


Материал помещен в архив
Статистическое декларирование товаров: порядок и особенности
Таможенные органы Республики Беларусь в соответствии с возложенными на них функциями обязаны вести таможенную статистику товаров по сделкам, в том числе в отношении товаров по сделкам, не связанным с совершением на территории Республики Беларусь таможенных операций (ст.360 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). Для ведения таможенной статистики используются информационные ресурсы таможенных органов.
В настоящее время порядок ведения такой статистики регламентирован:
• Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»
• постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 октября 2020 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.09.2020 № 533 «О статистическом декларировании товаров». Комментарий см. здесь; |
• постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.01.2012 № 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров»
В каких случаях производится статистическое декларирование товаров?
Статистическая декларация - декларация, которая представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, в отношении которых в соответствии с законодательством не производится совершение таможенных операций, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более, регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и является документом валютного контроля внешнеторговых операций (абзац 25 подп.1.1 п.1 Указа № 178).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2021 г. подп.1.1 п.1 Указа № 178 изложен в новой редакции Указом от 08.07.2021 № 265. Комментарий см. здесь. |
Периодическая статистическая декларация - декларация, которая представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с законодательством не производится, по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более, за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора, регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и является документом валютного контроля внешнеторговых операций (абзац 19 подп.1.1 п.1 Указа № 178).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 октября 2020 г. абзац 19 подп.1.1 п.1 Указа № 178 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 01.06.2020 № 182 исключен. Комментарий см. здесь. |
Таким образом, статистическому декларированию в Республике Беларусь по возмездным сделкам, заключенным с нерезидентами Республики Беларусь, подлежат товары: полностью произведенные в ЕАЭС; в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза которые приобрели на территории ЕАЭС статус товаров ЕАЭС либо которые были признаны товарами ЕАЭС.
![]() |
Обратите внимание! Для целей ведения статистического учета экспорта (импорта) статистическому декларированию подлежат углеводородное сырье и нефтепродукты (коды единой ТН ВЭД ЕАЭС 2707 10 900 0, 2709 00, 2710, 2713 20 000 0), ввозимые в Республику Беларусь из Российской Федерации и вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию по любым сделкам (подп.1.2 п.1 постановления № 549).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утв. решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80. |
![]() |
Справочно Классификатор характера сделки для целей статистического декларирования содержится в приложении 1 к Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования, утвержденной постановлением № 2 (далее - Инструкция № 2).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться приложением 1 к Инструкции № 2 в ред. постановления ГТК от 30.08.2022 № 76. |
Особенности составления статистической декларации
Статистическая декларация составляется с соблюдением формата и порядка ее заполнения, установленных постановлением № 2. При этом статистическая декларация должна составляться и представляться для регистрации в таможенный орган исключительно в виде электронного документа. Для этого должны использоваться программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие с информационными системами таможенных органов Республики Беларусь при обмене электронными документами. Статистические декларации подаются круглосуточно в центр статистического декларирования товаров (г. Минск, ул. Могилевская, д. 45/3). Сведения поданной статистической декларации заверяются электронной цифровой подписью.
Кто может представлять статистическую декларацию?
Статистическая декларация и периодическая статистическая декларация может представляться экспортером (импортером), грузоотправителем (грузополучателем) либо таможенным представителем (подп.1.1 п.1 постановления № 549).
Сроки предоставления статистической декларации
Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным (подп.1.3 п.1 постановления № 549).
Определение сроков подачи статдекларации производится с учетом ст.192, 194 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Течение такого срока должно начинаться на следующий день после календарной даты поступления товаров либо отгрузки товаров. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Под оприходованием товаров понимается принятие товаров к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством (абзац 30 подп.1.1 п.1 Указа № 178).
Датой принятия организацией активов на бухгалтерский учет может являться дата их фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (ТТН-1, CMR-накладной, счете-фактуре (инвойсе), акте приема-передачи, приходном ордере и др.), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок:
• помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством;
• принятия активов к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом организации;
• принятия активов к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату их услуг производит организация - получатель активов (разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь от 12.03.2011 № 15-1-6/131 «Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету»).
На основании каких документов и сведений производится регистрация статистических деклараций?
Заполнение и регистрация статистической декларации производится на основании таких документов, как:
• внешнеторговый договор и дополнения (приложения) к нему, если сведения из указанных дополнений (приложений) используются при заполнении представляемой статистической декларации;
• транспортные (перевозочные) документы;
• товаросопроводительные документы (для отдельных категорий товаров импортируемых в Республику Беларусь из Республики Казахстан) (подп.1.9 п.1 постановления № 549).
Некоторые особенности подачи импортной статистической декларации на товары, ввозимые из Республики Казахстан
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечить наличие товаросопроводительного документа, указанного в абзаце 2 п.10 ст.3 Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза от 16.10.2015, при перемещении с территории Республики Казахстан на территорию Республики Беларусь или на территорию другого государства через территорию Республики Беларусь (за исключением перемещаемых под таможенной процедурой таможенного транзита), а также при принятии к учету, хранении на территории Республики Беларусь товаров, включенных в перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин, утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 № 59 (п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.02.2016 № 99 «О реализации Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 июня 2022 г. следует руководствоваться перечнем № 59 с изменениями, внесенными решением Совета ЕЭК от 10.06.2022 № 92. |
В качестве товаросопроводительного документа признается бумажная копия электронного счета-фактуры, зарегистрированного в национальной системе учета Республики Казахстан, соответствующая условиям п.10 ст.3 вышеназванного Протокола (п.1 решения Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 № 5 «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации»
Заверенная бумажная копия электронного счета-фактуры должна сопровождаться одним из следующим документом:
• копия таможенной декларации, заверенная печатью территориального органа Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, при перемещении товаров, ранее ввезенных из третьих стран по ставкам Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
• оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ-1, выданного в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, при перемещении товаров, произведенных на территории Республики Казахстан;
• оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ-KZ, выданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или его копия, заверенная Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамкен», при перемещении товаров, произведенных на территориях свободной экономической зоны и свободных складов;
• копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) - при перемещении товаров, ранее ввезенных из других государств - членов ЕАЭС (п.2 решения № 5).
Особенности внесения изменений в статистическую декларацию
Постановление № 549 предусматривает возможность внесения изменений в зарегистрированную статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию. Допускается внесение изменений в следующих случаях:
• выявления опечаток, ошибок в сведениях, содержащихся в указанных декларациях, при наличии документов, подтверждающих достоверные сведения;
• изменения законодательства;
• вывоза за пределы территории Республики Беларусь товаров, которые ранее были переданы нерезиденту по внешнеторговому договору на территории Республики Беларусь, но фактически не были вывезены за пределы территории Республики Беларусь;
• ввоза на территорию Республики Беларусь товаров, которые ранее были получены резидентом по внешнеторговому договору за пределами территории Республики Беларусь, но фактически не были ввезены на территорию Республики Беларусь;
• выявления документально подтвержденных расхождений по количеству или номенклатуре отгруженных либо поставленных товаров по сравнению со сведениями, указанными в транспортных (перевозочных) либо коммерческих документах;
• внесения изменений во внешнеторговый договор, предусматривающий передачу товара, в связи с изменением цены за его единицу, а также в случае изменения страны назначения в отношении товаров, указанных в статистической декларации или периодической статистической декларации, согласно изменившимся условиям внешнеторгового договора;
• если стоимость, подлежащая оплате резиденту за фактически реализованные нерезидентом товары, переданные ему по внешнеторговому договору комиссии, отличается от стоимости товаров, ранее указанной в статистической декларации или периодической статистической декларации, зарегистрированной по этому договору (подп.1.13 п.1 постановления № 549).
![]() |
Обратите внимание! Внесение изменений в зарегистрированную статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию допускается в течение 3 лет с даты ее регистрации (п.38 Инструкции № 2).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 октября 2020 г. п.38 Инструкции № 2 исключен постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.09.2020 № 19 (далее - постановление № 19). |
Для внесения изменений в названные декларации заинтересованное лицо заполняет корректирующие статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию с указанием сведений, не претерпевших изменений, а также измененных сведений.
Случаи аннулирования статистических деклараций
Экспортер (импортер) или грузоотправитель (грузополучатель) обязан аннулировать зарегистрированную статистическую декларацию, если:
• отгрузка товаров, указанных в ней, не состоялась;
• зарегистрировано несколько статистических деклараций на одну внешнеторговую операцию;
• в соответствии с законодательством произведено помещение товаров, указанных в статистической декларации, под одну из таможенных процедур, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (часть первая подп.1.14 п.1 постановления № 549).
![]() |
Обратите внимание! Зарегистрированная статистическая декларация должна быть аннулирована не позднее 10 рабочих дней после даты ее регистрации (часть вторая подп.1.14 п.1 постановления № 549). |
При наличии вышеуказанных оснований для аннулирования зарегистрированной статистической декларации заинтересованное лицо заполняет аннулирующую статистическую декларацию с учетом требований п.39 Инструкции № 2.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 октября 2020 г. в п.39 Инструкции № 2 внесены изменения постановлением № 19. |
20.02.2020
Александр Шатсков, юрист