Пособие - навигатор от 28.08.2018
Автор: Амельченя Ю.

Ситуации риска при осуществлении закупок товаров (работ, услуг)


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СИТУАЦИИ РИСКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

Ситуации риска Требования законодательства, исключающие ситуации риска
Государственные закупки
(примечание 1)
Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (примечание 2) Закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (примечание 3)
Разработка документации для проведения процедур закупок Разрабатывается лицами, обладающими компетенцией для формирования документации с учетом требований Закона № 419-З к предмету государственной закупки (ст.20 Закона № 419-З), к составу участников (ст.14 Закона № 419-З, подп.1.18 п.1 Указа № 590) и квалификационным данным участников (ст.15, 16 Закона № 419-З), к условиям самой документации (ст.21, 33, 43, 49, 50 Закона № 419-З).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 апреля 2019 г. подп.1.18 п.1 Указа № 590 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Комментарий см. здесь.

Важно: соблюдение антимонопольных требований к закупкам (ст.24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 94-З)).
Требуется знание лицами законодательства о государственных закупках, нормативных требований к условиям деятельности по предмету государственной закупки и условиям исполнения обязательств по договору на государственную закупку.
Полномочия по разработке могут быть возложены на структурное подразделение либо работника из числа работников, обладающих профессиональными навыками в области государственных закупок (п.1 ст.11 Закона № 419-З), а также специалистов по предмету государственной закупки при формировании соответствующих требований;

Важно: исключить предоставление информации из документации потенциальным участникам до ее размещения в открытом доступе (для открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) (п.4 ст.33, п.4 ст.43, часть вторая п.2 ст.49 Закона № 419-З).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом № 419-З, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарии см. здесь
Разрабатывается лицами, обладающими компетенцией для формирования документации с учетом требований Указа № 380, Положения № 88.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия.

Организатором при проведении подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве назначается лицо, ответственное за их проведение, и создается конкурсная комиссия (п.11 Положения № 88), при проведении переговоров назначается ответственное лицо за проведение переговоров, может быть создана конкурсная комиссия (п.63 Положения № 88).

Важно: соблюдение антимонопольных требований к закупкам (ст.24 Закона № 94-З)
Разрабатывается лицами, обладающими компетенцией для формирования документации с учетом требований постановления № 229.
Не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки (часть первая подп.2.5 п.2 постановления № 229).

Важно: соблюдение антимонопольных требований к закупкам (ст.24 Закона № 94-З)
Формирование состава комиссии для организации и проведения процедур закупок Соблюдение требований к составу комиссии (ст.19 Закона № 419-З, Положение № 778).
При работе комиссии выполнение полномочий, осуществление функций в пределах, установленных ст.19 Закона № 419-З, Положением № 778, а также регламентом работы комиссии, утверждаемым руководителем (уполномоченным им должностным лицом) заказчика (организатора) либо индивидуальным предпринимателем, с учетом Положения № 778 (часть третья п.16 Положения № 778).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. постановление № 778 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 утратило силу. Следует руководствоваться Положением о порядке аккредитации на электронной торговой площадке, утвержденным постановлением № 395 (комментарий см. здесь), а также Положением о комиссии по государственным закупкам, утвержденным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7 (комментарий см. здесь)
Конкурсная комиссия обязательна при проведении подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, и может быть создана при проведении переговоров.
Соблюдение требований к составу конкурсной комиссии (п.13 Положения № 88).
При работе конкурсной комиссии выполнение полномочий, осуществление функций в пределах, установленных Положением № 88, регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора
Соблюдение требований к членам комиссии: ими не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в том числе физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки, работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также работники кредиторов организации, должностные лица контролирующих (надзорных) органов (подп.2.7 п.2 постановления № 229)
Привлечение экспертов (специалистов) для разработки документации, для оценки предложений Соблюдение требований, установленных ст.13 Закона № 419-З, в особенности требования к эксперту: экспертом признается не заинтересованное в результате процедуры государственной закупки лицо, обладающее специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом государственной закупки.

Мнение автора: поскольку результатом процедуры государственной закупки является приобретаемый товар (работа, услуга) на определенных условиях, эксперт не должен быть заинтересован в приобретении такого товара (работы, услуги) для заказчика
Возможность привлечения экспертов (специалистов) установлена Положением № 88 (часть десятая п.36, п.74 Положения № 88) Если предусмотрено порядком осуществления закупок за счет собственных средств организации, проводящей процедуру закупки, эксперт (специалист) может быть привлечен
Оценка и рассмотрение предложений Необходимо обеспечить равный подход ко всем участникам:
для открытого конкурса и закрытого конкурса:
1) не допускается проведение переговоров между комиссией и участниками в отношении поданных ими предложений (часть вторая п.1 ст.38 Закона № 419-З);
2) допускается обращение комиссии к участникам с просьбой дать разъяснения по их предложениям, но комиссия не вправе допускать изменения сути предложений;
3) не допускаются изменение цены предложения или внесение других изменений и (или) дополнений, вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям конкурсных документов, стало бы соответствовать этим требованиям (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика (организатора)) (часть третья п.1 ст.38 Закона № 419-З);
4) отклонение предложений допускается только по основаниям, установленным пп.2, 3 ст.38 Закона № 419-З;
5) не допускается использование критериев и способов оценки и сравнения предложений, не установленных конкурсными документами (п.3 ст.39 Закона № 419-З);
для электронного аукциона:
1) при рассмотрении первых и вторых разделов предложений участников не допускается проведение переговоров между комиссией и участниками (часть вторая п.2 ст.46, п.1 ст.48 Закона № 419-З);
2) при рассмотрении первых разделов комиссия может посредством электронной торговой площадки просить участника дать разъяснение по первому разделу его предложения, но не вправе допускать внесения в него изменений и (или) дополнений (часть третья п.2 ст.46 Закона № 419-З);
3) отклонение предложений допускается только по основаниям, установленным частью четвертой п.2 ст.46, п.1 ст.48 Закона № 419-З;
- для процедуры запроса ценовых предложений:
1) не допускается проведение переговоров между комиссией и участниками в отношении поданных ими предложений (п.8 ст.49 Закона № 419-З);
2) допускается обращение комиссии к участникам с просьбой дать разъяснения по их предложениям, но комиссия не вправе допускать изменения цены предложения или внесения других изменений и (или) дополнений, вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям документов, стало бы соответствовать этим требованиям (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика (организатора)) (подп.1.12 п.1 Указа № 590);
3) отклонение предложений допускается только по основаниям, установленным п.10 ст.49 Закона № 419-З;
4) единственный критерий оценки предложений - цена предложения (п.11 ст.49 Закона № 419-З)
В случае необходимости конкурсная комиссия при проведении предварительного квалификационного отбора участников или подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) вправе запросить у участника уточняющую информацию, которую участник обязан представить (часть девятая п.36 Положения № 88).
Оценка предложений участников проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном конкурсной документацией, с учетом критериев и методики, приведенных в ней.
Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений не подлежит разглашению (часть двенадцатая п.36 Положения № 88)
Не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку и сравнение предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке.
Требования к участникам процедуры закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора на закупку, а также критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки устанавливаются и применяются организацией в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям (подп.2.6 п.2 постановления № 229)

 

Примечание 1. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З); Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590); Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (далее - Положение № 778).

Примечание 2. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380), Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь.

 

Примечание 3. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).

 

28.08.2018

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»