нормативного документа его производителя, содержащего показатели и методы контроля за качеством лекарственного средства.

 

Справочно

Фармакопейная статья - это технический нормативный правовой акт, устанавливающий требования к качеству лекарственного средства, фармацевтической субстанции, лекарственного растительного сырья, вспомогательных веществ, реактивов, упаковочных материалов, используемых в промышленном производстве, аптечном изготовлении лекарственных средств, к стандартным образцам, используемым при проверке качества лекарственных средств, методам контроля за качеством лекарственных средств, их упаковке, условиям и сроку хранения (ст.1 Закона № 161-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2015 г. ст.52 Закона № 161-З изложена в новой редакции на основании Закона № 203-З. С данной даты указанная норма содержится в части второй ст.10 Закона № 161-З, определение понятия «фармакопейная статья» не изменилось и приводится в абзаце 43 части первой ст.1 Закона № 161-З.

 

Общие фармакопейные статьи Государственной фармакопеи РБ устанавливают общие требования к качеству лекарственных средств, фармацевтических субстанций, в т.ч. на отдельных стадиях их промышленного производства, к лекарственному растительному сырью, стандартным образцам, используемым при проверке качества лекарственных средств, фармацевтических субстанций, лекарственного растительного сырья, к методам контроля за качеством лекарственных средств, проведению испытаний и оценке эквивалентности генерических лекарственных средств к оригинальным лекарственным средствам.

Частные фармакопейные статьи Государственной фармакопеи РБ устанавливают требования к качеству конкретных лекарственных средств, фармацевтических субстанций, лекарственного растительного сырья, реактивов, вспомогательных веществ, упаковочных материалов, используемых в промышленном производстве, аптечном изготовлении лекарственных средств.

На лекарственное средство отечественного производства производителем Республики Беларусь с учетом требований общих и частных фармакопейных статей Государственной фармакопеи РБ разрабатывается фармакопейная статья производителя, которая согласовывается Министерством здравоохранения РБ (далее - Минздрав РБ).

Каждая серия (партия) лекарственного средства, зарегистрированного в Республике Беларусь, до поступления в реализацию, а также лекарственные средства, находящиеся в обращении, подлежат проверке на соответствие требованиям фармакопеи в соответствии с Инструкцией о порядке проверки качества зарегистрированных в Республике Беларусь лекарственных средств до поступления в реализацию, а также лекарственных средств, находящихся в обращении на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 01.03.2010 № 20.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 июня 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке и условиях проведения контроля качества зарегистрированных в Республике Беларусь лекарственных средств до поступления в реализацию, а также лекарственных средств, находящихся в обращении на территории Республики Беларусь, в редакции постановления Минздрава РБ от 11.05.2015 № 68.

 

Обратите внимание!

Внедрению в производство новых лекарств должны предшествовать доклинические и клинические испытания. Последние производятся на людях при наличии письменного согласия физического лица (родителей несовершеннолетнего). Аналогичные требования установлены для изделий медицинского назначения и медицинской техники (ст.40 Закона РБ от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (далее - Закон № 2435-XII)).

 

Согласно ст.8 Закона № 161-З лекарственные средства могут производиться, реализовываться и применяться на территории РБ после государственной регистрации, за исключением лекарственных средств:

1) изготовленных в аптеках;

2) предназначенных для использования в качестве выставочных образцов;

3) предназначенных для проведения доклинических исследований и клинических испытаний;

4) ввезенных на территорию РБ физическим лицом для личного применения.

Порядок государственной регистрации регламентирован Положением о государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств и фармацевтических субстанций, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 02.09.2008 № 1269 (далее - постановление № 1269). После принятия решения о государственной регистрации (перерегистрации) уплачивается госпошлина в размере 5 базовых величин (подп.1.16 п.1 ст.249, подп.1.11 п.1 ст.251 Налогового кодекса РБ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2015 г. следует руководствоваться Положением о порядке и условиях государственной регистрации (подтверждения государственной регистрации) лекарственных средств и фармацевтических субстанций, внесения изменений в регистрационное досье, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2015 № 254.

С 1 января 2016 г. подп.1.16 п.1 ст.249 и подп.1.11 п.1 ст.251 Налогового кодекса РБ изложены в новой редакции на основании Закона РБ от 30.12.2015 № 343-З. Изменения не повлияли на суть материала. Размер госпошлины не изменился.

 

На зарегистрированное лекарственное средство заявителю выдается регистрационное удостоверение сроком на 5 лет. По истечении срока действия регистрационного удостоверения лекарственное средство подлежит государственной перерегистрации.

 

Обратите внимание!

Запрещается медицинское применение лекарственных средств, не зарегистрированных в Республике Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 2, 3 и 5 части второй ст.8 Закона № 161-З, а также их промышленное производство (за исключением лекарственных средств, предназначенных для проведения доклинических исследований и клинических испытаний) и реализация (за исключением лекарственных средств, предназначенных для лечения ограниченных контингентов пациентов с редко встречающейся патологией, устранения последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемических заболеваний, ввозимые в качестве иностранной безвозмездной помощи при наличии документов, подтверждающих их регистрацию в стране-производителе) (ст.161, 17, 19 Закона № 161-З).

 

Медицинское применение лекарственных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, осуществляется по показаниям, предусмотренным инструкцией по медицинскому применению и (или) листком-вкладышем, согласованным Минздравом РБ.

Помимо незарегистрированных, запрещается реализация лекарственных средств:

1) не подлежащих государственной регистрации, за исключением изготовленных в аптеках;

2) при отсутствии документов, подтверждающих качество лекарственных средств;

3) некачественных и фальсифицированных лекарственных средств;

4) с истекшим сроком годности.

Реализация лекарственных средств осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление фармацевтической деятельности и может быть:

• оптовой - осуществляемой в соответствии с Надлежащей практикой оптовой реализации, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 15.01.2007 № 6, представляющей собой совокупность правил по организации оптовой реализации лекарственных средств, обеспечивающих и гарантирующих их качество и доступность;

• розничной - через аптеки либо медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки, в порядке, определенном Инструкцией о порядке розничной реализации лекарственных средств медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 17.11.2009 № 123.

Розничная реализация лекарственных средств осуществляется по рецепту и без рецепта врача.

 

Справочно

Инструкция о порядке выписки рецепта врача утверждена постановлением Минздрава РБ от 31.10.2007 № 99 (далее - Инструкция № 99).

Перечень лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача, утвержден постановлением Минздрава РБ от 05.06.2012 № 55.

 

При розничной реализации лекарственных средств юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

1) осуществлять свою деятельность с соблюдением требований Надлежащей аптечной практики, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 27.12.2006 № 120;

2) иметь в наличии лекарственные средства, включенные в перечень основных лекарственных средств, утвержденный постановлением Минздрава РБ от 16.07.2007 № 65 (далее - Перечень основных лекарственных средств).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 мая 2014 г. следует применять Перечень основных лекарственных средств в редакции постановления Минздрава РБ от 04.04.2014 № 25.

 

Справочно

Отдельным категориям граждан, перечисленным в ст.10 Закона РБ от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», в порядке, определенном Положением о порядке бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.11.2007 № 1650, предоставляются скидки (50-100 %) на оплату лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей в пределах Перечня основных лекарственных средств.

 

К ввозу (импорту) на территорию РБ разрешены лекарственные средства, зарегистрированные в Республике Беларусь, а также лекарственные средства:

1) предназначенные для проведения доклинических исследований, государственной регистрации, использования в качестве выставочных образцов;

2) предназначенные для проведения клинических испытаний;

3) ввозимые физическим лицом для личного применения;

4) предназначенные для лечения ограниченных контингентов пациентов с редко встречающейся патологией, устранения последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемических заболеваний, ввозимые в качестве иностранной безвозмездной помощи при наличии документов, подтверждающих их регистрацию в стране-производителе.

При этом запрещается ввоз на территорию РБ некачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств, а также лекарственных средств с истекшим сроком годности.

Требование о государственной регистрации действует не только в отношении лекарственных средств, но и для изделий медицинского назначения и медицинской техники. Положение о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники утверждено постановлением № 1269. Дополнительно требуется подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в случаях и порядке, установленных законодательством (ст.39 Закона № 2435-XII).

Реклама лекарственных средств

Особые требования действуют в отношении рекламы лекарственных средств. В соответствии со ст.24 Закона № 161-З информация о лекарственных средствах, реализуемых:

• без рецепта врача, - представляется в средствах массовой информации, а также в специализированных печатных изданиях, инструкциях по медицинскому применению лекарственных средств и (или) листках-вкладышах;

• по рецепту врача, - допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, инструкциях по медицинскому применению лекарственных средств и (или) листках-вкладышах.

Статья 15 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон № 225-З) регламентирует, что реклама лекарственных средств, методов, средств, работ и услуг в области профилактики, диагностики, лечения (включая нетрадиционные), реабилитации и протезирования, медицинской техники и изделий медицинского назначения, медицинских технологий, биологически активных добавок к пище, а также реклама товаров, содержащая информацию об их положительном эффекте при заболеваниях или расстройствах здоровья, допускается только при наличии у рекламодателя согласования Минздравом РБ. Данное требование не распространяется на рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая размещается (распространяется) в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также на рекламу лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, размещение которой допускается только в специализированных печатных изданиях, перечень которых утверждается Минздравом РБ.

Запрещаются реклама методов профилактики, диагностики и лечения болезней, медицинских технологий и лекарственных средств, не разрешенных Минздравом РБ, а также реклама работ, услуг (деятельности) в области народной медицины, не являющихся работами, услугами, составляющими медицинскую деятельность (медицинской деятельностью), в т.ч. размещение (распространение) такой рекламы организациями здравоохранения, иными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Что должна содержать и не содержать реклама лекарственных средств, определено в п.3 ст.15 Закона № 225-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2013 г. ст.15 Закона № 225-З изложена в новой редакции Законом РБ от 03.01.2013 № 15-З.

Наркотические и психотропные вещества

Справочно

Наркотические средства, психотропные вещества - вещества природного или синтетического происхождения, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, установленный постановлением Минздрава РБ от 28.05.2003 № 26 (далее - Республиканский перечень наркотических средств).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2015 г. постановлением Минздрава РБ от 11.02.2015 № 19 установлен новый республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь.

 

Прекурсоры наркотических средств, психотропных веществ - химические вещества, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, используемые при изготовлении, производстве и переработке наркотических средств, психотропных веществ.

Аналоги наркотических средств, психотропных веществ - химические вещества, не включенные в Республиканский перечень наркотических средств, структурные формулы которых образованы заменой в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ одного или двух атомов водорода на заместители атомов водорода (ст.1 Закона РБ от 13.07.2012 № 408-З «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», далее - Закон № 408-З).

 

Наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры подлежат государственному контролю в Республике Беларусь и в зависимости от применяемых к ним мер государственного контроля вносятся в следующие списки и таблицы Республиканского перечня наркотических средств:

1) список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях (список 1);

2) список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту (список 2);

3) список опасных психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту (список 3);

4) список прекурсоров (список 4), включающий таблицу 1 «Химические вещества и их соли, из которых образуются наркотические средства или психотропные вещества в процессе их изготовления или производства» (таблица 1) и таблицу 2 «Химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления, производства и переработки наркотических средств или психотропных веществ» (таблица 2);

5) список опасных наркотических средств, не используемых в медицинских целях (список 5).

К наркотическим средствам, психотропным веществам, используемым в медицинских целях, содержащим в своем составе:

• два и более наркотических средства, психотропных вещества, относительно которых установлены разные меры государственного контроля, - применяется более строгая мера государственного контроля;

• другие фармацевтические субстанции (кроме наркотических средств, психотропных веществ), - могут не применяться некоторые меры государственного контроля в соответствии с критериями, установленными Минздравом РБ по согласованию с Министерством внутренних дел РБ.

В каждом конкретном случае подтверждение отнесения химических веществ к числу аналогов осуществляется путем проведения экспертизы государственными судебно-экспертными учреждениями (подразделениями) на основании постановлений о назначении экспертизы, выносимых органами уголовного преследования. Предмет экспертизы - соотнесение структурных формул химического вещества со структурными формулами наркотических средств, психотропных веществ и определение наличия либо отсутствия в этих структурных формулах заместителей атомов водорода.

 

Справочно

Заместители атомов водорода - одновалентные или двухвалентные атомы или группы атомов, включенные в перечень заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ, утвержденный постановлением МВД РБ от 12.10.2012 № 350.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 марта 2015 г. следует руководствоваться перечнем заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах, утвержденным постановлением МВД РБ от 19.02.2015 № 2.

 

Однако к аналогам не могут быть отнесены лекарственные средства, включенные в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь; изделия медицинского назначения, включенные в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь; вещества, внесенные в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134.

В соответствии со ст.10 Закона № 408-З:

• физические лица имеют право приобретать, хранить, перевозить, использовать, ввозить, вывозить наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры в порядке, установленном законодательством;

• юридические лица осуществляют деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, на основании специального разрешения (лицензии), если иное не предусмотрено законодательными актами;

• физические лица не имеют права участвовать в обороте аналогов, юридические - имеют только в специально установленных случаях.

 

Обратите внимание!

Запрещается культивирование (посев или выращивание) растений и грибов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, за исключением случаев, установленных законодательными актами (ст.11 Закона № 408-З).

 

Наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры могут изготавливаться, производиться, перерабатываться, храниться только в целях их оборота, предусмотренного Законом № 408-З, а также Положением о порядке изготовления, производства, переработки, хранения и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2002 № 1827. В отношении аналогов указанные действия запрещены (за исключением некоторых случаев хранения). Максимальное количество наркотических средств, психотропных веществ, которое может изготавливаться, производиться, перерабатываться, храниться юридическими лицами, ежегодно устанавливается Минздравом РБ. В настоящее время действует постановление Минздрава РБ от 20.09.2012 № 145 «Об установлении максимального количества наркотических средств, психотропных веществ, которое может изготавливаться, производиться, перерабатываться, храниться юридическими лицами, за исключением юридических лиц, указанных в части пятой статьи 12 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», в 2013 году».

Перевозка наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров осуществляется при условии обеспечения их сохранности, как правило, юридическими лицами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров.

Использование в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ осуществляется в следующем порядке (ст.18 Закона № 408-З):

1) юридическими лицами наркотические средства, включенные в список 2 Республиканского перечня наркотических средств, психотропные вещества, включенные в списки 2 и 3 Республиканского перечня наркотических средств, для использования в медицинских целях приобретаются, реализуются, отпускаются (распределяются) в организации здравоохранения, их структурные подразделения в порядке, установленном Инструкцией о порядке приобретения, хранения, реализации и использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28.12.2004 № 51;

2) физическими лицами наркотические средства, психотропные вещества для использования в медицинских целях приобретаются в аптеках на основании рецептов врача, которые являются бланками строгой отчетности и подлежат учету их использования в соответствии с законодательством.

Порядок выписки рецептов врача, в т.ч. формы бланков рецептов врача, сроки их действия и правила оформления, хранения, максимальное количество наркотических средств, включенных в список 2 Республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ, включенных в списки 2 и 3 Республиканского перечня наркотических средств, для использования в медицинских целях, которое может быть выписано в одном рецепте врача, устанавливаются Инструкцией № 99.

 

Обратите внимание!

Наркотические средства, психотропные вещества используются в медицинских целях для облегчения боли и физического (психического) страдания, связанных с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, в соответствии с медицинскими показаниями на основании клинических протоколов (методов оказания медицинской помощи), утвержденных Минздравом РБ.

 

В Республике Беларусь запрещаются:

• выдача рецептов врача, содержащих назначение наркотических средств, психотропных веществ, используемых в медицинских целях, без соответствующих медицинских показаний или с нарушением установленных правил оформления медицинских документов;

• приобретение и реализация наркотических средств, психотропных веществ, используемых в медицинских целях, вне аптек и организаций здравоохранения;

• оборот аналогов, за исключением использования их в научных и учебных целях, при подготовке служебных собак, в оперативно-розыскной и экспертной деятельности;

• деятельность юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, направленная на распространение в любой форме взглядов, идей или призывов в целях вызвать потребление наркотических средств, психотропных веществ, аналогов.

На информацию о наркотических средствах, психотропных веществах, используемых в медицинских целях, распространяются требования законодательства о лекарственных средствах (ст.24 Закона № 408-З).

 

Справочно

Для более детального изучения см.:

1) «Правовое регулирование медицинской деятельности в Республике Беларусь»;

2) «Правовое регулирование санитарии и эпидемиологии в Республике Беларусь».

 

Примечание. В настоящее время позиции ВОЗ и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в отношении INN диаметрально противоположны, так как ВОЗ против того, чтобы INN регистрировались в качестве товарных знаков. По сути дела, именно INN в настоящее время выполняет функции универсального идентификатора лекарств.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 декабря 2014 г. в Закон РБ от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» на основании Закона РБ от 16.06.2014 № 164-З внесены изменения и дополнения.

С 21 мая 2015 г. в Закон РБ от 20.07.2006 № 326-З «О лекарственных средствах» на основании Закона РБ от 17.11.2014 № 203-З внесены изменения.

 

15.06.2013

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук