Алгоритм от 17.02.2017
Автор: Шевцов А.

Алгоритм действий кадровой службы при подготовке к плановой проверке организации контролирующими органами


СОДЕРЖАНИЕ

 

Сроки проведения плановой проверки

Проверяемый период

Полномочия структурных подразделений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Алгоритм действий кадровой службы при подготовке к плановой проверке организации контролирующими органами

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ

Планирование проверок контролирующими (надзорными) органами, в том числе и структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510) и Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (далее - Положение).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. в Указ № 510 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 внесены изменения и дополнения.  

Сроки проведения плановой проверки

Запрещено (за исключением предусмотренных случаев проведения внеплановых проверок) проведение проверок в течение 2 лет со дня:

• государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

• присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

• создания - представительств иностранных организаций;

• первоначальной выдачи свидетельства о регистрации - лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

• первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (п.4 Указа № 510).

 

Обратите внимание!

Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к:

• высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года;

• средней группе риска, - не чаще одного раза в 3 календарных года;

• низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 календарных лет.

 

Плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеющих фактов нарушений законодательства (независимо от отнесения их к группам риска), должны проводиться одним и тем же контролирующим (надзорным) органом и его структурным подразделением (территориальным органом, подчиненной организацией) не чаще одного раза в 5 календарных лет (часть вторая п.7 Указа № 510).

Проверяемый период

Проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (часть первая п.13 Указа № 510).

Указанный период не ограничивается в случаях, установленных в части второй п.13 Указа № 510.

Полномочия структурных подразделений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет:

• контроль за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении;

• контроль за соблюдением законодательства о занятости населения;

• надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п.23 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510).

Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальные подразделения (далее - Департамент государственной инспекции труда) непосредственно осуществляют надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальные органы (далее - Фонд социальной защиты населения) непосредственно осуществляют контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.

Права и полномочия Департамента государственной инспекции труда указаны в п.7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959.

 

Справочно

Рекомендуем ознакомиться с пособием «Некоторые вопросы проведения Департаментом государственной инспекции труда плановых проверок по соблюдению законодательства о труде и об охране труда».

 

Права и полномочия Фонда социальной защиты населения содержатся в пп.14, 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.

Алгоритм действий кадровой службы при подготовке к плановой проверке организации контролирующими органами

Шаг 1
Проверка наличия организации в координационном плане контрольной (надзорной) деятельности на соответствующий период
   
Шаг 2
Установление проверяемого периода и вопросов, подлежащих проверке, при получении уведомления
   
Шаг 3
Проверка локальных нормативных правовых актов, а также кадровых документов организации на наличие необходимых сведений
   
Шаг 4
Предъявление проверяющим предписания и внесение записи о проверке в книгу учета проверок
   
Шаг 5
Передача проверяющему запрашиваемых документов для проверки
   
Шаг 6
Получение акта проверки или справки
   
Шаг 7
Подготовка заявления (жалобы) о признании проверки незаконной (при необходимости)
   
Шаг 8
Обжалование решения по акту проверки (при необходимости)

Шаг 1. Проверка наличия организации в координационном плане контрольной (надзорной) деятельности на соответствующий период

Проверкам в плановом порядке подлежат организации, включенные в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (далее - координационный план).

 

Справочно

Координационные планы по областям и г. Минску можно найти здесь.

 

Координационный план размещается в сети Интернет на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь в следующие сроки:

• не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки;

• не позднее 15 июня года, в котором планируется проведение проверки (п.21 Положения).

Шаг 2. Установление проверяемого периода и вопросов, подлежащих проверке, при получении уведомления

О назначении плановой проверки организация должна быть письменно уведомлена не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения (п.22 Положения).

Если имеются какие-то причины переноса срока проведения плановой проверки, то не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления руководителю организации предоставлено право подать заявление о переносе срока проведения плановой проверки с указанием причин, препятствующих ее проведению.

Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается контролирующим органом не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления от руководителя проверяемой организации. Срок проведения плановой проверки по инициативе руководителя проверяемой организации может быть перенесен только один раз.

Шаг 3. Проверка локальных нормативных правовых актов, а также кадровых документов организации на наличие необходимых сведений

К ЛНПА предъявляются следующие требования:

• они должны быть составлены в строгом соответствии с законодательством;

• не должны ухудшать положение работника по сравнению с законодательством;

• не должны противоречить друг другу.

 

Справочно

Сроки хранения локальных нормативных правовых актов организации можно найти здесь.

 

Наиболее часто встречающиеся ошибки в кадровых документах - заполнение в них не всех граф, а также отсутствие подписи работника об ознакомлении с документом.

 

Справочно

Перед проведением проверки рекомендуем ознакомиться с пособиями-навигаторами:

• «Плановая проверка соблюдения законодательства о труде. Документы, проверяемые Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;

• «Плановая проверка соблюдения законодательства о труде. Вопросы, проверяемые Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».

Шаг 4. Предъявление проверяющим предписания и внесение записи о проверке в книгу учета проверок

До начала проведения проверки проверяющие Департамента государственной инспекции труда и Фонда социальной защиты населения обязаны:

• предъявить уполномоченным должностным лицам нанимателя проверяемой организации служебное удостоверение и предписание на проведение проверки, которое должно быть заверено печатью или оформлено на фирменном бланке. При этом в предписании на проведение проверки указываются основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок), исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, и другие сведения;

• внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок организации (в случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки).

Уполномоченные должностные лица нанимателя вправе:

• получить от Департамента государственной инспекции труда и Фонда социальной защиты населения информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;

• требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;

• отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в следующих случаях:

- отсутствия у них предписания на проведение проверки;

- отсутствия у них служебных удостоверений;

- истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение;

- при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;

• не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок;

• не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;

• присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

• получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт - в случае его составления (п.7 Положения).

Шаг 5. Передача проверяющему запрашиваемых документов для проверки

Важными обязанностями уполномоченных должностных лиц нанимателя проверяемой организации являются:

• выполнение законных требований проверяющих Департамента государственной инспекции труда и Фонда социальной защиты населения, включая требование о предъявлении книги учета проверок (журнала производства работ);

• обеспечение допуска проверяющих Департамента государственной инспекции труда и Фонда социальной защиты населения к проверке и предоставление необходимых для проверки документов (п.8 Положения).

Шаг 6. Получение акта проверки или справки

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим Департамента государственной инспекции труда или Фонда социальной защиты населения в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под подпись либо его направления проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки.

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта (справки) проверки (часть вторая п.59 Положения).

 

Обратите внимание!

Уполномоченные должностные лица нанимателя проверяемой организации вправе указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами (абзац 13 п.7 Положения).

 

На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) уполномоченным должностным лицам нанимателя проверяемой организации, а в случае подачи возражений - со дня вручения (направления) заключения по этим возражениям, при наличии оснований выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

При этом требование (предписание) об устранении нарушений должно содержать указание на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, и срок информирования Департамента государственной инспекции труда или Фонда социальной защиты населения об устранении нарушений (но не позднее 2 рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений) (п.73 Положения).

Шаг 7. Подготовка заявления (жалобы) о признании проверки незаконной (при необходимости)

Основания признания проверки незаконной:

• невнесение должностным лицом Департамента государственной инспекции труда или Фонда социальной защиты населения записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги);

• нарушение должностным лицом Департамента государственной инспекции труда или Фонда социальной защиты населения установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) (часть первая п.22 Указа № 510).

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано уполномоченным должностным лицом нанимателя проверяемой организации в течение 10 дней со дня начала проверки и рассматривается Департаментом государственной инспекции труда или Фондом социальной защиты населения (руководителем Департамента государственной инспекции труда или Фонда социальной защиты населения) в срок не позднее 10 дней со дня его получения.

Шаг 8. Обжалование решения по акту проверки (при необходимости)

Порядок обжалования решений контролирующих (надзорных) органов, требований (предписаний) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих определен в главе 9 Положения.

Так, жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий орган Департамента государственной инспекции труда или Фонда социальной защиты населения, вышестоящему должностному лицу Департамента государственной инспекции труда или Фонда социальной защиты населения, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения).

 

17.02.2017

 

Александр Шевцов, юрист