


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Обращения граждан и юрлиц: ответы с платформы «Бизнес-Инфо»
Тема обращений граждан и юрлиц в сообществе «Бизнес-Инфо» довольно актуальна. Чтобы основательно разобраться в вопросе, пользователи активно спрашивают и отвечают. Самое интересное мы привели в разделах:
![]() |
Обратите внимание! С 2 января 2023 г. вступят в силу изменения в Закон от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». Они внесены Законом от 28.06.2022 № 176-З. Комментарий см. здесь. |
![]() |
В «Бизнес-Инфо» есть полезные сервисы: • Всё по одной теме. Работа с обращениями граждан и юридических лиц. • Тест «Делопроизводство по обращениям граждан и юридических лиц». |
Вопрос | Ответ |
На личный прием к директору записался сторонний гражданин, который хочет ознакомиться с уставом предприятия, не являясь сотрудником. Как отказать ему в ознакомлении и имеет ли организация на это право? |
Зависит от того, относится ли ознакомление с уставом к сути обращения |
При проведении личного приема граждан руководитель организации вел аудиозапись, о которой гражданин был заранее предупрежден. Гражданин обратился за предоставлением ему копии аудиозаписи. Обязана ли организация это делать, или есть законные основания для отказа? |
Основанием для отказа может быть только содержание в аудиозаписи сведений, составляющих госсекреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну |
1. Как правильно прекратить переписку с гражданином, который направляет повторно обращение по одному и тому же вопросу, и ответ ему на данное обращение уже был дан? И если мы уведомляем заявителя о прекращении с ним переписки, нужно ли дописывать фразу, куда он может обжаловать свой ответ в случае несогласия с нашим? 2. Если данному повторному обращению присвоили очередной регистрационный индекс, как правильно заполнить журнал, может, где-то необходимо проставить отметку, что с заявителем прекращена переписка? |
1. Необходимо уведомить заявителя о прекращении переписки. 2. Принятое решение о прекращении переписки отражается в регистрационно-контрольной форме в графе «Результат рассмотрения обращения» |
На сайт учреждения поступило электронное обращение, которое было зарегистрировано в установленном порядке. Спустя несколько дней поступило электронное обращение от данного гражданина с просьбой не рассматривать ранее направленное обращение. Должны ли мы регистрировать в журнале обращение об отказе? |
Заявление об отзыве обращения должно быть зарегистрировано |
Пришло в организацию электронное обращение, где указан только электронный адрес, нет ФИО, нет адреса, номера телефона. Следует ли рассматривать такое анонимное обращение? |
Такое обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу. Вместе с тем анонимные обращения, то есть обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (ст.23 Закона № 300-З) |
Письменное обращение гражданина, поступившее в Администрацию Президента, направлено в организацию двумя вышестоящими органами (комитетом и управлением) в один и тот же день с двумя разными сопроводительными письмами. Обращение следует регистрировать как поручение за одним номером либо одно 1-Пор, а второе - 1/1-Пор? |
Зависит от ситуации. Если обращение прислано: 1) для получения определенной информации (ответ гражданину будут высылать вышестоящие организации и обращение будет зарегистрировано в общем делопроизводстве как поручение), то каждое сопроводительное письмо должно быть зарегистрировано под самостоятельным регистрационным индексом (например, 1-Пор, 2-Пор). В данном случае надо руководствоваться общими нормами регистрации входящих документов, установленными пп.139, 140 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь;2) для рассмотрения и будет зарегистрировано как обращение, то письма надо зарегистрировать под регистрационным индексом первоначального обращения с добавлением дополнительного порядкового номера (например, Д-1/1, Д-1/2) |
На письменное обращение граждан дали письменный ответ заявителю (заказным письмом). Письмо вернулось за невостребованием. Какие действия дальше? Подшить для отчетности, что ответ готовился и направлялся заявителю? | Конверт с соответствующей отметкой надо подшить в дело |
Обязано ли юридическое лицо по обращению гражданина выдавать копии страниц записей в журнале и копии документов, регулирующих технологические и производственные процессы? Какие НПА регулируют этот вопрос? | Зависит от того, касается ли такой запрос конкретных прав и (или) законных интересов обратившегося лица |
В организацию поступило обращение гражданина, в котором он просит предоставить копию должностной инструкции работнику организации, который выполнял определенные действия по осуществлению административной процедуры. Возможно ли предоставить копию должностной инструкции этому гражданину? |
Нет. Если обращение связано с решением по административной процедуре, то законодательство об обращениях граждан в данном случае не применяется. Должностная инструкция работнику, осуществляющему административную процедуру, не относится к сведениям, необходимым для осуществления административной процедуры. Гражданин, обращавшийся за осуществлением административной процедуры (заинтересованное лицо), вправе обжаловать решение в установленном порядке (абз.9 ст.10 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур») |
Заявитель не работник организации. Вправе ли учреждение здравоохранения предоставлять по письменному обращению заявителя копии приказов о дисциплинарном взыскании работников учреждения? |
Не вправе без согласия субъекта персональных данных (работника, в отношении которого издан приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности) |
Является ли обращением ходатайство общественной организации об оказании безвозмездной помощи в виде покупки и передачи медицинских изделий (бинты, шприцы и т. д.)? | Не является. Ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, исходя из определения термина «обращение» и его видов («предложение», «заявление» «жалоба»), установленных ст.1 Закона № 300-З, не относится к категории обращений юридических лиц и граждан. Порядок предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи регулирует Указ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 марта 2023 г. следует руководствоваться Указом от 19.09.2022 № 330 «О распоряжении имуществом». Комментарий см. здесь.С 30 сентября 2024 г. Указом от 27.03.2024 № 112 в новой редакции изложен Указ № 300, в частности его название: «О безвозмездной (спонсорской) помощи». Комментарий см. здесь |
Обязано ли юридическое лицо размещать на своем сайте отрицательные отзывы граждан? | Не обязано, за исключением случая, когда отзыв фактически является электронным обращением, направленным в адрес госорганов либо госорганизаций |
1. Будет ли считаться обращением письменная просьба гражданина, направленная в ОАО, о заключении договора купли-продажи жилого дома? 2. Нужно ли было на это заявление давать ответ? |
1. Не будет, это оферта. 2. Нет |
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»