Пособие от 29.05.2014
Автор: Дернович Е.

Схема построения номенклатуры дел организации


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ

Порядок разработки номенклатуры дел подробно регламентирован:

• Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4 (глава 10);

• Правилами работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденными постановлением Минюста РБ от 24.05.2012 № 143 (глава 5);

• Методическими рекомендациями по составлению и применению номенклатур дел организаций, типовых и примерных номенклатур дел, утвержденными приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Минюста РБ от 29.11.2013 № 55.

Номенклатура дел организации может строиться по одному из трех принципов:

1) структурному;

2) функциональному;

3) структурно-функциональному.

Структурный принцип используется, когда в организации существует утвержденная структура. При этом названия разделов будут соответствовать наименованию структурных подразделений, закрепленных в штатном расписании.

 

Пример

1. Общий отдел

2. Финансово-экономический отдел

3. Отдел бухгалтерского и налогового учета

4. Отдел закупок

5. Отдел капитального строительства

6. Отдел техники безопасности

7. Юридический отдел

8. Отдел кадров

9. Отдел хозяйственного обеспечения

10. Архив

 

По структурно-функциональному принципу номенклатура дел строится в соответствии со штатным расписанием, управленческими функциями и направлениями деятельности организации.

Названиями разделов (подразделов) сводной номенклатуры дел, построенной по структурно-функциональному принципу, являются наименования структурных подразделений организации и управленческие функции или направления деятельности организации.

 

Пример

1. Руководство

2. Планирование

3. Отдел закупок

4. Производственный цех

5. Отдел продаж

6. Бухгалтерия

7. Отдел кадров

8. Архив

9. Профессиональный союз

 

По функциональному признаку номенклатура дел составляется в бесструктурных организациях. Она строится в соответствии с управленческими функциями и направлениями деятельности организации. Названиями разделов номенклатуры дел организации, построенной по функциональному принципу, являются управленческие функции или направления деятельности организации.

 

Пример

1. Руководство

2. Бухгалтерский учет и отчетность

3. Производственная деятельность

4. Составление сметной документации

5. Правовое обеспечение деятельности

6. Работа с кадрами

7. Работа архива

 

Независимо от принципа построения сводной номенклатуры дел и утвержденной структуры организации в первый раздел включаются дела службы документационного обеспечения управления.

Наименования временно действующих коллегиальных органов и общественных организаций в порядке значимости указываются в конце номенклатуры дел в качестве самостоятельных разделов (профессиональный союз, комиссия по оздоровлению и санаторно-курортному лечению и др.).

 

Справочно

Для более детального изучения см.:

• «Составление номенклатуры дел структурного подразделения организации»;

• «Номенклатура дел организации: составление заголовков дел»;

• «Систематизация заголовков дел в пределах раздела (подраздела) номенклатуры дел».

 

29.05.2014

 

Екатерина Дернович, младший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела