Пособие - навигатор от 30.09.2014
Автор: Круглов Д.

Управленческий учет - структура и формирование


 

Материал помещен в архив

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ - СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ

Управленческий учет - это упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки, обработки и представления информации и показателей, важных для управленческого звена компании при принятии решений по ее деятельности. Другими словами, управленческий учет - это система информационной поддержки управления предприятием.

Управленческая отчетность - это представление пользователям результатов управленческого учета в структурированном виде.

Обратите внимание, что данный материал в сжатой форме характеризует различные аспекты управленческого учета, в т.ч. его структуру и формирование. В графе «Краткое описание» предложенной таблицы в т.ч. содержатся интерактивные ссылки на аналитические материалы из АПС «Бизнес-Инфо», подробно описывающие соответствующий аспект.

 

Аспекты управленческого учета Краткое описание
1. Постановка управленческого учета Основные принципы управленческого учета:
- правильная методика;
- полнота и оперативность;
- доступность;
- обратная связь.
Построение управленческого учета как проект. Составляющие проекта:
- цели и намерения довести проект до успешного завершения;
- необходимые знания, опыт и навыки;
- план мероприятий и информированность участников проекта;
- ресурсы;
- мотивация участников проекта.
Задачи построения управленческого учета на начальном этапе:
- диагностика текущего состояния дел в организации;
- разработка концепции построения управленческого учета по направлениям деятельности;
- деление затрат на переменные и постоянные;
- иные способы деления затрат;
- разработка концепции построения управленческого учета исходя из деления затрат на постоянные и переменные;
- деление затрат на прямые и косвенные;
- соединение двух концепций построения управленческого учета;
- анализ безубыточности;
- основные аналитические показатели модели безубыточности.
Основные отчеты:
- отчет о движении денежных средств кэш-фло;
- отчет о прибылях и убытках;
- балансовый отчет;
- отчет о задолженностях.

Справочно

Подробно по данной теме см.:
«Постановка управленческого учета»
2. Автоматизация управленческого учета Этапы автоматизации управленческого учета:
- выбор вариантов автоматизации;
- выбор программы и ее настройка;
- внедрение программного обеспечения.
Задачи, решаемые на начальном этапе автоматизации:
- диагностика существующей системы управления финансами;
- разработка методологии управленческого учета и бюджетирования;
- разработка бюджетной структуры;
- разработка внутренней учетной политики.

Справочно

Подробно по данной теме см.:
«Автоматизация управленческого учета»
3. Учет затрат Группы затрат в системе управленческого учета:
- затраты на продукт:
основные материалы;
основной труд;
- затраты периода:
сверхнормативные потери сырья, затраченного труда или прочих производственных затрат;
затраты на хранение, если только они не необходимы в производственном процессе для перехода к следующему его этапу;
административные накладные расходы;
затраты на продажу.
Этапы формирования затрат и использования его результатов:
- подготовка бухгалтерской отчетности, в т.ч. выбор базы для распределения затрат;
- предвидение изменения затрат в связи с изменением уровня деловой активности;
- оценка затрат применительно к объектам (подразделениям или продуктам);
- принятие решений.
Системы учета затрат:
- полная;
- частичная.
Способы калькулирования затрат:
- сокращенная (маржинальная) калькуляция;
- полная калькуляция;
- калькуляция по сокращенной номенклатуре статей.

Справочно

Подробно по данной теме см. «Распределение затрат в управленческом учете»
4. Управленческий учет в условиях лизинга

Обратите внимание!

Предлагается рассматривать лизинговую сделку в качестве самостоятельного объекта управленческого учета и анализа. Такой подход позволит оценивать эффективность как самой лизинговой сделки, так и ее влияние на финансовые результаты и финансовое положение компании в целом.

Этапы реализации методики оперативного управленческого анализа влияния бизнес-процессов лизинговой сделки на финансовое положение и финансовые результаты:
- расчет влияния каждого бизнес-процесса лизинговой сделки на стоимость активов, обязательств, собственного капитала, величину доходов и расходов за отчетный период;
- анализ взаимосвязи совокупных изменений стоимости активов, обязательств и собственного капитала по лизинговой сделке;
- анализ состава и структуры совокупных изменений стоимости активов, обязательств и собственного капитала в разрезе бизнес-процессов лизинговой сделки;
- анализ состава и структуры доходов и расходов по лизинговой сделке в разрезе бизнес-процессов.
Система классификаций для целей управления:
- классификация доходов:
доходы от выполнения авиаперевозок воздушными судами в лизинге:
доходы от выполнения регулярных рейсов;
доходы от выполнения нерегулярных рейсов;
- классификация расходов:
расходы на авиаперевозки;
расходы на заправку авиатопливом;
расходы на техническое обслуживание;
административно-управленческие расходы;
- классификация методов расчета финансовых результатов:
одноступенчатый метод расчета маржинального дохода;
многоступенчатый метод расчета маржинального дохода

 

30.09.2014

 

Дмитрий Круглов, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»