Пособие от 27.10.2011
Автор: Шкирман С.

Учет расходов на содержание и эксплуатацию транспорта при ценообразовании


 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТРАНСПОРТА ПРИ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Практически в каждой организации есть транспортные средства, используемые в предпринимательской деятельности. Их содержание и эксплуатация сопровождаются определенными расходами, наиболее значимыми среди которых можно назвать затраты:

на приобретение горюче-смазочных и иных расходных материалов, запасных частей, шин;

техническое обслуживание (включая шиномонтаж) и ремонт (текущий, средний, капитальный);

мойку транспортного средства;

прохождение государственного технического осмотра;

аренду транспорта, используемого в предпринимательской деятельности;

выплату компенсации за износ личного автомобиля работника, используемого в служебных целях;

амортизацию транспортных средств.

Учет таких расходов имеет свои особенности у организаций, занимающихся оказанием транспортных услуг, и организаций, не оказывающих названные услуги.

В условиях либерализации законодательства, когда многие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы отражения в учете рассматриваемых расходов (в т.ч. в целях ценообразования), отменены, предлагаемое горячее пособие (особенно его аналитическая часть) поможет правильно включить эти затраты в составляемые калькуляции.

Нормативно-правовое регулирование

* Постановление Совета Министров РБ от 26.03.2007 № 373 «О некоторых вопросах использования служебных легковых автомобилей».

Постановление установило количество служебных легковых автомобилей, закрепленных за государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ, а также лимиты их пробега.

* Постановление Совета Министров РБ от 31.08.2007 № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов».

Общая сумма средств, направляемых на выплату работникам коммерческих организаций, за исключением руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, премии за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, при включении в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должна превышать 80 % от суммы экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, если иное не предусмотрено законодательством, при условии пересмотра в установленном порядке норм расхода соответствующих видов топливно-энергетических и материальных ресурсов (подп.1.2 п.1).

* Инструкция по заполнению и обработке путевых листов учебных автомобилей (автобусов), утвержденная постановлением Минтранса РБ от 05.06.2001 № 12.

Учебные организации (юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, их обособленные структурные подразделения), занимающиеся подготовкой и переподготовкой водителей автотранспортных средств, должны при выпуске учебного автомобиля (автобуса) на линию выдавать мастеру производственного обучения вождению путевой лист формы 9 (п.1).

Путевой лист учебного автомобиля (автобуса) является основным первичным учетным документом, определяющим показатели для учета работы автомобиля (автобуса), мастера производственного обучения вождению и обучаемого, а также данные для начисления заработной платы мастеру производственного обучения вождению и формирования статистической отчетности (п.2).

* Временный республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативные сроки их службы, утвержденные постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186.

Документ является основным нормативным правовым актом, которым руководствуются при определении нормативного срока службы используемых в предпринимательской деятельности основных средств (в т.ч. транспортных средств).

 

 

От редакции: С 1 января 2012 г. взамен постановления № 186 принято постановление Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

 

* Постановление Минтранса РБ от 04.08.2003 № 37 «О порядке использования и учета работы специальных легковых автомобилей в организациях, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».

Утвержден перечень специальных легковых автомобилей, используемых в организациях, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (приложение 1).

* Постановление Минтранса РБ от 06.10.2003 № 44 «Об утверждении форм путевых листов автомобилей индивидуальных предпринимателей и инструкций по их заполнению».

Постановлением утверждены:

путевой лист легкового автомобиля-такси индивидуального предпринимателя типовой формы 5(и);

путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, типовой формы 1(ри),

а также инструкции по заполнению этих форм.

 

 

От редакции: С 29 августа 2012 г. следует применять путевой лист автомобиля-такси индивидуального предпринимателя и путевой лист автобуса, осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, индивидуального предпринимателя, установленные постановлением Минтранса РБ от 29.03.2012 № 25.

 

* Постановление Минпрома РБ от 13.02.2006 № 1 «О порядке использования и учета работы специальных легковых автомобилей».

Постановлением утверждены:

перечень специальных легковых автомобилей, используемых в организациях, подчиненных Министерству промышленности Республики Беларусь (приложение 1);

расчет отраслевого норматива обеспеченности специальными легковыми автомобилями организаций, подчиненных Министерству промышленности Республики Беларусь (приложение 2).

* Инструкция о порядке оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 06.06.2007 № 34.

Инструкция устанавливает единый порядок оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, и обязательна для применения юридическими лицами, осуществляющими подготовку, переподготовку водителей механических транспортных средств в Республике Беларусь и прошедшими обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

* Постановление Минтранса РБ от 08.09.2008 № 94 «Об утверждении временных норм расхода реагента AdBlue при эксплуатации механических транспортных средств».

Временные нормы расхода реагента AdBlue при эксплуатации механических транспортных средств, оснащенных системой селективного каталитического восстановления SCR (Selective Catalytic Reduction) с уровнем токсичности, определенным стандартом:

Евро-4, - установлены в размере не более 5 % от линейной нормы расхода топлива;

Евро-5, - в размере не более 7 % от линейной нормы расхода топлива.

Указанные временные нормы расхода применяются с учетом их повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива.

* Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141.

Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь.

При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями (п.2).

* Инструкция о порядке контроля технического состояния автомобильных транспортных средств при выпуске на линию и приемке с линии, утвержденная приказом Минтранса РБ от 03.05.2010 № 222-Ц.

Требования Инструкции обязательны для организаций Министерства транспорта и коммуникаций РБ, осуществляющих автомобильные перевозки грузов и пассажиров.

Инструкция не распространяется на контроль технического состояния автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, на троллейбусы и трамваи (п.1).

* Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133.

В главе 4 Инструкции изложены особенности бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов.

* Инструкция о порядке оформления транспортных документов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.11.2010 № 138 (в редакции постановления Минфина РБ от 31.08.2011 № 88).

Инструкция определяет порядок оформления следующих транспортных документов:

путевого листа (приложение 1);

заказа-поручения (приложение 2).

Приказы и письма

* Приказ Минтранса РБ от 02.08.2010 № 403-Ц «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта» (с изменениями от 22.09.2011 № 457-Ц).

Нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь предназначены для нормирования труда водителей, работающих на бортовых автомобилях и фургонах общего назначения, специализированных автомобилях: самосвалах, фургонах, цистернах, рефрижераторах, контейнеровозах и других, а также тягачах с прицепами, полуприцепами или полуприцепами и прицепами (приложение 1).

Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств предназначены для внутрихозяйственного планирования, расчета плановых затрат индивидуально по каждой единице подвижного состава (группе автомобилей) с учетом ее (их) пробега и технического состояния, а также для обоснованного подхода к формированию тарифов на автомобильные перевозки по соответствующим статьям себестоимости (приложение 2).

 

 

От редакции: С 19 июля 2012 г. следует применять нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств, утвержденные приказом Минтранса РБ от 19.07.2012 № 391-Ц.

 

* Приказ Минтранса РБ от 01.04.2011 № 171-Ц «О росте потребительских цен (тарифов) в 2011 году и мониторинге товарных рынков».

Руководителям Департамента «Белавтодор», Департамента по авиации, государственного объединения «Белорусская железная дорога», государственных организаций, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций РБ, и хозяйственных обществ, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Министерству транспорта и коммуникаций РБ, предписано обеспечить соблюдение в 2011 г. прогнозного роста индекса потребительских цен в размере 107,5-108,5 % в целом за год, или 0,6-0,7 % в среднем за месяц (подп.1.2 п.1).

В приложении к приказу приведен перечень товаров, работ, услуг, документы по изменению уровня цен (тарифов) сверх прогнозного роста индекса потребительских цен в 2011 году на которые направляются в Министерство транспорта и коммуникаций на экспертное заключение.

* Письмо МНС РБ от 31.05.2010 № 2-2-10/10249 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта».

С 1 января 2010 г. на основании норм Налогового кодекса РБ расходы по содержанию служебного легкового автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности, учитываются при налогообложении без ограничений.

* Письмо МНС РБ от 12.09.2011 № 2-2-9/1632 «О затратах, учитываемых при налогообложении».

Разъясняется вопрос о включении в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов организации по приобретению горюче-смазочных материалов, ремонту и страхованию при эксплуатации транспортного средства, используемого ее работником для нужд этой организации.

Справочная информация

Линейные нормы расхода топлива.

Формы путевых листов

Путевой лист.

Заказ-поручение.

Путевой лист учебного автомобиля (автобуса) ф.9.

Путевой лист оперативно-служебного транспортного средства органов внутренних дел Республики Беларусь.

Путевой лист грузового автомобиля ф.2 (г) (с 18 февраля 2011 года до 25 октября 2011 года) (примечание).

Заказ-поручение ф.ТР-132 (с 18 февраля 2011 года до 25 октября 2011 года) (примечание).

Оформление иных документов

Журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха.

 

Примечание. Бланки путевого листа грузового автомобиля ф.2 (г) и заказа-поручения ф.ТР-132, изготовленные до вступления в силу постановления Минфина РБ от 31.08.2011 № 88, являются действительными до их полного использования.

 

27.10.2011 г.

 

Сергей Шкирман, экономист