Алгоритм от 03.04.2017
Автор: Амельченя Ю.

Алгоритм действий при проведении торгов на закупку товаров при строительстве (до 1 июля 2019 года)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общая характеристика торгов

Централизованный порядок проведения торгов (деление по лотам)

Формы документов

Алгоритм проведения торгов

Проведение торгов по упрощенной схеме

Обжалование и защита прав

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
(ДО 1 ИЮЛЯ 2019 ГОДА)

С 1 января 2017 г. закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов регулируются нормами:

1) Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380);

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств;

 

2) Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

В соответствии с Указом № 380:

• закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380 (подп.1.1 п.1 Указа № 380);

• закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп.1.2 п.1 Указа № 380).

Таким образом, для сферы строительства установлены четыре вида процедур:

• подрядные торги;

• торги на закупку товаров при строительстве;

• биржевые торги;

• переговоры.

В связи с особенностями в проведении этих процедур предлагаем проанализировать порядок организации и проведения торгов на закупку товаров при строительстве (далее - торги).

Общая характеристика торгов

Торги - форма размещения заказов на закупку товаров при строительстве объектов, предусматривающая выбор поставщика на основе конкурса (абзац 24 п.2 Положения № 88).

Форма торгов: открытый (общее правило) или закрытый конкурс.

 

Справочно

Торги в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по:

• объектам специального назначения;

• взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом;

• объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройство железнодорожной автоматики, электрификация участков железной дороги, переустройство и ремонт железнодорожных путей);

• объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах;

• объектам, строительство которых осуществляется в военных целях;

• объектам строительства, связанным с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

• объектам строительства, связанным с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь»;

• объектам строительства, относящимся к производствам нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, нефтехимической и химической промышленности (часть первая п.7 Положения № 88).

 

Торги в форме закрытого конкурса проводятся в порядке, предусмотренном Положением № 88 для проведения торгов в форме открытого конкурса, с учетом следующих особенностей:

• извещение о проведении торгов в форме закрытого конкурса и сообщение о результатах таких торгов не размещаются (не публикуются);

• организатор торгов самостоятельно определяет перечень участников, которые могут выполнить соответствующий заказ, и направляет им приглашения на участие в торгах в форме закрытого конкурса (форма приглашения приведена в приложении 5 к Положению № 88).

При этом по следующим объектам особенности порядка организации и проведения подрядных торгов определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, а также иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, которые являются организаторами таких торгов, либо государственных органов, а также иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся организаторы торгов:

• объекты, строительство которых осуществляется в военных целях;

• объекты строительства, связанные с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

• объекты строительства, связанные с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь»;

• объекты строительства, относящиеся к производствам нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, нефтехимической и химической промышленности (п.781 Положения № 88).

Начало торгов: момент принятия решения об их проведении.

Окончание торгов: приемка объекта, товаров в порядке, предусмотренном Положением № 88.

Субъектный состав процедуры торгов:

1) организатор: инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на торгах;

2) конкурсная комиссия: создается организатором для организации и проведения торгов; состав не менее пяти человек (персональный состав конкурсной комиссии формируется организатором торгов и утверждается его руководителем). Она действует на основании Положения № 88 и регламента конкурсной комиссии. Конкурсной комиссией руководит ее председатель.

При необходимости по решению государственного органа (организации) персональный состав конкурсной комиссии, формируемый подчиненной ему (входящей в его состав (систему)) организацией, может согласовываться с таким органом (организацией) (часть шестая п.13 Положения № 88).

В состав конкурсной комиссии включаются работники организатора торгов, в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости - работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) организатор торгов (при наличии согласия такого государственного органа (организации)) (часть седьмая п.13 Положения № 88).

Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются при утверждении ее персонального состава.

Период деятельности конкурсной комиссии: до момента заключения договора по результатам проведения торгов.

Решение о создании временной конкурсной комиссии принимается по результатам принятия решения о размещении заказа на основе торгов до размещения (публикации) извещения о проведении торгов и (или) направления приглашений участникам.

Порядок работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется Положением № 88 и регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора торгов.

Дочерние унитарные предприятия коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов вправе передать учредившим их предприятиям свои функции по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (п.142 Положения № 88);

3) участники: лица, принимающие участие в торгах и представившие свои предквалификационные документы и конкурсное предложение по предмету заказа. Участниками исходя из предмета заказа могут выступать поставщики.

Участники для участия в торгах:

• приобретают (получают) у организатора торгов конкурсную документацию, документацию для предварительного квалификационного отбора участников;

• разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения, соответствующие условиям предварительного квалификационного отбора участников и торгов, и направляют организатору торгов в установленный им срок предквалификационные документы в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) и конкурсные предложения на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации);

• присутствуют на заседаниях конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном организатором торгов;

• совершают иные действия, предусмотренные Положением № 88 и конкурсной документацией (часть вторая п.15 Положения № 88);

4) приглашенные специалисты и другие лица без права голоса при принятии решений, не включенные в состав конкурсной комиссии.

В частности, при размещении заказов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, в работе конкурсной комиссии могут принимать участие члены Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, а также работники Комитета государственного контроля Республики Беларусь, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (с их согласия) (п.16 Положения № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. п.16 Положения № 88 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427 (далее - постановление № 427). В работе конкурсной комиссии могут принимать участие члены Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, а также работники Комитета государственного контроля, уполномоченные сотрудники органов внутренних дел, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации (с их согласия);

 

5) оператор официального сайта информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет (информационная система «Тендеры»).

Проведение торгов.

1. Проводятся в случаях, когда их проведение обязательно. Так, при строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов (в случаях, предусмотренных подп.1.4 п.1 Указа № 380) обязательно также проведение торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более (абзац 4 части первой подп.1.5 п.1 Указа № 380).

При этом закупкой товаров при строительстве считается приобретение товаров, осуществляемое на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами (подстрочное примечание к подп.1.2 п.1 Указа № 380).

2. По усмотрению заказчика могут быть проведены в случаях, когда торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора.

3. По усмотрению заказчика торги могут быть проведены в случаях, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа № 380, когда проведение торгов не является обязательным.

Преференциальная поправка: при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:

• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

• 25 % - в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников (часть первая п.9 Положения № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. в часть первую п.9 Положения № 88 внесены изменения постановлением № 427. При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:

• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и государств - членов Евразийского экономического союза;

• 25 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников и доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда участника составляет не менее 25 %.

 

Наряду с этим с 16 августа 2015 г. действует норма, допускающая в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (п.91 Положения № 88).

Централизованный порядок проведения торгов (деление по лотам)

При закупке однородных товаров при строительстве объектов организатор торгов может размещать заказы в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов (в конкурсной документации указываются однородные товары, необходимые для строительства каждого объекта).

Организатор подрядных торгов (торгов) вправе проводить подрядные торги (торги) одновременно по нескольким лотам. В этом случае конкурсная документация разрабатывается по каждому из лотов.

Если в торгах по отдельному лоту принимал участие один участник, то они признаются несостоявшимися только в отношении этого лота. Торги на объект строительства считаются проведенными в случае, если выбран победитель по каждому из лотов (п.39 Положения № 88).

Формы документов

В приложениях к Положению № 88 содержатся:

1) примерные формы протоколов:

- заседания конкурсной комиссии по открытию предквалификационных документов;

- заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников;

- заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями;

- заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов;

2) форма приглашения на участие в торгах в форме закрытого конкурса.

Алгоритм проведения торгов

Шаг 1
Принятие организатором торгов (его руководителем) решения о размещении заказа на основе торгов
   
Шаг 2
Назначение лица, ответственного за проведение торгов, создание конкурсной комиссии и определение полномочий ее членов
   
Шаг 3
Обеспечение разработки документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, утверждение и представление данной документации участникам в установленном организатором порядке
   
Шаг 4
Размещение (опубликование) извещения о проведении торгов и (или) направление приглашения участникам
   
Шаг 5
Размещение информации о результатах проведения торгов в форме открытого конкурса
   
Шаг 6
Заключение соответствующего договора по результатам проведения торгов

Шаг 1. Принятие организатором торгов (его руководителем) решения о размещении заказа на основе торгов

Условия для принятия решения о проведении торгов (если иное не установлено в части второй п.48 Положения № 88):

1) наличие договора строительного подряда на выполнение работ при строительстве объекта, графиков поставок товаров, осуществляемых застройщиком, заказчиком, подрядчиком, или иных документов, определяющих обязанность застройщика, заказчика, подрядчика по закупке соответствующих товаров для строительства объекта;

2) наличие:

а) утвержденной в установленном порядке проектной, в том числе сметной, документации (архитектурного проекта - по решению заказчика, застройщика при разработке проектной документации в две стадии) либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которой (которым) определяются перечень и количество (объем) необходимых для строительства объектов товаров, а также

б) технического задания на закупку оборудования, изделий, конструкций.

Согласование технического задания: с республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся (в состав (систему) которых входят) застройщик, заказчик либо которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) застройщика, заказчика, а при отсутствии такого республиканского органа или государственной организации - с облисполкомом и Минским горисполкомом (по месту размещения объекта) при закупке товаров, не производимых в Республике Беларусь, при строительстве объектов, в том числе жилых домов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;

3) наличие результатов исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров, на основании данных, установленных в проектной, в том числе сметной, документации, техническом задании (часть первая п.48 Положения № 88).

 

Справочно

Организатор торгов вправе привлечь на основании договора специализированную организацию для проведения исследования конъюнктуры рынка. Специализированная организация не может быть участником торгов, в рамках которых она осуществляла функции по исследованию конъюнктуры рынка.

 

Условие: исследование конъюнктуры рынка обязательно проводится на товарных рынках Единого экономического пространства.

Требования:

1) результаты исследования конъюнктуры рынка должны включать сбор и анализ информации о производителях и поставщиках товаров, ценах товаров с предложенными схемами скидок в зависимости от их качественных, количественных, экономических, инновационно-технических и иных характеристик в целях получения достоверной производственно-коммерческой информации (часть третья п.48 Положения № 88);

2) к результатам исследования конъюнктуры рынка прилагаются соответствующие подтверждающие документы (ответы поставщиков на запросы информации о ценах товаров, официальные прайс-листы, распечатки данных сайтов поставщиков из глобальной компьютерной сети Интернет и иные документы). Подтверждением изучения рынка могут выступать сведения, представленные Белорусской торгово-промышленной палатой, информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», соответствующим республиканским органом государственного управления и иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, осуществляющими регулирование и управление в отрасли (сфере деятельности), к которой относится производство закупаемого товара, а также из каталога оборудования, конструкций, изделий и материалов для строительства зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, сформированного Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (часть четвертая п.48 Положения № 88);

3) результаты исследования конъюнктуры рынка прилагаются к протоколу заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями и протоколу заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов (часть пятая п.48 Положения № 88).

Особенность: если товары относятся к биржевым (включены в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714) и если проведение биржевых торгов обязательно, то размещение заказов на приобретение подобных товаров осуществляется в соответствии с законодательством о товарных биржах. Кроме того, на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» могут осуществляться в соответствии с законодательством о товарных биржах закупки необходимых для строительства объектов товаров, допущенных названным акционерным обществом к биржевой торговле (п.49 Положения № 88).

Шаг 2. Назначение лица, ответственного за проведение торгов, создание конкурсной комиссии и определение полномочий ее членов

Конкурсная комиссия может быть постоянной или временной.

Порядок работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется:

1) Положением № 88;

2) регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора торгов.

Шаг 3. Обеспечение разработки документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, утверждение и представление данной документации участникам в установленном организатором порядке

Наличие у организатора торгов разработанной и утвержденной им документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации - еще одно условие для проведения торгов (часть первая п.36 Положения № 88).

Предварительный квалификационный отбор - обязательная процедура при размещении заказов на торгах (п.17 Положения № 88).

Дальнейшее участие в торгах принимают только участники, отобранные по результатам предварительного квалификационного отбора.

Порядок проведения предварительного квалификационного отбора регулируется правилами, установленными в главе 3 Положения № 88.

Действия организатора при проведении предварительного квалификационного отбора:

1) подготовка и утверждение документации для предварительного квалификационного отбора участников, которая должна содержать информацию:

- о наименовании организатора торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;

- наименовании предмета заказа;

- сроках и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;

- перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, а также о критериях и методике оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в торгах.

 

Справочно

Организатором устанавливаются показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников, исходя из предмета заказа на закупку товаров при строительстве объектов на основании п.21 Положения № 88;

 

- сроке действия предквалификационных документов;

2) приглашение участников, подавших заявку на участие в торгах, на предварительный квалификационный отбор и регистрация таких участников;

3) представление участникам в электронной форме документации для предварительного квалификационного отбора участников;

4) рассмотрение конкурсной комиссией поступивших от участников предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участников в торгах.

Конкурсная комиссия после истечения срока для представления предквалификационных документов:

• проводит заседание, на котором открываются предквалификационные документы, представленные в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации). На заседании могут присутствовать участники;

• проверяет при открытии предквалификационных документов наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника;

• составляет протокол заседания конкурсной комиссии по открытию предквалификационных документов (примерная форма протокола приведена в приложении 1 к Положению № 88);

• изучает предквалификационные документы участников (срок - не более 5 рабочих дней со дня вскрытия конвертов, но может быть продлен не более чем на 5 рабочих дней с согласия организатора торгов);

• проводит оценку квалификационных данных участников с учетом показателей и критериев, установленных организатором, и методики их оценки. По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников (примерная форма протокола установлена приложением 2 к Положению № 88). Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, оно излагается в этом протоколе. Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору торгов для утверждения. Организатор торгов утверждает данный протокол в течение 1 рабочего дня со дня его представления.

Извещение участников: организатор подрядных торгов (торгов) извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. При этом участнику, не прошедшему такой отбор, дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах (торгах) и возвращается его конкурсное предложение нераспечатанным.

Правовые последствия в случае, если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор: торги признаются несостоявшимися (часть пятая п.23 Положения № 88).

Требования к конкурсной документации.

 

В состав конкурсной документации включается:
информация: требования: условия проведения торгов и заключения договора поставки
о наименовании организатора торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты о наличии документов, подтверждающих полномочия участника на реализацию товаров (в соответствии с законодательством страны производителя товаров), если к реализации предлагаются не производимые им товары В условия проведения торгов могут включаться сведения о праве участника улучшить свое конкурсное предложение по результатам проведенных торгов путем снижения первоначальной (указанной в конкурсном предложении) цены с обязательным представлением в составе такого предложения обоснования (расчета) размера снижения цены конкурсного предложения, а также уменьшения сроков поставки товаров или снижения размера авансов без изменения остальных условий его конкурсного предложения, если они являются критериями оценки и предусмотрены конкурсной документацией (часть вторая подп.50.3 п.50 Положения № 88)
о наименовании объекта строительства и его месте расположения о наличии документов, подтверждающих возможность обеспечения участником на территории Республики Беларусь технического обслуживания предлагаемых к реализации товаров, их ремонта, наличия запасных частей и расходных материалов
-
о перечне и количестве (объеме) закупаемых товаров, их потребительских и технических показателях (характеристиках), сроках и порядке поставок таких товаров, требовании о представлении деклараций о соответствии или сертификатов соответствия товаров в случаях, установленных законодательством о представлении сведений о гарантийных обязательствах на закупаемые товары
-
о цене заказа, применяемой в качестве стартовой, а также о возможности внесения предложений о ее изменении
-
-
об источниках информации о ценах на товары, используемых при определении стартовой цены о наличии проекта соответствующего договора страхования при стоимости оборудования свыше 8 000 БВ (подп.50.2 п.50 Положения № 88)
-
о наличии проектной документации, необходимой для производства соответствующего оборудования и его монтажа
-
-
об источниках финансирования закупки товаров
-
-
о порядке представления участниками конкурсных предложений (подп.50.1 п.50 Положения № 88)
-
-

 

В случае если организатором торгов в проекте договора поставки предусматривается выплата авансов на поставку (изготовление) оборудования стоимостью свыше 8 000 БВ, в конкурсной документации оговаривается необходимость предоставления участниками обеспечения исполнения обязательств с указанием размера и срока действия такого обеспечения, а также представления соответствующих документов, подтверждающих заключение договора страхования на случай повреждения оборудования (часть восьмая подп.50.3 п.50 Положения № 88).

Кроме того, в состав конкурсной документации включается проект договора поставки в редакции организатора торгов.

Шаг 4. Размещение (опубликование) извещения о проведении торгов и (или) направление приглашения участникам

Не позднее чем за 30 календарных дней до проведения торгов организатором размещается извещение об их проведении следующим образом:

• в информационной системе «Тендеры»;

• дополнительно (в случае надобности) публикуется в печатных изданиях, в том числе имеющих международное распространение;

• дополнительно организатор вправе информировать предполагаемых участников о размещении извещения о проведении торгов в письменной и (или) электронной форме.

Извещение о проведении торгов должно содержать информацию:

• о наименовании организатора торгов;

• времени, месте и форме проведения торгов;

• времени, месте и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;

• предмете и порядке проведения торгов, в том числе о порядке участия в торгах и определения их победителя;

• условиях приобретения (получения) конкурсной документации и документации для предварительного квалификационного отбора участников;

• цене заказа, применяемой в качестве стартовой, сроке заключения договора по результатам проведения торгов и иную информацию, определяемую организатором торгов.

 

Действия заинтересованных в участии лиц (участников) Действия организатора
После размещения (публикации) извещения лица, желающие принять участие в торгах, направляют их организатору сообщение о своем согласии на участие в торгах и предварительном квалификационном отборе участников Представляет участникам конкурсную документацию и документацию для предварительного квалификационного отбора участников не позднее 3 рабочих дней после выполнения участником условий приобретения (получения) данной документации
Участники разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения и не позднее установленного организатором подрядных торгов (торгов) срока направляют конкурсной комиссии одновременно предквалификационные документы в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) и конкурсную документацию на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации).
Требования к документации:
1) в отдельном конверте на бумажном носителе должен быть представлен один оригинальный экземпляр конкурсного предложения и в отдельных конвертах на бумажных носителях и (или) в электронном виде (на электронных носителях с невозможностью модифицирования информации) - копии конкурсного предложения;
2) все листы конкурсных предложений при представлении их на бумажном носителе в отдельных конвертах должны быть пронумерованы и прошиты;
3) каждый документ (оригинал или копия), кроме нотариально заверенного, должен быть подписан руководителем участника или уполномоченным им лицом и скреплен печатью
При получении предквалификационных документов и конкурсных предложений данные документы регистрируются организатором торгов в порядке их поступления с указанием даты и времени. По требованию участника организатор торгов выдает ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения и предквалификационных документов
Проведение предквалификационного отбора участников (см. выше)
После проведения предварительного квалификационного отбора участников в установленный организатором торгов день проводится заседание конкурсной комиссии
Участники, представившие конкурсные предложения и зарегистрированные организатором торгов, вправе присутствовать на заседании конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с конкурсными предложениями (открытии конкурсных предложений, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) в порядке, установленном конкурсной документацией Конкурсной комиссией проверяется наличие всех установленных в соответствии с условиями проведения торгов документов и оглашается содержание основных пунктов предложений. Указанные данные по каждому участнику вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями (примерная форма протокола приведена в приложении 3 к Положению № 88)
Изучение конкурсной комиссией конкурсных предложений: срок - не более 45 рабочих дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, а по объектам строительства жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения - не более 10 рабочих дней*
Участник обязан представить уточняющую информацию Конкурсная комиссия вправе запросить у участника уточняющую информацию как при проведении предварительного квалификационного отбора участников, так и при проведении торгов
  Конкурсная комиссия вправе произвести дополнительную проверку представленных участником сведений с участием специалистов либо назначить проведение экспертизы, если у конкурсной комиссии возникают сомнения в достоверности представленных участником сведений**
Оценка предложений участников проводится в порядке, установленном конкурсной документацией, с учетом критериев и методики, приведенных в ней. Путем установления процентного соотношения между критериями определяется удельный вес каждого из них. Удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не более 50 %. Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений не подлежит разглашению
Результаты проведения торгов
Подводятся на заседании конкурсной комиссии с оформлением протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов (примерная форма протокола установлена приложением 4 к Положению № 88), в котором излагается особое мнение члена конкурсной комиссии (при наличии). Протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору торгов для утверждения. Решение об утверждении (неутверждении) данного протокола принимается организатором торгов в течение 3 рабочих дней с даты его представления, при неутверждении протокола организатор торгов составляет письменное обоснование такого решения

 

* В отдельных случаях при соответствующем обосновании (представляется председателем конкурсной комиссии организатору торгов) с согласия организатора торгов этот срок может быть продлен.

** Участник отстраняется от участия в предварительном квалификационном отборе или торгах в любой момент до заключения договора, если организатор торгов обнаружит, что участник представил недостоверную информацию.

 

Отказ победителя торгов от заключения соответствующего договора. Организатор торгов вправе не проводить повторные торги, а предложить заключить договор второму по показателям после победителя торгов участнику. При отказе данного участника от заключения договора организатор торгов вправе провести повторные торги или перейти к процедуре переговоров (часть шестнадцатая п.36 Положения № 88).

По результатам принятия решения об отстранении участника от участия в предварительном квалификационном отборе участников или торгах оформляется протокол, а отстраненный участник уведомляется о таком решении в течение 3 рабочих дней.

Торги признаются несостоявшимися в случаях, если:

• руководителем организатора торгов при обязательном соответствующем письменном обосновании не утвержден протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов;

• конкурсной комиссией при обязательном соответствующем письменном обосновании в указанном протоколе ни один из участников не признан победителем торгов;

• победитель торгов отказался от заключения договора и организатором торгов не предложено заключить договор второму по показателям после победителя торгов участнику;

• победитель торгов, а также второй по показателям после него участник отказались от заключения договора;

• не подано ни одного конкурсного предложения с предквалификационными документами;

• в торгах принимал участие только один участник (часть двадцатая п.36 Положения).

Шаг 5. Размещение информации о результатах проведения торгов в форме открытого конкурса

Организатор торгов извещает участников о результатах их проведения в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов (часть семнадцатая п.36 Положения № 88).

Организатор торгов в течение 3 рабочих дней после утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов размещает его в информационной системе «Тендеры».

Извещение в случае признания торгов несостоявшимися: организатор в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола о признании торгов несостоявшимися извещает всех участников. Извещение о признании торгов несостоявшимися размещается в информационной системе «Тендеры», а также публикуется в печатных средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов (части двадцать первая, двадцать вторая п.36 Положения № 88).

Шаг 6. Заключение соответствующего договора по результатам проведения торгов

Договор заключается по результатам проведения торгов - не позднее 20 календарных дней со дня объявления их победителя, если иной срок не указан в извещении о проведении торгов (абзац 2 части первой п.79 Положения № 88).

Исполнение обязательств по договору может обеспечиваться путем предоставления банковской гарантии, поручительства, перечисления организатору торгов денежных средств, а также иными способами в соответствии с законодательством.

В случае если в конкурсной документации предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по договору, договор заключается после представления участником, признанным победителем торгов, обеспечения исполнения обязательств по договору в соответствии с Положением № 88.

В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения торгов.

При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на торгах, но не изменяющие их существенных условий (п.80 Положения № 88).

Конкурсная документация, предложение победителя торгов, протокол о результатах их проведения приобщаются в качестве приложений к договору и являются его неотъемлемой частью.

Проведение торгов по упрощенной схеме

Общее правило: торги могут проводиться по упрощенной схеме (пп.47, 38 Положения № 88).

Основание: размещение заказов на закупку товаров при проведении торгов в форме открытого или закрытого конкурса.

Особенности:

• организатор подрядных торгов (торгов) имеет право одновременно с размещением (публикацией) извещения о проведении подрядных торгов (торгов) направить предполагаемым участникам приглашения в электронной форме;

• срок представления организатором торгов документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации участникам должен составлять не более 1 рабочего дня после выполнения ими условий приобретения (получения) такой документации;

• организатор торгов вправе представить участнику в соответствии с законодательством документацию для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсную документацию по указанному им электронному адресу;

• сроки подготовки и подачи участниками предквалификационных документов и конкурсных предложений должны составлять не менее 15, но не более 30 календарных дней с даты размещения (публикации) извещения или рассылки приглашений;

• конкурсная комиссия должна провести предварительный квалификационный отбор участников и определить победителя подрядных торгов (торгов) в срок не позднее 10 рабочих дней после проведения первого ее заседания. В отдельных случаях при представлении председателем конкурсной комиссии организатору подрядных торгов (торгов) соответствующего обоснования с согласия организатора подрядных торгов (торгов) этот срок может быть продлен (п.38 Положения № 88).

Обжалование и защита прав

Осуществляется по общим правилам главы 13 Положения № 88.

1. В случае возникновения споров до подведения результатов торгов участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме в конкурсную комиссию организатора (часть первая п.84 Положения № 88).

2. Если спорные вопросы возникают до заключения договора по результатам проведения торгов, жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору торгов в течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения торгов (часть первая п.85 Положения № 88).

3. В случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве, в частности, данная комиссия вправе рассматривать жалобы участников процедур закупок при строительстве до заключения договоров по результатам проведения процедур закупок при строительстве объектов стоимостью свыше 100 000 БВ (абзац 5 п.5 Положения о Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 224).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. Положение № 224 исключено постановлением № 427.

 

4. После заключения договора по результатам проведения торгов дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством, в частности, путем обращения за судебной защитой прав.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом приведенной выше нормы полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). 

 

03.04.2017

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»

 

По этой теме также см.:

1. Алгоритм действий при проведении подрядных торгов в строительстве (до 1 июля 2019 года).

2. Алгоритм действий при проведении переговоров в строительстве (до 1 июля 2019 года).