


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
Основные нормативные акты
Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок реорганизации юридического лица в форме присоединения и государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому было осуществлено присоединение:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);
• Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1, Положение № 1);
• Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII);
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);
• Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. вместо Инструкции № 146 действует Инструкция о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78 (далее - Инструкция № 78); |
• Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Регистрирующие органы
Государственная регистрация юридического лица (в том числе изменений и (или) дополнений, вносимых в его учредительные документы) производится по месту его нахождения (п.4 Положения № 1).
Государственная регистрация осуществляется:
• коммерческих организаций с иностранными инвестициями - только областными и Минским городским исполнительными комитетами;
• остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами;
• коммерческих и некоммерческих организаций на территории Китайско-Белорусского индустриального парка - администрацией Китайско-Белорусского индустриального парка;
• коммерческих и некоммерческих организаций в свободных экономических зонах - администрациями свободных экономических зон (п.9 Положения № 1).
Областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах.
![]() |
Справочно На практике государственную регистрацию коммерческих организаций в г.Минске осуществляет Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета по адресу: г. Минск, пл. Свободы, 8 (www.just-minsk.gov.by). |
Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме присоединения
Присоединение представляет собой одну из форм реорганизации, при которой одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юридическому лицу, формально прекращая при этом свою деятельность (ст.17 Закона № 2020-XII). В то же время юридическое лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою деятельность с учетом проведенной реорганизации. При присоединении права и обязанности каждого из присоединяемых юридических лиц переходят в соответствии с передаточным актом к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Процесс реорганизации в форме присоединения считается завершенным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, так как в результате реорганизации в форме присоединения новый субъект хозяйствования не возникает и юридическое лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою деятельность с учетом произошедших изменений в составе его участников.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. ст.17 Закона № 2020-XII изложена в новой редакции Законом от 05.01.2021 № 95-З. Комментарий см. здесь. |
Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме присоединения свою деятельность прекращает лишь присоединяемое лицо, а новое юридического лицо не образуется, то есть лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою обычную деятельность. При этом остаются прежними его фирменное наименование, учетный номер плательщика, счет в банке и, что самое главное, специальные разрешения (лицензии), сертификаты и т. д.
![]() |
Справочно В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое имеет лицензию на аналогичный вид деятельности, последнее из них вправе продолжить осуществление соответствующей лицензируемой деятельности на основании ранее выданной лицензии, если указанные в ней сведения не изменились. В случае если данные сведения изменились, реорганизованное юридическое лицо в месячный срок со дня внесения в ЕГР записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения. В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имеет, последнее из них при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности присоединенного юридического лица в месячный срок со дня внесения в ЕГР записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано обратиться за выдачей новой лицензии (части вторая, третья п.70 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450). |
При реорганизации в форме присоединения деятельность присоединяемых лиц прекращается. Данный факт позволяет в некоторых случаях использовать подобную форму реорганизации как альтернативу ликвидации юридического лица. На сегодня ликвидация даже с учетом упрощения ее процедуры длится не менее 2 месяцев и требует выполнения определенных формальностей (в том числе и проведения проверок), которые можно обойти, прибегнув к процедуре реорганизации в форме присоединения.
![]() |
Обратите внимание! Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) несут ответственность не только за соблюдение процедуры ее создания и внесения в учредительные документы изменений и (или) дополнений, но и за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации (часть первая п.26 Положения № 1). |
Несмотря на то что в результате присоединения нового субъекта хозяйствования не возникает, данная форма реорганизации - достаточно сложная процедура, поэтому при реорганизации юридического лица в форме присоединения необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса, чтобы избежать проблемных ситуаций в будущем.
В алгоритме рассмотрена реорганизация в форме присоединения унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ. Необходимые действия совершаются поэтапно.
Алгоритм реорганизации в форме присоединения
Этап 1. Действия до государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Этап 2. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
Этап 3. Действия после государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к акционерному обществу)
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
В решении о реорганизации должна быть отражена информация о (об):
• реорганизации юридического лица в форме присоединения;
• возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации (для присоединяемого юридического лица);
• определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется передаточный акт (для присоединяемого юридического лица);
• размере вклада присоединяемого юридического лица в уставный фонд юридического лица, к которому осуществляется присоединение (в случае увеличения размера уставного фонда юридического лица, к которому осуществляется присоединение).
По общему правилу размер уставного фонда юридического лица, к которому в результате реорганизации осуществляется присоединение, равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в реорганизации. Однако размер уставного фонда данного юридического лица может быть и больше, чем указанная сумма, но в этом случае один, несколько или все участвующие в реорганизации субъекты должны заранее определить, за счет чьих вкладов произойдет увеличение уставного фонда. Возможна также ситуация, когда размер уставного фонда юридического лица, к которому осуществляется присоединение, остается неизменным; то есть если договором о присоединении предусмотрено уменьшение уставного фонда юридического лица - правопреемника по сравнению с суммой уставных фондов реорганизуемых организаций, отражается величина уставного фонда, зафиксированная в договоре, а разница подлежит урегулированию в бухгалтерском балансе юридического лица - правопреемника.
В данном алгоритме рассматривается ситуация, когда размер уставного фонда юридического лица, к которому осуществляется присоединение, становится равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в процедуре реорганизации;
• предоставлении полномочий на заключение договора о присоединении.
Некоторые авторы высказывают мнение, согласно которому предоставление данных полномочий нужно оформлять отдельным решением юридического лица, однако, полагаем, такую информацию можно указать сразу в первом решении о реорганизации;
• порядке трансформации акций акционерного общества в доли в уставном фонде хозяйственного общества (при присоединении АО к обществу с ограниченной ответственностью или обществу с дополнительной ответственностью);
• иные сведения по усмотрению учредителей либо предусмотренные законодательными актами.
Примечание 2. При реорганизации проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно (абзац 2 п.2 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Форма приказа о проведении инвентаризации приведена в Инструкции № 180 (приложение 1).
Примечание 3. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК). Исключение составляют организации, постановка на учет которых осуществлялась при их государственной регистрации. После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть внепланово проверена. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.). Сегодня назначение такой проверки - право, а не обязанность налоговых органов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
![]() |
Обратите внимание! При реорганизации юридического лица в форме присоединения общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц неоднократно принимают решение о реорганизации юридического лица, а именно: 1-й раз: когда непосредственно выражается намерение о реорганизации юридического лица в форме присоединения; 2-й раз: на стадии подписания договора о присоединении; 3-й раз: на стадии утверждения договора о присоединении. В этой связи возникает вопрос: дата какого решения о реорганизации считается той, от которой нужно отсчитывать срок, необходимый для уведомления государственных органов и кредиторов реорганизуемых юридических лиц? Так как законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос, некоторые авторы пришли к выводу, что в данном случае речь идет о последнем решении юридического лица, которым утверждается договор о присоединении. По мнению автора, такая точка зрения достаточна спорная, и во избежание возникновения проблемных ситуаций предлагаем отсчитывать указанный срок по аналогии с процедурой реорганизации в форме преобразования, то есть от даты принятия самого первого решения. |
Примечание 4. Письмо-уведомление произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. Положение № 40 утратило силу Указом от 22.11.2021 № 448. С 21 января 2022 г. действует Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарий см. здесь. |
Страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации (абзац 13 п.323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).
Страхователи (за исключением прошедших государственную регистрацию в соответствии с Декретом № 1) обязаны письменно сообщить обособленному подразделению страховщика по месту регистрации с приложением подтверждающих документов о реорганизации в 10-дневный срок со дня принятия такого решения (абзац 4 п.16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294; далее - Положение № 1294).
Уведомление о реорганизации органов государственной статистики не является обязательным, однако прочно закрепилось на практике.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 575. Комментарий см. здесь. |
Примечание 5. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия, являющихся его кредиторами на дату принятия решения о реорганизации. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (ст.23 Закона № 2020-XII). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона № 2020-XII.
Несмотря на то, что в случае реорганизации в форме присоединения юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение, продолжает свою деятельность с некоторыми изменениями, оно также должно уведомить своих кредиторов, так как участвует в процессе реорганизации и принимает соответствующее решение.
Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме присоединения каждое юридическое лицо, участвующее в данном процессе, должно уведомить об этом своих кредиторов.
Примечание 6. В соответствии с разъяснением Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.
Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы принять решение о продолжении или прекращении сотрудничества с реорганизуемым юридическим лицом. Способ отправки письменного уведомления законодательно также не урегулирован; предположительно, это могут быть заказные письма, телеграммы, электронные документы. Предпочтительнее посылать заказным письмом с уведомлением с описью вложения.
Примечание 7. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п.5 части второй ст.35 Трудового кодекса Республики Беларусь с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме слияния следует учесть, что реорганизация может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. согласно п.5 части второй ст.35 вышеназванного Кодекса (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З) основаниями прекращения трудового договора являются отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации, сдачей имущественного комплекса организации в аренду или передачей в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) организации. |
Примечание 8. Законодательством не определено, что согласие работника на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено письменно. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить его о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, полагаем, будет правильным, если наниматель проведет общее собрание либо вывесит решение о реорганизации юридического лица в доступном для обозрения месте. Согласие работника на продолжение трудовых отношений подразумевается полученным, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу (исполнять служебные обязанности).
В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица небольшой, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под подпись.
Примечание 9. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п.5 Инструкции № 180).
К инвентаризируемым активам относятся: внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, денежные средства, финансовые вложения, прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие виды обязательств.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с частью второй ст.6 Инструкции № 180 при реорганизации организации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации. |
Примечание 10. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.2 ст.54 ГК).
Однако неуказание в передаточном акте налогов и экономических санкций не освобождает юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение, от уплаты налогов и ответственности в виде экономических санкций. Так, исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией (часть первая п.2 ст.39 НК).
Примечание 11. Юридические лица, участвующие в присоединении, заключают договор о присоединении, в котором определяют порядок и условия данной процедуры (часть вторая ст.17 Закона № 2020-XII).
В законодательстве напрямую не установлены те условия, которые в обязательном порядке необходимо определить в договоре о присоединении. По мнению автора, в данном договоре должна быть указана следующая информация:
• предмет договора, то есть реорганизация одной из сторон договора в форме присоединения к другой стороне;
• порядок осуществления учредителями совместной деятельности по реорганизации юридического лица в форме присоединения, их права и обязанности по реорганизации юридического лица, распределение расходов в связи с реорганизацией;
• размер уставного фонда и порядок его формирования;
• принцип определения соотношения долей в уставном фонде между учредителями юридического лица, к которому осуществляется присоединение;
• сроки, в течение которых будет осуществлен процесс присоединения;
• порядок голосования на совместном общем собрании участников, а также вопросы, связанные с его кворумом и в целом с порядком проведения, в том числе с уведомлением лиц, которые могут (должны) принять участие в совместном общем собрании;
• иные сведения.
Примечание 12. Передаточный акт не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица (письмо Министерства юстиции Республики Беларусь от 21.07.2004 № 05-05/1399-3 «О внесении изменений в учредительные документы юридического лица, к которому в рамках установленной формы реорганизации присоединяется иное юридическое лицо»), а служит лишь необходимым основанием для ее проведения.
С 1 февраля 2009 г. передаточный акт не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации (п.14 Положения № 1), тем не менее он необходим для проведения процедуры реорганизации.
Примечание 13. Общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждают договор о присоединении (часть вторая ст.17 Закона № 2020-XII). Общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц должны признать или не признавать условия договора о присоединении, который был совершен, например, исполнительным органом юридических лиц. При этом они вправе как признать заключенный договор о присоединении и его утвердить, так и отказать в признании и, следовательно, не утвердить рассматриваемый договор, тем самым приостановив или прекратив процесс реорганизации.
Примечание 14. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому это юридическое лицо является, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).
Примечание 15. Совместное общее собрание учредителей (участников) юридических лиц или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, участвующих в присоединении, принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение (часть вторая ст.17 Закона № 2020-XII).
Таким образом, в протоколе общего собрания должна содержаться информация о (об):
• внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, и их представлении в регистрирующий орган;
• образовании органов юридического лица, к которому осуществляется присоединение, и избрании их членов (в случае если образуются новые органы и (или) назначаются новые должностные лица);
• утверждении решения о регистрации акций (в случае присоединения к АО).
Примечание 16. Изменения и (или) дополнения могут быть как формальными, если предусматривают лишь указание в уставе на то, что юридическое лицо - правопреемник присоединенного к нему лица, на изменение состава участников и перераспределение долей в уставном фонде, так и существенными, если затрагивают структуру и органы управления юридического лица.
Примечание 17. Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций, в том числе в связи с реорганизацией в форме присоединения, в регистрирующий орган представляются изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу. По желанию коммерческой, некоммерческой организации устав (учредительный договор) может быть представлен в новой редакции (абзац 3 части первой п.16 Положения № 1).
Примечание 18. При реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений по форме, установленной постановлением № 8 (приложение 2) (п.12 постановления № 8).
Примечание 19. К заявлению о государственной регистрации изменений и (или) дополнений прилагаются документы, необходимые для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (п.16 Положения № 1).
Примечание 20. Государственная пошлина за регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций, составляет 2 базовые величины (подп.1.3 п.1 приложения 22 к НК).
Примечание 21. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством (часть первая п.23 Положения № 1).
![]() |
Обратите внимание! Наряду с обычной процедурой регистрации (то есть посредством личной подачи документов в регистрирующий орган) с 1 сентября 2011 г. введен альтернативный способ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в электронном виде. Порядок такой регистрации установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164, которым утверждена Инструкция о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. Инструкция № 1164 изложена в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2017 № 655. В частности, изменилось название данной Инструкции: «Инструкция о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом». Комментарий к изменениям см. здесь.
Электронная государственная регистрация проводится путем представления соответствующих документов в электронном виде через веб-портал ЕГР. Документы, подаваемые для государственной регистрации в электронном виде, должны содержать электронную цифровую подпись заявителя, который предварительно должен зарегистрироваться в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи. Дополнительная информация размещена на сайте ЕГР по адресу: http://egr.gov.by/egrn. |
Примечание 22. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
• ставит на изменениях и (или) дополнениях, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, или новой редакции устава штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;
• вносит в ЕГР запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, или новой редакции устава;
• представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения для внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенных юридических лиц.
Примечание 23. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение в случаях:
• непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
• оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.
Примечание 24. Выдается в день подачи документов для государственной регистрации.
Примечание 25. Если происходит реорганизация, а трудовые отношения с согласия работника организации продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 указываются дата и номер приказа (распоряжения), на основании которого произведена реорганизация (п.57 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.57 Инструкции № 40 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.01.2020 № 1. Комментарий см. здесь. |
Однако, если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 части второй ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка.
Примечание 26. Поскольку после государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, к которому было осуществлено присоединение, присоединенное юридическое лицо исключается из ЕГР и прекращает свою деятельность, оно должно закрыть свои текущие (расчетные) и иные счета и перевести оставшиеся на них денежные средства на текущий (расчетный) счет юридического лица, к которому было осуществлено присоединение.
Порядок и сроки уведомления банков, а также закрытия и переоформления текущих (расчетных) счетов устанавливаются локальными нормативными актами банка.
С момента государственной регистрации изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому осуществлено присоединение, к данному юридическому лицу переходят по передаточному акту все права и обязанности присоединенного юридического лица, в том числе право распоряжаться текущим (расчетным) счетом последнего (п.2 ст.54 ГК, часть третья ст.17 Закона № 2020-XII).
Таким образом, на основании письма-уведомления и документов о реорганизации текущий (расчетный) счет присоединенного юридического лица может быть переоформлен на юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение. Решение о закрытии этого счета полномочно будет принять руководство данного юридического лица уже как своего собственного.
Примечание 27. В случае назначения новых директора и главного бухгалтера юридического лица дополнительно представляются следующие документы:
• копии протокола, в котором содержатся сведения о назначении директора юридического лица;
• копии приказов или трудовых контрактов с директором и главным бухгалтером;
• копии паспортов директора и главного бухгалтера;
• копии договора на оказание бухгалтерских услуг (если руководство бухгалтерским учетом будет осуществлять сторонняя организация или индивидуальный предприниматель);
• другие документы по требованию ИМНС.
Примечание 28. При реорганизации юридического лица в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу за последним сохраняется ранее присвоенный учетный номер плательщика, а присоединенное юридическое лицо исключается из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), присвоенный ему УНП признается недействительным (п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96).
Примечание 29. Плательщики, указанные в п.2 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 № 917 (далее - Положение № 917), иные плательщики, запись о государственной регистрации которых вносится в ЕГР, подлежат снятию с учета в органах ФСЗН на основании полученной органами ФСЗН от регистрирующего органа в установленном порядке информационной карты. Датой снятия с учета в органах ФСЗН является дата внесения сведений об их исключении из ЕГР.
Плательщики, указанные в п.3 Положения № 917, подлежат снятию с учета на основании полученного в произвольной форме соответствующего уведомления. Датой снятия с учета в органах ФСЗН является день ликвидации (реорганизации) юридического лица (часть первая, абзац 2 части второй п.7 Положения № 917).
Примечание 30. В случае исключения страхователя - юридического лица из ЕГР в течение 3 рабочих дней, исчисляемых со дня получения сведений об исключении страхователя из ЕГР, страховщиком осуществляется снятие с учета данного страхователя (пп.18, 20 Положения № 1294).
![]() |
Обратите внимание! Согласно нормам Инструкции о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.03.2009 № 26, органы статистики осуществляют постановку юридического лица на учет в качестве респондента государственных статистических наблюдений на основании информации, передаваемой регистрирующими органами путем обмена электронными документами. Поэтому на практике юридическому лицу, созданному в результате реорганизации в форме присоединения, нет необходимости дополнительно уведомлять органы статистики. |
Примечание 31. Данная стадия возникает лишь в том случае, если присоединяемое юридическое лицо - акционерное общество.
При реорганизации АО в форме присоединения акции присоединяемого АО аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах (часть третья ст.89 Закона № 2020-XII).
Исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случае реорганизации АО в форме присоединения, в результате которой прекращена деятельность присоединяемого АО, - на основании документов, представленных для государственной регистрации акций АО, к которому осуществлено присоединение (п.123 Инструкции № 146).
Примечание 32. Выпуск акций АО, к которому осуществлено присоединение, включает:
• представление в регистрирующий орган документов для государственной регистрации акций;
• осуществление регистрирующим органом государственной регистрации акций (п.48 Инструкции № 146).
![]() |
Обратите внимание! Акции, выпущенные АО, к которому осуществлено присоединение юридического лица, распределяются между участниками присоединяемого юридического лица (п.50 Инструкции № 146). Выпуск акций АО, к которому осуществлено присоединение, осуществляется за счет имущества (собственных средств) присоединяемого юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.52 Инструкции № 146). |
Примечание 33. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 3).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. форма заявления о государственной регистрации выпуска акций содержится в приложении 4 к Инструкции № 78. |
Примечание 34. Форма решения установлена Инструкцией № 146 (приложение 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. форма решения о выпуске акций не установлена. Требования к решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг содержатся в главе 3 Инструкции № 78. |
Примечание 35. Размер платы составляет 30 базовых величин (п.15.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 ноября 2021 г. следует руководствоваться п.15.19 перечня № 156 в ред. постановления Совмина от 27.08.2021 № 486. |
Примечание 36. При выпуске дополнительных акций (в том числе и в результате реорганизации в форме присоединения) документы для государственной регистрации акций представляются в двухмесячный срок с даты государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений, вносимых в устав АО (п.26 Инструкции № 146).
![]() |
Справочно Сведения об отделах по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску размещены на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/securities_department/background/doc/db3bf2c3d8e5cb14.html). |
Примечание 37. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:
• вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;
• присваивает номер государственной регистрации акциям АО;
• выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг дополнительно выпущенных акциях данной категории, данного типа привилегированных акций, а также сведения об общем объеме зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акций данной категории, данного типа привилегированных акций (часть вторая п.27 Инструкции № 146).
Примечание 38. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственную регистрацию акций АО в случаях:
• нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;
• представления документов, не соответствующих требованиям законодательства о ценных бумагах, в том числе подложных, поддельных или недействительных (п.21 Инструкции № 146).
Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.
Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.
20.06.2016
Светлана Дашкевич, магистр юридических наук, юрист
Татьяна Дегтяренко, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»