Материал помещен в архив
Строительство: 10 изменений III квартала 2023 года
Предлагаем обзор основных изменений и разъяснений применения НПА за июль - сентябрь 2023 г. Их надо знать и учитывать специалистам строительных и иных организаций, выполняющих (оформляющих) строительно-ремонтные работы.
1. Введены в действие Сборники НЗТ на осуществление функций заказчика
С 1 июля 2023 г. введены в действие Сборники норм затрат труда на осуществление функций заказчика, застройщика по организации и обеспечению строительства объектов различного назначения:
• жилищно-гражданского назначения (НЗТ 8.02.И1-2023);
• инженерной инфраструктуры (НЗТ 8.02.И2-2023);
• производственного назначения (НЗТ 8.02.И3-2023);
• транспортной инфраструктуры (НЗТ 8.02.И4-2023);
• Методические указания о порядке определения стоимости услуг по организации и обеспечению строительства при осуществлении функций заказчика, застройщика (НЗТ 8.02.И0-2023) (утв. приказом Минстройархитектуры от 30.06.2023 № 124).
Формулы, по которым рассчитываются нормативные затраты трудовых ресурсов на выполнение различных услуг (в том числе и технадзора), приведены в главе 3 Методических указаний.
![]() |
Как рассчитать стоимость услуг инженерной организации (технического надзора) в строительной деятельности? Такой расчет (процент) был в подп.31.1 п.31 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, но с 07.07.2023 этот документ утратил силу. |
2. Утверждены новые Инструкции по определению сметной стоимости строительства (реконструкции, модернизации, ремонта) и пусконаладки
С 8 июля 2023 г. действуют:
• Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении;
• Инструкция о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Минстройархитектуры от 19.04.2023 № 39.
Ранее действующие Инструкции, утв. постановлением № 51, признаны утратившими силу.
Перечислим основные нововведения инструкций.
1. Стоимость материалов, изделий и конструкций определяется по запросу разработчика сметной документации, через систему «Госстройпортал», если ее нет в республиканской базе.
2. Применяются прогнозные индексы стоимости СМР, оборудования и прочих затрат.
![]() |
Справочно Прогнозные индексы стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат утверждены постановлением Минэкономики от 19.04.2023 № 5. |
3. Стоимость 1 человеко-часа индексируется прогнозным индексом стоимости СМР от даты установления до даты начала разработки сметной документации.
4. Средства, связанные с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих и командированием рабочих подрядчика, определяются в процентах от суммы заработной платы рабочих-строителей и машинистов по итогу гл.1-7 сводного сметного расчета, по гл.8 сводного сметного расчета в размерах:
- 19,02 % - при строительстве в городах и поселках городского типа с наличием в них подрядчиков, но с возможным привлечением иногородних подрядчиков;
- 38,50 % - при строительстве в городах и поселках городского типа при отсутствии в них подрядчиков;
- 51,02 % - при строительстве в сельских населенных пунктах и на межселенных территориях (за исключением строительства магистральных сетей, дорог и сооружений на них вне места нахождения подрядчиков);
- 38,25 % - при строительстве магистральных сетей, дорог и сооружений на них вне постоянного места нахождения подрядчиков.
5. Средства на содержание заказчика, застройщика определяются по трудозатратам. При этом стоит учитывать, что если разрешительная документация получена (решение о строительстве принято):
- после 1 июля 2023 г. - средства на содержание заказчика определяются по нормам затрат труда исходя из трудозатрат (по сборникам НЗТ, утв. приказом № 124);
- до 1 июля 2023 г., а разработка сметной документации началась после 8 июля 2023 г. - средства на содержание заказчика определяются по «процентным нормам»;
- до 1 июля 2023 г., а разработка сметной документации началась до 8 июля 2023 г. - средства на содержание заказчика определяются по нормам Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства № 51 (письмо Минстройархитектуры от 13.07.2023 № 04-3-02/8987).
6. В сметную стоимость включается оборудование и мебель, только требующие монтажа. Заказчик совместно с проектировщиком определяет полный перечень монтируемого оборудования (мебели) на стадии разработки предпроектной (предынвестиционной) документации.
Кроме этого, в Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства № 39 больше нет нормы, по которой она обязательна к применению при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, как это было установлено в п.2 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства № 51. Таким образом, требования по составлению сметной документации, установленные в Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства № 39, обязательны для всех, вне зависимости от источника финансирования.
![]() |
Дополнительно по теме • Составление локальной сметы в соответствии с Инструкцией № 39. |
3. После пересчета сметной документации по новому размеру человеко-часа экспертиза не обязательна
С 9 июля 2023 г. проходить экспертизу из-за изменения сметной документации в соответствии с вновь установленным размером 1 человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда не обязательно, согласно изменениям, внесенным в перечни проектной документации на объекты строительства, финансируемые полностью или частично за счет бюджетных средств и без привлечения бюджетных средств, государственная экспертиза которой не является обязательной (п.1 постановления Совмина от 06.07.2023 № 443).
4. Действует новая форма архитектурно-планировочного задания
С 8 июля 2023 г. действует новая форма АПЗ, утв. постановлением Минстройархитектуры от 17.05.2023 № 52.
5. Определена стоимость 1 человеко-дня работы специалистов заказчиков, застройщиков и инженерных организаций
С 2 августа 2023 г. стоимость работ (услуг), приходящаяся на 1 человеко-день работы специалистов заказчиков, застройщиков и инженерных организаций, для применения при определении стоимости услуг по организации и обеспечению строительства при осуществлении функций заказчика, застройщика, стоимости инженерных услуг в строительстве ресурсным методом в среднем по Республике Беларусь в денежном выражении в уровне цен по состоянию на 1 июля 2023 г. составляет 307,70 руб. (постановление Минстройархитектуры от 30.06.2023 № 69).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 апреля 2025 г. действует постановление Минстройархитектуры от 10.03.2025 № 33 «Об установлении показателя стоимости работ (услуг) в денежном выражении». |
![]() |
Справочно Методические указания о порядке определения стоимости услуг по организации и обеспечению строительства при осуществлении функций заказчика, застройщика (НЗТ 8.02.И0-2023) утверждены приказом № 124. |
6. Определен порядок мониторинга цен на материалы для строительства и работы с «Госстройпортал»
С 23 сентября 2023 г. вступило в силу Положение об информационно-справочной системе мониторинга цен на материалы для строительства государственной информационной системы «Госстройпортал», утв. постановлением Совмина от 19.06.2023 № 394.
![]() |
Справочно Информационно-справочную систему мониторинга цен на материалы для строительства ГИС «Госстройпортал» см. здесь. |
При отсутствии данных по стоимости материалов, изделий и конструкций в республиканской нормативной базе текущих цен на ресурсы их стоимость определяется по запросу разработчика сметной документации на основании мониторинга цен, проводимого оператором ГИС «Госстройпортал»
На «Госстройпортал» предоставляется информация о помещенных в прейскуранты ценах производителей или субъектов торговли.
На портал не предоставляется информация о ценах:
1) сформированных для реализации товара по разовым (индивидуальным) заказам, согласованных в протоколах согласования цены или в договорах поставки (изготовления) товара;
2) сформированных с учетом стоимости доработки товара, осуществляемой по индивидуальному заказу;
3) на товары, реализуемых на условиях скидок;
4) на товары, передаваемые между обособленными подразделениями одного юридического лица (без факта отчуждения товара);
5) на товары, реализуемые генподрядчиком субподрядчикам по цене приобретения (п.8 письма Минстройархитектуры от 06.03.2023 № 04-3-02/3303).
В Положении об осуществлении мониторинга цен по запросам разработчиков сметной документации, утв. приказом Минстройархитектуры от 31.07.2023 № 111, определено, что:
• при составлении смет по объектам текущего ремонта направление информации оператору ГИС «Госстройпортал» об идентифицированных и закодированных материалах для строительства, полученных из базы данных мониторинга, не требуется;
• при отсутствии данных о ценах на материалы по кодам ККМ, присвоенным согласно книге 4 в регионе строительства, можно выбрать цену другого региона из республиканской базы текущих цен;
• оператор ГИС «Госстройпортал»:
- в рамках рассмотрения запросов разработчиков сметной документации и на основании предоставленных ими данных принимает (либо отклоняет) информацию по запросу, направленному на рассмотрение разработчиком сметной документации, путем ответа в личном кабинете;
- еженедельно в разделе «Новости» ГИС «Госстройпортал» размещает информацию о присвоенных согласно эталонному ККМ кодах на материалы для строительства, отсутствующих в республиканской нормативной базе текущих цен на ресурсы, и средних текущих ценах, сложившихся на момент размещения информации по данным кодам;
- не позднее 10 дней направляет через личный кабинет пользователя информацию о присвоенных согласно эталонному ККМ кодах на представленные в запросе разработчика сметной документации материалы для строительства и средних текущих ценах на них, в случае если информация по данным материалам представлена из базы данных мониторинга цен;
• на индивидуальные материалы, определение которых требует предоставления производителю материалов чертежа (проекта, эскиза, образца) и (или) спецификации (композиции, рецептуры, состава, конструктивных элементов), которые могут быть дополнены перечнем определенных характеристик (размеры, вид отделки, цветовое решение, особенности функционирования отдельных элементов и пр.), цены определяются разработчиками сметной документации самостоятельно без направления запроса о подтверждении достоверности идентификации и кодирования материалов для строительства и цен на них оператору.
Если материал учтен в НРР и отсутствует в республиканской базе текущих цен, а также в базе данных мониторинга цен и разработчиком сметной документации не найдены иные источники получения цен, разработчик сметной документации может направить оператору предложение по замене такого материала на иные материалы с обоснованием такой замены с целью корректировки НРР.
Запрос на доступ к базе данных мониторинга цен направляют разработчики сметной документации на строительство объектов (кроме строительства и содержания автомобильных дорог, мостов и тоннелей).
Доступ к базе данных предоставляется только для личных кабинетов, зарегистрированных на лиц, указанных в запросе, направленном официальным письмом оператору ИСС ГИС «Госстройпортал».
Поиск материалов, необходимых для составления сметной документации и отсутствующих в республиканской базе текущих цен, выполняется на основании сопоставления материалов по характеристикам, указанным в задании на проектирование, проектной документации, дефектных актах (по объектам текущего ремонта), решениях, принятых заказчиком (застройщиком), и предусмотренным в проектной документации.
При составлении смет по объектам текущего ремонта направление запроса оператору за подтверждением достоверности идентификации и кодирования материалов и цен на них, полученных из базы данных мониторинга цен, не требуется. При этом разработчик сметной документации должен самостоятельно подтвердить применение цен из базы данных мониторинга цен посредством выполнения скриншота экрана компьютера либо другим иным способом (письмо Минстройархитектуры от 05.10.2023 № 04-3-02/12638 «Об осуществлении мониторинга цен по запросам разработчиков сметной документации»).
7. Установлен порядок работы системы «Единый реестр объектов капитального строительства»
С 23 сентября 2023 г. вступило в силу Положение об информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»
Единый реестр ОКС предназначен для накопления, хранения и предоставления информации о стадиях жизненного цикла ОКС первого - четвертого классов сложности. Заказчики (застройщики) ОКС, инженеры (инженерные организации), осуществляющие комплексное управление строительной деятельностью, должны размещать в едином реестре ОКС:
• общие сведения об ОКС;
• сведения о юрлицах, ИП, задействованных при строительстве ОКС;
• реквизиты документов об ОКС в зависимости от вида архитектурной и строительной деятельности;
• технико-экономические показатели ОКС.
![]() |
Обратите внимание! К проведению госэкспертизы не будет приниматься проектная документация, а в органах Госстройнадзора не будут подлежать регистрации и учету объекты, по которым отсутствует идентификационный номер ОКС, зарегистрированный в едином реестре ОКС. |
![]() |
Дополнительно по теме • Утверждено Положение об информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства». Комментарий к постановлению Совмина от 19.06.2023 № 394. |
8. Внесены изменения в СН 1.03.04-2020
С 2 октября 2023 г. вступило в силу изменение № 1 СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства». Из строительных норм исключены приложение Г «Состав и содержание проекта организации строительства», приложение Н «Форма календарного плана строительства (возведения, реконструкции (модернизации), капитального ремонта, сноса) объекта», приложение П «Форма календарного плана работ подготовительного периода».
9. Утверждены новые правила по проектированию
С 2 октября 2023 г. введены в действие СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации», которые устанавливают состав и содержание проектной документации на:
✓ возведение;
✓ реконструкцию;
✓ модернизацию;
✓ техническую модернизацию;
✓ капитальный ремонт;
✓ снос;
✓ благоустройство территорий объектов строительства различного назначения;
✓ ремонтно-реставрационные работы, выполняемые на материальных историко-культурных ценностях.
СН 1.02.02-2023 отменяют ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание». В то же время согласно последним уточнениям, ТКП 45-1.02-295-2014 действует до момента вступления в силу постановления Совмина, которое исключит ссылку на этот ТКП из абз.4 п.2 приложения 1 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791 (см. п.3 постановления Минстройархитектуры от 28.09.2023 № 99).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 октября 2023 г. следует руководствоваться абз.4 п.2 приложения 1 к Положению № 791 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 23.10.2023 № 721. |
Пока этого постановления нет, то есть пока действуют и ТКП 45-1.02-295-2014, и СН 1.02.02-2023.
Помимо ТКП 45-1.02-295-2014, СН 1.02.02-2023 еще отменят:
• 45-1.02-104-2008 «Проектная документация на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок разработки и согласования»;
• 45-1.02-239-2011 «Проектная документация для строительства. Состав, содержание и порядок разработки раздела "Организация и условия труда работников" для объектов производственного назначения».
10. Установлено, когда нужна проектная документация на снос
С 8 октября 2023 г. снос неиспользуемых объектов осуществляют по решению местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня, в котором определяется необходимость разработки проектной документации на объекты, относящиеся к первому - четвертому классам сложности.
При сносе объектов, по которым местный исполнительный и распорядительный орган принял решение о сносе без разработки проектной документации, заказчик, застройщик обеспечивают подготовку проекта производства работ по сносу объекта в качестве самостоятельных документов.
Проект производства работ должен содержать:
✓ перечень работ, необходимых для обеспечения безопасности на объектах сноса при выполнении строительно-монтажных работ;
✓ график производства работ по сносу;
✓ объем отходов, получаемых при сносе неиспользуемых объектов;
✓ мероприятия по утилизации отходов, полученных при сносе неиспользуемого объекта, с учетом требований санитарно-эпидемиологических служб;
✓ мероприятия по отключению объекта от инженерной инфраструктуры (при необходимости) (изменение № 1 СН 1.03.03-2019 «Снос зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 13.07.2023 № 73).
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль





