


Материал помещен в архив


ТОРГИ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ: АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
С 1 июля 2019 г. сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств регулируют:
• Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
• Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь. С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках. |
![]() |
Обратите внимание! С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). При строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь рекомендует закупку товаров (работ, услуг) осуществлять на основании локальных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). |
Закупка товаров при строительстве - это приобретение товаров, осуществляемое на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами (часть третья приложения 2 к Указу № 223).
Так, при строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, закупки товаров осуществляются путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением государственных закупок медицинских изделий, осуществляемых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп.1.2 п.1 Указа № 223).
Таким образом, для сферы строительства установлено четыре вида процедур:
1) подрядные торги;
2) торги на закупку товаров при строительстве;
3) биржевые торги;
4) переговоры.
Проанализируем порядок организации и проведения торгов на закупку товаров при строительстве (далее - торги).
![]() |
Справочно По другим процедурам закупки см. материалы: • «Переговоры в строительстве: алгоритм действий»; • «Подрядные торги в строительстве: алгоритм действий». |
Общая характеристика торгов
Торги - форма размещения заказов на закупку товаров при строительстве объектов, предусматривающая выбор поставщика на основе конкурса (абзац 22 п.2 Положения № 88).
Форма торгов: открытый (общее правило) или закрытый конкурс.
![]() |
Справочно Торги в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по: • объектам специального назначения; • взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом; • объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройство железнодорожной автоматики, электрификация участков железной дороги, переустройство и ремонт железнодорожных путей); • объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах; • объектам, строительство которых осуществляется в военных целях; • объектам строительства, связанным с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности; • объектам строительства, связанным с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь»; • объектам строительства, относящимся к производствам нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, нефтехимической и химической промышленности; • объектам строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемым с привлечением внешних государственных займов и внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства Республики Беларусь, если международным договором, межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением либо иным документом, содержащим условия кредитования и (при необходимости) обязательства Правительства Республики Беларусь по этим займам, предусматривается данный порядок выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и приобретения товаров (работ, услуг) (часть первая п.7 Положения № 88). |
Торги в форме закрытого конкурса проводятся в порядке, предусмотренном Положением № 88 для проведения торгов в форме открытого конкурса, с учетом следующих особенностей:
• извещение о проведении торгов в форме закрытого конкурса и сообщение о результатах таких торгов не размещаются (не публикуются);
• организатор торгов самостоятельно определяет перечень участников, которые могут выполнить соответствующий заказ, и направляет им приглашения на участие в торгах в форме закрытого конкурса (форма приглашения приведена в приложении 5 к Положению № 88).
Начало торгов: момент принятия решения об их проведении.
Окончание торгов: заключение договора, признание процедуры несостоявшейся, отмена процедуры (п.5 Положения № 88).
Субъектный состав процедуры торгов:
1) организатор: инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на торгах;
2) конкурсная комиссия: создается организатором для организации и проведения торгов; состав не менее пяти человек (персональный состав конкурсной комиссии формируется организатором торгов и утверждается его руководителем). Она действует на основании Положения № 88 и регламента конкурсной комиссии. Конкурсной комиссией руководит ее председатель.
При необходимости по решению государственного органа (организации) персональный состав конкурсной комиссии, формируемый подчиненной ему (входящей в его состав (систему)) организацией, может согласовываться с таким органом (организацией).
В состав конкурсной комиссии включаются работники организатора торгов, в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости - работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) организатор торгов (при наличии согласия такого государственного органа (организации)).
Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются при утверждении ее персонального состава (части шестая - восьмая п.13 Положения № 88).
Период деятельности конкурсной комиссии: до момента заключения договора по результатам проведения торгов, признания процедуры несостоявшейся, отмены процедуры (часть вторая п.13 Положения № 88).
Решение о создании временной конкурсной комиссии принимается по результатам принятия решения о размещении заказа на основе торгов до размещения (публикации) извещения о проведении торгов и (или) направления приглашений участникам.
Порядок работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется Положением № 88 и регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора торгов.
Дочерние унитарные предприятия коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов вправе передать учредившим их предприятиям свои функции по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (п.142 Положения № 88).
В работе конкурсной комиссии могут принимать участие члены Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, а также работники Комитета государственного контроля, уполномоченные сотрудники органов внутренних дел, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации (с их согласия);
3) участник: лицо, принимающее участие в торгах на закупку товаров и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение по предмету заказа (часть десятая приложения 2 к Указу № 223).
Ограничение участия: не допускаются к участию в процедурах закупки товаров (работ, услуг) при строительстве:
• эксперт или экспертная организация в процедуре закупки, привлекавшиеся к ее организации либо проведению для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
• юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали услуги по организации проводимой процедуры закупки;
• организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
• учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
• юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо;
• юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в том числе признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;
• лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
• лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве (подп.1.9 п.1 Указа № 223; абзацы 2, 3, 5-8 п.2 ст.57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Для участия в торгах участники:
• приобретают (получают) у организатора торгов конкурсную документацию, документацию для предварительного квалификационного отбора участников;
• разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения, соответствующие условиям предварительного квалификационного отбора участников и торгов, и направляют организатору торгов в установленный им срок предквалификационные документы в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) и конкурсные предложения на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации);
• присутствуют на заседаниях конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном организатором торгов;
• совершают иные действия, предусмотренные Положением № 88 и конкурсной документацией (часть вторая п.15 Положения № 88);
4) приглашенные специалисты и другие лица без права голоса при принятии решений, не включенные в состав конкурсной комиссии;
5) оператор официального сайта информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет (информационная система «Тендеры»).
Проведение торгов.
1. Проводятся в случаях, когда их проведение обязательно. Так, при строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов (в случаях, предусмотренных подп.1.4 п.1 Указа № 223) обязательно также проведение торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более (абзац 4 части первой подп.1.5 п.1 Указа № 223).
2. По усмотрению заказчика могут быть проведены в случаях, когда торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора (часть пятнадцатая п.36 Положения № 88).
3. По усмотрению заказчика торги могут быть проведены в случаях, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа № 223, когда проведение торгов не является обязательным.
При проведении торгов для предоставления преимущества при сравнении конкурсных предложений применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:
• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и государств - членов Евразийского экономического союза;
• 25 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников и доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда участника составляет не менее 25 %.
О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки.
Документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки в размере 25 %, является справка, подписанная руководителем организации или уполномоченным им лицом не ранее чем за пять рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре закупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, доли оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда, номеров и сроков действия удостоверений, подтверждающих инвалидность, а также сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или их копия.
Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки (п.9 Положения № 88).
При этом в ходе процедуры закупки товаров допускается изменение объема (количества) закупки товаров, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (п.91 Положения № 88).
Централизованный порядок проведения торгов (деление по лотам)
При закупке однородных товаров при строительстве объектов организатор торгов может размещать заказы в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов (в конкурсной документации указываются однородные товары, необходимые для строительства каждого объекта).
Организатор торгов вправе проводить торги одновременно по нескольким лотам. В этом случае конкурсная документация разрабатывается по каждому из лотов.
Если в торгах по отдельному лоту принимал участие один участник, то они признаются несостоявшимися только в отношении этого лота. Торги на объект строительства считаются проведенными в случае, если выбран победитель по каждому из лотов (п.39 Положения № 88).
Формы документов
В приложениях к Положению № 88 содержатся:
1) примерные формы протоколов:
- заседания конкурсной комиссии по открытию предквалификационных документов;
- заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников;
- заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями;
- заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов;
2) форма приглашения на участие в торгах в форме закрытого конкурса.
Алгоритм проведения торгов
Шаг 1 | |
Принятие организатором торгов (его руководителем) решения о размещении заказа на основе торгов | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Назначение лица, ответственного за проведение торгов, создание конкурсной комиссии и определение полномочий ее членов | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Представление участникам документации для предварительного квалификационного отбора и конкурсной документации | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Размещение (опубликование) извещения о проведении торгов и (или) направление приглашения участникам | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Размещение информации о результатах проведения торгов в форме открытого конкурса | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Заключение договора по результатам проведения торгов |
Шаг 1. Принятие организатором торгов (его руководителем) решения о размещении заказа на основе торгов
Условием для принятия решения о проведении торгов (если иное не установлено в части второй п.48 Положения № 88) является наличие:
1) договора строительного подряда на выполнение работ при строительстве объекта, графиков поставок товаров, осуществляемых застройщиком, заказчиком, подрядчиком, или иных документов, определяющих обязанность застройщика, заказчика, подрядчика по закупке соответствующих товаров для строительства объекта;
2) утвержденной в установленном порядке проектной, в том числе сметной, документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, технического задания на закупку оборудования, изделий, конструкций;
3) результатов исследования конъюнктуры рынка (часть первая п.48 Положения № 88).
![]() |
Справочно Организатор торгов вправе привлечь на основании договора специализированную организацию для проведения исследования конъюнктуры рынка. Специализированная организация не может быть участником торгов, в рамках которых она осуществляла функции по исследованию конъюнктуры рынка. |
Условие: исследование конъюнктуры рынка обязательно проводится на товарных рынках Единого экономического пространства.
Требования:
1) результаты исследования конъюнктуры рынка должны включать сбор и анализ информации о производителях и поставщиках товаров, ценах товаров с предложенными схемами скидок в зависимости от их качественных, количественных, экономических, инновационно-технических и иных характеристик в целях получения достоверной производственно-коммерческой информации;
2) к результатам исследования конъюнктуры рынка прилагаются соответствующие подтверждающие документы (ответы поставщиков на запросы информации о ценах товаров, официальные прайс-листы, распечатки данных сайтов поставщиков из глобальной компьютерной сети Интернет и иные документы). Подтверждением изучения рынка могут выступать сведения, представленные Белорусской торгово-промышленной палатой, информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», соответствующим республиканским органом государственного управления и иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, осуществляющими регулирование и управление в отрасли (сфере деятельности), к которой относится производство закупаемого товара, а также из каталога оборудования, конструкций, изделий и материалов для строительства зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, сформированного Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;
3) результаты исследования конъюнктуры рынка прилагаются к протоколу заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями и протоколу заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов (части третья - шестая п.48 Положения № 88).
Шаг 2. Назначение лица, ответственного за проведение торгов, создание конкурсной комиссии и определение полномочий ее членов
Конкурсная комиссия может быть постоянной или временной.
Порядок работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется:
1) Положением № 88;
2) регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора торгов.
![]() |
Справочно Регламент работы конкурсной комиссии по проведению закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров) см. здесь. |
Шаг 3. Представление участникам документации для предварительного квалификационного отбора и конкурсной документации
Одно условие для проведения торгов - наличие у организатора торгов разработанной и утвержденной им документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации (часть первая п.36 Положения № 88).
Предварительный квалификационный отбор - обязательная процедура при размещении заказов на торгах (п.17 Положения № 88).
Дальнейшее участие в торгах принимают только участники, отобранные по результатам предварительного квалификационного отбора.
Порядок проведения предварительного квалификационного отбора регулируется правилами, установленными в главе 3 Положения № 88.
Действия организатора при проведении предварительного квалификационного отбора:
1) подготовка и утверждение документации для предварительного квалификационного отбора участников, которая должна содержать информацию, указанную в подп.18.1 п.18 Положения № 88;
2) приглашение участников, подавших заявку на участие в торгах, на предварительный квалификационный отбор и их регистрация;
3) представление участникам в электронной форме документации для предварительного квалификационного отбора участников;
4) рассмотрение конкурсной комиссией поступивших от участников предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участников в торгах (п.18 Положения № 88).
Конкурсная комиссия после истечения срока для представления предквалификационных документов:
• проводит заседание, на котором открываются предквалификационные документы, представленные в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации). На заседании могут присутствовать участники;
• проверяет при открытии предквалификационных документов наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника;
• составляет протокол заседания конкурсной комиссии по открытию предквалификационных документов (примерная форма протокола приведена в приложении 1 к Положению № 88);
• изучает предквалификационные документы участников (срок - не более 5 рабочих дней со дня вскрытия конвертов, но может быть продлен не более чем на 5 рабочих дней с согласия организатора торгов);
• проводит оценку квалификационных данных участников с учетом установленных показателей. По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников (примерная форма протокола установлена приложением 2 к Положению № 88). Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, оно излагается в этом протоколе. Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору торгов для утверждения. Организатор торгов утверждает данный протокол в течение 1 рабочего дня со дня его представления (части первая - третья п.23 Положения № 88).
Извещение участников: организатор торгов извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. При этом участнику, не прошедшему такой отбор, дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в торгах и возвращается его конкурсное предложение нераспечатанным.
Если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор, то торги признаются несостоявшимися (часть пятая п.23 Положения № 88).
Требования к конкурсной документации.
В состав конкурсной документации включается: | ||
информация: | требования: | условия проведения торгов и заключения договора поставки |
о наименовании организатора торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты | о наличии документов, подтверждающих полномочия участника на реализацию товаров (в соответствии с законодательством страны производителя товаров), если к реализации предлагаются не производимые им товары | В условия проведения торгов могут включаться сведения о праве участника улучшить свое конкурсное предложение по результатам проведенных торгов путем снижения первоначальной (указанной в конкурсном предложении) цены с обязательным представлением в составе такого предложения обоснования (расчета) размера снижения цены конкурсного предложения, а также уменьшения сроков поставки товаров или снижения размера авансов без изменения остальных условий его конкурсного предложения, если они являются критериями оценки и предусмотрены конкурсной документацией (часть вторая подп.50.3 п.50 Положения № 88) |
о наименовании объекта строительства и его месте расположения | о наличии документов, подтверждающих возможность обеспечения участником на территории Республики Беларусь технического обслуживания предлагаемых к реализации товаров, их ремонта, наличия запасных частей и расходных материалов |
- |
о перечне и количестве (объеме) закупаемых товаров, их потребительских и технических показателях (характеристиках), сроках и порядке поставок таких товаров, требовании о представлении деклараций о соответствии или сертификатов соответствия товаров в случаях, установленных законодательством | о представлении сведений о гарантийных обязательствах на закупаемые товары |
- |
о цене заказа, применяемой в качестве стартовой, а также о возможности внесения предложений о ее изменении |
- |
- |
об источниках информации о ценах на товары, используемых при определении стартовой цены | о наличии проекта соответствующего договора страхования при стоимости оборудования свыше 8 000 БВ (подп.50.2 п.50 Положения № 88) |
- |
о наличии проектной документации, необходимой для производства соответствующего оборудования и его монтажа |
- |
- |
об источниках финансирования закупки товаров |
- |
- |
о порядке представления участниками конкурсных предложений (подп.50.1 п.50 Положения № 88) |
- |
- |
В случае если организатором торгов в проекте договора поставки предусматривается выплата авансов на поставку (изготовление) оборудования стоимостью свыше 8 000 БВ, в конкурсной документации оговаривается необходимость предоставления участниками обеспечения исполнения обязательств с указанием размера и срока действия такого обеспечения, а также представления соответствующих документов, подтверждающих заключение договора страхования на случай повреждения оборудования (часть восьмая подп.50.3 п.50 Положения № 88).
Кроме того, в состав конкурсной документации включается проект договора поставки в редакции организатора торгов.
Шаг 4. Размещение (опубликование) извещения о проведении торгов и (или) направление приглашения участникам
Не позднее чем за 30 календарных дней до проведения торгов организатор размещает извещение об их проведении следующим образом:
• в информационной системе «Тендеры»;
• дополнительно (в случае надобности) публикуется в печатных изданиях, в том числе имеющих международное распространение;
• дополнительно организатор вправе информировать предполагаемых участников о размещении извещения о проведении торгов в письменной и (или) электронной форме (часть вторая п.36 Положения № 88).
Извещение о проведении торгов должно содержать информацию, указанную в части третьей п.36 Положения № 88:
После размещения (публикации) извещения о торгах (части пятая - тринадцатая п.36 Положения № 88): | |
действия заинтересованных в участии лиц (участников) | действия организатора |
После размещения (публикации) извещения лица, желающие принять участие в торгах, направляют их организатору сообщение о своем согласии на участие в торгах и предварительном квалификационном отборе участников | Представляет участникам конкурсную документацию и документацию для предварительного квалификационного отбора участников не позднее 3 рабочих дней после выполнения участником условий приобретения (получения) данной документации |
Участники разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения и не позднее установленного организатором торгов срока направляют конкурсной комиссии одновременно предквалификационные документы в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) и конкурсную документацию на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации). Требования к документации: 1) в отдельном конверте на бумажном носителе должен быть представлен один оригинальный экземпляр конкурсного предложения и в отдельных конвертах на бумажных носителях и (или) в электронном виде (на электронных носителях с невозможностью модифицирования информации) - копии конкурсного предложения; 2) все листы конкурсных предложений при представлении их на бумажном носителе в отдельных конвертах должны быть пронумерованы и прошиты; 3) каждый документ (оригинал или копия), кроме нотариально заверенного, должен быть подписан руководителем участника или уполномоченным им лицом и скреплен печатью |
При получении предквалификационных документов и конкурсных предложений данные документы регистрируются организатором торгов в порядке их поступления с указанием даты и времени. По требованию участника организатор торгов выдает ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения и предквалификационных документов |
Проведение предквалификационного отбора участников (см. выше) | |
После проведения предварительного квалификационного отбора участников в установленный организатором торгов день проводится заседание конкурсной комиссии | |
Участники, представившие конкурсные предложения и зарегистрированные организатором торгов, вправе присутствовать на заседании конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с конкурсными предложениями (открытии конкурсных предложений, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) в порядке, установленном конкурсной документацией | Конкурсной комиссией проверяется наличие всех установленных в соответствии с условиями проведения торгов документов и оглашается содержание основных пунктов предложений. Указанные данные по каждому участнику вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями (примерная форма протокола приведена в приложении 3 к Положению № 88) |
Изучение конкурсной комиссией конкурсных предложений: срок - не более 45 рабочих дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, а по объектам строительства жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения - не более 10 рабочих дней* | |
Участник обязан представить уточняющую информацию | Конкурсная комиссия вправе запросить у участника уточняющую информацию как при проведении предварительного квалификационного отбора участников, так и при проведении торгов |
Конкурсная комиссия вправе произвести дополнительную проверку представленных участником сведений с участием специалистов либо назначить проведение экспертизы, если у конкурсной комиссии возникают сомнения в достоверности представленных участником сведений** | |
Участники могут принять участие в процедуре улучшения предложений | Организатор может провести процедуру улучшения предложений, предусмотрев в условиях проведения торгов права участника улучшить свое конкурсное предложение по результатам проведенных торгов путем снижения первоначальной (указанной в конкурсном предложении) цены с обязательным представлением в составе такого предложения обоснования (расчета) размера снижения цены конкурсного предложения, а также уменьшения сроков поставки товаров или снижения размера авансов без изменения остальных условий его конкурсного предложения, если они являются критериями оценки и предусмотрены конкурсной документацией |
Оценке подлежат не менее двух конкурсных предложений, соответствующих требованиям конкурсных документов, представленных участниками, которые соответствуют квалификационным требованиям. Оценка таких предложений проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном конкурсной документацией, с учетом критериев и методики, приведенных в ней. Критериями оценки могут являться цена предложения, условия оплаты, сроки выполнения работ, опыт выполнения аналогичных работ, являющихся предметом заказа, и иные критерии, относящиеся к предмету заказа. Удельный вес каждого из критериев определяется путем установления процентного соотношения между критериями. Удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не более 50 % | |
Результаты проведения торгов | |
Подводятся на заседании конкурсной комиссии с оформлением протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов (примерная форма протокола установлена приложением 4 к Положению № 88), в котором излагается особое мнение члена конкурсной комиссии (при наличии). Протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору торгов для утверждения. Решение об утверждении (неутверждении) данного протокола принимается организатором торгов в течение 3 рабочих дней с даты его представления, при неутверждении протокола организатор торгов составляет письменное обоснование такого решения |
* В отдельных случаях при соответствующем обосновании (представляется председателем конкурсной комиссии организатору торгов) с согласия организатора торгов этот срок может быть продлен.
** Участник отстраняется от участия в предварительном квалификационном отборе или торгах в любой момент до заключения договора, если организатор торгов обнаружит, что участник представил недостоверную информацию.
Отказ победителя торгов от заключения соответствующего договора. Организатор торгов вправе не проводить повторные торги, а предложить заключить договор второму по показателям после победителя торгов участнику. При отказе данного участника от заключения договора организатор торгов вправе провести повторные торги или перейти к процедуре переговоров (часть шестнадцатая п.36 Положения № 88).
По результатам принятия решения об отстранении участника от участия в предварительном квалификационном отборе участников или торгах оформляется протокол, а отстраненный участник уведомляется о таком решении в течение 3 рабочих дней.
Торги признаются несостоявшимися в случаях, если:
• руководителем организатора торгов при обязательном соответствующем письменном обосновании не утвержден протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов;
• конкурсной комиссией при обязательном соответствующем письменном обосновании в указанном протоколе ни один из участников не признан победителем торгов;
• победитель торгов отказался от заключения договора и организатором торгов не предложено заключить договор второму по показателям после победителя торгов участнику;
• победитель торгов, а также второй по показателям после него участник отказались от заключения договора;
• не подано ни одного конкурсного предложения с предквалификационными документами;
• в торгах принимал участие только один участник (часть двадцатая п.36 Положения № 88).
Шаг 5. Размещение информации о результатах проведения торгов в форме открытого конкурса
Организатор торгов извещает участников о результатах их проведения в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов.
Организатор торгов в течение 3 рабочих дней после утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов размещает его в информационной системе «Тендеры»
Извещение в случае признания торгов несостоявшимися: организатор в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола о признании торгов несостоявшимися извещает всех участников. Извещение о признании торгов несостоявшимися размещается в информационной системе «Тендеры», а также публикуется в печатных средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов (части двадцать первая, двадцать вторая п.36 Положения № 88).
Шаг 6. Заключение договора по результатам проведения торгов
Договор заключается по результатам проведения торгов - не позднее 20 календарных дней со дня объявления их победителя, если иной срок не указан в извещении о проведении торгов (абзац 2 части первой п.79 Положения № 88).
Исполнение обязательств по договору может обеспечиваться путем предоставления банковской гарантии, поручительства, перечисления организатору торгов денежных средств, а также иными способами в соответствии с законодательством.
В случае если в конкурсной документации предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по договору, договор заключается после представления участником, признанным победителем торгов, обеспечения исполнения обязательств по договору. В случае, если способ обеспечения исполнения обязательств по договору не был установлен в конкурсной документации, документации для переговоров, участник вправе выбрать такой способ самостоятельно.
В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения торгов.
При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на торгах, но не изменяющие их существенных условий (п.80 Положения № 88).
Конкурсная документация, предложение победителя торгов, протокол о результатах их проведения приобщаются в качестве приложений к договору и являются его неотъемлемой частью.
Проведение торгов по упрощенной схеме
Общее правило: торги могут проводиться по упрощенной схеме (пп.47, 38 Положения № 88).
Основание: размещение заказов на закупку товаров при проведении торгов в форме открытого или закрытого конкурса.
Особенности:
• организатор торгов имеет право одновременно с размещением (публикацией) извещения о проведении торгов направить предполагаемым участникам приглашения в электронной форме;
• срок представления организатором торгов документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации участникам должен составлять не более 1 рабочего дня после выполнения ими условий приобретения (получения) такой документации;
• организатор торгов вправе представить участнику в соответствии с законодательством документацию для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсную документацию по указанному им электронному адресу;
• сроки подготовки и подачи участниками предквалификационных документов и конкурсных предложений должны составлять не менее 15, но не более 30 календарных дней с даты размещения (публикации) извещения или рассылки приглашений;
• конкурсная комиссия должна провести предварительный квалификационный отбор участников и определить победителя торгов в срок не позднее 10 рабочих дней после проведения первого ее заседания. В отдельных случаях при представлении председателем конкурсной комиссии организатору торгов соответствующего обоснования с согласия организатора торгов этот срок может быть продлен (п.38 Положения № 88).
Обжалование и защита прав
Осуществляется по общим правилам главы 13 Положения № 88.
1. В случае возникновения споров до подведения результатов торгов участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме в конкурсную комиссию организатора (часть первая п.84 Положения № 88).
2. Если спорные вопросы возникают до заключения договора по результатам проведения торгов, жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору торгов в течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения торгов (часть первая п.85 Положения № 88).
3. В случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве, в частности, данная комиссия вправе рассматривать жалобы участников процедур закупок при строительстве до заключения договоров по результатам проведения процедур закупок при строительстве объектов стоимостью свыше 100 000 БВ (подп.3.4 п.3 Положения о Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, утвержденного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.06.2019 № 37).
4. После заключения договора по результатам проведения торгов дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством, в частности, путем обращения за судебной защитой прав.
04.09.2019
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»