


Материал помещен в архив
УЧЕТ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТРАНСПОРТА ПРИ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
Практически в каждой организации есть транспортные средства, используемые в предпринимательской деятельности. Их содержание и эксплуатация сопровождаются определенными расходами, наиболее значимыми среди которых можно назвать затраты:
на приобретение горюче-смазочных и иных расходных материалов, запасных частей, шин;
техническое обслуживание (включая шиномонтаж) и ремонт (текущий, средний, капитальный);
мойку транспортного средства;
прохождение государственного технического осмотра;
аренду транспорта, используемого в предпринимательской деятельности;
выплату компенсации за износ личного автомобиля работника, используемого в служебных целях;
амортизацию транспортных средств.
Учет таких расходов имеет свои особенности у организаций, занимающихся оказанием транспортных услуг, и организаций, не оказывающих названные услуги.
В условиях либерализации законодательства, когда многие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы отражения в учете рассматриваемых расходов (в т.ч. в целях ценообразования), отменены, предлагаемое горячее пособие (особенно его аналитическая часть) поможет правильно включить эти затраты в составляемые калькуляции.
Нормативно-правовое регулирование
* Постановление Совета Министров РБ от 26.03.2007 № 373 «О некоторых вопросах использования служебных легковых автомобилей».
Постановление установило количество служебных легковых автомобилей, закрепленных за государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ, а также лимиты их пробега.
* Постановление Совета Министров РБ от 31.08.2007 № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов».
Общая сумма средств, направляемых на выплату работникам коммерческих организаций, за исключением руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, премии за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, при включении в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должна превышать 80 % от суммы экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, если иное не предусмотрено законодательством, при условии пересмотра в установленном порядке норм расхода соответствующих видов топливно-энергетических и материальных ресурсов (подп.1.2 п.1).
* Инструкция по заполнению и обработке путевых листов учебных автомобилей (автобусов), утвержденная постановлением Минтранса РБ от 05.06.2001 № 12.
Учебные организации (юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, их обособленные структурные подразделения), занимающиеся подготовкой и переподготовкой водителей автотранспортных средств, должны при выпуске учебного автомобиля (автобуса) на линию выдавать мастеру производственного обучения вождению путевой лист формы 9 (п.1).
Путевой лист учебного автомобиля (автобуса) является основным первичным учетным документом, определяющим показатели для учета работы автомобиля (автобуса), мастера производственного обучения вождению и обучаемого, а также данные для начисления заработной платы мастеру производственного обучения вождению и формирования статистической отчетности (п.2).
* Временный республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативные сроки их службы, утвержденные постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186.
Документ является основным нормативным правовым актом, которым руководствуются при определении нормативного срока службы используемых в предпринимательской деятельности основных средств (в т.ч. транспортных средств).
От редакции: С 1 января 2012 г. взамен постановления № 186 принято постановление Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь». |
* Постановление Минтранса РБ от 04.08.2003 № 37 «О порядке использования и учета работы специальных легковых автомобилей в организациях, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».
Утвержден перечень специальных легковых автомобилей, используемых в организациях, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (приложение 1).
* Постановление Минтранса РБ от 06.10.2003 № 44 «Об утверждении форм путевых листов автомобилей индивидуальных предпринимателей и инструкций по их заполнению».
Постановлением утверждены:
путевой лист легкового автомобиля-такси индивидуального предпринимателя типовой формы 5(и);
путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, типовой формы 1(ри),
а также инструкции по заполнению этих форм.
От редакции: С 29 августа 2012 г. следует применять путевой лист автомобиля-такси индивидуального предпринимателя и путевой лист автобуса, осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, индивидуального предпринимателя, установленные постановлением Минтранса РБ от 29.03.2012 № 25. |
* Постановление Минпрома РБ от 13.02.2006 № 1 «О порядке использования и учета работы специальных легковых автомобилей».
Постановлением утверждены:
перечень специальных легковых автомобилей, используемых в организациях, подчиненных Министерству промышленности Республики Беларусь (приложение 1);
расчет отраслевого норматива обеспеченности специальными легковыми автомобилями организаций, подчиненных Министерству промышленности Республики Беларусь (приложение 2).
* Инструкция о порядке оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 06.06.2007 № 34.
Инструкция устанавливает единый порядок оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, и обязательна для применения юридическими лицами, осуществляющими подготовку, переподготовку водителей механических транспортных средств в Республике Беларусь и прошедшими обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
* Постановление Минтранса РБ от 08.09.2008 № 94 «Об утверждении временных норм расхода реагента AdBlue при эксплуатации механических транспортных средств».
Временные нормы расхода реагента AdBlue при эксплуатации механических транспортных средств, оснащенных системой селективного каталитического восстановления SCR (Selective Catalytic Reduction) с уровнем токсичности, определенным стандартом:
Евро-4, - установлены в размере не более 5 % от линейной нормы расхода топлива;
Евро-5, - в размере не более 7 % от линейной нормы расхода топлива.
Указанные временные нормы расхода применяются с учетом их повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива.
* Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141.
Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь.
При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями (п.2).
* Инструкция о порядке контроля технического состояния автомобильных транспортных средств при выпуске на линию и приемке с линии, утвержденная приказом Минтранса РБ от 03.05.2010 № 222-Ц.
Требования Инструкции обязательны для организаций Министерства транспорта и коммуникаций РБ, осуществляющих автомобильные перевозки грузов и пассажиров.
Инструкция не распространяется на контроль технического состояния автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, на троллейбусы и трамваи (п.1).
* Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133.
В главе 4 Инструкции изложены особенности бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов.
* Инструкция о порядке оформления транспортных документов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.11.2010 № 138 (в редакции постановления Минфина РБ от 31.08.2011 № 88).
Инструкция определяет порядок оформления следующих транспортных документов:
путевого листа (приложение 1);
заказа-поручения (приложение 2).
Приказы и письма
* Приказ Минтранса РБ от 02.08.2010 № 403-Ц «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта» (с изменениями от 22.09.2011 № 457-Ц).
Нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь предназначены для нормирования труда водителей, работающих на бортовых автомобилях и фургонах общего назначения, специализированных автомобилях: самосвалах, фургонах, цистернах, рефрижераторах, контейнеровозах и других, а также тягачах с прицепами, полуприцепами или полуприцепами и прицепами (приложение 1).
Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств предназначены для внутрихозяйственного планирования, расчета плановых затрат индивидуально по каждой единице подвижного состава (группе автомобилей) с учетом ее (их) пробега и технического состояния, а также для обоснованного подхода к формированию тарифов на автомобильные перевозки по соответствующим статьям себестоимости (приложение 2).
От редакции: С 19 июля 2012 г. следует применять нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств, утвержденные приказом Минтранса РБ от 19.07.2012 № 391-Ц. |
* Приказ Минтранса РБ от 01.04.2011 № 171-Ц «О росте потребительских цен (тарифов) в 2011 году и мониторинге товарных рынков».
Руководителям Департамента «Белавтодор», Департамента по авиации, государственного объединения «Белорусская железная дорога», государственных организаций, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций РБ, и хозяйственных обществ, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Министерству транспорта и коммуникаций РБ, предписано обеспечить соблюдение в 2011 г. прогнозного роста индекса потребительских цен в размере 107,5-108,5 % в целом за год, или 0,6-0,7 % в среднем за месяц (подп.1.2 п.1).
В приложении к приказу приведен перечень товаров, работ, услуг, документы по изменению уровня цен (тарифов) сверх прогнозного роста индекса потребительских цен в 2011 году на которые направляются в Министерство транспорта и коммуникаций на экспертное заключение.
* Письмо МНС РБ от 31.05.2010 № 2-2-10/10249 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта».
С 1 января 2010 г. на основании норм Налогового кодекса РБ расходы по содержанию служебного легкового автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности, учитываются при налогообложении без ограничений.
* Письмо МНС РБ от 12.09.2011 № 2-2-9/1632 «О затратах, учитываемых при налогообложении».
Разъясняется вопрос о включении в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов организации по приобретению горюче-смазочных материалов, ремонту и страхованию при эксплуатации транспортного средства, используемого ее работником для нужд этой организации.
Справочная информация
Линейные нормы расхода топлива.
Формы путевых листов
Путевой лист.
Путевой лист учебного автомобиля (автобуса) ф.9.
Путевой лист оперативно-служебного транспортного средства органов внутренних дел Республики Беларусь.
Путевой лист грузового автомобиля ф.2 (г) (с 18 февраля 2011 года до 25 октября 2011 года) (примечание).
Заказ-поручение ф.ТР-132 (с 18 февраля 2011 года до 25 октября 2011 года) (примечание).
Оформление иных документов
Журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха.
Примечание. Бланки путевого листа грузового автомобиля ф.2 (г) и заказа-поручения ф.ТР-132, изготовленные до вступления в силу постановления Минфина РБ от 31.08.2011 № 88, являются действительными до их полного использования.
27.10.2011 г.
Сергей Шкирман, экономист