Пособие от 12.09.2017
Автор: Овсейко С.

Договорные отношения в туризме


СОДЕРЖАНИЕ

 

Договоры с потребителями туруслуг

Услуги, предоставляемые по договору оказания туристических услуг

Преддоговорный этап договорных отношений в сфере туризма

Заключение договора на оказание туристических услуг

Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма

Изменение условий договора на оказание туристических услуг

Расторжение договора на оказание туристических услуг

Ответственность сторон по договору оказания туристических услуг

Договоры между субъектами туристической деятельности

Договоры между туристическими организациями и поставщиками услуг

…по страхованию жизни и здоровья туристов

…по гостиничному обслуживанию

…транспортных услуг

…общественного питания

…визовой поддержки

…экскурсионных услуг

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТУРИЗМЕ

Структура договорных отношений в рамках туристической деятельности включает три основных группы договоров:

1) договоры, заключаемые туристическими организациями с потребителями;

2) договоры между самими туристическими организациями (например, отношения турагент - туроператор), связанные с продвижением туристического продукта;

3) вспомогательные договоры (проживание в гостинице, питание, перевозка, страхование, музейное и культурное обслуживание и т. п.).

Они расположены в порядке убывания своей важности. Договорам с потребителями уделено основное внимание как в Законе Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме» (далее - Закон о туризме), так и в специальном НПА - постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 №1064, которым утверждены Правила оказания туристических услуг (далее - Правила № 1064), а также типовая форма договора оказания туристических услуг (далее - типовой договор оказания туристических услуг).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться Правилами оказания туристических услуг и типовой формой договора оказания туристических услуг согласно приложению к постановлению Совмина от 11.08.2022 № 523.

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться Законом от 11.11.2021 № 129-З «О туризме».

 

С одной стороны, Закон о туризме (ст.13, 14, 17, 20 Закона о туризме и др.) излагает многие права и обязанности участников отношений императивно, с другой - типовой договор оказания туристических услуг сводит свободу договора к минимуму. Если к этому добавить, что турист находится к тому же под защитой Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), то получается, что заключение договора об оказании туристических услуг превращается в формальность, - все существенные условия, за исключением переменных (стоимость, дата и время отправления, место проживания и т. п.), уже определены законодательством.

Вспомогательные договоры в большинстве своем также относятся к публичным договорам (ст.396 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК), которые гостиницы, организации общепита, перевозчики, музеи и тому подобные обязаны заключать с каждым обратившимся, поэтому в формировании их условий стороны ограничены. Впрочем, за рубежом встречается и прямо противоположный подход, когда, например, услуги известного гостиничного бренда могут реализовываться турфирмой в составе инклюзивного тура только на основе лицензии и (или) агентского соглашения, предоставляющего такое право и определяющего территорию его действия, или даже франчайзинга.

Условия договоров между турагентом и туроператором могут обсуждаться и формироваться сторонами свободно. В ст.15 Закон о туризме в комплексе туристических услуг выделяет услуги, которые оказывает туроператор самостоятельно и (или) права на которые он приобретает на основе договоров с третьими лицами:

1) формирование тура - составление программы туристического путешествия и формирование комплекса туристических услуг, позволяющих его совершить, а равно приобретение права на реализацию тура либо комплекса туристических услуг, сформированных нерезидентом;

2) продвижение тура - формирование спроса на туристические услуги, в том числе посредством рекламы, участия в специализированных выставках, ярмарках, создания интернет-порталов, издания каталогов, буклетов.

Договоры с потребителями туруслуг

Услуги, предоставляемые по договору оказания туристических услуг

Реализация тура участнику(ам) туристической деятельности осуществляется на основании договора оказания туристических услуг. По своей юридической природе он относится к договорам возмездного оказания услуг (п.2 ст.733 ГК), которые, в свою очередь, входят в группу договоров подрядного типа.

По договору оказания туристических услуг исполнитель (субъект туристической деятельности) обязуется по заданию заказчика (участника туристической деятельности) оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить (часть первая ст.17 Закона о туризме). Субъект не обязан оказывать все услуги лично, он вправе на основании договора возложить их исполнение на третьих лиц (ст.294 ГК), оставаясь при этом юридически обязанным и ответственным перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг.

Фактически договор оказания туристических услуг охватывает:

1) услуги по проживанию;

2) услуги по перевозке, включая:

- заключение договора аренды (фрахтования) транспортного средства с экипажем между исполнителем и перевозчиком либо заключение договора на использование места в арендованном (зафрахтованном) транспортном средстве между исполнителем и перевозчиком;

- предварительное согласование с перевозчиком условий перевозки лиц, состояние здоровья которых требует особых условий перевозки;

- включение в договор оказания туристических услуг информации о времени отправления (прибытия) транспортного средства и иных условий, соответствующих условиям заключенных с перевозчиком договоров аренды (фрахтования) транспортного средства с экипажем;

3) экскурсионное обслуживание. Впрочем, последнее может не включаться в договор оказания туристических услуг, а предоставляться на основании отдельного договора оказания экскурсионных услуг.

Договор оказания экскурсионных услуг заключается, когда экскурсионное обслуживание осуществляется посредством оказания только услуг экскурсоводов, гидов-переводчиков, иных лиц, наделенных правом проведения экскурсий, в том числе с использованием транспортных средств. Он считается заключенным в надлежащей форме, как правило, с момента выдачи экскурсанту квитанции (абзац 3 части первой, часть вторая ст.21 Закона о туризме).

Кроме того, в качестве дополнительных услуг по желанию клиента, которые могут быть предусмотрены законодательством или договором, п.13 Правил № 1064 называет услуги трансфера (то есть перевозка туристов от места начала туристического путешествия до места начала оказания услуг по перевозке (аэропорт, вокзал, пассажирский терминал и др.) и (или) обратно), общественного питания, спортивные, оздоровительные, медицинские, развлекательные и другие услуги при условии их включения в программу туристического путешествия.

Отношения между туристической организацией и туристом охватывают следующие этапы:

1) преддоговорный;

2) заключение договора;

3) исполнение договора;

4) последоговорный (изменение и расторжение договора, споры и претензии).

Преддоговорный этап договорных отношений в сфере туризма

На преддоговорном этапе распространяется реклама и иная информация о туристическом продукте, потенциальный турист знакомится с условиями тура и т. п. Как известно, реклама и другие коммерческие предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, обычно не связывают своего автора какими-либо обязательствами в качестве оферты, а рассматриваются лишь как приглашение делать оферты (п.1 ст.407 ГК). Однако, если письменная информация о туристическом продукте (объявления, рекламные проспекты, буклеты и т. п.) содержит все существенные условия договора и оформлена как предложение, она признается публичной офертой. Это означает, что конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, оформленный в письменном виде, признается акцептом, и в момент получения турфирмой заказа договор между ней и туристом считается заключенным (п.1 ст.403 ГК). Ненадлежащая реклама влечет ответственность турфирмы не только за материальный, но и за моральный ущерб, причиненный туристу (ст.31 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться ст.31 Закона № 225-З в ред. Закона от 04.01.2021 № 82-З. Комментарии см. здесь.

 

Статьи 7, 8 Закона о защите прав потребителей, а также ст.15 Закона о туризме содержат перечень обязательных сведений о продукте и исполнителе, которые должны представляться заказчику. В первом случае информация более формальная (наименование исполнителя, цена и т. п.), во втором - детализированная, включающая в том числе сведения:

а) о маршруте туристического путешествия, дате и времени начала и окончания туристического путешествия;

б) порядке встречи и проводов, сопровождения туриста, экскурсанта;

в) характеристике транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста, экскурсанта, сроках стыковок (совмещений) рейсов;

г) характеристике объектов для размещения туристов, в том числе их местоположение, классификации по законодательству страны (места) временного пребывания, правилах временного проживания, а также иную обязательную информацию, установленную законодательством страны (места) временного пребывания;

д) порядке обеспечения питания туриста, экскурсанта во время туристического путешествия;

е) перечне и характеристике иных оказываемых туристических услуг. Данная информация может рассматриваться как рекламная, поскольку может размещаться на интернет-сайтах, в печатных СМИ и т. п.

Дополнительная информация представляется в случае международного туризма.

Она включает информацию (часть четвертая ст.14 Закона о туризме):

1) об основных правилах въезда и выезда страны (места) временного пребывания (стран транзитного проезда), о сборах, уплачиваемых туристом, экскурсантом во время совершения туристического путешествия, в том числе в пунктах пропуска и прибытия (аэропортах, портах и др.);

2) о необходимости предоставления гарантий оплаты оказания медицинской помощи для въезда в страну (место) временного пребывания в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены такие требования;

3) об обычаях, традициях населения страны (места) временного пребывания, о религиозных обрядах, святынях, материальных историко-культурных ценностях, состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке;

4) о телефонах и адресах дипломатических представительств или консульских учреждений государства гражданской принадлежности или обычного места жительства туриста, экскурсанта в стране (месте) временного пребывания либо об иных организациях, в которые можно обратиться для защиты прав и законных интересов туристов, экскурсантов в стране (месте) временного пребывания.

В договоре оказания туристических услуг определяется стоимость туристических услуг и включает как стоимость туристических услуг, оказываемых исполнителем лично, так и стоимость туристических услуг, оказываемых третьими лицами. Допускается указывать цену в иностранной валюте с пересчетом в белорусские рубли по официальному или договорному курсу (п.30 Правил № 1064).

Ценообразование в туризме может предусматривать выбор услуг самим туристом либо полный комплекс услуг без разбивки на составляющие. В последнем случае выделяют инклюзивные (inclusive) туры или «все включено» и так называемые «packagetour». Разница между ними определяется, скорее, рынками, на которых они используются (европейский и американский соответственно).

Кроме того, в п.17 Правил № 1064 содержится информация, с которой турист должен иметь возможность ознакомиться непосредственно перед заключением договора, - в офисе в доступном для обозрения месте исполнителем должны быть размещены на белорусском или русском языке:

• сведения о государственной регистрации исполнителя и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию, а также контактные данные исполнителя;

• информация о месте нахождения исполнителя (месте жительства, если исполнителем является индивидуальный предприниматель);

• текст Правил № 1064;

• перечень оказываемых услуг;

• цены на услуги, непосредственно оказываемые исполнителем;

• перечень категорий туристов, экскурсантов, которым могут предоставляться скидки на оказываемые туристические услуги;

• сертификат соответствия (при его наличии);

• информация о книге замечаний и предложений;

• информация об органах, осуществляющих государственное регулирование и контроль (надзор) в сфере туризма, их контактные телефоны.

По требованию туриста, экскурсанта должны быть представлены тексты Закона о туризме и Закона о защите прав потребителей, а также подлинники (копии) свидетельства о государственной регистрации исполнителя и сертификата соответствия (при его наличии).

При этом предоставленная заказчику письменная информация об оказываемых услугах должна быть напечатана разборчивым шрифтом. Информация, доведенная до сведения заказчика (туриста, экскурсанта) на иностранном языке, считается непредставленной, за исключением случаев, когда такая информация представлена на иностранном языке на основании письменного согласия заказчика (п.22 Правил № 1064).

Правила № 1064 предъявляют определенные требования и к самому офису: исполнитель обязан указать на вывеске и (или) информационной табличке, размещенных на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения), в котором находится исполнитель, свое наименование (Ф.И.О.) и режим работы, который определяется исполнителем самостоятельно по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами. Фактическое время работы исполнителя должно соответствовать объявленному (пп.15, 16 Правил № 1064).

Заключение договора на оказание туристических услуг

Договор считается заключенным с момента, когда между сторонами в надлежащей форме согласованы все существенные условия, к числу которых относятся (часть третья ст.17 Закона о туризме):

1) стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;

2) сведения об исполнителе, его месте нахождения (месте жительства - для ИП) и банковские реквизиты;

3) сведения о заказчике, а также о третьих лицах, если договором для них предусмотрено оказание туристических услуг, в объеме, необходимом для оказания туристических услуг;

4) программа туристического путешествия;

5) права, обязанности и ответственность сторон;

6) условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда);

7) иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Вне зависимости от того, каким образом стороны согласовывали условия тура, оформление договорных отношений производится в письменной форме путем подписания текста документа, максимально соответствующего тексту типового договора оказания туристических услуг. Нередко туристические организации разрабатывают свои собственные условия (проформы, бланки и т. п.) договоров, отличающиеся от нее. Законность подобных действий вызывает сомнения: юридическая природа типового договора такова, что в отличие, в частности, от примерного договора, условия которого могут изменяться сторонами, он устанавливает обязательные для сторон и не подлежащие пересмотру ими правила (п.4 ст.396 ГК). Так, типовой договор можно дополнить в том числе путем оформления приложений, но нельзя изменить, то есть исключить определенные положения (п.24 Правил № 1064).

Два таких приложения определены самим типовым договором оказания туристических услуг, утвержденным Правилами № 1064:

1) программа туристического путешествия;

2) сведения о туристах.

В подтверждение этого выступает и тот факт, что Закон о туризме определяет основные права и обязанности сторон как императивные и детально разработанные нормы (ст.13, 14 и другие Закона о туризме). Среди них обращает на себя внимание, например, право туриста (экскурсанта) на неразглашение сведений о себе, полученных исполнителем договора оказания туристических или экскурсионных услуг, и стране (месте) временного пребывания туриста, экскурсанта, если иное не установлено законодательными актами или если участник туристической деятельности не выразил согласия на распространение таких сведений.

При этом п.27 Правил № 1064 предусматривает, что заказчик обязан представить исполнителю информацию о себе в объеме, необходимом для исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг, в том числе данные документов, удостоверяющих его личность или личности третьих лиц, за исключением национального удостоверения личности моряка Республики Беларусь. Заказчик несет ответственность за достоверность сведений о себе, в том числе за надлежащее оформление документов, представляемых исполнителю для оказания туристических услуг.

 

справочно

Справочно

Предъявление паспорта может быть необходимо в случае выездного туризма, сопровождающегося визовой поддержкой (см. Положение о документах для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь»), тогда как, например, в случае внутреннего экскурсионного обслуживания это излишне. Из приведенных норм следует, что турист или экскурсант вправе заключить договор без предъявления паспорта (неся при этом риски возможных неблагоприятных последствий), а туристическая форма не вправе отказать в его заключении со ссылкой на ст.396 «Публичный договор» ГК.

Случаи, когда договор не может быть заключен без предъявления паспорта, перечислены в ст.8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», но договоры на туристическое (экскурсионное) обслуживания к ним не относятся.

 

Другими словами, объем информации туристическая фирма определяет сама, а сверки с оригиналом Правила № 1064 не требуют. Типовой договор оказания туристических услуг такого обязательного реквизита, как паспортные данные, не предусматривает.

Правила № 1064 допускают возможность заключения договора (пп.25 и 26):

а) дистанционно, но только в виде электронного документа с ЭЦП;

б) в офисе туристической организации, причем служащие, занятые в организации туризма, подписывающие от имени исполнителя договор оказания туристических услуг, за исключением лиц, действующих на основании учредительных документов (руководитель исполнителя и др.), обязаны иметь доверенность, предъявлять ее или представлять ее копию заказчику (туристу, экскурсанту) по его требованию.

Служащий, занятый в организации туризма, непосредственно контактирующий с заказчиком, должен быть обеспечен нагрудным знаком с указанием на нем наименования исполнителя, а также должности и фамилии, имени, отчества.

По своей юридической природе договор на оказание туристических услуг является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим, меновым, потребительским, как правило, публичным, а также договором присоединения.

Договор на экскурсионное обслуживание отличается от договора на оказание туристических услуг следующим (ст.21 Закона о туризме):

а) более узким предметом, в том числе он может быть частью договора на оказание туристических услуг;

б) упрощенным порядком заключения, который может не предусматривать составление двустороннего документа, а ограничиваться выдачей экскурсанту кассового документа, квитанции или иного документа об оплате.

Таким образом, договор на экскурсионное обслуживание может быть оформлен как реальный договор, хотя законодательство оставляет возможность выбора и консенсуальной (с бланком договора) формы.

Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма

Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма имеют собственный источник правового регулирования - Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» и заключаются путем принятия агроэкотуристом условий, предусмотренных субъектом агроэкотуризма в договоре (договоры присоединения) (п.6 названного Указа). Другими словами, условия таких договоров не обсуждаются и могут быть приняты туристами не иначе, как целиком (ст.398 ГК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться п.6 Указа от 04.10.2022 № 351 «О развитии агроэкотуризма». Комментарий см. здесь.

 

Но и субъект агроэкотуризма ограничен в выборе условий, поскольку условия Типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2006 № 818 (далее - Типовой договор по агроэкотуризму, постановление № 818), согласно п.4 ст.396 ГК являются обязательными.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться типовой формой договора на оказание субъектом агроэкотуризма услуг агроэкотуристам  и типовой  формой договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма между субъектом агроэкотуризма и туроператором согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Совмина от 09.12.2022 № 860. Комментарий см. здесь.

 

Предусмотрено две формы договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма:

1) договор собственника жилого дома (части жилого дома) с агроэкотуристом;

2) договор собственника жилого дома с туроператором.

Типовой договор по агроэкотуризму является смешанным - разновидностью договора имущественного найма с дополнительными элементами возмездного оказания услуг (с разделением этих сумм отдельными строками в договоре). Обязательства исполнителя делятся на основные и факультативные. К числу последних отнесено, например, обеспечение заказчика питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства), организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ, а также оказание других услуг, связанных с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием.

 

справочно

Справочно

Обычный договор оказания туристических услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг (часть первая ст.17 Закона о туризме).

В сфере агроэкотуризма на первое место выходит именно предоставление помещения, благодаря чему договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма приобретает смешанный характер (п.2 ст.391 ГК).

 

Среди прерогатив агроэкотуриста, например, право до начала пребывания получить информацию от исполнителя об обычаях местного населения, в том числе связанных с религиозными обрядами, о традициях, природных, культурных и иных объектах места временного пребывания (что больше характерно для сферы выездного туризма). Этому праву корреспондирует обязанность соблюдать общепринятые правила поведения, лояльно относиться к традициям, религиозным обычаям вместе временного пребывания. Следует обратить внимание, что агроэкотурист обязан представить исполнителю документ, удостоверяющий его личность.

В настоящее время Министерство спорта и туризма Республики Беларусь отказалось от использования помимо договора еще и туристического ваучера или путевки - своего рода краткой формы договора (выписки из него). Названные документы являлись документами оперативного бухгалтерского учета, бланками строгой отчетности, следовательно, облегчали налоговый контроль за количеством оказанных туристических услуг, но с 2010 года их применение прекратилось.

Изменение условий договора на оказание туристических услуг

Изменение условий договора на оказание туристических услуг возможно:

а) после заключения, но до начала исполнения договора;

б) в ходе исполнения договора.

Как и в других договорах, изменение отдельных условий осуществляется по соглашению сторон (оформление дополнительного соглашения в простой письменной форме после соответствующего уведомления).

Но исполнителю дополнительно дано право пп.44, 45 Правил № 1064 без согласования с заказчиком (туристом) совершить отступления от договора оказания туристических услуг в части:

а) оказания услуг перевозки и (или) размещения туристов с обязательным предоставлением средства перевозки и (или) размещения аналогичного или более высокого качества без изменения стоимости туристических услуг. Предоставление услуг размещения более низкого качества, а также внесение дополнительной платы за оказываемые услуги допускаются исключительно при наличии согласия заказчика (туриста) в письменной форме;

б) изменения маршрута путешествия, если данные изменения вызваны чрезвычайными ситуациями или требованиями безопасности.

Типовой договор оказания туристических услуг не содержит детальных правил (оснований) изменения и расторжения уже заключенного договора, лишь упоминая об обязанности исполнителя (абзацы 7, 10 п.9, п.15):

1) в случае отсутствия минимального количества человек информировать заказчика не позднее чем за 10 календарных дней до начала туристического путешествия. В этом случае договор прекращает свое действие при условии возврата исполнителем стоимости оплаченных туристических услуг.

 

справочно

Справочно

Абзац 3 части второй ст.14 Закона о туризме дает право туроператору (у турагента аналогичного права нет) определять минимальное количество туристов, экскурсантов, необходимое для совершения туристического путешествия. Такого рода договор можно рассматривать как сделку, заключенную под отменительным условием (п.2 ст.158 ГК).

Подробнее см. также: пп.4, 15 типового договора оказания туристических услуг;

 

2) если во время осуществления туристического путешествия окажется, что объем и качество оказываемых туристических услуг не соответствуют условиям рассматриваемого договора и требованиям законодательства, заменить туристические услуги, оказываемые во время осуществления туристического путешествия, туристическими услугами аналогичного или более высокого качества без дополнительных расходов для заказчика, а с согласия заказчика либо туриста - туристическими услугами более низкого качества с возмещением заказчику разницы между стоимостью туристических услуг, указанных в настоящем договоре, и стоимостью фактически оказанных туристических услуг.

Качество туристических услуг регламентировано ТНПА, применение которых, как правило, добровольно: в настоящее время применяется ГОСТ ISO 18513-2013 «Услуги туристические. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.02.2014 № 7, туристические организации вправе проходить добровольную сертификацию на предмет соответствия ему.

 

справочно

Справочно

Обязательное применение государственных (международных) стандартов возможно в случае ссылки на них исполнителем (в рекламе, договоре и т. п.) либо в случае прохождения добровольной сертификации (пп.5, 6 ст.23 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться пп.5, 6 ст.23 Закона № 262-З с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 278-З. Комментарий см. здесь.

Расторжение договора на оказание туристических услуг

Договор оказания туристических услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке (ст.736 ГК):

а) заказчиком - при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;

б) исполнителем - при условии полного возмещения заказчику убытков. При их отсутствии исполнитель обязан вернуть заказчику внесенные им денежные средства.

Однако в случае отказа исполнителя от выполнения договора оказания туристических услуг во время совершения туристического путешествия он обязан по желанию заказчика (туриста, экскурсанта) организовать возвращение последнего в место начала (окончания) туристического путешествия на условиях, предусмотренных договором оказания туристических услуг, либо на условиях более высокого уровня.

В части четвертой ст.17 Закона о туризме и п.49 Правил № 1064 отдельно упоминается об изменении и расторжении договора вследствие существенного изменения обстоятельств (в том числе угрозы безопасности и жизни). При этом не говорится о том, чем отличаются последствия такого вынужденного изменения от последствий одностороннего изменения. Можно только предполагать, что вместо полного возмещения убытков в данном случае предполагается частичное, то есть, по сути, распределение расходов между сторонами. Аналогично в случае форс-мажора стороны не вправе требовать друг от друга выполнения ими такого договора в полном объеме, а каждая из сторон вправе требовать от другой стороны возврата всего, что она исполнила, не получив встречного удовлетворения (п.56 Правил № 1064).

Ответственность сторон по договору оказания туристических услуг

Ответственность сторон за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора оказания туристических услуг представлена законодательством двух уровней:

1) Законом о туризме;

2) Законом о защите прав потребителей.

Нельзя сказать, что эти законы принципиально противоречат друг другу, но иногда создают параллельное или избыточное правовое регулирование. При этом, если законодательство о туризме (Закон о туризме и Правила № 1064) отличается значительно большей конкретикой, то потребительское законодательство ввиду общих и обтекаемых норм создает для исполнителя потенциальный риск столкнуться при разрешении спора судом с непредсказуемыми в момент заключения договора последствиями.

Правила № 1064 исходят из того, что исполнитель несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора оказания туристических услуг независимо от того, кому и в каком размере оплачена стоимость туристических услуг (исполнителю или третьим лицам, оказывающим туристические услуги) (п.51). Однако, если такие услуги не были включены в пакет услуг по договору об оказании туристических услуг (услуги по перевозке, страховые услуги и иные), ответственность несет непосредственный исполнитель, а не туристическая организация (п.54 Правил № 1064).

Как правило, размер ответственности устанавливается договором. Но за нарушение сроков оказания туристических услуг такая ответственность установлена непосредственно п.6 ст.30 Закона о защите прав потребителей - 1 % за каждый день просрочки и не может быть уменьшена сторонами в договоре.

При оказании туристических услуг ненадлежащего качества, в том числе повлекших за собой причинение вреда жизни, здоровью или имуществу заказчика (туриста, экскурсанта), заказчик (турист, экскурсант) вправе направить исполнителю соответствующую претензию (п.57 Правил № 1064). Но здесь речь идет не об установлении обязательного претензионного порядка, аналогичного установленному Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, а об определенной возможности заказчика. При этом не допускается перенаправление исполнителем претензий заказчика (туриста, экскурсанта) лицу, оказавшему услуги ненадлежащего качества, в том числе повлекшие за собой причинение вреда жизни, здоровью или имуществу заказчика (туриста, экскурсанта) (п.58 Правил № 1064). Лишь после удовлетворения требований заказчика исполнитель может на праве регресса обратиться за возмещением убытков к лицу, оказавшему услуги ненадлежащего качества, в том числе повлекшие за собой причинение вреда жизни, здоровью или имуществу заказчика (п.59 Правил № 1064).

Срок рассмотрения претензии, как правило, 7 дней (п.1 ст.33 Закона о защите прав потребителей), срок исковой давности по недостаткам качества оказанной услуги - 2 года (часть шестая п.6 ст.31 Закона о защите прав потребителей), но на требования потребителей о компенсации морального вреда срок исковой давности не распространяется (абзац 1 ст.209 ГК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 декабря 2018 г. согласно п.1 ст.33 Закона о защите прав потребителей (в редакции Закона Республики Беларусь от 13.06.2018 № 111-З) при необходимости проведения экспертизы требование потребителя должно быть удовлетворено исполнителем в течение 14 дней.

 

Пункт 53 Правил № 1064 и п.7 типового договора оказания туристических услуг позволяют установить в договоре встречную ответственность заказчика за нарушение сроков оплаты.

Пунктом 1 ст.31 Закона о защите прав потребителей потребителю предоставлено право по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

б) соразмерного уменьшения установленной цены оказанной услуги;

в) безвозмездного изготовления повторного оказания услуги, если это возможно;

г) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Далеко не все из перечисленных средств учитывают специфику именно туристической деятельности. При этом удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.

Кроме того, потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать возврата уплаченной за нее денежной суммы, если недостатки оказанной услуги в течение 14 дней (если иной срок не предусмотрен договором) не устранены исполнителем. За просрочку предусмотрена неустойка не менее 1 % за каждый день просрочки (п.4 ст.33 Закона о защите прав потребителей). Помимо уплаты неустойки потребитель вправе требовать возмещения убытков (п.1 ст.364 ГК), а при наличии вины турфирмы - и возмещения морального вреда (ст.18 Закона о защите прав потребителей).

Однако для предъявления иска о возмещении морального вреда согласно сложившейся судебной практике (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2000 № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда») туристу придется доказать нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.), нарушающими его личные неимущественные или имущественные права. В исковом заявлении о компенсации морального вреда должно быть указано, при каких конкретных обстоятельствах и какими действиями (бездействием) причинены ему нравственные или физические страдания и в чем они выражаются.

Договоры между субъектами туристической деятельности

справочно

Справочно

Субъекты туристической деятельности - туроператоры, турагенты (абзац 5 ст.1 Закона о туризме).

 

Договоры между туроператорами и турагентами, а также между другими туристическими организациями могут строиться по нескольким моделям. Реализация тура субъекту туристической деятельности осуществляется на основании договора комиссии или иных договоров, не запрещенных законодательством (часть первая ст.16 Закона о туризме). В частности, при использовании такой модели при организации выездного туризма белорусская организация выступает в качестве комиссионера, а зарубежный туроператор - комитента. Предметом договора комиссии являются не туристические, а посреднические услуги по продвижению продукта, а именно заключение сделок (часть первая п.1 ст.880 ГК) с потребителями. Комиссионер заключает сделки от своего имени, но за счет комитента, в том числе имеет право удерживать в счет своего вознаграждения суммы, поступившие от туристов (ст.887 ГК), с соблюдением норм валютного законодательства.

Помимо договора комиссии, иными договорами могут быть:

договоры поручения, по которым, например, зарубежный туроператор поручает белорусской туристической организации заключить от имени доверителя договоры с потребителями. Предмет договора поручения - юридические действия (п.1 ст.861 ГК), но не только за счет, но и от имени доверителя;

договоры купли-продажи имущественных прав (турпродукта) или путевки. Если в случае исполнения договоров поручения и комиссии вознаграждение посреднику могло поступать с обеих сторон (как от туристов, та и от туроператора, а последний имел право участвовать в ценообразовании), то в данном случае посредничество в юридическом смысле отсутствует. При реализации турпродукта иностранного туроператора по такой модели белорусская организация не исполняет его поручение, то есть она продает туры от своего имени и за свой счет, полностью неся все риски.

Правила № 1064 не регулируют отношения между туроператором и турагентом (п.2 Правил № 1064). Зато существует договор собственника жилого дома (части жилого дома) с туроператором (утвержден постановлением № 818), который применяется в сфере агроэкотуризма.

Договоры между туристическими организациями и поставщиками услуг

Стороной договоров с перевозчиками, гостиницами, организациями общественного питания, музеями, визовыми центрами и тому подобными может быть туристическая организация, и в этом случае она несет ответственность перед туристом за оказание ими соответствующих услуг. Альтернативный вариант- договор с поставщиками услуг заключает сам турист без обязательств и ответственности со стороны турфирмы.

…по страхованию жизни и здоровья туристов

Субъект туристической деятельности по желанию участника туристической деятельности обязан обеспечить предоставление гарантий оплаты оказания медицинской помощи туристам, экскурсантам для въезда в страну (место) временного пребывания, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены такие требования. Основной формой предоставления гарантий оплаты оказания медицинской помощи туристам, экскурсантам является страхование жизни и здоровья (ст.26 Закона о туризме).

Аналогично в случае въездного туризма (временного пребывания или временного проживания в Республике Беларусь) иностранные туристы подлежат обязательному медицинскому страхованию (ст.13 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», далее - Закон № 105-З), которое осуществляется в государственных страховых организациях. Его объектом являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни или здоровью застрахованного лица, а также с затратами медицинских учреждений по оказанию ему скорой медицинской помощи.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. Законом Республики Беларусь от 16.12.2019 № 267-З (далее - Закон № 267-З) изменено название ст.13 Закона № 105-З: «Право на доступное медицинское обслуживание».

 

справочно

Справочно

Временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец - это лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание, если иное не определено настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь (абзац 5 ст.1 Закона № 105-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. из абзаца 5 ст.1 Закона № 105-З слова «со дня первого въезда в Республику Беларусь» исключены Законом № 267-З.

 

Временно проживающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, получившее в соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73, разрешение на временное проживание (абзац 6 ст.1 Закона № 105-З).

Временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством, в том числе обязательного медицинского страхования, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

 

Страховым случаем признается расстройство здоровья застрахованного лица вследствие внезапного заболевания или несчастного случая, наступившего в период действия договора обязательного медицинского страхования, что потребовало оказания скорой медицинской помощи и повлекло затраты медицинских учреждений по ее оказанию (п.235 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, далее - Положение № 530). Под последними понимаются только государственные учреждения здравоохранения (научные организации), которые и выступают выгодоприобретателями по данному виду страхования.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны иметь договор обязательного медицинского страхования, заключенный с белорусским страховщиком (подтверждается страховым полисом), либо договор страхования, заключенный с иностранной страховой организацией (подтверждаться страховым полисом, страховой карточкой или иным аналогичным документом). Причем, страховой полис либо документ, подтверждающий наличие договора медицинского страхования, представляется в органы выдачи въездных виз для рассмотрения ходатайства о выдаче визы. В некоторых случаях договор обязательного медицинского страхования заключается иностранным гражданином в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, расположенном в международных аэропортах и др. (п.236 Положения № 530).

В п.237 Положения № 530 перечислены иностранцы, которым не требуется медицинское страхование (большинство из них относится к категории официальных лиц или беженцев).

Договоры обязательного медицинского страхования в пользу иностранных граждан вправе заключить и юридические лица Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, законно пребывающие в Республике Беларусь, приглашающие иностранных граждан в Республику Беларусь.

Выплата страхового возмещения производится страховщиком и (или) медицинским ассистансом на основании акта о страховом случае.

Для его составления выгодоприобретатель представляет счет, в котором указываются:

• номер и дата выдачи страхового полиса;

• фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) застрахованного лица, которому оказана скорая медицинская помощь;

• диагноз заболевания;

• срок лечения;

• перечень оказанных услуг, их стоимость;

• общая сумма расходов, понесенных по всем оказанным застрахованному лицу услугам.

Счет должен быть заверен печатью и подписью уполномоченного лица медицинского учреждения (п.254 Положения № 530).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. для составления акта о страховом случае выгодоприобретатель представляет счет, в котором указываются номер и дата выдачи страхового полиса либо номер и дата уведомления, фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) застрахованного лица, которому оказана скорая медицинская помощь, диагноз заболевания, срок лечения, перечень оказанных услуг, их стоимость, общая сумма расходов, понесенных по всем оказанным застрахованному лицу услугам. Счет должен быть заверен подписью уполномоченного лица медицинского учреждения (часть вторая п.254 Положения № 530 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175).

 

справочно

Справочно

Медицинский ассистанс - ассистанс-организация, созданная государственной страховой организацией либо с участием государственных страховых организаций, в уставном фонде которой не менее 50 % долей (акций) принадлежит Республике Беларусь или организации, имущество которой находится в республиканской собственности, и обеспечивающая предоставление услуг и оплату расходов организаций здравоохранения на скорую медицинскую помощь, оказанную лицам, застрахованным по договорам добровольного и (или) обязательного страхования (иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, а также гражданам Республики Беларусь) (абзац 12 п.233 Положения № 530).

…по гостиничному обслуживанию

Правила гостиничного обслуживания в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2006 № 471 (далее - Правила № 471), предусматривают, что услуги потребителю оказываются на основании публичного договора либо договора, заключаемого в письменной форме.

Под публичным договором в данном случае понимается замена бланка договора пропуском, квитанцией (талоном), счетом или иным документом, подтверждающим заключение договора на предоставление услуг, который должен содержать:

• наименование исполнителя;

• фамилию, имя, отчество потребителя;

• сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

• срок проживания в гостинице;

• цену номера (места в номере);

• другие данные по усмотрению исполнителя.

Договор на предоставление услуг заключается при предъявлении потребителем - физическим лицом документа, удостоверяющего личность, а при его отсутствии - одного из следующих документов:

• военного билета;

• справки, подтверждающей личность гражданина, выдаваемой в случае утраты гражданином документа, удостоверяющего личность;

• справки об обращении с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь;

• свидетельства о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь;

• свидетельства о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (п.13 Правил № 471).

В качестве дополнительной услуги (но обязательно бесплатной) Правила № 471 называют бронирование номера (места в номере), которое может производиться путем принятия от потребителя заявки на бронирование с помощью почтовой, телефонной, электронной и факсимильной связи, а также на основании договора, заключаемого в письменной форме.

Юридическая природа договора гостиничного обслуживания может быть определена как договор возмездного оказания услуг, а не аренды, поскольку помимо собственно помещения гостиницы предоставляется и дополнительный сервис. Дополнительным элементом выступает хранение (ст.815 ГК), которое осуществляется без особого о том соглашения либо на основании такового (хранение денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей).

Бронирование мест может рассматриваться как разновидность предварительного договора: заказчик соглашается с условиями оказания услуг, а исполнитель предоставляет последнему право уточнить некоторые условия будущего договора. Хотя возможен и иной взгляд на бронирование - как на сделку, заключенную под отлагательным условием (п.1 ст.158 ГК).

…транспортных услуг

Речь идет именно о договорах с перевозчиками, а не о договорах перевозки, поскольку перевозка может осуществляться как по регулярным линиям (например, авиаперевозки, железнодорожный транспорт), так и путем аренды транспортного средства с экипажем или посредством заключения договора фрахтования (автотранспорт, морские и речные круизы). Может заключаться и договор организационного типа (планирование перевозок на будущее). Наконец, турфирма может осуществлять перевозку собственным транспортом, то есть без заключения договора с перевозчиком (перевозчик и заказчик совпадают в одном лице).

Отличия между различными договорами с перевозчиками достаточно тонкие, вытекающие из того, что предметом договора аренды является предоставление имущества (с обслуживающим персоналом), а договора перевозки - услуга. Поэтому в первом случае договор прекращается в связи с истечением срока аренды, тогда как во втором он прекращается с оказанием услуги (выполнением перевозки). Или, говоря проще, договор перевозки заключается, как правило, на одну перевозку, а договор аренды с экипажем - как на одну, так и на несколько перевозок.

Особенности оказания услуг, связанных с перевозкой, регламентированы для каждого вида транспорта. Так, Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972, предусматривают специальные правила отправления и прибытия автобусов с туристами в нерегулярном сообщении (п.161), а также бронирования билетов в регулярном (пп.56, 117-119). В отличие от гостиниц, бронирование мест в автобусе при междугородних перевозках платное.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 октября 2018 г. Правила № 972 изложены в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2018 № 636. Нормы пп.56, 117-119 старой редакции Правил № 972 соответствуют нормам пп.56, 109-111 новой редакции Правил № 972.

…общественного питания

Услуги могут предоставляться гостиницей или другой организацией. Часть третья п.28 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703, предусматривает возможность оформления предварительного заказа на обслуживание (оказание услуги) путем составления договора о предварительном заказе, содержащего следующие сведения:

• наименование продавца;

• фамилию, имя, отчество покупателя;

• вид услуги, ее особенности, предварительную цену;

• дату заключения договора и дату исполнения заказа и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 февраля 2019 г. Правила № 703 изложены в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2018 № 824. Согласно п.38 новой редакции данных Правил оформление предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общественного питания осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общественного питания, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 18.01.2019 № 5.

 

Один экземпляр договора выдается покупателю, который вправе в любое время отказаться от его исполнения при условии оплаты продавцу фактически понесенных расходов, связанных с отказом от исполнения.

…визовой поддержки

Услуги по оказанию визовой поддержки обычно входят в пакет услуг турфирм, но могут оказываться как непосредственно турфирмами, так и специальными визовыми центрами. В последнем случае возникают договорные отношения, которые лучше всего описываются моделью договора поручения или комиссии.

Правила выдачи виз для выездного туризма определяются законодательством конкретного государства места назначения.

Для стран Европейского Союза действует Визовый кодекс Европейского Союза (Регламент № 810/2009 Европейского Парламента и Совета Европы от 13.07.2009) (далее - Визовый кодекс, Регламент ЕС № 1683/95), представляющий собой документ прямого действия, предусматривающий выдачу как единой (шенгенской) визы (визы для однократного, двукратного или многократного въезда в целях пребывания во всем Шенгенском пространстве максимум 90 дней в течение периода 180 дней, включая транзит), так и виз с ограниченным территориальным действием (выдается лицам, не отвечающим всем условиям для получения шенгенской визы; действительна, как правило, только для одного, реже, для нескольких стран Шенгенской группы).

Визовый кодекс устанавливает, что выдача виз (далее речь пойдет только о шенгенской визе) осуществляется консульствами (необязательно государства-следования) по принципу «одно окно». Ходатайства подаются не ранее чем за 3 месяца до начала предполагаемой поездки. Обладатели визы для многократного въезда могут подавать ходатайство до истечения визы, действительной на срок от 6 месяцев. От ходатайствующих лиц может быть потребовано предварительно записаться на прием для подачи своего ходатайства. По общему правилу прием проводится в течение 2 недель со дня обращения. Но в обоснованных случаях неотложной необходимости консульство может разрешать ходатайствующим лицам подавать свои ходатайства без предварительной записи на прием или назначать им прием незамедлительно (ст.9 Визового кодекса).

Подача ходатайства в консульство осуществляется лично, за исключением случаев, когда ходатайствующее лицо известно им своей честностью и надежностью (п.2 ст.10 Визового кодекса).

Ходатайствующее лицо представляет:

1) заполненный и подписанный формуляр ходатайства в соответствии со ст.11 Визового кодекса;

2) документ на поездку (как правило, паспорт). При этом он должен соответствовать следующим критериям (ст.12 Визового кодекса):

- срок его действия должен истекать не ранее 3 месяцев после предполагаемой даты выезда с территории государств-членов или - в случае многократных поездок - после последней предполагаемой даты выезда с территории государств-членов;

- он должен содержать, как минимум, две чистых страницы;

- он был выдан менее 10 лет назад;

3) фотографию в соответствии со стандартами, установленными в Регламенте ЕС № 1683/95;

4) дактилоскопирование его отпечатков пальцев. Биометрические элементы идентификации (включающие получение фотографии (сканированной или сделанной при подаче) и 10 отпечатков пальцев в горизонтальном положении, преобразованные в цифровую форму) должны соответствовать гарантиям, предусмотренным Конвенцией Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, Хартией Европейского Союза об основных правах и Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989. Если отпечатки пальцев, полученные у ходатайствующего лица в рамках любого предшествующего ходатайства, были впервые включены в соответствующую базу (Визовую информационную систему) менее 59 месяцев до дня подачи нового ходатайства, они, как правило, копируются при подаче последующих ходатайств.

 

справочно

Справочно

От дактилоскопии освобождаются дети до 12 лет и некоторые другие категории лиц, перечисленные в ст.13 Визового кодекса;

 

5) свидетельство уплаты визового сбора- 60 евро (дети от 6 до 12 лет - 35 евро);

6) подтверждающие документы, применительно к туризму:

а) подтвердительные документы относительно размещения:

- приглашение со стороны принимающего лица в случае размещения у частного лица;

- подтвердительный документ со стороны учреждения, предоставляющего жилое помещение, или любой другой уместный документ, указывающий планируемый характер размещения;

б) подтвердительные документы относительно маршрута поездки:

- подтверждение бронирования места в качестве участника организованной поездки или любой другой уместный документ, указывающий программу планируемой поездки;

- в случае транзита - виза третьей страны или иное разрешение на въезд в третью страну, которая выступает местом назначения;

- билеты для продолжения поездки;

7) если требуется - доказательство наличия адекватного и действительного договора медицинского страхования на время поездки, покрывающего любые расходы, которые могут возникать в связи с возвратом на родину по медицинским причинам, оказанием неотложной медицинской помощи и (или) неотложной госпитализацией либо в связи со смертью в период их пребывания (пребываний) на территории государств-членов. Минимальное страховое обеспечение должно составлять 30 000 евро. Ходатайствующие лица заключают договор страхования в своей стране проживания, а когда это невозможно, они обеспечивают заключение подобного договора в любой другой стране (ст.15 Визового кодекса).

Решение о выдаче шенгенской визы принимается в течение 15 календарных дней со дня подачи с возможностью продления в особых случаях до 30 и даже 60 дней (ст.23 Визового кодекса).

Шенгенская виза может выдаваться для одного въезда, для двух въездов или для многократного въезда. Срок действия не должен превышать 5 лет.

Срок действия визы, как правило, должен включать дополнительный льготный период в 15 дней. Срок действия визы для многократного въезда составляет от 6 месяцев до 5 лет (ст.24 Визового кодекса).

…экскурсионных услуг

Культурное обслуживание (музеи, театры, культурно-зрелищные мероприятия и т. п.).

 

12.09.2017

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

 

По этой теме также см.:

1. Основные понятия и виды туристической деятельности, государственное регулирование туризма.

2. Приоритетные направления в туристической деятельности.

3. Туризм в сфере внешнеэкономической деятельности.

4. Налоговые аспекты при осуществлении туристической деятельности.

5. Особенности трудовых отношений в туристической деятельности.

6. Международное регулирование отношений в сфере туризма.