


Материал помещен в архив


СИТУАЦИИ РИСКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)
Ситуации риска | Требования законодательства, исключающие ситуации риска | ||
Государственные закупки (примечание 1) |
Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (примечание 2) | Закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (примечание 3) | |
Разработка документации для проведения процедур закупок | Разрабатывается лицами, обладающими компетенцией для формирования документации с учетом требований Закона № 419-З к предмету государственной закупки (ст.20 Закона № 419-З), к составу участников (ст.14 Закона № 419-З, подп.1.18 п.1 Указа № 590) и квалификационным данным участников (ст.15, 16 Закона № 419-З), к условиям самой документации (ст.21, 33, 43, 49, 50 Закона № 419-З). От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2019 г. подп.1.18 п.1 Указа № 590 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Комментарий см. здесь.Важно: соблюдение антимонопольных требований к закупкам (ст.24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» Требуется знание лицами законодательства о государственных закупках, нормативных требований к условиям деятельности по предмету государственной закупки и условиям исполнения обязательств по договору на государственную закупку. Полномочия по разработке могут быть возложены на структурное подразделение либо работника из числа работников, обладающих профессиональными навыками в области государственных закупок (п.1 ст.11 Закона № 419-З), а также специалистов по предмету государственной закупки при формировании соответствующих требований; Важно: исключить предоставление информации из документации потенциальным участникам до ее размещения в открытом доступе (для открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) (п.4 ст.33, п.4 ст.43, часть вторая п.2 ст.49 Закона № 419-З). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом № 419-З, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарии см. здесь |
Разрабатывается лицами, обладающими компетенцией для формирования документации с учетом требований Указа № 380, Положения № 88. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия.Организатором при проведении подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве назначается лицо, ответственное за их проведение, и создается конкурсная комиссия (п.11 Положения № 88), при проведении переговоров назначается ответственное лицо за проведение переговоров, может быть создана конкурсная комиссия (п.63 Положения № 88). Важно: соблюдение антимонопольных требований к закупкам (ст.24 Закона № 94-З) |
Разрабатывается лицами, обладающими компетенцией для формирования документации с учетом требований постановления № 229. Не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки (часть первая подп.2.5 п.2 постановления № 229). Важно: соблюдение антимонопольных требований к закупкам (ст.24 Закона № 94-З) |
Формирование состава комиссии для организации и проведения процедур закупок | Соблюдение требований к составу комиссии (ст.19 Закона № 419-З, Положение № 778). При работе комиссии выполнение полномочий, осуществление функций в пределах, установленных ст.19 Закона № 419-З, Положением № 778, а также регламентом работы комиссии, утверждаемым руководителем (уполномоченным им должностным лицом) заказчика (организатора) либо индивидуальным предпринимателем, с учетом Положения № 778 (часть третья п.16 Положения № 778). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. постановление № 778 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 утратило силу. Следует руководствоваться Положением о порядке аккредитации на электронной торговой площадке, утвержденным постановлением № 395 (комментарий см. здесь), а также Положением о комиссии по государственным закупкам, утвержденным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7 (комментарий см. здесь) |
Конкурсная комиссия обязательна при проведении подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, и может быть создана при проведении переговоров. Соблюдение требований к составу конкурсной комиссии (п.13 Положения № 88). При работе конкурсной комиссии выполнение полномочий, осуществление функций в пределах, установленных Положением № 88, регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора |
Соблюдение требований к членам комиссии: ими не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в том числе физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки, работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также работники кредиторов организации, должностные лица контролирующих (надзорных) органов (подп.2.7 п.2 постановления № 229) |
Привлечение экспертов (специалистов) для разработки документации, для оценки предложений | Соблюдение требований, установленных ст.13 Закона № 419-З, в особенности требования к эксперту: экспертом признается не заинтересованное в результате процедуры государственной закупки лицо, обладающее специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом государственной закупки. Мнение автора: поскольку результатом процедуры государственной закупки является приобретаемый товар (работа, услуга) на определенных условиях, эксперт не должен быть заинтересован в приобретении такого товара (работы, услуги) для заказчика |
Возможность привлечения экспертов (специалистов) установлена Положением № 88 (часть десятая п.36, п.74 Положения № 88) | Если предусмотрено порядком осуществления закупок за счет собственных средств организации, проводящей процедуру закупки, эксперт (специалист) может быть привлечен |
Оценка и рассмотрение предложений | Необходимо обеспечить равный подход ко всем участникам: для открытого конкурса и закрытого конкурса: 1) не допускается проведение переговоров между комиссией и участниками в отношении поданных ими предложений (часть вторая п.1 ст.38 Закона № 419-З); 2) допускается обращение комиссии к участникам с просьбой дать разъяснения по их предложениям, но комиссия не вправе допускать изменения сути предложений; 3) не допускаются изменение цены предложения или внесение других изменений и (или) дополнений, вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям конкурсных документов, стало бы соответствовать этим требованиям (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика (организатора)) (часть третья п.1 ст.38 Закона № 419-З); 4) отклонение предложений допускается только по основаниям, установленным пп.2, 3 ст.38 Закона № 419-З; 5) не допускается использование критериев и способов оценки и сравнения предложений, не установленных конкурсными документами (п.3 ст.39 Закона № 419-З); для электронного аукциона: 1) при рассмотрении первых и вторых разделов предложений участников не допускается проведение переговоров между комиссией и участниками (часть вторая п.2 ст.46, п.1 ст.48 Закона № 419-З); 2) при рассмотрении первых разделов комиссия может посредством электронной торговой площадки просить участника дать разъяснение по первому разделу его предложения, но не вправе допускать внесения в него изменений и (или) дополнений (часть третья п.2 ст.46 Закона № 419-З); 3) отклонение предложений допускается только по основаниям, установленным частью четвертой п.2 ст.46, п.1 ст.48 Закона № 419-З; - для процедуры запроса ценовых предложений: 1) не допускается проведение переговоров между комиссией и участниками в отношении поданных ими предложений (п.8 ст.49 Закона № 419-З); 2) допускается обращение комиссии к участникам с просьбой дать разъяснения по их предложениям, но комиссия не вправе допускать изменения цены предложения или внесения других изменений и (или) дополнений, вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям документов, стало бы соответствовать этим требованиям (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика (организатора)) (подп.1.12 п.1 Указа № 590); 3) отклонение предложений допускается только по основаниям, установленным п.10 ст.49 Закона № 419-З; 4) единственный критерий оценки предложений - цена предложения (п.11 ст.49 Закона № 419-З) |
В случае необходимости конкурсная комиссия при проведении предварительного квалификационного отбора участников или подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) вправе запросить у участника уточняющую информацию, которую участник обязан представить (часть девятая п.36 Положения № 88). Оценка предложений участников проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном конкурсной документацией, с учетом критериев и методики, приведенных в ней. Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений не подлежит разглашению (часть двенадцатая п.36 Положения № 88) |
Не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку и сравнение предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке. Требования к участникам процедуры закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора на закупку, а также критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки устанавливаются и применяются организацией в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям (подп.2.6 п.2 постановления № 229) |
Примечание 1. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
Примечание 2. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь. |
Примечание 3. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»
28.08.2018
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»