


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Возможно ли увеличить нормативную продолжительность строительства в случае остановки строительства по причинам, не зависящим от его участников?
ОТВЕТ: Нормативная продолжительность строительства может быть увеличена в случае возникновения определенных непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств.
С 1 января 2016 г. введен в действие ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/341579/465428).
Технический кодекс установившейся практики 45-1.03-122-2015 устанавливает основные положения по определению нормативной продолжительности строительства зданий, сооружений, инженерно-технических и транспортных коммуникаций, их очередей и пусковых комплексов.
В ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) определено, что нормативная продолжительность строительства может быть увеличена в случае возникновения определенных непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств.
Так, при остановке строительства по независящим от его участников причинам, вызванным обстоятельствами, подтвержденными решениями суда или уполномоченных органов, нормативная продолжительность строительства увеличивается на весь период возникновения обстоятельств (п.4.33 ТКП 45-1.03-122-2015).
Что понимать под такими обстоятельствами, в ТКП 45-1.03-122-2015 не сказано и даже не приведено примерного перечня подобных обстоятельств.
Несомненно, к таким обстоятельствам можно отнести обстоятельства непреодолимой силы, так называемые форс-мажорные обстоятельства.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие перечня непредвиденных обстоятельств, норма п.4.33 ТКП 45-1.03-122-2015 позволяет организации рассматривать вопрос о возможности увеличения нормативной продолжительности строительства (и, как следствие, об отсутствии объекта сверхнормативного незавершенного строительства) не только по причинам, связанным с приостановлением и (или) консервацией объекта строительства.
Рассматриваемая норма ТКП 45-1.03-122-2015 предоставляет организациям еще одну возможность исключить появление объекта сверхнормативного незавершенного строительства.
Необходимо отметить, что для возможности применения положений п.4.33 ТКП 45-1.03-122-2015 должно одновременно соблюдаться несколько условий:
а) остановка строительства должна быть вызвана причинами, не зависящими от его участников.
При этом исходя из формулировки п.4.33 ТКП 45-1.03-122-2015 подобные причины могут возникнуть у всех участников строительства (как у заказчика, так и у подрядчика);
б) причины должны быть подтверждены решениями суда или решениями уполномоченных органов.
При этом конкретные уполномоченные органы в ТКП 45-1.03-122-2015 не указаны, что дает основания утверждать, что такими органами могут выступать любые отраслевые министерства, ведомства, правоохранительные органы, органы прокуратуры и т. п.
Однако как данная норма будет применяться на практике и при каких именно обстоятельствах можно будет вести речь о возможности рассмотрения увеличения нормативной продолжительности строительства, покажет время.
21.03.2016
Виктор Статкевич, аудитор
По этой теме также см.:
1. Продолжительность нормативного срока строительства с 1 января 2016 года: дата начала и дата завершения строительства.
2. Перенос выполнения работ на благоприятный период, приостановление и консервация строительства: как определить нормативный срок строительства.
3. В проектной документации выделены очереди строительства либо пусковые комплексы: определяем нормативный срок строительства.
4. Хозяйственный способ строительства: определяем нормативный срок строительства.