Пособие от 07.10.2016
Автор: Рузыева Д.

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правовое регулирование защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Понятие и виды жилищно-коммунальных услуг. Качество и недостатки жилищно-коммунальных услуг

Правовые основы оказания жилищно-коммунальных услуг

Нормативные требования, предъявляемые к основным коммунальным услугам

Перерывы в оказании коммунальных услуг

Порядок рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием (оказанием с недостатками) жилищно-коммунальных услуг. Алгоритм действий

Проведение перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги

Организации, уполномоченные проводить государственную политику в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Правовое регулирование защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Жилищно-коммунальные услуги - самые потребляемые услуги. Если другими услугами (медицинская помощь, общественный транспорт, приобретение каких-либо товаров) можно не пользоваться каждый день, то жилищно-коммунальные услуги потребляются ежедневно. Поэтому важно и жизненно необходимо, чтобы потребляемая вода была чистой, а горячая вода - определенной температуры, чтобы зимой в квартирах и домах было тепло, горел свет.

В силу определенных причин (как объективных, так и субъективных) не всегда предоставляемые жилищно-коммунальные услуги соответствуют нормативным требованиям.

В целях защиты потребителей жилищно-коммунальных услуг был принят Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее - Закон), которым определены правовые, организационные и экономические основы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с Законом было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее - постановление № 99), которым утверждены положения и типовые договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 № 107 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению» (далее - Указ № 107) введены в действие нормы, противоречащие Закону. Однако в соответствии с частью третьей ст.10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (на издание Указа № 107 полномочия законом не предоставлялись).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Такие полномочия должны быть оформлены в заключительных положениях закона (п.2 ст.23 Закона № 130-З).

 

Таким образом, необходимо руководствоваться нормами Указа № 107.

Настоящая статья поможет потребителям определить, качественны ли предоставляемые им жилищно-коммунальные услуги, даст пошаговые советы, как защитить свои права в случае, если предоставляемые жилищно-коммунальные услуги не соответствуют предъявляемым законодательством требованиям.

Понятие и виды жилищно-коммунальных услуг. Качество и недостатки жилищно-коммунальных услуг

Статьей 1 Закона предусмотрено, что жилищно-коммунальная услуга - это деятельность, направленная на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности, комфортных и безопасных условий для проживания граждан.

Статья 4 Закона установила, что жилищно-коммунальные услуги классифицируются на основные жилищно-коммунальные услуги (жилищно-коммунальные услуги, которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие установленным санитарным и техническим требованиям) и дополнительные жилищно-коммунальные услуги (жилищно-коммунальные услуги, которые могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по договору между исполнителем и потребителем).

Кроме этого, в зависимости от особенностей содержания и целевого назначения жилищно-коммунальные услуги подразделяются на:

• коммунальные услуги, включающие горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов;

• техническое обслуживание, включающее эксплуатацию общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями;

• текущий ремонт, осуществляемый в установленном законодательством порядке;

• капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, осуществляемый в установленном законодательством порядке;

• услуги по управлению жилым домом или группой жилых домов;

• иные жилищно-коммунальные услуги.

Указ № 107 внес изменения в этот перечень, и в настоящее время в техническое обслуживание не входят работы по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, услуги по освещению вспомогательных помещений жилого дома и работа оборудования в многоквартирных жилых домах.

Предельно допустимые тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги и размеры возмещения расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в многоквартирных жилых домах, для населения на 2016 год приведены в приложении 1 к Указу № 107.

Постановлением № 99 утвержден перечень основных жилищно-коммунальных услуг.

К ним относятся:

• техническое обслуживание жилого дома;

• текущий ремонт;

• капитальный ремонт;

• санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома;

• холодное и горячее водоснабжение*;

• водоотведение (канализация)*;

• газоснабжение*;

• электроснабжение;

• техническое обслуживание лифта;

• обращение с твердыми коммунальными отходами.

Услуги, помеченные «*», предоставляются, если такой вид благоустройства предусмотрен проектом жилого дома.

 

Обратите внимание!

Вышеназванные жилищно-коммунальные услуги должны предоставляться в обязательном порядке, и исполнитель не имеет права отказаться от предоставления, а потребитель от потребления этих услуг.

 

Закон установил, что качество жилищно-коммунальной услуги - это совокупность свойств и характеристик жилищно-коммунальной услуги, относящихся к ее способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (функциональная пригодность, надежность, безопасность условий проживания и др.), а недостаток жилищно-коммунальной услуги - несоответствие жилищно-коммунальной услуги техническим нормативным правовым актам, устанавливающим требования к качеству такой услуги, иному законодательству, условиям договора.

Правовые основы оказания жилищно-коммунальных услуг

В соответствии с Законом исполнитель - это юридическое лицо, его филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, или индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям жилищно-коммунальные услуги на основе договора, а потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее жилищно-коммунальные услуги или пользующееся жилищно-коммунальными услугами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Жилищно-коммунальные услуги предоставляются на основании договоров. Постановлением № 99 утверждены следующие типовые формы договоров по оказанию услуг:

• типовой договор на оказание услуг по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома;

• типовой договор на оказание услуг по техническому обслуживанию жилого дома;

• типовой договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению (канализации) квартиры, одноквартирного, блокированного жилого дома;

• типовой договор на оказание услуги по водоснабжению из водоразборной колонки;

• типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

• типовой договор на оказание услуг по текущему ремонту жилого дома;

• типовой договор на оказание услуг по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома;

• типовой договор на оказание услуг по техническому обслуживанию лифта.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 марта 2019 г. следует руководствоваться типовым договором на оказание услуг по водоснабжению и (или) водоотведению (канализации), утвержденным постановлением № 99, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 133 (далее - постановление № 133). Комментарии см. здесь.

 

Эти договоры обязательны для заключения и исполнителем, и потребителем, содержат все необходимые нормы, определяющие виды услуг, порядок их оплаты, права и обязанности как исполнителя, так и потребителя жилищно-коммунальных услуг.

Нормативные требования, предъявляемые к основным коммунальным услугам

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724 утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, которая в настоящее время - один из основных нормативных правовых актов, определяющих нормативные требования к некоторым коммунальным услугам.

Так, согласно данной системе норматив отопления жилых помещений в отопительный период - не менее 18°С, а норматив температуры горячей воды - не менее 50°С. Это значит, что температура в жилых комнатах в отопительный период (обычно отопительный период начинается с октября и длится до апреля) должна быть не менее 18°С, а температура горячей воды в любое время года (за исключением отключения горячего водоснабжения в связи с проведением плановых ремонтных и профилактических работ) должна быть не менее 50°С.

Законом предусмотрено, что техническое обслуживание включает в себя эксплуатацию общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями. Однако Указ № 107 внес коррективы в эту позицию.

 

Обратите внимание!

Перечень работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения приведены в приложении к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.05.2013 № 12 (в редакции постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28.01.2016 № 1) (далее - Перечень № 12). Перечень № 12 включает в себя только поддержание в исправном и работоспособном состоянии инженерных систем, обеспечение установленных параметров и режимов их работы и поддержание в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 июля 2017 г. Перечень № 12 изложен в новой редакции постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.06.2017 № 10.

 

Нормативных требований относительно оказания услуг по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома в настоящее время законодательно не установлено.

Перерывы в оказании коммунальных услуг

В соответствии со ст.16 Закона перерывы в оказании коммунальных услуг допускаются в связи:

• с проведением исполнителем плановых ремонтных и профилактических работ в соответствии с графиками (планами), согласованными с местными исполнительными и распорядительными органами, а также ремонтных и профилактических работ по заявкам потребителей;

• межотопительным периодом;

• приостановлением оказания коммунальных услуг потребителю, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате и не погасившему ее в установленные сроки;

• приостановлением оказания коммунальных услуг по требованию потребителя, если такое приостановление технически возможно и не нарушает прав иных потребителей, на основании актов законодательства или договора на оказание таких услуг;

• авариями, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями и ликвидацией их последствий;

• хищением, уничтожением или повреждением сетей и оборудования, делающими невозможным оказание коммунальных услуг либо создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителей.

При этом в случае планируемого перерыва в оказании коммунальных услуг исполнитель обязан сообщить об этом потребителю через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 3 дня до начала перерыва и сообщить причину и срок этого перерыва.

Приостановление оказания коммунальных услуг потребителю, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате, осуществляется в соответствии с Положением о порядке перерасчетов платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республике Беларусь от 16.12.2005 № 1466 (далее - Положение № 1466).

В соответствии с пп.8, 9 Положения № 1466 организация, предоставляющая коммунальные услуги, вправе приостановить предоставление данных услуг гражданину, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате за два и более расчетных периода и не погасившему эту задолженность в течение 5 дней после получения письменного предупреждения, которое доставляется по почте заказным письмом или вручается гражданину под расписку. Письменное предупреждение подписывается руководителем организации, предоставляющей коммунальные услуги, заверяется печатью и должно содержать сведения о задолженности по видам услуг.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение не более 2 суток после представления в организацию, предоставляющую коммунальные услуги, документов о погашении имеющейся задолженности и оплате затрат, связанных с возобновлением предоставления коммунальных услуг. Затраты, связанные с возобновлением предоставления коммунальных услуг, возмещаются гражданином, проживающим в жилом помещении, в соответствии с калькуляцией, составляемой организацией, предоставляющей коммунальные услуги.

Порядок рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием (оказанием с недостатками) жилищно-коммунальных услуг. Алгоритм действий

Процедура рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием (оказанием с недостатками) жилищно-коммунальных услуг установлена ст.20 Закона. Последовательность этих действий такова:

Шаг 1. Потребитель в устной (в том числе по телефону) или в письменной форме направляет претензию (устное сообщение) исполнителю либо в аварийно-диспетчерскую службу, указанную в договоре, о факте неоказания (оказании с недостатками) жилищно-коммунальных услуг. Работник исполнителя или аварийно-диспетчерской службы, принявший устное сообщение (заявку), обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение (заявку), и регистрационный номер сообщения (заявки).

Шаг 2. Работник исполнителя должен прибыть к потребителю на основании уведомления потребителя не позднее срока, определенного договором (типовыми договорами, утвержденными постановлением № 99, этот срок определен в 1 день). В случае необеспечения потребителем доступа в жилые помещения в заранее согласованное время исполнитель не несет ответственности за нарушение указанного срока.

Шаг 3. Работник исполнителя, прибывший на основании уведомления потребителя, устанавливает факт наличия и причины неоказания (оказания с недостатками) жилищно-коммунальной услуги (или не подтверждает факт неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги), а также составляет претензионный акт (приложение 1) и в случае подтверждения некачественного оказания услуг при наличии технической возможности с согласия потребителя незамедлительно обеспечивает оказание жилищно-коммунальной услуги либо устранение недостатков оказания жилищно-коммунальной услуги.

Шаг 4. На основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет требования потребителя либо направляет потребителю мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований.

В случае подтверждения исполнителем факта неоказания жилищно-коммунальной услуги либо установления такого факта в результате независимой проверки (экспертизы) или судебного разбирательства потребитель вправе требовать оказания жилищно-коммунальной услуги и не оплачивать жилищно-коммунальную услугу за период с момента, указанного в претензионном акте, акте независимой проверки (экспертизы) или судебном постановлении, до момента начала (возобновления) оказания жилищно-коммунальной услуги.

В случае подтверждения исполнителем факта оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками либо установления такого факта в результате независимой проверки (экспертизы) или судебного разбирательства потребитель вправе отказаться от такой услуги без возмещения исполнителю расходов на ее оказание, а если такая услуга уже оказана, вправе по своему выбору требовать возврата платы за оказанную жилищно-коммунальную услугу, если это возможно исходя из ее характера, либо уменьшения размера платы за оказанную жилищно-коммунальную услугу, либо безвозмездного устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно, либо повторного оказания жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно.

Шаг 5. В случае отказа в удовлетворении его требований потребитель вправе за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги) и (или) обжаловать такой отказ в судебном порядке (приложение 2). Обжаловать отказ нужно в срок 1 месяц со дня его получения.

Независимая проверка (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги) проводится комиссией, созданной местным исполнительным и распорядительным органом, в следующем порядке:

• потребитель подает в местный исполнительный комитет заявление и копию претензионного акта проверки качества жилищно-коммунальной услуги исполнителем. Потребитель вправе подать при необходимости другие документы, имеющие значение для осуществления независимой проверки (экспертизы) (приложение 3);

• в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления (конкретная дата согласовывается с потребителем) комиссия проводит проверку (экспертизу). Данный срок может быть продлен председателем комиссии при необходимости проведения специальных исследований (экспертиз, анализов), получения дополнительных документов и (или) сведений, а также в случае непредоставления потребителем своевременного доступа в жилое помещение (при необходимости) с одновременным уведомлением об этом потребителя. В случае если в силу обстоятельств потребитель не сможет предоставить доступ в жилое помещение в согласованное с ним время, он уведомляет комиссию любым доступным способом. При этом комиссия должна повторно согласовать с потребителем и назначить дату и время проведения независимой проверки (экспертизы);

• по результатам независимой проверки (экспертизы) комиссией составляется акт независимой проверки (экспертизы), срок действия которого составляет 6 месяцев. Содержание акта независимой проверки (экспертизы) должно быть понятно лицам, не имеющим специальных знаний, и не допускать различных толкований. Каждая страница этого акта и приложений к нему (при их наличии) подписывается членами комиссии, которые провели независимую проверку (экспертизу).

Расходы на проведение независимой проверки (экспертизы), в том числе связанные с проведением специальных исследований, оплачиваются потребителем в пятидневный срок со дня получения соответствующих документов на оплату.

Потребитель имеет право после проведения независимой проверки (экспертизы) или вместо нее в судебном порядке установить факт неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги.

Важно отметить, что в случае нарушения прав потребителя жилищно-коммунальных услуг исполнитель возмещает причиненные убытки, вред и уплачивает неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей и (или) договором, если не докажет, что нарушение прав потребителя произошло не по его вине. В случае если исполнитель не выполнил этих требований, потребитель вправе подать в суд исковое заявление о нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (приложение 4).

 

Обратите внимание!

Если подаются заявление о нарушении прав потребителей, а также кассационные и надзорные жалобы по таким делам, то в соответствии с подп.1.1.8 п.1 ст.257 Налогового кодекса Республики Беларусь истцы освобождаются от государственной пошлины.

 

Исполнитель обязан возместить убытки, вред, причиненные им жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками, в том числе вследствие применения в процессе оказания жилищно-коммунальной услуги изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды.

Потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя жилищно-коммунальных услуг, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Недостатки оказанной жилищно-коммунальной услуги должны быть устранены исполнителем в максимально короткий срок, технологически необходимый для устранения этих недостатков, но не превышающий месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон. При этом оказание жилищно-коммунальной услуги, не оказанной потребителю, либо повторное оказание жилищно-коммунальной услуги, оказанной с недостатками, должны быть проведены в первоочередном порядке.

Проведение перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги

Перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги производится в двух случаях:

1) если жилищно-коммунальные услуги не оказываются (оказываются некачественно);

2) если потребитель выехал из места жительства (регистрации по месту жительства) на срок свыше 10 суток подряд.

Перерасчет платы в случае некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг. Перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в случае, если они не оказываются (оказываются некачественно), производится следующим образом.

Законодательно установлено, что в случае неоказания коммунальных услуг, входящих в состав основных жилищно-коммунальных услуг, или их оказания с перерывами, превышающими 24 ч., перерасчет платы при отсутствии групповых и (или) индивидуальных приборов учета производится на сумму стоимости объема не предоставленных коммунальных услуг. Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, утвержденного местным исполнительным и распорядительным органом, количества потребителей (для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации), электро-, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также продолжительности непредоставления коммунальной услуги.

Перерасчет платы за непредоставленную услугу по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома производится на сумму стоимости объема непредоставленной услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома (п.6 Положения о порядке перерасчета платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в их оказании, утвержденного постановлением № 99).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 марта 2019 г. следует руководствоваться Положением № 99 в редакции постановления № 133. Комментарии см. здесь.

 

В случае неоказания либо оказания с недостатками услуги по техническому обслуживанию и (или) услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома перерасчет платы производится в отношении группы потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и др.), со дня поступления к исполнителю устного или письменного обращения одного из потребителей, которым данные жилищно-коммунальные услуги не предоставлены или предоставлены с недостатками (п.41 указанного Положения № 99).

В случае подтверждения факта неоказания какой-либо жилищно-коммунальной услуги (некачественного оказания) составляется соответствующий акт (претензионный акт исполнителя, если он признает факт неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги, или акт проведения независимой проверки (экспертизы), если исполнитель сам не признал факта неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги). В случае признания судом факта неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги исполнителю доводится соответствующее постановление суда.

В течение 7 дней со дня составления (предоставления) соответствующего акта или постановления суда исполнитель обязан принять решение об уменьшении размера платы за жилищно-коммунальную услугу в соответствии с законодательством - Положением о порядке перерасчета платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в их оказании, утвержденным постановлением № 99, и постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 10.08.2009 № 29 «О порядке расчета недопоставленного объема тепловой энергии на отопление, удельного веса стоимости отдельной услуги или работы по техническому обслуживанию жилого дома при оказании населению данных видов услуг с недостатками» (далее - постановление Минжилкомхоза № 29).

 

Обратите внимание!

На дату написания данного материала изменений в постановление Минжилкомхоза № 29 в связи с изменением перечня работ по техническому обслуживанию внесено не было, из-за чего есть расхождения в законодательстве по вопросу перерасчета платы за услуги технического обслуживания, санитарного содержания вспомогательных помещений жилого дома, технического обслуживания лифта.

 

При этом следует отметить, что перерасчет платы за основные жилищно-коммунальные услуги, предоставленные с недостатками или не предоставленные потребителю, указанные в акте независимой проверки (экспертизы), производится со дня поступления к исполнителю устного или письменного обращения потребителя о проведении проверки качества жилищно-коммунальной услуги.

 

Пример

Если потребитель обратился к исполнителю с заявлением о непредоставлении (некачественном) предоставлении жилищно-коммунальной услуги 1 марта, исполнитель не подтвердил факта непредставления (некачественного предоставления) услуги, 15 марта потребитель обратился в местный исполнительный комитет для проведения независимой проверки (экспертизы), которая также не подтвердила факта неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги, 2 апреля обратился в суд с требованием об установлении факта неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги и проведения перерасчета платы за эту услугу, о чем суд постановляет 2 мая, то перерасчет платы за неоказанную (некачественно оказанную) услугу должен производиться с 1 марта до даты устранения недостатков жилищно-коммунальных услуг или даты начала их предоставления.

 

Методика перерасчета платы в случаях оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками такова:

• при несоответствии качества питьевой воды установленным санитарно-гигиеническим нормам для конкретных систем водоснабжения - размер платы за услуги холодного водоснабжения уменьшается на 1° % на период предоставления данной услуги с недостатками;

• при температуре горячей воды менее 60°С - для открытых систем централизованного теплоснабжения, менее 50°С - для закрытых систем свыше 3 суток подряд - за каждый 1°С снижения температуры горячей воды размер платы за подогрев воды уменьшается на 2,5 % пункта на период предоставления услуги с недостатками;

• при отклонении уровня напряжения, частоты электрической энергии от действующих стандартов - размер платы за услуги электроснабжения снижается на 0,15 % пункта за каждый час предоставления такой услуги с недостатками;

• при температуре воздуха в жилом помещении свыше 1 суток ниже +18°С - размер платы за отопление уменьшается с учетом недопоставленного объема тепловой энергии, рассчитанного в порядке, определенном Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Рассмотрим на конкретных примерах услуги, которые наиболее часто оказываются некачественно: подогрев воды, отопление жилого помещения и техническое обслуживание.

Подогрев воды

Сразу следует отметить, что перерасчет платы за подогрев воды производится в случае, если он осуществлялся не по социальному стандарту свыше 3 суток подряд.

К примеру, температура горячей воды на протяжении 5 дней была не +50°С, а +48°С, объем потребленной горячей воды по индивидуальному прибору учета - 3 м3, а стоимость подогрева 1 м3 составила 0,75 руб. Значит, сумма перерасчета определяется следующим образом: 3 м3 х 0,75 руб. х 5 дней / 3 дня х (2°С х 2,5 %) = 1,687 5 руб.

Таким образом, перерасчет платы в этом случае составит 1,687 5 руб.

Отопление жилого помещения

При расчете перерасчета платы за отопление жилого помещения необходимо сначала рассчитать недопоставленный объем тепловой энергии и понижающий коэффициент.

Размер недопоставленного объема тепловой энергии при оказании населению услуг отопления с недостатками определяется по формуле:

П = (N х nф / n) х (1 - k) х S, Гкал,

где П - количество тепловой энергии, на которое снижается плата за отопление в связи с оказанием услуги с недостатками;

N - количество тепловой энергии на отопление 1 м2 общей площади жилых помещений, определяемое по показаниям прибора группового учета в установленном порядке, или норматив тепловой энергии на отопление 1 м2 общей площади жилых помещений, утверждаемый местным исполнительным и распорядительным органом, Гкал;

n - количество дней в расчетном периоде;

nф - количество дней, превышающее 1 день в расчетном периоде, в течение которых температура в жилом помещении была ниже 18°C;

S - площадь помещения, в котором зафиксирован недогрев, м2;

k - понижающий коэффициент:

k = ((tф - tн) х (18 - tр)) / (tф - tр) х (18 - tн),

где tф - фактическая температура внутри жилого помещения (°C);

tн - средняя фактическая температура наружного воздуха в расчетном периоде (°C);

tр - расчетная температура наружного воздуха самой холодной пятидневки, принятая для проектирования отопления (°C).

 

Пример

В ноябре (30 календарных дней) в квартире площадью 40 м2 в г. Минске (для г. Минска расчетная температура наружного воздуха самой холодной пятидневки, принятая для проектирования отопления, - это -22°С) в течение 5 дней была температура +17°С (при минимальном стандарте - +18°С), среднемесячная температура наружного воздуха -7°С, при этом выставлено, что на отопление было затрачено 0,96 Гкал.

Рассчитываем понижающий коэффициент: k = (+17°С - (-7°С)) x (+18°С - (-22°С)) / (+17°С - (-22°С)) х (+18°С - (-7°С)) = 0,985.

Теперь рассчитываем объем недопоставленной тепловой энергии: П = 0,96 Гкал х 5 дней / 30 дней х (1 - 0,985) х 40 м2 = 0,096 Гкал.

Определяем сумму перерасчета: 13,341 7 руб./Гкал х 0,096 Гкал = 1,28 руб.

Таким образом, организация, осуществляющая теплоснабжение, должна за 5 дней недопоставленной тепловой энергии произвести перерасчет на сумму 1,28 руб.

Техническое обслуживание

Обратите внимание!

На дату написания материала изменений в постановление Минжилкомхоза № 29 в связи с изменением перечня работ по техническому обслуживанию внесено не было, из-за чего есть расхождения в законодательстве по вопросу перерасчета платы за услуги технического обслуживания, санитарного содержания вспомогательных помещений жилого дома, технического обслуживания лифта. Так, Перечень № 12 включает в себя только работы по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии инженерных систем, обеспечению установленных параметров и режимов их работы и поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов, а таких работ в постановлении Минжилкомхоза № 29 нет, хотя есть работы (услуги), которые в соответствии с Указом № 107 оплачиваются отдельно от технического обслуживания (уборка вспомогательных помещений, освещение) либо оплачиваются не гражданами, проживающими в жилом доме, а местным исполкомом (уборка придомовой территории).

 

В случае если некачественно оказывается техническое обслуживание, то перерасчет платы производится из расчета 3,8 % за каждую не оказанную (некачественно оказанную) следующую работу:

• эксплуатация общего имущества жилого дома (термин, который отсутствует в Перечне № 12);

 

Обратите внимание!

С 2014 года плата за техническое обслуживание жилых домов утверждается не Советом Министров Республике Беларусь, а областными и Минским городским исполнительными комитетами на соответствующих территориях, что установлено Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

 

В настоящее время установлены следующие тарифы за техническое обслуживание.

 

Регион Нормативный правовой акт Тариф, руб.
Город Минск Решение Минского городского исполнительного комитета от 13.01.2016 № 18 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, субсидируемых государством».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 января 2018 г. действует решение Минского городского исполнительного комитета от 05.01.2018 № 50 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению»

0,099 4
Минская область Решение Минского областного исполнительного комитета от 24.03.2016 № 264 «О фиксированных тарифах на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 января 2018 г. действует решение Минского областного исполнительного комитета от 11.01.2018 № 21 «О фиксированных тарифах на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению»

0,115 5
Брестская область Решение Брестского областного исполнительного комитета от 10.06.2016 № 433 «О фиксированных тарифах на жилищно-коммунальные услуги».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2018 г. следует руководствоваться решением Брестского областного исполнительного комитета от 12.01.2018 № 18 «О фиксированных тарифах на жилищно-коммунальные услуги»

0,099 4
Витебская область Решение Витебского областного исполнительного комитета от 23.03.2016 № 145 «О некоторых вопросах установления фиксированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, субсидируемых государством».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 января 2018 г. действует решение Витебского областного исполнительного комитета от 08.01.2018 № 3 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению»

0,099 4
Гомельская область Решение Гомельского областного исполнительного комитета от 23.03.2016 № 224 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2018 г. действует решение Гомельского областного исполнительного комитета от 09.01.2018 № 21 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги»

0,099 4
Гродненская область Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 24.03.2016 № 133 «О фиксированных тарифах на жилищно-коммунальные услуги».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 января 2017 г. следует руководствоваться решением Гродненского областного исполнительного комитета от 29.12.2016 № 760 «О фиксированных тарифах на жилищно-коммунальные услуги»

0,099 4
Могилевская область Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 24.03.2016 № 13-4 «О фиксированных тарифах на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2018 г. следует руководствоваться решением Могилевского облисполкома от 15.01.2018 № 1-18 «Об установлении фиксированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению»
0,099 4

 

Как уже было сказано выше, с учетом противоречий законодательства перерасчет платы за техническое обслуживание затруднителен.

 

Пример

Плата за техническое обслуживание выставляется из расчета 40 м2 жилого помещения в г. Минске (на момент написания данной статьи это 4,62 руб., так как тариф на техническое обслуживание в г. Минске - 0,115 5 руб. на 1 м2 общей площади занимаемого жилого помещения). Допустим, в жилом доме, в котором расположена квартира, ненадлежащим образом эксплуатируется общее имущество жилого дома (термин, который отсутствует в Перечне № 12).

Сумма перерасчета платы за техническое обслуживание составит: 4,62 руб. х 3,8 % = 0,175 56 руб.

Перерасчет платы в случае выезда из места жительства (регистрации по месту жительства)

Что касается вопроса о перерасчете платы за некоторые виды коммунальных услуг (вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение) при отсутствии у потребителя приборов индивидуального учета расхода воды и газа в случае, если гражданин выехал из места жительства (регистрации по месту жительства) на срок свыше 10 суток подряд, то это регулируется Положением № 1466.

Такой перерасчет производится в случаях, если гражданин отсутствовал по месту жительства (регистрации по месту жительства) по следующим основаниям:

• выезд за границу;

• выезд на оздоровление и санаторно-курортное лечение (в санаторно-курортные организации, детские лагеря и другие оздоровительные организации);

• лечение в больнице, госпитале, организации здравоохранения, подчиненной государственному органу, в котором предусмотрена военная служба, медико-санитарной части, диспансере, родильном доме, государственном учреждении «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», хосписе, медицинской научно-исследовательской организации, медицинском научно-практическом центре, клинике медицинского учреждения образования, лечебно-трудовом профилактории, протезно-ортопедическом восстановительном центре;

• временное содержание в местах предварительного заключения и лишения свободы;

• прохождение срочной воинской службы или службы в резерве, военных или специальных сборов;

• прохождение альтернативной службы;

• выезд в сельские населенные пункты (в том числе на дачные участки), на учебу, в командировку;

• проживание по договорам найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан, поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда;

• выезд в сельские населенные пункты для работы в сельском хозяйстве и социальной сфере села по предварительной договоренности с сельскохозяйственными организациями и сельскими Советами депутатов;

• выезд на работу по трудовому договору (контракту) в организации (учреждения), расположенные в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

• выезд для работы в качестве родителей-воспитателей в детских домах семейного типа;

• выезд в другие населенные пункты для ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе.

В этих случаях (за исключением выезда за границу) подтверждением отсутствия гражданина по месту жительства будет справка, выданная соответствующей организацией по форме, установленной приложением 2 к Положению № 1466.

При выезде гражданина за границу фактом подтверждения его отсутствия по месту жительства будут являться документы, подтверждающие нахождение за границей (один или несколько): именные проездные билеты, документ, удостоверяющий личность, или документ для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь с отметками о пересечении границы или регистрации по месту жительства за границей, или другие документы, подтверждающие нахождение за границей, на государственном языке Республики Беларусь и заверенные надлежащим образом.

Важно помнить, что заявление о перерасчете платы и справку для перерасчета (документы, подтверждающие нахождение за границей) необходимо представить в организацию, осуществляющую начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, в течение 7 календарных дней со дня возвращения на место жительства (место регистрации), иначе перерасчет платы производиться не будет.

Организации, уполномоченные проводить государственную политику в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В соответствии с Законом в первую очередь защищают права потребителей жилищно-коммунальных услуг местные исполнительные и распорядительные органы, которые, помимо прочего:

• осуществляют мониторинг деятельности исполнителей по оказанию жилищно-коммунальных услуг;

• рассматривают обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц (Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»);

• проводят контрольные мероприятия (проверки) по фактам обращений потребителей;

• при выявлении жилищно-коммунальных услуг, оказанных с недостатками и (или) опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя, а также окружающей среды, незамедлительно уведомляют об этом государственные органы и иные организации, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью жилищно-коммунальных услуг;

• обращаются в суд с исками о защите прав потребителей в случае нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Помимо местных исполнительных и распорядительных органов государственным органом, который обеспечивает проведение государственной политики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, является Министерство торговли Республики Беларусь, которое:

• рассматривает обращения потребителей в связи с нарушением их прав;

• организует и (или) проводит контрольные мероприятия (проверки) по фактам обращений потребителей;

• направляет предписания исполнителям о прекращении нарушений прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;

• направляет предложения в соответствующие государственные органы о привлечении исполнителей, нарушивших права потребителей, к ответственности в соответствии с законодательством, о признании утратившими силу или об изменении принятых (изданных) ими правовых актов, противоречащих законодательству о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

При этом решения о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, принятые в пределах своей компетенции Министерством торговли Республики Беларусь, являются обязательными для всех государственных органов, физических и юридических лиц.

Кроме этих государственных органов, в стране организовано и действует общественная организация «Белорусское общество защиты потребителей», которая также помогает решать проблемные вопросы потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Головной офис этой организации находится по адресу: г. Минск, пр-т Победителей, 17, комн. 1012. Кроме того, потребители могут обращаться в другие районные и городские организации защиты прав потребителей. Более подробную информацию о работе Белорусского общества защиты потребителей можно узнать по адресу: http://bozp.by/.

 

Приложение 1

 

  УТВЕРЖДАЮ
Директор КУП ЖЭС-200
________        Н.Н.Папкин
  (подпись)
 Дата

 

ПРЕТЕНЗИОННЫЙ АКТ № 2
по оказанию жилищно-коммунальных услуг
(примечание)

 

11.09.2016
г. Минск

 

Комиссия в составе:

председателя комиссии гл. инженера КУП ЖЭС-200 Иванова И.И.;

членов комиссии:

мастера КУП ЖЭС-200 Колыванова С.П.;

мастера КУП ЖЭС-200 Петрова К.К.;

слесаря-сантехника КУП ЖЭС-200 Лунева Л.В.

с участием потребителя жилищно-коммунальных услуг Зябликовой Зинаиды Ивановны, проживающей по адресу г. Минск, ул. Цветочная, д. 15, кв. 303, составила настоящий акт о том, что в результате обследования предоставления потребителю горячего водоснабжения установлено, что указанная услуга в соответствии с системой государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, утвержденной постановлением Совета Министров Республике Беларусь от 30.05.2003 № 724, предоставляется некачественно, а именно температура горячей воды на протяжении 3 дней подряд составляет +48°С (социальный стандарт - не менее +50°С).

Обследование проводилось приборным методом при помощи измерительных приборов (градусника).

Выводы и предложения комиссии: для установления и устранения причины некачественного подогрева воды необходимо провести следующие мероприятия:

1) ________________________________________________________________________;

2) ________________________________________________________________________.

Кроме этого, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» необходимо провести перерасчет платы за некачественный подогрев воды.

 

Приложение:

1. Акт о температуре горячей воды от 09.09.2016.

2. Акт о температуре горячей воды от 10.09.2016.

3. Акт о температуре горячей воды от 11.09.2016.

 

Особое мнение потребителя (оговорки): особого мнения не имеется.

 

Потребитель __________ З.И.Зябликова
     (подпись)  
     
Председатель комиссии __________ И.И.Иванов
     (подпись)  
     
Члены комиссии…  

 

Примечание. Как правило, членов комиссии должно быть не менее трех человек. Претензионный акт подписывается работником исполнителя и потребителем. Потребитель вправе подписать претензионный акт с оговорками. В случае отказа потребителя от подписания претензионного акта работник исполнителя делает об этом запись в данном акте.

 

Приложение 2

 

  Суд Центрального района г. Минска
   
Истец: 
Зябликова Зинаида Ивановна,
проживающая по адресу г. Минск,
ул. Цветочная, д. 15, кв. 303,
паспорт МР 7654321,
выдан Центральным РУВД
г. Минска 25.09.2005
   
Ответчик: 
КУП ЖЭС-200, ул. Цветочная, 1

 

ЖАЛОБА
на действие КУП ЖЭС-200

 

Я, Зябликова Зинаида Ивановна, собственник кв. 303 д. 15 по ул. Цветочной в г. Минске, 15 мая 2009 г. заключила договор на оказание услуг по техническому обслуживанию жилого дома с КУП ЖЭС-200. Оплату оказанных услуг произвожу в срок, задолженности по оплате не имею.

С 29 августа 2016 г. ответчик некачественно оказывает услуги по техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Цветочной, а именно не обеспечивает освещение входа в подъезд (п.2.7 договора на техническое обслуживание), что нарушает мои права потребителя жилищно-коммунальных услуг, а также может стать причиной травм в темное время суток. Несмотря на мои обращения по вопросу обеспечения качественного обслуживания, истец мер не принял, освещение входа в подъезд не обеспечил.

5 сентября 2016 г. ответчик составил претензионный акт качества оказания услуг по техническому обслуживанию, в котором факт некачественного технического обслуживания не признал. В претензионном акте я выразила свое несогласие с мнением ответчика.

До настоящего времени ответчик не обеспечил качественного технического обслуживания: не производит уборку подъездов и придомовой территории, освещение подъездов.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.18, 20 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», ст.353-355 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь

ПРОШУ:

1. Обязать КУП ЖЭС-200 устранить недостатки в предоставлении услуги по техническому обслуживанию: обеспечить освещение входа в подъезд.

2. Обязать КУП ЖЭС-200 произвести перерасчет платы за некачественно оказанную услугу по техническому обслуживанию с 29 августа до дня рассмотрения судом настоящей жалобы.

 

Приложение:

1. Копия заявления Зябликовой З.И. от 31.08.2016.

2. Копия заявления Зябликовой З.И. от 03.09.2016.

3. Фотографии от 30.08.2016, 02.09.2016, 05.09.2016, 10.09.2016, 12.09.2016 в количестве 5 штук.

 

13.09.2016 Подпись З.И.Зябликова

 

Приложение 3

 

  Администрация Центрального района г. Минска
   
  Зябликовой Зинаиды Ивановны,
проживающей по адресу: г. Минск,
ул. Цветочная, д. 15, кв. 303

 

ЗАЯВЛЕНИЕ
о проведении независимой проверки (экспертизы)

 

Я, Зябликова Зинаида Ивановна, собственник квартиры № 303 в доме 15 по ул. Цветочной, прошу провести независимую проверку (экспертизу) в жилом доме № 15 по ул. Цветочной на предмет соответствия качеству услуги «техническое обслуживание», а именно обеспечение освещения входа в подъезд (п.2.7 договора на техническое обслуживание).

На протяжении более 5 дней с 8 сентября 2016 г. вход в подъезд не освещается, что нарушает мои права потребителя жилищно-коммунальных услуг, а также может стать причиной травм в темное время суток. Несмотря на мои обращения по вопросу обеспечения качественного обслуживания, истец мер не принял, освещение входа в подъезд не обеспечил.

К заявлению прилагаю копию акта проверки качества оказания жилищно-коммунальной услуги (технического обслуживания), составленного КУП ЖЭС-200.

 

14.09.2016 Подпись З.И.Зябликова

 

Приложение 4

 

  Суд Центрального района г. Минска
   
Истец: 
Зябликова Зинаида Ивановна,
проживающая по адресу г. Минск,
ул. Цветочная, д. 15, кв. 303,
паспорт МР 7654321,
выдан Центральным РУВД
г. Минска 25.09.2005
   
Ответчик: 
КУП ЖЭС-200,
г. Минск, ул. Цветочная, 1

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о защите прав потребителя жилищно-коммунальных услуг

 

15 мая 2016 г. по причине течи кровли залита дождевой водой моя кв. 303 в д. 15 по ул. Цветочной в г. Минске, чем причинен материальный ущерб в размере 500 (пятьсот) руб. (из них 300 (триста) руб. - на ремонт залитых мест квартиры, 200 (двести) руб. - стоимость поврежденного имущества).

Факт причинения ущерба, а также причины, по которым произошло залитие, сумма материального ущерба установлены и отражены в акте о залитии и дефектном акте.

Я неоднократно обращалась в КУП ЖЭС-200 с просьбой возместить причиненный ущерб, однако, несмотря на подтверждение ответчиком факта течи кровли по его вине, ремонт жилого помещения до настоящего времени не произведен, стоимость поврежденного имущества не возмещена, чем нарушаются мои права как потребителя жилищно-коммунальных услуг.

Согласно подп.13.1 и 13.7 п.13 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республике Беларусь от 21.05.2013 № 399, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, обязаны содержать жилой дом в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, в том числе обеспечивать надлежащее содержание подъездов, других вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем и придомовой территории, а также возмещать причиненный по их вине вред другим лицам.

В соответствии со ст.22 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителя жилищно-коммунальных услуг» в случае нарушения прав потребителя жилищно-коммунальных услуг исполнитель возмещает причиненные убытки, вред и уплачивает неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей и (или) договором. Исполнитель обязан возместить убытки, вред, причиненные им жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками. Потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя жилищно-коммунальных услуг, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии со ст.32 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» недостатки выполненной работы должны быть устранены исполнителем в течение 14 дней, если более длительный срок не оговорен соглашением сторон. За нарушение предусмотренных сроков устранения недостатков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены выполнения работы.

Таким образом, КУП ЖЭС-200 обязано было устранить последствия залития моей квартиры в 14-дневный срок с момента принятия такого решения, то есть до 29 мая 2016 г.

Однако, несмотря на мои обращения, КУП ЖЭС-200 мер по устранению недостатков не предпринимает.

На день подачи искового заявления неустойка составляет 321 (триста двадцать один) руб. (107 дней просрочки с 30.05.2016 по 14.09.2016 от суммы 300 (триста) руб. на ремонт залитых в квартире мест).

Моральный вред, причиненный мне действиями ответчика (неустранение в течение длительного периода времени последствий залития квартиры, в результате чего я вынуждена проживать в антисанитарных условиях, тратить свое личное и рабочее время), я оцениваю в 100 (сто) руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.14 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст.18, 22 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», ст.32 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», подп.13.1 и 13.7 п.13 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республике Беларусь от 21.05.2013 № 399,

ПРОШУ:

Взыскать с ответчика в мою пользу 1 021 руб., из них:

- материальный ущерб, причиненный залитием квартиры, в размере 500 (пятьсот) руб.;

- неустойку в размере 321 (триста двадцать один) руб.;

- расходы на адвоката в размере 100 (сто) руб.;

- компенсацию морального вреда в размере 100 (сто) руб.

 

Приложение:

1. Копия искового заявления.

2. Акт обследования по факту залития квартиры от 16.05.2016.

3. Дефектный акт от 24.05.2016.

4. Договор на оказание юридической помощи физическому лицу от 25.08.2016 № 103.

 

14.09.2016 Подпись З.И.Зябликова

 

07.10.2016

 

Дания Рузыева, юрист