


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ООО «С»): В магазине проводится акция, по которой именинник в день рождения получает скидку на бытовую технику. Стоимость бытовой техники по акции от 1 500 000 до 5 000 000 бел.руб. Для участия в данной акции необходимо предъявить паспорт и быть именинником. Предприимчивые родители для участия в акции приводят детей, в т.ч. и малолетних.
С какого возраста ребенок может участвовать в подобных акциях?
Какие дополнительные документы продавец вправе истребовать?
ОТВЕТ: Если организатор рекламной акции не оговорил в своих условиях возраст участников, которые вправе участвовать в акции, то в таком случае в акции вправе принять участие все граждане, независимо от их возраста.
Порядок проведения рекламных акций на территории Республики Беларусь законодательно не закреплен. Таким образом, субъект хозяйствования вправе самостоятельно разрабатывать порядок (срок проведения, в т.ч. и условия) проведения рекламных акций, но с учетом требований законодательства, затрагивающих те или иные вопросы (например, законодательства о торговле, рекламе, защите прав потребителей и др., в т.ч. и гражданского законодательства).
При принятии решения о проведении рекламной акции субъектом хозяйствования разрабатывается и утверждается порядок проведения такой акции, который может включать в себя:
1) общие положения и сведения о (об):
- организаторе рекламной акции (наименование, учетный номер плательщика, наименование регистрационного органа, дата регистрации, юридический и почтовый адрес);
- материально ответственном лице за проведение рекламной акции;
- наименовании рекламной акции;
- целях проведения рекламной акции (например, увеличение объема продаж товара, работ, услуг, сохранение и расширение традиционных и освоение новых рынков сбыта, стимулирование спроса на товары, работы, услуги и др.);
- перечне товаров, переданных материально ответственному лицу для проведения рекламной акции;
2) указание места, срока и условий проведения рекламной акции;
3) порядок информирования об условиях проведения рекламной акции (разработка рекламы, место (в торговом зале, средствах массовой информации, Интернете и т.п.) и время размещения рекламы);
4) дополнительные условия.
В ситуации, описанной в вопросе, одним из условий участия в рекламной акции является то, что участник данной акции должен быть именинником и, придя в магазин в свой день рождения, может получить скидку на бытовую технику. При этом, если организатор рекламной акции не оговорил в своих условиях возраст участников, которые вправе участвовать в акции, в таком случае в акции вправе принять участие все граждане, независимо от их возраста, в т.ч. и дети, интересы которых представляют их законные представители.
В соответствии с гражданским законодательством все граждане имеют равную правоспособность и дееспособность, если иное не установлено законодательством.
В соответствии с п.1 ст.27 Гражданского кодекса РБ за несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (малолетних) сделки могут совершать от их имени только их законные представители - родители, усыновители или опекуны.
В соответствии с п.1 ст.21 вышеназванного кодекса никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом.
Таким образом, при проведении акции «Имениннику в день рождения скидка на бытовую технику» родители для участия в акции могут привести своих детей, в т.ч. и малолетних, если по условиям акции не имеется возрастного ограничения для участника (например, «в акции могут принимать участие граждане Республики Беларусь и иностранные граждане в возрасте от 18 лет»). В таком случае родители для подтверждения того, что ребенок является именинником, должны предъявить паспорт ребенка, если он имеется, а в случае его отсутствия - свидетельство о рождении, а также свой паспорт для подтверждения, что они являются законными представителями ребенка.
05.08.2014
Светлана Войцеховская, юрист, с 2006 по 2012 год консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Защита от злоупотреблений со стороны потребителей в розничной торговле и в сфере оказания услуг»