Пособие от 26.06.2015
Автор: Ковалева Л.

Анализ дополнительных условий договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством


СОДЕРЖАНИЕ

 

Указание на источник финансирования

Вознаграждение за досрочную сдачу результатов работ

Предварительная оплата стоимости проведения государственных экспертиз

Взаимоотношения сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы

Конфиденциальность при исполнении договора

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АНАЛИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И (ИЛИ) ВЕДЕНИЕ АВТОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ

Справочно (об авторе)

Людмила Ковалева с 1998 по 2015 год работала заведующей лабораторией открытого акционерного общества «НИИ Стройэкономика».

 

Помимо существенных условий договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (далее - договор на выполнение ПИР) в Правилах заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 (далее - Правила), содержится перечень дополнительных условий, которые могут быть использованы сторонами при заключении договора (п.11 Правил).

Приведенный в Правилах перечень дополнительных условий не исчерпывающий, и каждая из сторон договора вправе внести предложения о включении в договор других условий.

Такими условиями могут быть:

• указание на источник финансирования разработки проектной документации и (или) выполнения изыскательских работ и (или) осуществления авторского надзора за строительством;

• выплата и размер вознаграждения за досрочную сдачу результатов работ заказчику, за исключением работ, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее - бюджетные средства);

• внесение в полном объеме предварительной оплаты стоимости проведения государственных экспертиз проектной документации;

• установление взаимоотношений сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы;

• конфиденциальность при исполнении договора, а также другие условия.

Указание на источник финансирования

Разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, выполнение изыскательских работ или осуществление авторского надзора за строительством могут осуществляться с привлечением средств из различных источников:

• бюджетных и приравненных к ним средств в соответствии с законодательством;

• собственных средств заказчика (инвестора);

• кредитов банков и др.

Финансирование может быть смешанным, то есть выполняемые по договору работы (услуги) могут осуществляться с одновременным привлечением средств из различных источников.

По мнению автора, указание в договоре источника финансирования следовало бы отнести к существенным условиям договора, потому как это влияет на размер выделяемого заказчиком аванса и связано с определением порядка расчетов в договоре, а также установлением в договоре такого условия, как вознаграждение за досрочную сдачу результатов работ.

Вознаграждение за досрочную сдачу результатов работ

Одно из дополнительных условий по договору на выполнение ПИР - условие о вознаграждении подрядчика за досрочную сдачу результатов работ.

Заказчик вправе предложить подрядчику включить данное условие в договор в целях его стимулирования к наиболее быстрому и качественному исполнению своих обязательств по договору на выполнение ПИР. Условия о досрочной сдаче результатов, премировании, размер вознаграждения и порядок его выплаты стороны должны предусмотреть в договоре на выполнение ПИР.

 

Обратите внимание!

Условие о вознаграждении подрядчика за досрочную сдачу результатов работ стороны не вправе предусмотреть в договоре на выполнение ПИР, финансирование работ по которому производится полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (п.11 Правил).

Предварительная оплата стоимости проведения государственных экспертиз

Разработанная подрядчиком проектная документация подлежит государственной экспертизе.

В соответствии с п.6 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476, государственная экспертиза архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) проводится на платной основе.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791.

 

Для проведения государственной экспертизы градостроительной и проектной документации между органом государственной экспертизы и заявителем заключается договор на проведение государственной экспертизы.

Вызывает сомнение определение этого условия как дополнительного к договору на выполнение ПИР, поскольку в абзаце 7 п.23 Правил предусмотрена обязанность заказчика производить предварительную оплату расходов, связанных с проведением государственной экспертизы проектной документации, из чего следует, что это должно быть не дополнительным условием договора, о котором стороны могут договориться при его заключении, а обязательным. В противном случае вопрос об оплате расходов на проведение государственной экспертизы может быть решен сторонами в договоре.

Взаимоотношения сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы

При заключении договора заказчик и подрядчик вправе предусмотреть в нем основания освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.

В соответствии с п.3 ст.372 Гражданского кодекса Республики Беларусь под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, которые носят непреодолимый (непредотвратимый) характер (основное безусловное требование), то есть не в силах сторон предотвратить эти обстоятельства, какие бы усилия при этом ни прилагались.

Обстоятельства непреодолимой силы традиционно разделяют на две группы:

• природные стихийные явления (наводнения, землетрясения, ураганы и др.);

• явления общественной жизни (войны, забастовки, экономические блокады и др.).

При заключении договора сторонам необходимо определить, какие виды обстоятельств непреодолимой силы будут приниматься во внимание при их взаимоотношениях.

 

Обратите внимание!

Кризисные явления (неплатежеспособность лиц, срыв поставок партнерами энергоресурсов, сырья, материалов, комплектующих изделий и др.) не могут рассматриваться как форс-мажорные обстоятельства, а относятся к категории финансовых рисков.

 

Наступление обстоятельств непреодолимой силы должно быть подтверждено свидетельством Белорусской торгово-промышленной палаты Республики Беларусь или иным уполномоченным государственным органом.

 

Справочно

Дополнительно предлагаем изучить пособие «Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ».

Конфиденциальность при исполнении договора

Правилами заказчику и подрядчику предоставлено право предусмотреть в договоре обязательства по соблюдению конфиденциальности, то есть сохранению коммерческой тайны.

В настоящее время правовые основы регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, изменением и отменой режима коммерческой тайны, а также в связи с охраной коммерческой тайны, закреплены в Законе Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне».

В соответствии с вышеназванным Законом стороны обязуются не разглашать, не передавать и (или) не делать каким-либо еще способом доступными третьим лицам сведения, содержащиеся в документах, оформляющих совместную деятельность сторон в рамках договора, не иначе как с письменного согласия обеих сторон. Порядок и условия использования конфиденциальной информации должны быть определены сторонами в договоре либо оформлены соглашением о конфиденциальности, которое стороны составляют дополнительно к договору.

В договоре или соглашении о конфиденциальности надлежит предусмотреть перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации, и дифференцированные санкции за нарушение конфиденциальности в зависимости от ущерба, который может быть нанесен разглашением такой информации.

К числу дополнительных условий, которые могут быть включены сторонами в договор, относятся содержащиеся в п.15 Правил условия о возможности принятия мер по обеспечению выполнения как заказчиком, так и подрядчиком своих обязательств по договору путем удержания имущества должника, установления неустойки, залога, поручительства, банковской гарантии, задатка, гарантии и другими способами, предусмотренными законодательством.

 

Справочно

О существенных условиях договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством см. здесь.

Об обязательных приложениях к договорам подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством см. здесь.

 

26.06.2015

 

Людмила Ковалева, юрист