Строительство: 16 изменений III квартала 2024 года
Предлагаем обзор основных изменений и разъяснений применения НПА за июль - сентябрь 2024 г. Их нужно знать и учитывать специалистам строительных и иных организаций, выполняющих (оформляющих) строительно-ремонтные работы.
1. Сборники НРР-2022 изложены в новой редакции
С 1 июля 2024 г. вступили в силу новые редакции большого перечня Сборников НРР:
• на строительные конструкции и работы (подп.1.1 п.1 постановления Минстройархитектуры от 30.05.2024 № 52);
• на монтаж оборудования (подп.1.2 п.1 постановления № 52);
• на ремонт объектов (подп.1.3 п.1 постановления № 52);
• на ремонтно-реставрационные работы, выполняемые на материальных историко-культурных ценностях (подп.1.4 п.1 постановления № 52).
2. Регулирование цен на товары, работы при возведении, реконструкции, текущем и капитальном ремонте автомобильных дорог
С 17 июля 2024 г. нормы постановления Минтранса от 14.04.2017 № 14 регулируют цены (тарифы) на товары (работы, услуги), используемые (выполняемые, оказываемые) при возведении, реконструкции, эксплуатации (содержании и текущем ремонте), капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования.
Установлен норматив расходов:
• на содержание заказчика при выполнении владельцами автомобильных дорог - организациями государственного дорожного хозяйства функций заказчика работ по возведению, реконструкции, текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств при расчетах через органы государственного казначейства в размере 1,76 % от стоимости выполненных работ (оказанных услуг) без НДС;
• на осуществление функций технического надзора в размере 1,23 % в составе расходов на содержание заказчика от стоимости выполненных работ (оказанных услуг) без НДС.
В новой редакции изложены Инструкции о порядке установления и применения:
• неизменной цены на возведение, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог общего пользования собственными силами организаций государственного дорожного хозяйства;
• цен (тарифов) на товары (работы, услуги), используемые (выполняемые, оказываемые) при содержании автомобильных дорог общего пользования.
3. Вступил в силу Строительный кодекс
С 23 июля 2024 г. вступил в силу Строительный кодекс, который заменил собой часть действующих НПА, другая часть НПА претерпит изменения.
Так, с этой даты утратили силу подп.4.4 п.4 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», Закон от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», постановление Минстройархитектуры от 02.05.2014 № 25 «Об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Нормы, которые ранее были закреплены в Декрете № 7 и Законе № 300-З, теперь регулирует Строительный кодекс.
Квалификационные требования, предъявляемые для получения аттестатов соответствия, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены постановлением Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26.
С 23 июля 2024 г. внесены изменения также в постановление Минстройархитектуры от 04.02.2014 № 4 «Об осуществлении деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта». Вступил в силу перечень исполнительной документации, утв. постановлением Минстройархитектуры от 29.05.2024 № 47.
С 3 августа 2024 г. вступила в силу новая редакция Инструкции о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утв. постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 № 18.
С 1 августа 2024 г. действует Инструкция о порядке формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.05.2024 № 53.
Ожидаются и другие изменения, например, в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 20.02.2007 № 223, Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716, и другие НПА.
Дополнительно по теме • Консервация объекта незавершенного строительства с 23 июля 2024 года: что изменилось. Комментарий к Строительному кодексу. • Как поменялись требования к техническому надзору с 23 июля 2024 года. Комментарий к статье 124 Строительного кодекса. • Приостановление строительства с 23 июля 2024 года: что изменилось. Комментарий к Строительному кодексу. • При выполнении каких строительных работ не надо получать разрешительную документацию с 23 июля 2024 года. Комментарий к Строительному кодексу. • Изменения в жилищном строительстве в связи с вступлением в силу Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Комментарий к Кодексу. • Как получать аттестаты строительным организациям и их специалистам после вступления в силу Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Комментарий к Кодексу. • Как определять классы сложности объектов строительства и страховать риски после вступления в силу Строительного кодекса. Комментарий к ст.3, 4 Кодекса. • Охрана окружающей среды. Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. • Нововведения Строительного кодекса (в вопросах и ответах). • Что изменит Строительный кодекс. |
4. Новые требования по аттестации специалистов в строительстве и строительных организаций
Как сказано выше, с 23 июля 2024 г. утратило силу постановление № 25.
Перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утв. постановлением Совмина от 21.03.2014 № 252) и квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой - четвертой категории (приложение 1 к постановлению № 25), с 23 июля 2024 г. переработаны и объединены в один перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), работ по обследованию строительных конструкций объектов, автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, аэродромных покрытий на объектах первого - четвертого классов сложности и квалификационные требования, предъявляемые для получения аттестатов соответствия, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих аттестации (приложение 1 к постановлению № 26).
Требования для получения аттестатов существенно изменены.
Так, у заказчика и инженерной организации по комплексному управлению строительной деятельностью должны быть не менее одного специалиста, который имеет квалификационный аттестат по специализации аттестации «инженер по сметной работе (сметчик)» и работает по основному месту работы в должности, соответствующей заявляемому виду деятельности в области строительства, и специалист по закупкам товаров (работ, услуг), который освоил содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере закупок и работает по основному месту работы.
Аттестованный сметчик должен быть и у генподрядчика.
Перечень СМР, на которые нужен аттестат, пополнился. Аттестат нужен для выполнения:
✓ монтажа легких ограждающих конструкций;
✓ устройства антикоррозионных покрытий строительных конструкций;
✓ монтажа систем вентиляции и кондиционирования воздуха, за исключением систем противодымной вентиляции;
✓ устройства систем связи и сигнализации, видеонаблюдения, за исключением систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
✓ устройства тепловой изоляции оборудования и трубопроводов;
✓ устройства лесохозяйственных дорог;
✓ нанесения дорожной разметки, установки дорожных знаков;
✓ благоустройства территории.
С 9 августа 2024 г. определен новый перечень подлежащих аттестации руководителей, специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющие), выполняющих работы по обследованию строительных конструкций объектов, автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, аэродромных покрытий, и критерии их допуска к аттестации по специализациям аттестации (приложение 1 к постановлению Минстройархитектуры от 14.06.2024 № 70).
В квалификационном аттестате теперь обязательно указывается наименование юридического лица, ИП, с которыми работник состоит в трудовых отношениях.
Постановление Минстройархитектуры от 26.03.2014 № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей и специалистов» утратило силу.
Дополнительно по теме • Аттестация в строительстве - новые подходы с 23 июля 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26. • Как изменились требования к получению аттестата на выполнение СМР с 23 июля 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26. • Что изменится в аттестации заказчиков с 23 июля 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26. • Что изменится в аттестации генподрядчиков с 23 июля 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26. • Получаем аттестаты заказчика-подрядчика по новым требованиям. • Аттестация специалистов в строительстве с 9 сентября 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 14.06.2024 № 70. |
5. Определен перечень исполнительной документации
С 23 июля 2024 г. Минстройархитектуры определило перечень исполнительной документации на строительство. В него вошли:
✓ перечень организаций, участвовавших в выполнении пусконаладочных, строительно-монтажных и иных работ на строительной площадке (объекте), с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, с приложением к нему:
- копий приказов о назначении ответственных лиц (производителей работ) и копий их квалификационных аттестатов;
- копий аттестатов соответствия организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ;
✓ копии сертификатов соответствия работ в строительстве;
✓ журнал производства работ;
✓ специальные журналы по отдельным видам работ;
✓ журнал входного контроля;
✓ журнал авторского надзора;
✓ комплект рабочих чертежей с подписями лиц, ответственных за производство работ, о соответствии выполненных в натуре работ данным чертежам или внесенным в них по согласованию с разработчиком проектной документации изменениям;
✓ исполнительная геодезическая документация, оформляемая в процессе выполнения строительно-монтажных работ (исполнительные схемы, чертежи);
✓ акты освидетельствования скрытых работ;
✓ акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;
✓ акты промежуточной приемки ответственных конструкций;
✓ акты испытаний:
- технологических трубопроводов;
- внутренних систем газо-, электро-, теплоснабжения (отопления и вентиляции), холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации);
- наружных сетей газо-, электро-, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (канализации) и дренажных устройств;
- устройств сигнализации и автоматизации, телефонизации, телевидения;
- устройств, обеспечивающих взрыво-, пожаробезопасность и молниезащиту;
✓ акты выполнения уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий;
✓ акты индивидуальных испытаний смонтированного оборудования;
✓ акты выполненных пусконаладочных работ;
✓ акт приемки оборудования после комплексного опробования;
✓ документы об оценке соответствия строительных материалов и (или) строительных изделий;
✓ свидетельства о технической компетентности систем производственного контроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы, оказывающих услуги в строительстве, осуществляющих производство строительных материалов, строительных изделий, которые не подлежат обязательному подтверждению соответствия;
✓ свидетельства об оценке сварочного производства (для производителей строительных конструкций, имеющих сварные соединения с нормированной прочностью);
✓ документы, подтверждающие компетентность и область деятельности лабораторий (аттестаты аккредитации, либо свидетельства о технической компетентности систем производственного контроля, либо сертификаты);
✓ перечень смонтированного оборудования;
✓ паспорта на оборудование (постановление Минстройархитектуры от 29.05.2024 № 47).
6. Утверждено Положение о порядке принятия решения о возможности обоснованных отступлений от обязательных для соблюдения требований строительных норм, положений строительных правил
С 23 июля 2024 г. вступило в силу Положение, утв. постановлением Минстройархитектуры от 29.03.2024 № 21, которое определило порядок принятия решения о возможности обоснованных отступлений от обязательных для соблюдения требований ТНПА, если их положения стали обязательными для соблюдения в соответствии с п.8 ст.30 Строительного кодекса.
Действие Положения не распространяется на:
✓ возводимые объекты строительства, за исключением их возведения в сложившейся застройке;
✓ объекты, отнесенные к недвижимым материальным историко-культурным ценностям;
✓ объекты, требующие изменения целевого назначения земельного участка;
✓ объекты, размещение которых на территории соответствующей области, г. Минска производится с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования, осуществляемого в соответствии с п.6 ст.24 Строительного кодекса.
7. Утратили силу Инструкции по определению сметной стоимости в базисном уровне цен 2006 года
С 23 июля 2024 г. утратили силу:
✓ Инструкция по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утв. постановлением Минстройархитектуры от 03.12.2007 № 25;
✓ Инструкция по определению сметной стоимости пусконаладочных работ и составлению сметной документации, утв. постановлением Минстройархитектуры от 03.12.2007 № 26.
8. Изменился порядок ведения государственного градостроительного кадастра
С 23 июля 2024 г. информационный фонд градостроительного кадастра «Регистр градостроительных проектов» включает сведения о градостроительных проектах общего, детального и специального планирования, в том числе о проектах, находящихся в разработке, и содержит в том числе:
✓ схему развития инженерной инфраструктуры населенного пункта, разрабатываемую на основании градостроительного проекта общего планирования;
✓ наименование схемы развития инженерной инфраструктуры;
✓ регистрационный номер схемы развития инженерной инфраструктуры;
✓ наименование заказчика и подрядчика схемы развития инженерной инфраструктуры;
✓ сроки завершения разработки схемы развития инженерной инфраструктуры;
✓ данные о прохождении экспертиз схемы развития инженерной инфраструктуры;
✓ данные об утверждении схемы развития инженерной инфраструктуры (с учетом их регистрации и вступления в силу) (п.4 Инструкции о составе сведений градостроительного кадастра, порядке их предоставления единому оператору по ведению градостроительного кадастра для включения в градостроительный кадастр, утв. постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2023 № 49).
Для включения сведений в информационный фонд градостроительного кадастра заказчик градостроительного проекта представляет в том числе:
✓ копию решения о разработке схемы развития инженерной инфраструктуры;
✓ данные о подрядчике, разрабатывающем схему развития инженерной инфраструктуры (наименование юридического лица, заключившего соответствующий договор), и сроки ее разработки;
✓ копию заключения государственной строительной экспертизы схемы развития инженерной инфраструктуры;
✓ копию решения об утверждении схемы развития инженерной инфраструктуры (п.5 Инструкции № 49).
9. Утверждена новая Инструкция о порядке формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете
С 1 августа 2024 г. действует Инструкция о порядке формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.05.2024 № 53, которая заменила собой ранее действовавшую Инструкцию № 10.
Инструкция № 53 определяет:
• единый порядок формирования фактической стоимости строительства объекта;
• требования по отражению хозяйственных операций при:
- возведении;
- реконструкции;
- модернизации;
- технической модернизации;
- ремонтно-реставрационных работах (п.1 Инструкции № 53).
Дополнительно по теме • Формирование стоимости строительства объекта: бухучет у заказчика, застройщика с 1 августа 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 30.05.2024 № 53. • Бухгалтерский и налоговый учет расходов по объектам самовольного строительства. • Нужно ли застройщику вносить изменения в учетную политику (план счетов бухгалтерского учета организации) в связи с вступлением в силу с 01.08.2024 Инструкции о порядке формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.05.2024 № 53? • У организации в учете числится объект законсервированного незавершенного строительства. Можно ли затраты на содержание и охрану этого объекта включать в его стоимость? • Включаются ли суммы земельного налога и арендной платы, исчисленные за земельные участки, предоставленные для возведения объектов строительства, в затраты, предусматриваемые сводным сметным расчетом? • Изменился ли с 01.08.2024 состав затрат, включаемых в стоимость объекта строительства, которые не предусматриваются сводным сметным расчетом? • К каким счетам бухгалтерского учета организации-застройщику следует открыть субсчета для отражения хозяйственных операций по формированию фактической стоимости строительства в связи с изменениями, вступившими в силу с 01.08.2024? • Как учитываются затраты застройщика, понесенные до начала строительства? • У организации-застройщика расходы, понесенные до начала строительства, учтены на счете 97 «Расходы будущих периодов». Следует ли их 01.08.2024 переносить на счет 08 «Вложения в долгосрочные активы»? |
10. Новые СП 3.02.08-2024 «Заполнение оконных и дверных проемов»
С 1 августа 2024 г. действуют СП 3.02.08-2024 «Заполнение оконных и дверных проемов», утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.05.2024 № 49 и заменившие ТКП 45-3.02-223-2010.
СП 3.02.08-2024:
• устанавливают положения по проектированию и производству работ при заполнении наружных и внутренних проемов зданий и сооружений конструкциями: оконными и дверными блоками, витринами и витражами, элементами остекления балконов и лоджий, в том числе на относе, предназначенными для применения при возведении, модернизации, капитальном ремонте и реконструкции зданий и сооружений;
• могут применяться при производстве работ по заполнению внутренних проемов, а также при проведении текущего ремонта зданий;
• не распространяются на заполнение проемов конструкциями специального назначения (противопожарными, взрывозащитными и др.), а также на устройство монтажных швов межкомнатных дверных блоков.
11. Утверждена новая редакция Инструкции по оказанию инженерных услуг
С 3 августа 2024 г. вступила в силу новая редакция Инструкции о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утв. постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 № 18.
Теперь инженеру (инженерной организации) нельзя передать функции заказчика, застройщика, указанные в п.3 ст.92 Строительного кодекса. А при выборе инженерной организации помимо требований законодательства о закупках нужно учитывать условия, предусмотренные п.5 ст.91 Строительного кодекса.
В договоре обязательно должен быть указан срок оказания инженерных услуг.
При заключении договора на оказание инженерных услуг, предусматривающего осуществление комплексного управления строительной деятельностью в отношении объектов строительства, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, дополнительно достигается соглашение по:
✓ наименованию и местонахождению объекта строительства;
✓ основным технико-экономическим характеристикам объекта строительства, в том числе предельной стоимости строительства (бюджет проекта);
✓ сроку завершения строительства;
✓ ответственности инженера (инженерной организации) за достижение основных технико-экономических характеристик объекта строительства, в том числе непревышение предельной стоимости строительства (бюджета проекта) и соблюдение сроков завершения строительства.
Дополнительно по теме • Инженерные услуги в строительстве: изменения с 3 августа 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 03.06.2024 № 65. • Обязательно ли в договоре перечислять, какие функции переданы инженерной организации по комплексному управлению? Или достаточно сделать ссылку на Инструкцию об осуществлении деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, утв. постановлением Минстройархитектуры от 04.02.2014 № 4? • Можно ли заказчику напрямую заключать договоры стройподряда с подрядчиком на выполнение СМР, если у него заключен договор с инженерной организацией на комплексное обслуживание? • Допустимо ли в договоре на оказание инженерных услуг в строительстве сроки оказания услуг определять не конкретной датой, а указанием на событие (согласно ГК)? Например, начало оказания услуги - с момента подписания договора сторонами, окончание - месяц завершения ремонтных работ на объекте и приемки результата работ заказчиком? |
12. Изменения в Инструкцию № 120 по оплате СМР из бюджета
С 9 августа 2024 г. Инструкция о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, утв. постановлением Минфина от 17.12.2001 № 120, определяет порядок оплаты расходов при осуществлении деятельности по разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, осуществлению авторского надзора, выполнению изыскательских работ, подготовке разрешительной документации на строительство, оказанию инженерных услуг, выполнению пусконаладочных, строительно-монтажных и иных работ на строительной площадке (объекте) при:
✓ возведении;
✓ реконструкции;
✓ модернизации;
✓ технической модернизации;
✓ ремонте;
✓ сносе объекта;
✓ ремонтно-реставрационных работах;
✓ монтаже оборудования;
✓ консервации объекта незавершенного строительства;
✓ благоустройству объекта за счет средств бюджета через территориальные органы государственного казначейства, а также устанавливает особенности заключения и исполнения договоров (контрактов), оплачиваемых полностью или частично за счет средств бюджета.
Средства на содержание заказчика, включая расходы на технадзор, перечисляются на основании договора возмездного оказания услуг и акта оказанных услуг, за исключением объектов, разрешительная документация на которые получена до 1 июля 2023 г. На таких объектах основанием для оплаты является расчет, подписанный заказчиком. Обоснованность представления в органы казначейства заявок и подтверждающих документов на перечисление средств на содержание заказчика обеспечивается получателем бюджетных средств (п.20 Инструкции № 120).
Дополнительно по теме • В мае заказчику к оплате выполненных работ были предъявлены справка С-3а и акт С-2б, а также акт С-2а на допработы, не учтенные контрактной неизменной ценой. Документы не были оплачены заказчиком. В следующем месяце сформированы документы формы С-3а и С-2б, в С-2б включены работы, выполненные в мае и июне, только те, которые учтены контрактной ценой. Документы опять заказчик не принял, причина - нужно разделить работы на два месяца и две справки С-3а и два акта С-2б за май и за июнь. Как подрядчик должен оформить расчетные документы? • Проводится капитальный ремонт (май - июнь), подрядчик просит текущий аванс в мае на выполняемые в июне работы. По мнению заказчика, аванс можно выдать только после представления акта выполненных работ за предыдущий месяц, но в казначействе сказали, что можно выдать аванс без акта выполненных работ. Как правильно? • Заключен договор строительного подряда. Источник финансирования - бюджет. Можно ли предъявить к оплате в органы государственного казначейства две справки формы С-3а по одному объекту в одном месяце (то есть процентовать объект частями)? Казначейство отказывает в оплате. |
13. Изменения в акты ввода в эксплуатацию
С 29 августа 2024 г. при приемке в эксплуатацию объекта, законченного модернизацией, технической модернизацией, в том числе модернизацией с выполнением работ по повышению теплотехнических характеристик ограждающих конструкций объектов, ремонтно-реставрационными работами, оформляется акт согласно приложению 2 к постановлению Минстройархитектуры от 06.12.2018 № 40.
Кроме того, в актах по приемке объектов, завершенных возведением, реконструкцией, модернизацией, технической модернизацией, капитальным ремонтом, необходимо указывать идентификационный номер объекта в информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства» и то, что информация об объекте внесена в эту информационную систему на стадиях жизненного цикла: предынвестиционная (предпроектная) и инвестиционная (проектирование и строительство (за исключением информации о дате завершения строительства)) в полном объеме.
Дополнительно по теме • Нужно ли регистрировать объекты, которые уже строились на момент начала действия Положения об информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства», утв. постановлением Совмина от 19.06.2023 № 394? • Должен ли сельхозфилиал провести регистрацию в информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства» и зарегистрировать в ней объект сверхнормативного незавершенного капитального строительства, если сроки сдачи объекта просрочены, акт приема и ввода в эксплуатацию не представлялся, строение законсервировано не было? • В единый реестр объектов капитального строительства вносится информация по объектам в течение 15 рабочих дней после назначения исполкомом заказчика. А что делать со старыми объектами? Решение принято в сентябре, финансирование на объект отсутствовало. На сегодняшний день выделили деньги, будем выбирать проектировщика. Нужно этот объект регистрировать в реестре? • Заказчиком строительства определена бюджетная организация, не имеющая в своей структуре подразделения или специалиста технического профиля для внесения сведений в ЕРОКС. Бюджетная организация находится на обслуживании Центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций. Кто в такой ситуации должен направить оператору ЕРОКС заявку-анкету для предоставления кодов доступа к ЕРОКС и зарегистрировать объект: бюджетная организация - заказчик или обслуживающий ее Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций? • В единый реестр ОКС заказчик сам должен вносить данные по всем стадиям (предпроектная, проектная и стадия строительства)? Нужно ли в реестр заносить объекты вне зависимости от необходимости прохождения Госстройэкспертизы? |
14. Изменения в постановление № 229 по закупкам товаров (работ, услуг) за счет собственных средств
С 30 августа 2024 г. вступили в силу изменения, внесенные в постановление Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» постановлением Совмина от 27.08.2024 № 632, в соответствии с которыми на закупки товаров (работ, услуг) для строительства распространяется действие постановления № 229. С указанной даты все субъекты, применяющие постановление № 229, при приобретении товаров (работ, услуг) для строительства руководствуются постановлением № 229, включая правила обеспечения минимальной доли белорусских товаров.
С 30 августа 2024 г. постановление № 229 распространяется на субъектов, применяющих постановление № 229 (указаны в подп.1.1 п.1 постановления № 229).
Дополнительно по теме • С 30 августа 2024 года закупки за счет собственных средств при строительстве регулируются постановлением № 229. Комментарий к постановлению Совмина от 27.08.2024 № 632. • Как проводить закупки за счет собственных средств при строительстве с учетом последних изменений? • Нужно ли с 30.08.2024 руководствоваться постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» при заключении договоров по строительству? • Унитарное предприятие создано открытым акционерным обществом, в котором более 25 % акций принадлежит государству (Республике Беларусь). Распространяется ли на такое унитарное предприятие действие постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»? • До 30.08.2024 на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве, действие постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» не распространялось и по ним проводили переговоры. С 30.08.2024 действие постановления № 229 на них распространяется и нужно закупки в строительстве на сумму более 1 000 БВ выкладывать на icetrade (например, текущий ремонт)? • При проведении закупки из одного источника за счет собственных средств организация изучила конъюнктуру рынка. Направлены запросы в адрес нескольких поставщиков, производителей, но не поступило ни одного ответа. Какие действия организации далее? |
15. Утверждена новая редакция примерной формы договора возмездного оказания услуг по организации и обеспечению строительства объектов
С 25 сентября 2024 г. действует примерная форма договора возмездного оказания услуг по организации и обеспечению строительства объектов в ред. приказа Минстройархитектуры от 25.09.2024 № 108.
Функции заказчика, застройщика, выполняемые на возмездной основе, определяются таким договором возмездного оказания услуг (п.3 Инструкции об осуществлении деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, утв. постановлением Минстройархитектуры от 04.02.2014 № 4).
16. Установлена необходимость изучения конъюнктуры рынка
До 11 марта 2026 г. необходимо проводить изучение конъюнктуры рынка для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении процедуры ЗОИ при приобретении (абз.13, 14 подп.1.9 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» в ред. постановления Совмина от 13.09.2024 № 673).
• работ по завершению строительства объекта в случае возникновения потребности привлечения нового подрядчика в связи с расторжением договора по строительству данного объекта по причине его невыполнения или ненадлежащего выполнения;
• товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, включенных в инвестиционные программы областей и г. Минска, у государственных унитарных предприятий, государственных объединений, организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»