


Материал помещен в архив
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НОРМАТИВНОГО СРОКА СТРОИТЕЛЬСТВА С 1 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА: ДАТА НАЧАЛА И ДАТА ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Нормативный срок строительства
Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в том числе сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством (п.1 ст.51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)).
![]() |
Справочно Со 2 июля 2016 г. вступают в силу изменения и дополнения в Закон № 300-З, внесенные Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З. Со 2 июля 2016 г. возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются в установленном порядке на основе утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной, и проектной документации, в том числе сметы (сметной документации) (п.6 ст.51 Закона № 300-З). |
Правильное определение нормативного срока строительства является одним из основных факторов, которые рассматриваются организацией в ходе осуществления строительства при исполнении своих налоговых обязательств, прежде всего для целей исчисления и уплаты налога на недвижимость, а также платежей за землю (земельного налога либо арендной платы за землю).
Объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций (п.1 ст.185 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Следует руководствоваться п.1 ст.227 новой редакции НК. |
Таким образом, при осуществлении строительства объектов с превышением нормативного срока строительства у организации возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на недвижимость.
Аналогичные нормы установлены и в отношении обязанности организации уплачивать в повышенном размере платежи за землю в случае наличия объекта сверхнормативного незавершенного строительства.
Так, при возникновении у организации объекта сверхнормативного незавершенного строительства платежи за землю (в случае отсутствия у организации налоговых льгот) уплачиваются в повышенном размере:
• к ставкам земельного налога применяется повышающий коэффициент в размере 2,0 (п.5 ст.196, п.3 ст.197, п.6 ст.198, п.4 ст.199, п.4 ст.200, п.3 ст.201 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. ставки земельного налога рассмотрены в ст.241 новой редакции НК; |
• к сумме арендной платы за землю применяется повышающий коэффициент в размере 2,0 (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2020 г. взамен Указа № 101 действует Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». |
До 1 января 2016 года
Напомним, что основным документом, которым должны были руководствоваться организации при решении вопроса о наличии либо отсутствии объекта сверхнормативного незавершенного строительства до 1 января 2016 г. был ТКП 45-1.03-122-2008 «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.12.2008 № 481 (далее - приказ № 481) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/223266/320716)).
Именно в ТКП 45-1.03-122-2008 содержались нормы, устанавливавшие правила определения начала и истечения нормативного срока строительства.
Нормы, аналогичные тем, которые содержались в ТКП 45-1.03-122-2008, содержатся в иных нормативных правовых актов, которые регулируют вопросы, связанные с определением продолжительности нормативного срока строительства, в частности:
• ТКП 45-1.03-123-2008 «Нормы продолжительности строительства объектов здравоохранения и образования» (утвержден и введен в действие приказом № 481 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/223228/320678));
• ТКП 45-1.03-124-2008 «Нормы продолжительности строительства объектов культуры и спорта» (утвержден и введен в действие приказом № 481 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/223269/320719));
• ТКП 45-1.03-125-2008 «Нормы продолжительности строительства объектов агропромышленного комплекса» (утвержден и введен в действие приказом № 481 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/223178/320628)).
С 1 января 2016 года
С 1 января 2016 г. нормы законодательства, регулирующие порядок определения нормативного срока строительства, изменились, причем по некоторым аспектам - кардинально.
Данные изменения вызваны тем, что с 1 января 2016 г. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279 утвержден и введен в действие ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/341579/465428).
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2016 г. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.12.2015 № 317 утвержден и введен в действие ТКП 45-1.03-303-2015 «Нормы продолжительности строительства жилых домов», разработанный в соответствие с нормами, содержащимися в ТКП 45-1.03-122-2015. Поэтому порядок определения нормативной продолжительности строительства будет одинаковым во всех случаях независимо от вида возводимых объектов, их целевого назначения и иных факторов. |
Рассмотрим основные положения ТКП 45-1.03-122-2015, которые следует учитывать организациям с 1 января 2016 г. при определении даты начала и даты завершения строительства.
Основным изменением, введенным ТКП 45-1.03-122-2015, стало изменение определение даты, с которой начинается отсчет нормативного срока строительства.
Напомним, что утратившим с 1 января 2016 г. силу ТКП 45-1.03-122-2008 было установлено, что датой начала производства строительных работ является дата начала выполнения внутриплощадочных подготовительных работ, состав которых установлен проектом организации строительства.
Дата начала выполнения внутриплощадочных подготовительных работ оформлялась заказчиком и подрядчиком актом установления даты начала строительства объекта по форме, приведенной в приложении А к ТКП 45-1.03-122-2008.
Продолжительность строительства предприятий, зданий и сооружений охватывала период от даты начала выполнения внутриплощадочных подготовительных работ, состав которых устанавливался проектом организации строительства с учетом конкретных условий строительства объекта, до даты ввода объекта в эксплуатацию (п.3.1 ТКП 45-1.03-122-2008).
С 1 января 2016 г. п.4.3 ТКП 45-1.03-122-2015 определено, что датой начала строительства является дата выдачи органами государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 августа 2018 г. датой начала строительства является дата, указанная в договоре строительного подряда, согласно Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, или в решении застройщика при выполнении строительных, монтажных, иных специальных работ собственными силами (абзац 1 п.4.3 ТКП 45-1.03-122-2015 в редакции приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.07.2018 № 152). |
Порядок получения разрешений на производство строительно-монтажных работ в настоящее время регулируется Инструкцией о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11 (далее - Инструкция № 11).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2018 г. действует Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343. |
![]() |
Справочно Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2016 № 151 утверждено Положение о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия. Постановление вступит в силу через 3 месяца после его официального опубликования.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2018 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утратило силу Положение № 151 и утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Новое Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений. |
Инструкция № 11 определяет порядок выдачи заказчикам, застройщикам разрешения на производство строительно-монтажных работ на объектах строительства, реконструкции, реставрации, благоустройства, капитального ремонта и обязательна для всех заказчиков, застройщиков - юридических лиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом № 300-З (пп.1, 2 Инструкции № 11).
Выдачу разрешений на производство строительно-монтажных работ на объектах строительства независимо от их назначения, форм собственности и способа строительства и их регистрацию осуществляют инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь по областям и г. Минску, специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (п.3 Инструкции № 11).
Производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения в органах государственного строительного надзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ (п.4 Инструкции № 11).
Разрешение может быть выдано на производство строительно-монтажных работ, в том числе отдельное разрешение на выполнение внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
При этом срок действия разрешения ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта (пп.5, 6 Инструкции № 11).
Следовательно, с 1 января 2016 г. при осуществлении заказчиком (застройщиком) строительства объектов датой начала течения нормативного срока строительства считается дата получения разрешения на производство строительно-монтажных работ.
Нормативная продолжительность строительства, определенная в месяцах, включает продолжительность: подготовительного периода, возведения объекта, монтажа оборудования, включая индивидуальные испытания, комплексное опробование и необходимые пусконаладочные работы, а также приемки объекта строительства в эксплуатацию, утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию (часть первая п.4.4 ТКП 45-1.03-122-2015).
При этом, как уже указывалось выше, датой приемки объекта в эксплуатацию является дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию.
Так, порядок составления акта приемки объекта в эксплуатацию в настоящее время предусмотрен Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 (далее - Положение № 716).
Приемка в эксплуатацию объектов оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию по формам, утверждаемым Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Акт приемки объекта в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии. Отказ члена приемочной комиссии от подписания акта должен быть оформлен письменно не позднее даты окончания работы приемочной комиссии с обоснованием причин отказа.
По окончании работы приемочной комиссии ее председатель представляет акт приемки объекта в эксплуатацию лицу (в орган), назначившему приемочную комиссию, для его утверждения или мотивированное заключение о неготовности объекта к эксплуатации.
Акт приемки объекта в эксплуатацию утверждается решением (приказом, постановлением, распоряжением) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, в течение 15 дней со дня его подписания членами комиссии (с учетом необходимости соблюдения сроков, установленных в п.29 и части первой п.32 Положения № 716).
Утверждение акта приемки объекта в эксплуатацию не допускается при отсутствии в данном акте подписи хотя бы одного члена приемочной комиссии и письменного отказа члена приемочной комиссии от его подписания.
Датой приемки в эксплуатацию объекта считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию (п.6, часть первая, вторая, четвертая п.7, часть первая п.8 Положения № 716).
Таким образом, дата ввода объекта в эксплуатацию определяется на основании акта приемки объекта, законченного строительством, который составляется в соответствии с требованиями Положения № 716 по формам актов, которые утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.10.2012 № 339.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 февраля 2019 г. действует постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.12.2018 № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии». С 5 февраля 2019 г. приказ № 339 утратил силу приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.02.2019 № 26. |
![]() |
Ситуация 1 Приемочная комиссия подписала акт 20 марта 2016 г., заказчик утвердил акт приемки 5 апреля 2016 г. по объекту строительства, по которому был превышен нормативный срок строительства. Датой прекращения существования объекта сверхнормативного незавершенного строительства в рассматриваемой ситуации будет 5 апреля 2016 г. |
![]() |
Ситуация 2 Приемочная комиссия подписала акт 20 марта 2016 г., заказчик утвердил акт приемки 25 марта 2016 г. по объекту строительства, по которому был превышен нормативный срок строительства. Датой прекращения существования объекта сверхнормативного незавершенного строительства в рассматриваемой ситуации будет 25 марта 2016 г. |
При этом для целей исчисления налоговых платежей, например налога на недвижимость, организации также следует обратить внимание на то, что дата приемки объекта строительства в эксплуатацию, предусмотренная Положением № 716 (дата «строительной» приемки объекта строительства в эксплуатацию) не будет совпадать с датой принятия объекта строительства к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, так как активы, принимаемые к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, до их обязательной государственной регистрации, сертификации и т. п. отражаются на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы», то есть построенный объект в бухгалтерском учете будет отражен на счете 01 «Основные средства» только после получения правоустанавливающих документов (свидетельства (удостоверения) о его государственной регистрации) (п.4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
21.03.2016
Виктор Статкевич, аудитор
По этой теме также см.:
1. Перенос выполнения работ на благоприятный период, приостановление и консервация строительства: как определить нормативный срок строительства.
2. В проектной документации выделены очереди строительства либо пусковые комплексы: определяем нормативный срок строительства.
3. Хозяйственный способ строительства: определяем нормативный срок строительства.