


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ЧКУП «БУ»): Согласно действующему законодательству наниматель обязан в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформить необходимые для назначения пенсии документы и направить их в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.
Каков перечень документов, которые необходимо оформить и предоставить в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя?
Требуется ли нанимателю самостоятельно рассчитывать стаж работника и суммы, включаемые в расчет среднего заработка?
ОТВЕТ: Право на трудовую пенсию возникает при соблюдении условий, установленных законодательством: при достижении определенного возраста, наличии требуемой продолжительности стажа работы и (или) специального стажа и др.
Работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы по труду, занятости и социальной защите (ст.76 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 января 2017 г. часть первая ст.76 Закона № 1596-XII на основании Закона РБ от 09.01.2017 № 14-З изложена в новой редакции. |
Для выполнения указанной обязанности ежегодно в начале каждого года на работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию, на основании трудовых книжек и личных карточек работодатель составляет соответствующие списки. Одним из реквизитов списка являются данные о стаже работы, в т.ч. специальном.
На основе всех собранных документов работодатель оформляет представление для назначения пенсии, форма которого утверждена приказом Минсоцзащиты РБ от 29.09.1998 № 85, и другие необходимые документы, т.е. формирует соответствующий комплект документов, или отказывает в представлении к назначению пенсии.
Таким образом, для принятия решения о представлении (отказе в представлении) работника к назначению пенсии работодатель должен рассмотреть вопрос о наличии у него стажа работы (специального стажа) требуемой продолжительности.
Что касается заработка, то за период работы до 1 января 2003 г. он подтверждается справкой (форма утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 19.11.2007 № 148), выдаваемой работодателем. Заработок после указанной даты подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования. Для этого работодателем в установленном порядке и сроки должны представляться в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ сведения о суммах выплат (доходов) работников, на которые начислены и из которых уплачены обязательные страховые взносы.
Комплект документов, который должен быть сформирован и представлен работодателем в орган по труду, занятости и социальной защите для назначения пенсии конкретному работнику, зависит от вида пенсии. Однако обязательными для назначения любого вида трудовой пенсии являются:
1) документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство:
- для гражданина РБ - паспорт гражданина РБ;
- для иностранного гражданина или лица без гражданства - национальный паспорт и (или) вид на жительство;
- для несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, - свидетельство о рождении или паспорт;
2) документы о стаже работы (трудовая книжка, копии дипломов, военный билет (для военнослужащих) и т.п.);
3) документы о заработке.
Перечни документов по видам пенсий предусмотрены Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 № 44.
22.03.2013
Лариса Яшкова, заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Оформляем выход работника на пенсию»