Алгоритм от 29.04.2016
Автор: Дашкевич С., Дегтяренко Т.

Алгоритм действий по реорганизации юридического лица в форме разделения


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

Основные нормативные акты

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок реорганизации юридического лица в форме разделения и государственной регистрации организаций, создаваемых в результате такой реорганизации, являются:

• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение № 1 и Декрет № 1);

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII);

постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);

Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение № 154);

постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20);

Инструкция о некоторых вопросах выпуска и го сударственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 ноября 2017 г. вместо Инструкции № 146 действует Инструкция о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78 (далее - Инструкция № 78);

 

Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).

Регистрирующие органы

Государственная регистрация юридического лица (в том числе созданного в результате реорганизации в форме разделения) производится по месту его нахождения (п.4 Положения № 1). Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами, а государственная регистрация остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами. Государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций на территории Китайско-Белорусского индустриального парка осуществляется администрацией Китайско-Белорусского индустриального парка; а коммерческих и некоммерческих организаций в свободных экономических зонах - администрациями свободных экономических зон (п.9 Положения № 1).

Областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах.

 

Справочно

На практике государственную регистрацию коммерческих организаций в г. Минске осуществляет Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета по адресу: г. Минск, пл. Свободы, 8 (www.just-minsk.gov.by).

Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме разделения

Разделение юридического лица представляет собой одну из форм реорганизации, при которой происходит прекращение деятельности юридического лица, подвергшегося разделению, с передачей прав и обязанностей возникшим в результате разделения двум или более организациям (ст.18 Закона № 2020-XII). Процесс реорганизации в форме разделения считается завершенным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Таким образом, при реорганизации организации в форме разделения деятельность реорганизуемого лица прекращается и образуются новые юридические лица. Кроме того, в результате разделения юридического лица может происходить одновременно и его преобразование, то есть на базе имущества реорганизуемой организации создается юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

В целом процедура реорганизации в форме разделения схожа с процедурой реорганизации в форме выделения и также может использоваться как альтернатива созданию нового юридического лица, поскольку в результате разделения можно получить как минимум два новых юридических лица, которые сразу же после создания и регистрации приступят к осуществлению хозяйственной деятельности. Данные формы реорганизации отличаются друг от друга тем, что при разделении реорганизуемая организация прекращает свою деятельность, а при выделении работа реорганизуемой компании остается прежней с учетом видов деятельности, имущества, прав и обязанностей, переданных выделившемуся лицу.

Поскольку при разделении юридическое лицо прекращает свою деятельность, данную процедуру также часто используют как альтернативу ликвидации организации. Однако вследствие того, что такая «ликвидация» юридического лица является лишь результатом процедуры реорганизации, а не самостоятельным процессом, при ее правовом регулировании нельзя ссылаться на нормы Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1. В связи с этим на практике порой возникают дополнительные вопросы в отношении порядка прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме разделения.

 

Обратите внимание!

Согласно нормам Положения № 1 учредители юридического лица несут ответственность не только за соблюдение процедуры его создания (в том числе и в результате реорганизации), но и за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими для регистрации документах.

 

Таким образом, в связи с тем что разделение - достаточно сложная процедура, которая в свою очередь осложняется дополнительными действиями по оформлению прекращения деятельности реорганизуемого юридического лица, необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса во избежание возникновения проблемных ситуаций в будущем.

Алгоритм реорганизации в форме разделения унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ

Обратите внимание!

В алгоритме рассмотрен порядок реорганизации унитарного предприятия и хозяйственного общества с несколькими участниками (два и более) (порядок реорганизации и создания хозяйственных обществ с одним участником не рассматривается). По данному вопросу см. материалы «Создание и деятельность хозяйственных обществ с одним участником» и «Алгоритм создания общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью с одним участником».

 


Этап 1. Действия, предшествующие государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме разделения

 
Проект решения о реорганизации организации в форме разделения
 
 
 
Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица
Принятие решения о реорганизации организации в форме разделения
   
 
(примечание 1)
 




 
 
 
Решение учредителя (в случае реорганизации ЧУП), протокол общего собрания участников (акционеров) (в случае реорганизации хозяйственного общества)
 
Проект приказа о проведении инвентаризации
 
 
Руководитель юридического лица 
Издание приказа о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств
   
 
(примечание 2)
 

 
 
 
Приказ руководителя о проведении инвентаризации
 
Проект письма-уведомления, направляемого в ИМНС
 
 
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо 
Уведомление ИМНС по месту постановки на учет о реорганизации в форме
   
 
разделения (примечание 3)
 


 
 
 
Письмо-уведомление
с приложением копии решения о реорганизации
 
Проект письма-уведомления, направляемого в ФСЗН
 
 
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо 
Уведомление ФСЗН по месту постановки на учет о реорганизации в форме
   
 
разделения (примечание 4)
 

 
 
 
Письмо-уведомление с приложением копии решения о реорганизации
 
Проект письма-уведомления, направляемого в Белгосстрах
 
 
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо 
Уведомление Белгосстраха по месту постановки на учет о реорганизации в форме
   
 
разделения (примечание 5)
 

 
 
 
Письмо-уведомление с приложением копии решения о реорганизации
 
Проекты писем-уведомлений кредиторов
 
 
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо 
Уведомление кредиторов о реорганизации юридического лица в форме разделения
   
 
(примечание 6)
 

 
 
 
Письма-уведомления кредиторов о реорганизации (примечание 7)
 
Решение о реорганизации юридического лица
 
 
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо 
Уведомление членов трудового коллектива организации о реорганизации юридического лица в форме разделения
   
 
(примечание 8)
 
 
 
 
 
Приказ об уведомлении работников о реорганизации (примечание 9)
 
Приказ руководителя о назначении и сроках проведения инвентаризации
 
 
Инвентаризационная комиссия 
Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств реорганизуемого юридического лица
   
 
(примечание 10)
 


 
 
 
Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости
 
Инвентаризационные описи, акты инвентаризации,
сличительные ведомости
 
 
Бухгалтерия реорганизуемого юридического лица 
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором
   
 
была закончена инвентаризация
 

 
 
 
Бухгалтерские проводки, бухгалтерский баланс
 
Бухгалтерские проводки, бухгалтерский баланс
 
 
Бухгалтерия реорганизуемого юридического лица 
Подготовка разделительного баланса.
Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами
   
 
(примечание 11)
   
 
 
 
Разделительный баланс
 
Разделительный баланс
 
 
Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица 
Утверждение разделительного
   
 
баланса (примечание 12)
 






 
 
 
Решение учредителя об утверждении разделительного баланса (в случае реорганизации ЧУП);
протокол общего собрания участников об утверждении разделительного баланса (в случае реорганизации хозяйственного общества)
   
Кредиторы реорганизуемого юридического лица 
Предъявление требований (примечание 13).
Требования кредиторов предъявляются реорганизуемому юридическому лицу письменно в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении
   
 
о реорганизации организации
 
 
 
Требование кредитора, составленное в письменном виде в произвольной форме

 

Обратите внимание!

Так как в результате реорганизации в форме разделения создаются два и более новых юридических лиц, то последующие действия, указанные в алгоритме, должны выполнить собственники имущества (учредители, участники), уполномоченный орган всех новых юридических лиц.

 

 
Проект решения учредителя;
проект протокола общего собрания участников юридического лица, создаваемого в результате разделения
 
 
 
Собственник имущества / учредители (участники) нового юридического лица 
Принятие решения учредителя ЧУП, создаваемого в результате разделения.
Проведение общего собрания участников хозяйственного общества, создаваемого в результате разделения
   
 
(примечание 14)
 




 
 
 
Решение учредителя (в случае создания ЧУП);
протокол общего собрания участников
(в случае создания хозяйственного общества)
 
Заявление установленного образца (примечание 15);
документ, удостоверяющий личность заявителя;
копия документа, подтверждающего полномочия заявителя (если заявитель является представителем учредителя)
 
 
Собственник имущества / уполномоченный участник нового юридического лица / представитель 
Согласование наименования юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме разделения, в регистрирующем
   
 
органе (примечание 16)
 



 
 
 
Справка о согласовании наименования юридического лица (срок действия - 1 месяц)
 
Проект устава юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме разделения
 
 
Собственник имущества / уполномоченный участник нового юридического лица 
Подготовка проекта устава юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме
   
 
разделения (примечание 17)
 
 
 
Устав юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме разделения, в двух экземплярах

Этап 2. Государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения

 
Заявление установленного образца (примечание 18) с приложением следующих документов (примечание 19):
- устав (в двух экземплярах) без нотариального засвидетельствования и его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
- оригинал или копия документа об уплате государственной пошлины (примечание 20);
- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее 1 года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;
- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
- оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемого юридического лица





 
 
 
 Регистрирующий орган
Государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения
(примечание 21)
   
 
   
Государственная регистрация
(примечание 22)
  Отказ в государственной регистрации (примечание 23)
   
 
   
Устав юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме разделения (один экземпляр), со штампом регистрирующего органа;
свидетельство о государственной регистрации;
документы, подтверждающие постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах ФСЗН, регистрацию в Белгосстрахе (примечание 24)
  Заявление о государственной регистрации со штампом об отказе в государственной регистрации с указанием оснований













Этап 3. Действия после государственной регистрации юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения

 
Заявление на изготовление печати с приложением следующих документов:
- копии титульной и первой страниц устава со штампом регистрирующего органа;
- доверенности на заказ и получение печати (для представителя)
 
 
 
Штемпельно-граверная мастерская 
Изготовление печати.
Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется
   
 
(примечание 25)
 
  




 
 
 
Печать
 
Решение о реорганизации юридического лица;
уведомление работников о реорганизации
 
 
Руководитель нового юридического лица 
Оформление трудовых отношений и внесение записей в трудовые книжки работников созданного в результате разделения юридического лица
   
 
(примечание 26)
 



 
 
 
Внесение записи в трудовые книжки работников;
приказ о продолжении трудовых отношений (либо приказ об увольнении)
 
1. Для открытия текущего (расчетного) счета юридическое лицо, созданное в результате разделения, должно представить заявление на открытие текущего (расчетного) счета с приложением следующих документов:
- копии (без нотариального засвидетельствования) устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;
- карточки с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати (примечание 27).
2. Для перевода денежных средств с расчетного счета реорганизованной организации и закрытия ее текущего (расчетного) счета необходимо представить письмо-уведомление с приложением следующих документов:
- платежного поручения на перечисление денежных средств на новый текущий (расчетный) счет;
- заявления на закрытие текущего (расчетного) и иных счетов реорганизованного юридического лица
 
 
Обслуживающий банк 
1. Открытие текущего (расчетного) счета юридическим лицом, созданным в результате реорганизации в форме разделения (примечание 28).
Срок осуществления данной процедуры - до 2 дней в зависимости от сроков, установленных в банке.
2. Перевод денежных средств с расчетного счета реорганизованной организации и закрытие ее текущего (расчетного) и иных счетов (примечание 29).
Юридическое лицо - владелец счета обязано направить в банк письменное уведомление за подписью уполномоченного лица о реорганизации юридического лица не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения данного
   
 
обстоятельства (примечание 30)
 

























  
 
 
 
Договор банковского счета с юридическим лицом, созданным в результате реорганизации в форме разделения;
закрытие текущего (расчетного) и иных счетов реорганизованного юридического лица
 
1. Для формирования учетного дела необходимо представить:
- копию устава созданной организации со штампом регистрирующего органа;
- копию свидетельства о государственной регистрации;
- копию решения, в котором содержатся сведения о назначении директора юридического лица;
- копии приказов или трудовых контрактов с директором и главным бухгалтером;
- копию договора на оказание услуг по управлению организацией (если руководство будет осуществлять управляющая компания или ИП);
- копию договора на оказание бухгалтерских услуг (если осуществлять бухгалтерский учет будет сторонняя организация или ИП);
- другие документы по требованию налогового органа.
2. Для регистрации книги учета проверок - заполненная и прошитая книга учета проверок.
3. Для перехода на УСН - уведомление установленного образца в двух экземплярах (примечание 31).
4. Для уведомления о применении общей системы налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость и предоставлением по нему отчетов ежеквартально - уведомление в двух экземплярах.
5. Для переоформления остатков неиспользованных бланков:
- заявление произвольной формы о произошедшей реорганизации;
- акт инвентаризации неиспользованных бланков с указанием типов, кодов, серий, номеров бланков и их количества; для их списания - акт списания бланков
 
 
Инспекция МНС по месту постановки на учет нового юридического лица 
1. Прием документов для формирования учетного дела юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения.
Так как регистрирующий орган самостоятельно уведомляет налоговые органы о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, и выдает документы, подтверждающие его постановку на учет в налоговых органах, то на практике должностным лицам данного юридического лица остается лишь представить своему инспектору необходимые для формирования учетного дела документы.
2. Регистрация книги учета проверок (примечание 32).
3. Прием уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
При желании работать по данной системе налогообложения плательщик обязан подать соответствующее уведомление в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения (примечание 33).
4. Прием заявления о применении общей системы налогообложения с уплатой НДС и представлением по нему отчетов ежеквартально.
При желании работать по такой системе плательщик обязан подать соответствующее заявление не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения (примечание 34).
5. Переоформление остатков неиспользованных бланков первичных учетных документов реорганизуемой организации или их списание (примечание 35).
6. Снятие с налогового учета реорганизованного юридического
   
 
лица (примечание 36)
 




















 
 
 
Формирование учетного дела созданной организации;
зарегистрированная книга учета проверок;
решение о переходе на УСН
(в 10-дневный срок со дня подачи уведомления);
прием заявления о применении общей системы налогообложения;
внесение в электронный банк данных сведений о бланках первичных учетных документов;
снятие с учета реорганизованной организации
 
1. Для формирования учетного дела необходимо представить:
- копию устава со штампом регистрирующего органа;
- копию свидетельства о государственной регистрации;
- копию приказов о назначении директора и главного бухгалтера;
- копию приказа о сроках выплаты заработной платы.
2. Для снятия с учета реорганизованной организации - письмо-уведомление о прекращении деятельности от имени реорганизованной организации
 
 
Фонд социальной защиты населения по месту постановки на учет нового юридического лица 
1. Прием документов для формирования учетного дела юридического лица, созданного в результате разделения.
Поскольку регистрирующий орган самостоятельно уведомляет ФСЗН о регистрации юридического лица, созданного в результате разделения, и выдает извещение о постановке на учет в ФСЗН, должностным лицам данного юридического лица остается лишь представить сведения о должностных лицах юридического лица и сроках выплаты заработной платы.
2. Снятие с учета реорганизованного юридического
   
 
лица (примечание 37)
 



 
 
 
Формирование учетного дела новой организации;
снятие с учета реорганизованной организации
 
Письмо, содержащее информацию:
- о юридическом лице, созданном в результате реорганизации;
- директоре и главном бухгалтере с контактными номерами телефонов;
- сроках выплаты заработной платы
 
 
 Белгосстрах
1. Прием документов для формирования учетного дела нового юридического лица.
Поскольку регистрирующий орган самостоятельно уведомляет Белгосстрах о регистрации юридического лица, созданного в результате разделения, и выдает страховое свидетельство, должностным лицам данной организации остается лишь представить сведения о должностных лицах юридического лица и сроках выплаты заработной платы.
2. Снятие с учета реорганизованного юридического
   
 
лица (примечание 38)
 



 
 
 
Формирование учетного дела новой организации;
снятие с учета реорганизованной организации
 
Необходимо представить:
- оригинал и копию платежного документа, подтверждающего оплату стоимости книги (книг) замечаний и предложений;
- оригинал и копию документа, удостоверяющего служебное положение руководителя (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления или иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), а также оригинал документа, удостоверяющего его личность, - при получении книги (книг) замечаний и предложений руководителем организации;
- доверенность на получение книги замечаний и предложений и оригинал документа, удостоверяющего личность, - при получении книги (книг) иным представителем организации, кроме руководителя;
- сведения об адресе места нахождения книги замечаний и предложений
 
 
 Руководитель нового юридического лица
Приобретение книги замечаний
   
 
и предложений (примечание 39)
 













































  
 
 
 
Книга замечаний и предложений
 
Заявление о выдаче лицензии (примечание 40)
с приложением следующих документов:
- копии устава со штампом регистрирующего органа;
- копии свидетельства о государственной регистрации;
- документа об уплате государственной пошлины (примечание 41);
- другие документы, предусмотренные для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь
 
 
Лицензирующий орган 
Получение лицензии юридическим лицом, созданным в результате разделения.
В случае реорганизации лицензиата - юридического лица в форме разделения вновь созданное юридическое лицо при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованного юридического лица в месячный срок со дня своей государственной регистрации обязано обратиться за выдачей
   
 
новой лицензии (примечание 42)
 








 
 
 
Новая лицензия
 
Сведения о прекратившем деятельность реорганизованном АО или документы, представленные для государственной регистрации акций вновь возникшим АО
 
 
Территориальный орган по ценным бумагам (примечание 43
Аннулирование акций АО
   
 
(примечание 44)
 




 
 
 
Исключение акций из Государственного реестра ценных бумаг
 
Положения разделительного баланса, устанавливающие правопреемника незавершенных делопроизводством дел и архива реорганизованного юридического лица
 
 
Руководитель нового юридического лица - правопреемника 
Прием незавершенных дел и архива реорганизованного юридического
   
 
лица (примечание 45)





 
 
 
Акт приема-передачи незавершенных делопроизводством дел и архива реорганизованного юридического лица

Этап 4. Регистрация акций АО (в случае создания в результате разделения АО)

   
Территориальный орган по ценным бумагам 
Заключение договора на депозитарное обслуживание
   
 
(примечание 46)
 

 
 
 
Договор на депозитарное обслуживание
   
Профессиональный участник рынка ценных бумаг 
Заключение договора на оказание консультационных услуг на рынке
   
 
ценных бумаг (примечание 47)
 


 
 
 
Договор на оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (только для ЗАО)
 
Заявление о регистрации акций установленного образца (примечание 48) с приложением следующих документов:
- решения о выпуске акций (примечание 49);
 - копии свидетельства о регистрации АО;
- платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (примечание 50)
 
 
Территориальный орган по ценным бумагам 
Государственная регистрация акций АО (примечание 51).
Срок регистрации - 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации - до 1 месяца.
Государственная регистрация ценных бумаг влечет передачу ценных бумаг на централизованное
   
 
хранение в депозитарную систему
   
 
   
Государственная регистрация акций АО (примечание 52)   Отказ в государственной регистрации акций АО
  (примечание 53)
 


   












 
Мотивированный отказ

 
Свидетельство о государственной регистрации ценных бумаг с приложением письма
 
 

 
 

 

Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.

Согласно ст.18 Закона № 2020-XII общее собрание участников реорганизуемого хозяйственного общества принимает решение:

1) о порядке и условиях разделения, где должна быть отражена информация:

- о реорганизации юридического лица в форме разделения;

- о возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации;

- об определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется разделительный баланс;

2) о создании новых юридических лиц на базе реорганизованного общества. Здесь также следует решить вопрос о размере уставных фондов вновь создаваемых лиц;

3) о составе участников вновь возникших в результате разделения лиц. При разделении общества состав участников юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, может формироваться следующими способами:

- составы участников новых организаций совершенно различны (то есть в каждом из вновь возникших юридических лиц наблюдаются исключительно разные участники). Такой подход наиболее часто встречается на практике;

- несколько из участников реорганизуемого общества одновременно участвуют в двух и более юридических лицах, возникших на базе разделенной организации;

- все участники реорганизуемого общества одновременно участвуют в двух и более юридических лицах, возникших на базе разделенной организации.

Последние два способа можно использовать во избежание проблем, которые могут возникнуть у общества в связи с антимонопольными ограничениями и запретами, установленными белорусским законодательством.

 

Обратите внимание!

Исходя из части второй п.9 ст.113 ГК в случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, а также перехода права собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами к двум и более лицам унитарное предприятие может быть реорганизовано путем разделения. Таким образом, законодательство допускает возможность применения такой формы реорганизации, как разделение, и к ЧУП.

 

Примечание 2. При реорганизации организации проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным (абзац 2 п.2 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Примерная форма приказа о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств приведена в Инструкции № 180 (приложение 1).

Примечание 3. Письмо-уведомление произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)). После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть подвергнута внеплановой налоговой проверке. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.). На сегодняшний день назначение такой проверки - право, а не обязанность налоговых органов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Примечание 4. Письмо-уведомление произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2018 г. абзац 10 п.26 Положения № 40 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2018 № 500. Вышеуказанные требования содержатся в абзацах 10-13 п.26 Положения № 40.

 

Примечание 5. Страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации (абзац 13 п.323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).

Страхователи (за исключением прошедших государственную регистрацию в соответствии с Декретом № 1) обязаны письменно сообщить обособленному подразделению страховщика по месту регистрации с приложением подтверждающих документов о реорганизации в 10-дневный срок со дня принятия такого решения (абзац 4 п.16 Положением о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294 (далее - Положение № 1294)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 575. Комментарий см. здесь.

 

Отметим, что уведомление о реорганизации органов государственной статистики не является обязательным, однако прочно закрепилось на практике.

Примечание 6. Статья 56 ГК обязывает реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой организации, которые выступают таковыми на дату принятия решения о реорганизации. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации юридического лица (ст.23 Закона № 2020-XII). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона № 2020-XII.

Примечание 7. Исходя из разъяснения Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» данное уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.

Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым юридическим лицом. Способ отправки данного письменного уведомления законодательно также не урегулирован; предположительно, что для этих целей можно использовать заказные письма, телеграммы, электронные документы. Предпочтительнее - посылать заказным письмом с уведомлением с описью вложения.

Примечание 8. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается по п.5 части второй ст.35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме разделения следует помнить, что это может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. согласно п.5 части второй ст.35 ТК (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З, далее - Закон № 219-З) основаниями прекращения трудового договора являются отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации, сдачей имущественного комплекса организации в аренду или передачей в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) организации.

 

Примечание 9. Законодательством не определено, что согласие на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить его о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, полагаем, правильным будет, если наниматель проведет общее собрание работников либо вывесит решение о реорганизации юридического лица на доске объявлений. Получение согласия работника на продолжение трудовых отношений подразумевается, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.

В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под подпись.

Примечание 10. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180.

Так, инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п.5 Инструкции № 180).

К инвентаризируемым активам относятся:

• внеоборотные активы;

• оборотные активы;

• дебиторская задолженность;

• расчеты с учредителями;

• денежные средства;

• финансовые вложения;

• прочие оборотные активы.

К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:

• долгосрочные кредиты и займы;

• краткосрочные кредиты и займы;

• кредиторская задолженность;

• задолженность перед учредителями;

• резервы предстоящих расходов;

• прочие виды обязательств.

Примечание 11. Как следует из п.3 ст.54 ГК, при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Однако, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного хозяйственного общества, возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам этого общества перед его кредиторами (часть пятая ст.23 Закона № 2020-XII).

В свою очередь, неуказание в разделительном балансе налогов и экономических санкций не освобождает юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения, от уплаты налогов и ответственности в виде уплаты экономических санкций. Так, исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемников независимо от того, были ли известны правопреемникам до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией (п.2 ст.39 НК).

Кроме того, при принятии решения о реорганизации в форме разделения и составлении разделительного баланса необходимо обратить внимание на то, как будут разделены права и обязанности реорганизуемой организации между юридическими лицами, возникающими на основе реорганизованного лица. Поскольку в законодательстве Республики Беларусь нет четкой регламентации того, как должны быть отражены активы и пассивы в разделительном балансе, может возникнуть ситуация, при которой все наиболее важные сферы деятельности реорганизуемого юридического лица и связанные с ними права и обязанности перейдут исключительно к одной из вновь возникших организаций, а остальные лица, созданные в результате разделения, получат в основном долги, но не получат адекватных им активов. Такая ситуация, безусловно, ущемляет интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица, поэтому, по мнению авторов, необходимо, чтобы в разделительном балансе активы и пассивы были как минимум пропорционально разделены между теми субъектами, которые возникнут на базе реорганизованной организации.

Примечание 12. Разделительный баланс не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица, а служит необходимым основанием для ее проведения.

С 1 февраля 2009 г. согласно Положению № 1 разделительный баланс не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации, тем не менее является необходимым документом для проведения процедуры реорганизации.

 

Обратите внимание!

При составлении разделительного баланса лица, принявшие решение о реорганизации, могут столкнуться с некоторыми сложностями в определении уполномоченного лица на подписание передаточных документов со стороны вновь создаваемых лиц, которые на момент подписания официально еще не являются юридическими лицами (не пройдена процедура государственной регистрации). На практике данные документы подписываются либо самими учредителями, либо лицами, которые, как предполагается, в дальнейшем будут исполнять обязанности руководителя, главного бухгалтера организации.

 

Примечание 13. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому оно является, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).

Примечание 14. Согласно ст.18 Закона № 2020-XII общее собрание участников каждого из вновь возникающих в результате разделения хозяйственных обществ и (или) учредители (участники) каждого из вновь возникающих в результате разделения юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждают их учредительные документы и образуют их органы.

Кроме того, при принятии решения о создании нового юридического лица в результате реорганизации в форме разделения следует обратить внимание и включить в повестку следующие вопросы:

1) об организации нового лица.

Здесь должны найти отражение сведения:

• о наименовании новой организации;

• лице, уполномоченном на согласование наименования;

• месте нахождения организации.

 

Обратите внимание!

В соответствии с Положением № 1 для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган не требуется представлять документы, касающиеся его местонахождения. Вместе с тем данные сведения должны быть указаны в уставе организации и заявлении о государственной регистрации, подписывая которое учредители организации подтверждают, что сведения, содержащиеся в представленных документах, в том числе и в заявлении, достоверны. Тем самым они берут на себя ответственность за то, что указанные ими данные соответствуют действительности.

Таким образом, во избежание ситуаций, когда государственная регистрация организации, созданной в результате реорганизации в форме разделения, может быть признана недействительной на основании представления учредителями компании в регистрирующий орган заведомо ложных сведений в отношении местонахождения юридического лица, рекомендуем уделить особое внимание оформлению указанных документов;

 

2) об определении размера уставного фонда, размера долей и вкладов учредителей, порядке их внесения в уставный фонд. По общему правилу размеры уставных фондов юридических лиц, созданных в результате разделения, равны (совокупно) размеру уставного фонда реорганизуемой организации. Однако участники новых организаций вправе разрешить данный вопрос по-другому.

Кроме того, на практике может возникнуть ситуация, когда размер уставного фонда создаваемой организации, передаваемый по разделительному балансу, окажется меньше минимального размера уставного фонда, установленного законодательством для юридического лица данной организационно-правовой формы. Например, в результате разделения ЗАО, уставный фонд которого равен 150 базовым величинам (БВ), создаются два самостоятельных ЗАО. Напомним, что согласно п.8 Положения № 1 минимальный размер уставного фонда ЗАО должен составлять не менее 100 БВ. Предположим, что одно из созданных в результате разделения ЗАО получает по разделительному балансу уставный фонд в размере 100 БВ. Следовательно, размер уставного фонда второго ЗАО будет равен лишь 50 БВ, что не соответствует нормам Положения № 1. В таком случае участники второго ЗАО должны будут доформировать уставный фонд организации до минимального размера, установленного законодательством, одним из следующих способов:

а) путем внесения имущества, находящегося в их собственности, в качестве вклада в уставный фонд ЗАО. В такой ситуации имущество подлежит оценке, в отношении которой в последующем необходимо провести экспертизу ее достоверности, руководствуясь нормами Положения о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173. В этом случае в протоколе должно быть указано наименование организации, которая будет проводить экспертизу достоверности оценки.

 

Обратите внимание!

Исходя из части четвертой ст.29 Закона № 2020-XII в случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд хозяйственного общества неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится. Таким образом, если первоначальную оценку неденежного вклада проводила уполномоченная организация-оценщик (в таком случае оценка является независимой), то экспертизу достоверности такой оценки проводить не нужно;

 

б) путем внесения денежного вклада. Для этого необходимо открыть временный счет для формирования уставного фонда новой организации, на который будут вноситься деньги (в случае формирования уставного фонда до момента государственной регистрации). В таком случае в протоколе должно быть прописано решение об открытии временного счета и предоставлении соответствующих полномочий одному из участников данного юридического лица.

Часть вторая п.7 Положения № 1 допускает при создании коммерческой организации формировать ее уставный фонд в течение 12 месяцев после государственной регистрации юридического лица. Денежные средства в таком случае в качестве вклада в уставный фонд вносятся уже на открытый организацией текущий (расчетный) счет.

Напомним, что вопросы открытия банковских счетов регулируются главой 22 Банковского кодекса Республики Беларусь, Декретом № 1 и внутренними локальными актами банков, регламентирующими данные вопросы более детально;

3) о подписании разделительного баланса.

Новые участники, учредитель должны определить, устраивает ли их то имущество, права и обязанности, которые перейдут к создаваемому ими юридическому лицу в процессе разделения;

4) об образовании органов организации и избрании ее членов;

5) о подписании и утверждении устава;

6) иные вопросы, которые в каждой конкретной ситуации посчитают необходимым решить участники общего собрания (учредитель).

Например:

• утверждение решения о выпуске акций в случае создания в результате разделения АО;

• указание учредителя хозяйственного общества, уполномоченного на подписание заявления о государственной регистрации в случае, если количество учредителей создаваемого в результате разделения хозяйственного общества более трех и ими принято решение уполномочить одного из них на подписание указанного заявления.

 

Обратите внимание!

Согласно Положению № 1 при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляется определенный пакет документов, включая соответствующее заявление, которое в свою очередь должно быть подписано учредителями создаваемой организации (их представителями) в присутствии работника регистрирующего органа. Это означает, что при представлении документов для регистрации хозяйственного общества все его учредители (их представители) должны лично присутствовать в регистрирующем органе, что может вызвать определенные трудности, так как им придется «подстраиваться» под одно и то же время. Во избежание возникновения таких ситуаций в абзаце 2 части третьей п.19 Положения № 1 установлено, что, если количество учредителей коммерческой организации более трех человек, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой организации. В таком случае в протоколе производится следующая запись: «Уполномочить Петрова Петра Петровича представлять интересы остальных участников ООО в регистрирующем органе по вопросу регистрации ООО и подписать от их имени заявление о государственной регистрации, в том числе листы А».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. следует руководствоваться абзацем 2 части третьей п.19 Положения № 1 с изменением, внесенным Декретом Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2. Если собственником имущества или учредителем (участником) юридического лица является физическое лицо, заявление о государственной регистрации может быть подписано иным физическим лицом, уполномоченным в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью действовать от имени этого собственника имущества или учредителя (участника) юридического лица.

 

Примечание 15. Форму такого заявления см. в приложении к Положению № 154.

Примечание 16. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для их последующей государственной регистрации определен Положением № 154 и постановлением № 20.

До обращения в регистрирующий орган заявитель может проверить выбранное наименование с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещаемого на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (http://egr.gov.by) (далее - веб-портал ЕГР) (п.4 Положения № 154).

В регистрирующие органы для согласования наименования юридических лиц обращается учредитель (участник), на которого в соответствии с решением (протоколом) возложена данная обязанность, или его представитель. Согласование наименования может быть осуществлено:

1) при личном обращении заявителя в регистрирующий орган с предъявлением документа, удостоверяющего его личность (в присутствии заявителя в день обращения);

2) направлении заявителем документов по почте (в течение 2 рабочих дней);

3) представлении заявителем электронных документов в порядке, установленном Положением № 154 (не позднее следующего рабочего дня с даты получения заявления). При этом электронные документы для согласования наименования могут быть представлены учредителем - физическим или юридическим лицом - резидентом Республики Беларусь. Порядок такого обращения за согласованием наименования определен Положением № 154. Для согласования наименования электронные документы представляются посредством веб-портала ЕГР.

По результатам рассмотрения электронных документов уполномоченным сотрудником регистрирующего органа на веб-портал ЕГР направляются подписанные электронной цифровой подписью этого сотрудника подтверждение о согласовании наименования либо отказ в согласовании наименования - при наличии оснований для отказа в согласовании наименования. Формы указанных документов утверждены в приложениях 2 и 3 к постановлению № 20.

На практике второй вариант менее удобен, так как в любом случае необходимо будет приезжать в исполнительный комитет за справкой о согласовании наименования. Кроме того, при личном обращении работник регистрирующего органа на месте проверяет, нет ли такого названия в базе ЕГР и соответствует ли оно требованиям законодательства. При наличии такого названия в базе или возникновении каких-либо затруднений учредитель (участник) или его представитель может сразу предложить другое наименование и разрешить все вопросы на месте. При отправлении же документов по почте придется ждать ответа 2 дня, а затем в случае отказа повторять все заново.

 

Обратите внимание!

Ни одна из созданных в результате реорганизации в форме разделения организаций не сможет оставить за собой фирменное наименование реорганизуемого юридического лица, поскольку в соответствии с подп.13.2 п.13 Положения № 154 и подп.1.2 п.1 постановления № 20 вновь создаваемые компании не могут иметь наименования, тождественные с наименованиями ранее зарегистрированных фирм.

 

Примечание 17. Учредительным документом ООО и ОДО является только устав.

В уставе юридического лица должны содержаться следующие сведения (п.2 ст.48, часть вторая п.2 ст.113 ГК, ст.14 и 69 Закона № 2020-XII):

• о том, что данное юридическое лицо создано в результате реорганизации в форме разделения;

• наименование юридического лица;

• место его нахождения;

• цели деятельности;

• размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;

• права и обязанности участников;

• структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов юридического лица;

• порядок управления деятельностью юридического лица;

• орган управления юридического лица или лицо (работник), уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников;

• порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;

• условия и порядок распределения прибыли и убытков;

• перечень представительств и филиалов;

• ответственность юридического лица, его участников;

• порядок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;

• порядок и объем представления участникам информации о юридическом лице;

• иные сведения.

В уставе АО дополнительно предусматриваются сведения:

• об общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, эмитируемых юридическим лицом, количестве акций каждой категории;

• о фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае эмиссии привилегированных акций);

• о фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации юридического лица, либо о порядке ее определения (в случае эмиссии привилегированных акций);

• об очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации юридического лица (в случае эмиссии привилегированных акций нескольких типов);

• иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена Законом № 2020-XII.

В соответствии с п.20 Положения № 1 виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности.

Примечание 18. Согласно п.12 постановления № 8 при реорганизации юридического лица в форме разделения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации по форме, установленной постановлением № 8 (приложение 1).

Примечание 19. К заявлению о государственной регистрации коммерческой организации прилагаются документы, перечисленные в части первой п.14 Положения № 1.

Примечание 20. Так как при реорганизации юридического лица в форме разделения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации, то исходя из подп.1.1 п.1 приложения 22 к НК за данные действия взимается пошлина в размере 1 БВ.

Примечание 21. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, производится в день обращения в регистрирующий орган.

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

 

Обратите внимание!

Наряду с обычной процедурой регистрации (то есть посредством личной подачи документов в регистрирующий орган) с 1 сентября 2011 г. введен альтернативный способ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в электронном виде. Порядок такой регистрации установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164, которым утверждена Инструкция о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. Инструкция № 1164 изложена в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2017 № 655. В частности, изменилось название данной Инструкции: «Инструкция о порядке представления  электронных документов  и их рассмотрения регистрирующим органом». Комментарий к изменениям см. здесь.

 

Электронная государственная регистрация проводится путем представления соответствующих документов в электронном виде через веб-портал ЕГР. Документы, подаваемые для государственной регистрации в электронном виде, должны содержать электронную цифровую подпись заявителя, который предварительно должен зарегистрироваться в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи.

Дополнительная информация размещена на сайте ЕГР по адресу: http://egr.gov.by/egrn.

 

Примечание 22. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

• ставит на уставе юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;

• вносит в ЕГР запись о государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения;

• представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме разделения, для включения их в ЕГР и для исключения из него сведений о реорганизованном юридическом лице.

Примечание 23. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, в случаях:

• непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;

• оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

• представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.

Примечание 24. Устав со штампом регистрирующего органа выдается в день подачи документов для государственной регистрации; свидетельство о государственной регистрации - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации; документы, подтверждающие постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, на учет в различных государственных органах, - в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.

Примечание 25. Наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, служит основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий (часть седьмая п.23 Положения № 1).

После государственной регистрации нового юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, оно должно изготовить новую печать, для чего реорганизованная организация должна уничтожить старую.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

 

Справочно

Для более детального изучения см.:

«Печать коммерческой организации: правила изготовления, хранения и уничтожения (в вопросах и ответах)».

 

Примечание 26. Если в период работы происходит реорганизация организации, а трудовые отношения с согласия работника продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 указываются номер и дата приказа (распоряжения), на основании которого указанные изменения произведены (п.57 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40). Приказ о продолжении трудовых отношений издается новым нанимателем после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, и при согласии работника. Законодательством не предусмотрено заключение нового трудового договора (контракта) после реорганизации, вместе с тем стороны могут внести в трудовой договор изменения в части сведений о нанимателе.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.57 Инструкции № 40 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.01.2020 № 1. Комментарий см. здесь.

 

Однако, если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 части второй ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка.

Продолжение трудовых отношений при реорганизации юридического лица предполагает работу с сохранением всех условий трудового договора (контракта), действующего на момент реорганизации, в том числе трудовой функции. В случае невозможности сохранения хотя бы одного из условий трудового договора новый наниматель вправе уволить работника по п.1 ст.42 ТК. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается только в том случае, если новый наниматель не имеет возможности сохранить прежние условия трудового договора с работником по объективным причинам (изменение основных видов деятельности, направленности оказываемых услуг и др.). Данное увольнение не является обязанностью нанимателя - возможен перевод работника на имеющиеся вакансии. При увольнении по п.1 ст.42 ТК наниматель должен соблюсти определенную процедуру и гарантии прав работников, закрепленные в ст.43, 45, 46, 48, 268, 287, 325 ТК.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в п.1 ст.42, ст.43, 46, 48, 268, 287 ТК внесены изменения Законом № 219-З.

 

Примечание 27. Документы представляются в соответствии с подп.2.3 п.2 Декрета № 1. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия счетов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. В связи с этим список документов, необходимых для открытия счетов в банке, может быть более широким. В частности, на практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора (управляющей организации или ИП) и главного бухгалтера (организации или ИП, ведущих бухгалтерский учет в организации) организации, созданной в результате реорганизации в форме разделения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. подп.2.3 п.2 Декрета № 1 изложен в новой редакции на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2. Норма не изменилась.

 

Примечание 28. Так как юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме разделения, является новым самостоятельным субъектом хозяйствования со своим учетным номером плательщика, отличным от регистрационного номера реорганизованного юридического лица, оно должно открыть новый текущий (расчетный) счет в банке.

Примечание 29. Поскольку после государственной регистрации юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения, реорганизованное юридическое лицо исключается из ЕГР и прекращает свою хозяйственную деятельность, оно должно закрыть свои текущие (расчетные) и иные счета и перевести оставшиеся на них денежные средства на текущий (расчетный) счет созданного в результате реорганизации юридического лица, в собственность которого данные денежные средства переходят по разделительному балансу.

Примечание 30. Порядок и сроки уведомления банка устанавливаются внутренними локальными актами банка.

Согласно п.3 ст.54 ГК и частью третьей ст.18 Закона № 2020-XII при разделении юридического лица к вновь возникшим организациям в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованной организации, в том числе право распоряжения расчетными счетами последнего.

Таким образом, на основании письма-уведомления и документов о произошедшей реорганизации текущие (расчетные) и иные счета реорганизованного юридического лица следует сначала переоформить на одно из юридических лиц, созданных в результате разделения, к которому согласно разделительному балансу переходит право распоряжения данными счетами, а затем закрыть. Решение о закрытии этих счетов будет полномочно принять руководство соответствующего юридического лица уже как своих собственных расчетных счетов.

Примечание 31. Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения установлена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (приложение 23).

Примечание 32. Срок для обращения - в течение 1 месяца со дня постановки юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, на налоговый учет. Порядок ведения книги учета проверок регулируется Правилами ведения книги учета проверок, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. согласно п.2 постановления № 383 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2017 № 605) книгу учета проверок необходимо приобрести не позднее 6 месяцев со дня постановки на налоговый учет. Регистрация книги учета проверок в инспекции МНС не требуется.

 

Примечание 33. В соответствии с п.3 ст.287 НК.

Примечание 34. Согласно п.4 ст.108 НК.

Примечание 35. В случае реорганизации в форме разделения организации не позднее 5 рабочих дней со дня государственной регистрации нового юридического лица представляют в ИМНС заявление произвольной формы о произошедшей реорганизации с указанием наименования реорганизованной организации и акт инвентаризации неиспользованных бланков с указанием типов, кодов, серий, номеров бланков и их количества. В заявлении о произошедшей реорганизации указываются также данные о правопреемнике (правопреемниках) организации, которому (которым) в соответствии с разделительным балансом переданы бланки. Инспекция МНС передает соответствующие изменения в электронный банк данных в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах, совершаемых налоговыми органами. Впоследствии вновь созданные в результате разделения организации уведомляются о внесении изменений в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах (п.19 Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12.08.2011 № 33/77/17).

Таким образом, остатки неиспользованных бланков реорганизуемой организации подлежат дальнейшему использованию ее правопреемниками.

Однако что же делать с данными бланками, если был пропущен установленный для подачи заявления срок? На практике при несоблюдении установленного срока такие бланки подлежат инвентаризации, по результатам которой составляется акт списания бланков первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках. Акт утверждается руководителем новой организации, к которой по разделительному балансу перешли данные документы, и не позднее рабочего дня, следующего за днем его утверждения, передается в ИМНС. В свою очередь ИМНС не позднее 2 рабочих дней со дня получения акта передает в электронный банк данных сведения о бланках, указанных в акте списания бланков, с признаком «Недействительно».

Примечание 36. При реорганизации юридического лица в форме разделения каждому из вновь возникших юридических лиц присваивается учетный номер плательщика, а реорганизованное юридическое лицо исключается из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), присвоенный ему учетный номер плательщика признается недействительным (п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96).

Таким образом, реорганизованное юридическое лицо снимается с налогового учета путем его исключения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц).

Примечание 37. Плательщики, прошедшие государственную регистрацию в соответствии с Декретом № 1, подлежат снятию с учета в органах ФСЗН на основании полученной органами ФСЗН от регистрирующего органа в установленном порядке информационной карты. Датой снятия с учета в органах ФСЗН является дата внесения сведений об их исключении из ЕГР. Остальные плательщики подлежат снятию с учета на основании полученного в произвольной форме соответствующего уведомления. Датой снятия с учета в органах ФСЗН является день реорганизации юридического лица (часть первая п.7 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 № 917).

Примечание 38. Согласно пп.18 и 20 Положения № 1294 в случае исключения страхователя - юридического лица из ЕГР в течение 3 рабочих дней, исчисляемых со дня получения сведений об исключении страхователя из ЕГР, страховщиком осуществляется снятие с учета данного страхователя.

Таким образом, в приведенной ситуации снятие страхователя с учета осуществляется автоматически и не требует дополнительных уведомлений от страхователя.

 

Обратите внимание!

Согласно нормам Инструкции о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.03.2009 № 26, органы статистики осуществляют как постановку юридического лица на учет в качестве респондента государственных статистических наблюдений, так и снятие респондентов с учета на основании информации, передаваемой регистрирующими органами путем обмена электронными документами. Однако на практике иногда возникают ситуации, когда работники данных органов просят представить документы юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, для внесения изменений в учет.

 

Примечание 39. Порядок выдачи и ведения книги замечаний и предложений регулируется Положением о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285.

С 23 января 2016 г. книга замечаний и предложений приобретается в РУП «Издательство "Белбланкавыд"». Основанием для выдачи книги является наличие сведений об организации в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) (пп.3, 5 указанного Положения).

Размер платы за книгу замечаний и предложений определен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2005 № 37.

Примечание 40. Образцы заявлений на получение лицензии можно найти на сайтах соответствующих лицензирующих органов.

Примечание 41. Размер пошлины составляет 10 БВ (п.42 приложения 22 к НК).

Примечание 42. В случае реорганизации лицензиата - юридического лица в форме разделения вновь созданное юридическое лицо при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованного юридического лица в месячный срок со дня своей государственной регистрации обязано обратиться за выдачей новой лицензии в порядке, установленном Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450) (п.69 Положения № 450).

В случае подачи в вышеуказанный срок заявления о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений либо о выдаче новой лицензии лицензиат (соискатель лицензии) до получения лицензии, оформленной на новом бланке, либо новой лицензии осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что соответствующая деятельность осуществляется с соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату.

При получении новой лицензии лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган оригинал ранее выданной лицензии (ее дубликат) (п.74 Положения № 450).

Примечание 43. Необходимость в этой стадии появляется лишь в том случае, если реорганизуемым юридическим лицом является АО.

Примечание 44. В соответствии с частью второй ст.89 Закона № 2020-XII при реорганизации АО в форме разделения общества выпуск акций реорганизуемого АО аннулируется в соответствии с законодательством о ценных бумагах. В свою очередь исключение ценных бумаг из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование выпуска ценных бумаг или его части) влечет снятие данных ценных бумаг с централизованного хранения в депозитарной системе.

Исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случаях:

• реорганизации АО, в результате которой создаются юридические лица иных организационно-правовых форм, - на основании сведений о прекративших деятельность субъектах хозяйствования;

• реорганизации АО в форме разделения, в результате которой создано (созданы) новое(ые) АО, - на основании документов, представленных для государственной регистрации акций вновь возникшим (возникшими) АО (п.123 Инструкции № 146).

Примечание 45. При реорганизации организации образовавшиеся в ее деятельности архивные документы, завершенные и незавершенные делопроизводством дела передаются правопреемнику в порядке, установленном Правилами работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденными постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143.

Примечание 46. В соответствии с п.48 Инструкции № 146 договор с депозитарием на депозитарное обслуживание эмитента должен быть заключен до государственной регистрации акций.

Примечание 47. Как следует из п.22 Инструкции № 146, в ЗАО обязательно наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключение с профессиональным участником договора, предусматривающего оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (если оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг не предусмотрено договором на депозитарное обслуживание эмитента). Таким образом, данная стадия не является обязательной при условии, если в ЗАО есть сотрудник с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо договор на депозитарное обслуживание предусматривает оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 ноября 2017 г. аналогичная норма содержится в п.6 Инструкции № 78.

 

Кроме того, указанная стадия отсутствует, если в результате реорганизации в форме разделения создано ОАО, так как для него требование о наличии сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг является обязательным, вследствие чего отсутствует альтернатива заключения договора на оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг, как для ЗАО.

Примечание 48. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 3).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 ноября 2017 г. форма заявления о государственной регистрации выпуска акций содержится в приложении 4 к Инструкции № 78.

 

Примечание 49. Форма решения установлена Инструкцией № 146 (приложение 4).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 ноября 2017 г. форма решения о выпуске акций не установлена. Требования к решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг содержатся в главе 3 Инструкции № 78.

 

Примечание 50. Пункт 15.19 главы 15 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2018 г. п.15.19 перечня № 156 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2018 № 229. Размер платы составляет 0,2 % объема выпуска (дополнительного выпуска) акций, но не более 30 базовых величин.

 

Примечание 51. При создании АО (в том числе и в результате реорганизации в форме разделения) документы для государственной регистрации акций представляются в двухмесячный срок с даты государственной регистрации АО (п.26 Инструкции № 146).

 

Справочно

Сведения об отделах по ценным бумагам Главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску содержатся на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/securities_department/background/doc/db3bf2c3d8e5cb14.html).

 

Примечание 52. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:

• вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;

• присваивает номер государственной регистрации акциям АО;

• выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акциях данной категории, данного типа, привилегированных акциях, с приложением свидетельства о государственной регистрации ценных бумаг.

Примечание 53. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственной регистрации акций АО в случаях:

• нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;

• несоответствия представленных документов требованиям законодательства о ценных бумагах, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы.

Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.

Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.

 

29.04.2016

 

Светлана Дашкевич, магистр юридических наук, юрист

Татьяна Дегтяренко, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»