Пособие от 02.11.2016
Автор: Нехай Н.

Санкции за нарушение условий договоров: порядок исчисления НДС и создания ЭСЧФ


СОДЕРЖАНИЕ

 

Объект налогообложения по суммам неустоек (штрафов, пени)

На сумму полученных продавцом штрафных санкций следует создавать дополнительный ЭСЧФ

Определение момента фактической реализации по суммам санкций

Заполнение строки 3 ЭСЧФ «Дата совершения операции»

Переходный период

Срок создания дополнительного ЭСЧФ на сумму санкций

Итоговый ЭСЧФ и дополнительный ЭСЧФ

Ставки НДС

Предъявление НДС по суммам санкций

Участие в распределении налоговых вычетов по удельному весу

Пример заполнения дополнительного ЭСЧФ (в формате Excel)

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРОВ: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС И СОЗДАНИЯ ЭСЧФ

Объект налогообложения по суммам неустоек (штрафов, пени)

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

Налоговая база налога на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные (причитающиеся к получению) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (подп.18.2 п.18 ст.98 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

Санкции за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров - уплата неустойки (штрафы, пени).

 

Справочно

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п.1 ст.311 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

Законодательными актами могут быть предусмотрены особенности уплаты (взыскания) неустойки (штрафа, пени) (п.3 ст.311 ГК).

 

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств (ст.366 ГК).

 

Обратите внимание!

В денежных обязательствах, возникших из договоров, предусматривающих, в частности, обязанность должника произвести оплату товаров, работ или услуг на просроченную уплатой сумму, подлежат начислению проценты на основании ст.366 ГК (часть первая п.6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами»).

 

Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами, взыскиваемые с покупателя в пользу продавца, представляют собой меру ответственности покупателя за неисполнение денежного обязательства, то есть за неисполнение условий договора, и увеличивают налоговую базу по НДС у продавца как санкции, полученные за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

 

Справочно

Данное разъяснение содержится в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2013 № 2-1-10/97 (вопрос 11).

На сумму полученных (начисленных) продавцом штрафных санкций следует создавать дополнительный ЭСЧФ

Пунктом 11 ст.1061 НК при увеличении налоговой базы налога на добавленную стоимость на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), в соответствии с положениями п.18 ст.98 НК, то есть в том числе на сумму санкций за нарушение условий договоров, предусмотрено создание ЭСЧФ с типом «Дополнительный». Таким образом, сумма санкций отражается в отдельном ЭСЧФ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 февраля 2019 г. следует применять форму ЭСЧФ с изменениями, внесенными постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 3 (далее - постановление № 3). Комментарий см. здесь.

С 1 января 2019 г. вопросы выставления ЭСЧФ регулируются ст.131 новой редакции НК.

 

Облагаются НДС санкции за нарушение условий договоров покупателями товаров (работ, услуг), имущественных прав (объектами) у продавцов объектов. Санкции за нарушение условий договоров продавцами объектов, полученные покупателями объектов, не связаны с реализацией и не подлежат у покупателей налогообложению.

 

Пример 1

Продавцу товара причитаются от покупателя - резидента Республики Беларусь сумма оплаты товара и пеня за нарушение срока оплаты.

Сумма пени включается у продавца в налоговую базу по НДС.

 

При этом следует учитывать общее правило создания ЭСЧФ, приведенное в п.7 ст.1061 НК: ЭСЧФ не создается плательщиком при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст.93 НК (за исключением случаев, предусмотренных пп.14 и 15 ст.1061 НК) и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и не подлежащих отражению в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (далее - налоговая декларация по НДС).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Случаи, когда плательщикам не требуется создавать ЭСЧФ в 2018 году, определены в подп.2.3 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 (далее - Указ № 29).

С 16 февраля 2019 г. следует руководствоваться формой налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость согласно приложению 1 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2.

 

Следовательно, если сумма санкций не связана с реализацией (как в примере 1), то ЭСЧФ на сумму санкций не создается.

Определение момента фактической реализации по суммам санкций

Моментом фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу налога на добавленную стоимость в соответствии с п.18 ст.98 НК, признается день, определяемый плательщиком (за исключением банков) в соответствии с учетной политикой организации как день отражения этих сумм в бухгалтерском учете либо как день их получения (п.8 ст.100 НК).

 

Обратите внимание!

Плательщики (кроме банков) обязаны свой выбор закрепить в учетной политике. Варианта «по умолчанию» в случае неуказания своего выбора в учетной политике не предусмотрено.

 

С учетом изложенного в зависимости от выбранного варианта суммы, увеличивающие налоговую базу по НДС, будут указаны в налоговой декларации по НДС либо на момент их отражения в бухгалтерском учете, либо на момент их фактического получения.

Следует отметить, что конкретная дата, на которую (до которой) должны быть отражены эти суммы в налоговой декларации по НДС в случае их неполучения в текущем году, законодательством не предусмотрена.

В состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, причитающиеся к получению в результате применения иных мер ответственности, в том числе в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств (подп.3.6 п.3 ст.128 НК).

Согласно п.2 ст.128 НК дата отражения внереализационных доходов определяется плательщиком на дату признания доходов в бухгалтерском учете, а в отношении доходов, по которым в п.3 ст.128 НК указана дата их отражения, - на дату, указанную в данном пункте.

 

Обратите внимание!

Указанные суммы отражаются в налоговом учете в момент их отражения в бухгалтерском учете, а значит, момент отражения в составе внереализационных доходов и в составе налоговой базы по НДС сумм неустоек, штрафов, пеней может не совпадать.

 

Согласно подп.3.2613 п.3 ст.129 НК в состав внереализационных расходов включаются суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные в порядке, установленном законодательством, с доходов, указанных в ст.128 НК. Такие расходы отражаются в том отчетном периоде, за который эти суммы отражены в налоговой декларации по НДС.

 

Пример 2

Поступили оплата отгруженных в январе 2016 г. товаров и сумма пени в связи с нарушением срока оплаты (12 июля 2016 г.). Сумма пени отражена в бухгалтерском учете в марте 2016 г. (на момент признания ее покупателем). Отчетным периодом по НДС избран календарный квартал. Согласно учетной политике суммы, увеличивающие налоговую базу по НДС, отражаются в налоговой декларации по НДС в момент их получения.

Сумма пени включается в налоговую декларацию по НДС за III квартал 2016 г., по налогу на прибыль - за I квартал 2016 г. Сумма НДС, исчисленная из суммы пени, отражается в составе внереализационных расходов в III квартале 2016 г.

Заполнение строки 3 ЭСЧФ «Дата совершения операции»

В строке 3 ЭСЧФ «Дата совершения операции» указывается дата совершения хозяйственной операции, которая соответствует моменту фактической реализации объектов, определяемому в соответствии с законодательством (подп.21.3 п.21 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15, далее - Инструкция № 15, постановление № 15).

Таким образом, в строке 3 ЭСЧФ в зависимости от определенного в учетной политике варианта указывается либо дата отражения санкций в бухучете, либо дата получения санкций.

Переходный период

Создание электронных счетов-фактур осуществляется по суммам, увеличивающим налоговую базу налога на добавленную стоимость в соответствии с п.18 ст.98 НК, момент фактической реализации которых наступил с 1 июля 2016 г. (подп.3.1 п.3 постановления № 15).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 февраля 2019 г. подп.3.1 п.3 постановления № 15 утратил силу постановлением № 3.

 

Таким образом, независимо от того, когда были отгружены объекты, ЭСЧФ создается, если сумма санкций будет отражена в налоговой декларации по НДС за периоды с 1 июля 2016 г. Так, в примере 2 ЭСЧФ должен быть создан.

Срок создания дополнительного ЭСЧФ на сумму санкций

В ст.1061 НК не установлен срок создания дополнительного ЭСЧФ. Вместе с тем согласно части второй подп.21.3 п.21 Инструкции № 15 в случае невозможности определения на дату отгрузки (передачи) объектов момента фактической реализации (налоговой базы) объектов либо невозможности создания ЭСЧФ на дату отгрузки (передачи) объектов по причине отсутствия необходимых для его создания учетных данных ЭСЧФ выставляется не позднее 2 рабочих дней со дня возникновения правовых оснований на определение момента фактической реализации (налоговой базы) объектов либо возможности создания ЭСЧФ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 февраля 2019 г. часть вторая подп.21.3 п.21 Инструкции № 15 утратила силу постановлением № 3.

 

Следовательно, ЭСЧФ создается в течение 2 рабочих дней с момента отражения санкций в бухгалтерском учете или с момента получения санкций в зависимости от того, какой момент фактической реализации избран учетной политикой. Так, в примере 2 ЭСЧФ создается не позднее 14 июля 2016 г.

Итоговый ЭСЧФ и дополнительный ЭСЧФ

Согласно части шестой п.11 ст.1061 НК в отношении операций, по которым плательщиком создается один итоговый электронный счет-фактура, при уменьшении (увеличении) стоимости товаров (работ, услуг), при частичном либо полном возврате покупателем продавцу товаров (частичном либо полном отказе от выполненных работ, оказанных услуг), при увеличении налоговой базы налога на добавленную стоимость на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), дополнительный электронный счет-фактура не выставляется. Увеличение (уменьшение) налоговой базы налога на добавленную стоимость и сумм налога на добавленную стоимость осуществляется в итоговом электронном счете-фактуре, выставляемом за отчетный период, в котором осуществляются уменьшение (увеличение) стоимости товаров (работ, услуг), частичный либо полный возврат покупателем продавцу товаров (частичный либо полный отказ от выполненных работ, оказанных услуг).

 

Пример 3

Организация оказывает услуги физическим лицам и оформляет итоговый ЭСЧФ по всем операциям за отчетный период (календарный месяц). Физическое лицо не вовремя рассчиталось за услугу, оказанную в июле 2016 г., в связи с чем с него взыскана пеня в сентябре 2016 г.

Сумма пени отражается в итоговом ЭСЧФ за сентябрь 2016 г.

Ставки НДС

Согласно ст.102 НК ставки НДС 0, 10 и 20 % применяются в отношении сумм, перечисленных в п.18 ст.98 НК, относящимся к оборотам по реализации объектов, облагаемым соответственно по ставкам 0, 10 и 20 %.

В соответствии с подп.14.1 п.14 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42, в строках 1-9 налоговой декларации по НДС отражаются суммы увеличения (уменьшения) налоговой базы, определенные частью второй п.6 и частью второй п.7 ст.97 НК, а также суммы увеличения налоговой базы, определенные п.18 ст.98 НК. Суммы увеличения (уменьшения) налоговой базы по операциям, указанным в строках 1-9, отражаются соответственно в той строке, в которой отражена налоговая база по указанным операциям.

С учетом изложенного, например, ставка НДС 10 % применяется в отношении санкций за нарушение условий договоров, операции по которым подлежат налогообложению по ставке 10 %. При этом налог исчисляется по формуле: сумма санкций х 10 / 110. Сумма санкций включается в строку 3 налоговой декларации по НДС.

Ставка НДС 0 % применяется по санкциям за нарушение условий договоров, операции по которым подлежат налогообложению по ставке 0 %. При этом наличия специальных документов, подтверждающих применение ставки НДС 0 % к сумме санкций, не требуется, в наличии должны быть документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС по обороту по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, к которым относится сумма санкций, а также выписка банка о получении санкций (если момент фактической реализации согласно учетной политике определяется по моменту получения сумм, увеличивающих налоговую базу по НДС).

При этом, если момент фактической реализации наступил ранее, чем оборот отражен в налоговой декларации по НДС (в связи с ожиданием в течение 180-дневного срока подтверждающих вывоз документов), сумма санкций отражается одновременно с данным оборотом, и только тогда может быть создан ЭСЧФ.

 

Пример 4

Организация (отчетным периодом по НДС избран календарный месяц) оказывает экспортируемые транспортные услуги. Акт об оказанных услугах подписан в ноябре 2015 г., оборот по реализации этих услуг при наличии подтверждающих документов отражен в налоговой декларации по НДС за январь-ноябрь 2015 г. с применением нулевой ставки НДС. Оплата перечислена заказчиком в июле 2016 г. вместе с суммой санкций за нарушение срока оплаты. Согласно учетной политике суммы, увеличивающие налоговую базу по НДС, отражаются в налоговой декларации по НДС в момент их получения. Сумма санкций включается в строку 6 налоговой декларации по НДС за январь-июль 2016 г. с применением нулевой ставки НДС. Создается дополнительный ЭСЧФ на сумму санкций. Суммы «входного» налога, приходящиеся на сумму санкций, облагаемую НДС по нулевой ставке НДС, принимаются к вычету в соответствии с подп.23.1 п.23 ст.107 НК независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации.

 

Пример 5

Организация (отчетным периодом по НДС избран календарный месяц) отгрузила товары в Российскую Федерацию в апреле 2016 г. В июле 2016 г. покупатель перечислил оплату и сумму пени за несвоевременную оплату. 27 сентября 2016 г. поступили подтверждающие вывоз документы. Согласно учетной политике суммы, увеличивающие налоговую базу по НДС, отражаются в налоговой декларации по НДС в момент их получения.

В соответствии с п.2 ст.102 НК документальное подтверждение фактического вывоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию государств - членов Евразийского экономического союза производится в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) этих товаров. Отражение в налоговой декларации по НДС оборотов по реализации товаров (работ) производится применительно к указанному сроку в порядке, определенном частями восьмой-одиннадцатой п.2 ст.102 НК.

На основании п.2 ст.102 НК при наступлении даты представления налоговой декларации по НДС в течение этого срока обороты по реализации товаров не отражаются в налоговой декларации по НДС.

При наличии документов, подтверждающих вывоз товаров, обороты по реализации товаров отражаются в налоговой декларации по НДС того отчетного периода, срок предоставления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения, либо того отчетного периода, в котором получено соответствующее документальное подтверждение.

Таким образом, сумма пени не отражается в налоговой декларации по НДС на момент ее получения (в июле 2016 г.). Дополнительный ЭСЧФ в июле не создается. Оборот с нулевой ставкой НДС отражают вместе с суммой пени в налоговой декларации по НДС за январь-сентябрь 2016 г. При этом создается исходный ЭСЧФ, в котором отражается оборот по реализации товаров с нулевой ставкой НДС, и дополнительный ЭСЧФ на сумму пени. В строке 3 таких ЭСЧФ следует указать в качестве даты совершения операции 30 сентября 2016 г.

 

Согласно подп.4.2 п.4 ст.94 НК положения данной статьи (в которой перечислены освобожденные от НДС обороты) и п.2 ст.93 НК (в котором перечислены обороты, не являющиеся объектом налогообложения) распространяются также на суммы, увеличивающие налоговую базу в соответствии с п.18 ст.98 НК, полученные (причитающиеся к получению) по товарам (работам, услугам), имущественным правам, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения либо не признаются объектом налогообложения.

Следовательно, если суммы санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров относятся к освобожденным от НДС оборотам, то они освобождаются от НДС; если относятся к оборотам, не признаваемым объектами налогообложения, то также не подлежат налогообложению.

 

Пример 6

Организация отгрузила медицинские изделия на территории Республики Беларусь с применением освобождения от НДС по подп.1.1 п.1 ст.94 НК. Согласно учетной политике суммы, увеличивающие налоговую базу по НДС, отражаются в налоговой декларации по НДС в момент их получения. Получены оплата и сумма процентов за пользование денежными средствами в связи с несвоевременной оплатой товаров. Сумма пени отражается в строке 8 налоговой декларации по НДС и освобождается от налога.

 

При создании ЭСЧФ в случае освобождения от НДС необходимо учитывать следующее. Согласно п.7 ст.1061 НК электронный счет-фактура не создается плательщиком при реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии с п.1 ст.94 НК (за исключением операций, указанных в подп.1.37 и 1.39 п.1 ст.94 НК) и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Случаи, когда плательщикам не требуется создавать ЭСЧФ в 2018 году, определены в подп.2.3 п.2 Указа № 29.

 

Но в соответствии с п.8 ст.1061 НК электронный счет-фактура создается плательщиком и направляется на Портал электронных счетов-фактур (далее - Портал) без необходимости его выставления покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.94 НК и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь. Исходя из п.9 ст.1061 НК, при выставлении (направлении) электронного счета-фактуры по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемым от налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями ст.94 НК и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, плательщик указывает отметку «Без НДС».

Следовательно, если сумма пени относится к обороту по реализации физическим лицам, освобожденному от НДС, то ЭСЧФ не создается. Если такая сумма относится к обороту по реализации юридическим лицам, то создается дополнительный ЭСЧФ, в графе 9 раздела 6 которого указывается «Без НДС».

Предъявление НДС по суммам санкций

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по свободным отпускным ценам (с учетом акцизов для подакцизных товаров) или тарифам плательщик дополнительно к цене (тарифу) товаров (работ, услуг), имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (п.1 ст.105 НК).

Налоговыми вычетами признаются суммы налога на добавленную стоимость (п.2 ст.107 НК):

• предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;

• уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

• уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

В связи с тем что санкции не относятся к товарам (работам, услугам), получатель данных санкций не имеет права предъявлять сумму НДС, которую он должен уплатить в бюджет, к вычету плательщику этих санкций.

В связи с этим в п.11 ст.1061 НК закреплено, что при составлении дополнительного электронного счета-фактуры в связи с увеличением налоговой базы налога на добавленную стоимость на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), в соответствии с положениями п.18 ст.98 НК плательщиком данный дополнительный электронный счет-фактура направляется только на Портал без его выставления покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав. В таком случае ссылка на дату и номер ранее выставленного электронного счета-фактуры может не производиться.

Дополнительный ЭСЧФ бывает двух видов: просто дополнительный и дополнительный без ссылки на ЭСЧФ. Дополнительный ЭСЧФ создается на Портале путем перехода на страницу «Мои счета-фактуры» - «Отправленные», поиска в списке отправленных ЭСЧФ того исходного ЭСЧФ, к которому выставляется дополнительный, и выбора в контекстном меню «Выставить дополнительный». При этом для корректировки плательщику будет доступен только раздел 6 ЭСЧФ. Чтобы такой дополнительный ЭСЧФ не ушел получателю, необходимо снять флажок с пункта «Отобразить получателю».

Дополнительный ЭСЧФ без ссылки на ЭСЧФ создается на Портале на странице «Мои счета-фактуры» - «В работе». В раскрывающемся списке нужно выбрать тип ЭСЧФ «Дополнительный без ссылки на ЭСЧФ». Исходя из подп.23.7 и 23.9 п.23 Инструкции № 15, в строке 17 «УНП» указывается УНП получателя, являющегося плательщиком НДС в Республике Беларусь, или код плательщика или аналог кода плательщика-получателя, не являющегося плательщиком НДС в Республике Беларусь, присвоенный в соответствии с законодательством иностранного государства.

В случае создания дополнительного ЭСЧФ, когда суммы НДС, указываемые в нем, в соответствии с законодательством не подлежат вычету у покупателя, плательщиком строка 17 «УНП» ЭСЧФ не заполняется.

В строке 18 «Получатель» указывается наименование получателя. В случае создания дополнительного ЭСЧФ, когда суммы НДС, указываемые в нем, в соответствии с законодательством не подлежат вычету у покупателя, плательщиком строка 18 «Получатель» ЭСЧФ не заполняется.

Таким образом, в дополнительном ЭСЧФ без ссылки на ЭСЧФ, создаваемом на сумму санкций, не указываются УНП и наименование получателя.

Участие в распределении налоговых вычетов по удельному весу

Суммы санкций, полученных (причитающихся к получению) за нарушение условий договоров, участвуют при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов.

 

Пример 7

Организация в 2015 году отгрузила лекарственные препараты с применением льготы по НДС. В апреле 2016 г. получена пеня за несвоевременную оплату изделий в сумме 500 тыс. руб. Иных освобожденных оборотов с начала 2016 года нет. Сумма оборота по реализации, облагаемая НДС по ставке 20 %, нарастающим итогом составила 24 500 тыс. руб. Налоговые вычеты по товарам, работам, услугам за январь-апрель 2016 г. - 3 000 тыс. руб., по основным средствам - 4 000 тыс. руб. Раздельный учет налоговых вычетов не ведется. Отчетным периодом по НДС избран календарный месяц. Согласно учетной политике суммы, увеличивающие налоговую базу по НДС, отражаются в налоговой декларации по НДС в момент их получения.

В соответствии с частью первой п.3 ст.106 НК в случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм налога на добавленную стоимость, за исключением сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Согласно части третьей п.24 ст.107 НК при определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эта сумма оборота делится на общую сумму оборота по реализации и умножается на сумму налоговых вычетов, приходящихся на общую сумму оборота по реализации. Процент удельного веса рассчитывается с точностью не менее четырех знаков после запятой. Суммой оборота признаются сумма налоговой базы и налога на добавленную стоимость.

Таким образом, подлежат отнесению на затраты 60 тыс. руб. (3 000 х 500 х (500 + 24 500)).

Сумма «входного» НДС по основным средствам 4 000 тыс. руб. не подлежит указанному распределению.

Пример заполнения дополнительного ЭСЧФ (в формате Excel)

В январе 2016 г. организация отгрузила продукцию, облагаемую НДС по ставке 20 %, резиденту Республики Беларусь. Сумма пени за несвоевременную оплату продукции 360 руб. поступила 3 октября 2016 г. Согласно учетной политике моментом фактической реализации признается день получения сумм, увеличивающих налоговую базу по НДС.

Электронный счет-фактура создается в срок не позднее 5 октября 2016 г. (2 рабочих дня с момента фактической реализации). В строке 3 ЭСЧФ указывается момент фактической реализации 3 октября 2016 г. В графе 7 раздела 6 указывается сумма пени без учета НДС.

 

Справочно

См. образец заполнения ЭСЧФ в Excel здесь.

 

02.11.2016

 

Наталья Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"»