


Материал помещен в архив
АНАЛИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И (ИЛИ) ВЕДЕНИЕ АВТОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ
![]() |
Справочно (об авторе) Людмила Ковалева с 1998 по 2015 год работала заведующей лабораторией открытого акционерного общества «НИИ Стройэкономика». |
Помимо существенных условий договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (далее - договор на выполнение ПИР) в Правилах заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 (далее - Правила), содержится перечень дополнительных условий, которые могут быть использованы сторонами при заключении договора (п.11 Правил).
Приведенный в Правилах перечень дополнительных условий не исчерпывающий, и каждая из сторон договора вправе внести предложения о включении в договор других условий.
Такими условиями могут быть:
• указание на источник финансирования разработки проектной документации и (или) выполнения изыскательских работ и (или) осуществления авторского надзора за строительством;
• выплата и размер вознаграждения за досрочную сдачу результатов работ заказчику, за исключением работ, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее - бюджетные средства);
• внесение в полном объеме предварительной оплаты стоимости проведения государственных экспертиз проектной документации;
• установление взаимоотношений сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы;
• конфиденциальность при исполнении договора, а также другие условия.
Указание на источник финансирования
Разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, выполнение изыскательских работ или осуществление авторского надзора за строительством могут осуществляться с привлечением средств из различных источников:
• бюджетных и приравненных к ним средств в соответствии с законодательством;
• собственных средств заказчика (инвестора);
• кредитов банков и др.
Финансирование может быть смешанным, то есть выполняемые по договору работы (услуги) могут осуществляться с одновременным привлечением средств из различных источников.
По мнению автора, указание в договоре источника финансирования следовало бы отнести к существенным условиям договора, потому как это влияет на размер выделяемого заказчиком аванса и связано с определением порядка расчетов в договоре, а также установлением в договоре такого условия, как вознаграждение за досрочную сдачу результатов работ.
Вознаграждение за досрочную сдачу результатов работ
Одно из дополнительных условий по договору на выполнение ПИР - условие о вознаграждении подрядчика за досрочную сдачу результатов работ.
Заказчик вправе предложить подрядчику включить данное условие в договор в целях его стимулирования к наиболее быстрому и качественному исполнению своих обязательств по договору на выполнение ПИР. Условия о досрочной сдаче результатов, премировании, размер вознаграждения и порядок его выплаты стороны должны предусмотреть в договоре на выполнение ПИР.
![]() |
Обратите внимание! Условие о вознаграждении подрядчика за досрочную сдачу результатов работ стороны не вправе предусмотреть в договоре на выполнение ПИР, финансирование работ по которому производится полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (п.11 Правил). |
Предварительная оплата стоимости проведения государственных экспертиз
Разработанная подрядчиком проектная документация подлежит государственной экспертизе.
В соответствии с п.6 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476, государственная экспертиза архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) проводится на платной основе.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791. |
Для проведения государственной экспертизы градостроительной и проектной документации между органом государственной экспертизы и заявителем заключается договор на проведение государственной экспертизы.
Вызывает сомнение определение этого условия как дополнительного к договору на выполнение ПИР, поскольку в абзаце 7 п.23 Правил предусмотрена обязанность заказчика производить предварительную оплату расходов, связанных с проведением государственной экспертизы проектной документации, из чего следует, что это должно быть не дополнительным условием договора, о котором стороны могут договориться при его заключении, а обязательным. В противном случае вопрос об оплате расходов на проведение государственной экспертизы может быть решен сторонами в договоре.
Взаимоотношения сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы
При заключении договора заказчик и подрядчик вправе предусмотреть в нем основания освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с п.3 ст.372 Гражданского кодекса Республики Беларусь под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, которые носят непреодолимый (непредотвратимый) характер (основное безусловное требование), то есть не в силах сторон предотвратить эти обстоятельства, какие бы усилия при этом ни прилагались.
Обстоятельства непреодолимой силы традиционно разделяют на две группы:
• природные стихийные явления (наводнения, землетрясения, ураганы и др.);
• явления общественной жизни (войны, забастовки, экономические блокады и др.).
При заключении договора сторонам необходимо определить, какие виды обстоятельств непреодолимой силы будут приниматься во внимание при их взаимоотношениях.
![]() |
Обратите внимание! Кризисные явления (неплатежеспособность лиц, срыв поставок партнерами энергоресурсов, сырья, материалов, комплектующих изделий и др.) не могут рассматриваться как форс-мажорные обстоятельства, а относятся к категории финансовых рисков. |
Наступление обстоятельств непреодолимой силы должно быть подтверждено свидетельством Белорусской торгово-промышленной палаты Республики Беларусь или иным уполномоченным государственным органом.
![]() |
Справочно Дополнительно предлагаем изучить пособие «Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ». |
Конфиденциальность при исполнении договора
Правилами заказчику и подрядчику предоставлено право предусмотреть в договоре обязательства по соблюдению конфиденциальности, то есть сохранению коммерческой тайны.
В настоящее время правовые основы регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, изменением и отменой режима коммерческой тайны, а также в связи с охраной коммерческой тайны, закреплены в Законе Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне».
В соответствии с вышеназванным Законом стороны обязуются не разглашать, не передавать и (или) не делать каким-либо еще способом доступными третьим лицам сведения, содержащиеся в документах, оформляющих совместную деятельность сторон в рамках договора, не иначе как с письменного согласия обеих сторон. Порядок и условия использования конфиденциальной информации должны быть определены сторонами в договоре либо оформлены соглашением о конфиденциальности, которое стороны составляют дополнительно к договору.
В договоре или соглашении о конфиденциальности надлежит предусмотреть перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации, и дифференцированные санкции за нарушение конфиденциальности в зависимости от ущерба, который может быть нанесен разглашением такой информации.
К числу дополнительных условий, которые могут быть включены сторонами в договор, относятся содержащиеся в п.15 Правил условия о возможности принятия мер по обеспечению выполнения как заказчиком, так и подрядчиком своих обязательств по договору путем удержания имущества должника, установления неустойки, залога, поручительства, банковской гарантии, задатка, гарантии и другими способами, предусмотренными законодательством.
![]() |
Справочно О существенных условиях договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством см. здесь. Об обязательных приложениях к договорам подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством см. здесь. |
26.06.2015
Людмила Ковалева, юрист