Расчет от 27.01.2017
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, производящих продукцию


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ

Применяя общий порядок налогообложения, индивидуальные предприниматели имеют возможность выбирать определенный вариант исчисления налогов. Например, при расчете базы, облагаемой подоходным налогом, полученный доход может быть уменьшен на профессиональный налоговый вычет в размере:

1) фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской (нотариальной, адвокатской) деятельности (часть первая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК));

2) 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской (нотариальной, адвокатской) деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 НК).

Порядок предоставления профессионального налогового вычета индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам) изложен в ст.169 НК.

Выводы о целесообразности перехода на УСН зависят также от вида выпускаемой продукции, структуры затрат в себестоимости этой продукции, других факторов и для различных индивидуальных предпринимателей могут быть диаметрально противоположными. В связи с этим принимать решение о целесообразности такого перехода следует, основываясь на конкретных числовых данных.

Для индивидуального предпринимателя, как и для юридического лица, лучший способ оценить, насколько выгодным может быть переход на УСН, - это выполнить с использованием конкретных числовых данных сравнение:

• суммы налогов, уплачиваемых им при общем порядке налогообложения, вместо которых при переходе на УСН уплачивается налог при УСН, с суммой налога при УСН;

• размера отпускных цен на производимую продукцию, величины рентабельности и дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя, до и после планируемого перехода.

Индивидуальным предпринимателям, выпускающим продукцию, такое сопоставление удобно проводить на основе плановых калькуляций, так как они содержат все названные выше показатели.

В приведенной ниже таблице сравниваются плановые калькуляции, составляемые при общем порядке налогообложения и при УСН индивидуальным предпринимателем, осуществляющим выпуск продукции и не являющимся плательщиком НДС ни до, ни после перехода на УСН.

Условимся, что в рамках общего порядка налогообложения при определении базы, облагаемой подоходным налогом, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уменьшается этим индивидуальным предпринимателем на профессиональный вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Структура затрат выпускаемой продукции такова, что расходы на сырье и материалы (с учетом «входного» НДС, отнесенного на увеличение покупной стоимости этих активов на основании п.7 ст.106 НК) составляют в полной себестоимости 60 %, а расходы, связанные с оплатой труда, - около 25 %.

Рассмотрим несколько вариантов калькуляций, составляемых при УСН, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:

1) величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

2) рентабельность (вариант 2);

3) отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при УСН индивидуальным предпринимателем - неплательщиком налога на добавленную стоимость, использующим наемный труд и производящим продукцию

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6)
показатель (алгоритм расчета) сумма, руб. показатель (алгоритм расчета) сумма, руб.1
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Амортизационные отчисления
0,05
1. Амортизационные отчисления
0,05
0,05
0,05
2. Арендные платежи (без НДС)
0,50
2. Арендные платежи (без НДС)
0,50
0,50
0,50
3. Налог на добавленную стоимость по арендным платежам
0,10
3. Налог на добавленную стоимость по арендным платежам
0,10
0,10
0,10
4. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)
4,00
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)
4,00
4,00
4,00
5. Налог на добавленную стоимость по сырью, материалам, полуфабрикатам2
0,80
2. Налог на добавленную стоимость по сырью, материалам, полуфабрикатам3
0,80
0,80
0,80
6. Расходы на оплату труда
1,50
3. Расходы на оплату труда
1,50
1,50
1,50
7. Обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН)
(стр.6 х 34 %)4
0,51
4. Обязательные страховые взносы в ФСЗН (стр.6 х 34 %)
0,51
0,51
0,51
8. Экологический налог5
-
5. Экологический налог5
-
-
-
9. Земельный налог
0,03
6. Земельный налог
0,03
0,03
0,03
10. Налог на недвижимость
0,21
7. Налог на недвижимость6
-
-
-
11. Прочие расходы (без НДС)
0,25
8. Прочие расходы (без НДС)
0,25
0,25
0,25
12. Налог на добавленную стоимость по прочим расходам
0,05
12. Налог на добавленную стоимость по прочим расходам
0,05
0,05
0,05
13. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 12)
8,00
13. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 12)
7,79
7,79
7,79
14. Рентабельность
25 %
14. Рентабельность (100 % х
х стр.15 / стр.13)
21,57 %
25 % (стр.14 гр.2)
21,95 %
15. Доход (стр.13 х стр.14)
2,00
15. Доход
1,68 (стр.17)
1,95 (стр.13 х
х стр.14)
1,71 (стр.18 -
- стр.13)
16. Подоходный налог (стр.15 х
х 16 %)7
0,32
16. -
-
-
-
17. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.15 -
- стр.16)
1,68
17. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.15)
1,68
(стр.17 гр.2)
1,95
1,71
18. Цена без оборотных налогов (стр.13 + стр.15)
10,00
18. Цена без налога при УСН (стр.13 + стр.15)
9,47
9,74
9,50 (стр.20 -
- стр.19)
19. -
-
19. Налог при УСН (стр.18 х
х 5 % / (100 % - 5 %))
0,50
0,51
0,50 (стр.20 х
х 5 %)
20. Отпускная цена (стр.18)
10,00
20. Отпускная цена с налогом при УСН (стр.18 + стр.19)
9,97
10,25
10,00 (стр.20 гр.2)

 

1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

2 Индивидуальные предприниматели, не признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость, суммы НДС, уплаченные ими при ввозе товаров или предъявленные им при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (часть вторая п.5 ст.106 НК).

3 На основании п.7 ст.106 НК индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости.

4 Суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН, самостоятельно уплачиваемые индивидуальным предпринимателем из своего дохода, в сравнении не отражены, так как величина этих взносов не зависит от применяемой индивидуальным предпринимателем системы налогообложения (не меняется при переходе на УСН). Особенности уплаты индивидуальными предпринимателями этих страховых взносов изложены в п.7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.

5 В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).

6 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости индивидуального предпринимателя не превышает 1 000 м2 (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).

7 Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности, установлена в размере 16 % (подп.4.1 п.4 ст.173 НК).

 

Проанализируем отраженные в таблице результаты.

Общая сумма налогов, включенных в цену продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на УСН на пятипроцентный налог при УСН, составляет 0,53 руб. (0,21 + 0,32). Доля этих налогов в выручке - 5,3 % (100 % х 0,53 / 10,00), то есть несколько выше, чем ставка налога при УСН (5 %). Поэтому при таких исходных числовых данных переход индивидуального предпринимателя на УСН можно считать выгодным.

Оценим преимущества и недостатки каждого из приведенных в таблице вариантов составления калькуляции при УСН.

Формирование отпускной цены при УСН по варианту 1 целесообразно в случае, если первостепенной задачей индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта, поскольку при таком варианте обеспечивается снижение отпускной цены на реализуемую продукцию (с 10,00 до 9,97 руб.). При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 25 до 21,57 %), сохраняется та же величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя, что и при общем порядке налогообложения (1,68 руб. с единицы продукции).

В случае применения варианта 2, когда неизменной сохраняется рентабельность выпускаемой продукции (актуально в случае установления государством в отношении данного вида продукции предельного уровня рентабельности), индивидуальный предприниматель получает максимально возможный доход: в сравнении с доходом при общем порядке налогообложения доход, остающийся в его распоряжении, возрастает на 16,07 % (100 % х 1,95 / 1,68 - 100 %). Отпускная цена при этом увеличивается на 2,5 % (100 % х 10,25 / 10,00 - 100 %).

Если же при переходе на УСН сохранить неизменной отпускную цену (см. вариант 3), то доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя, также увеличится, но незначительно - на 1,8 % (100 % х 1,71 / 1,68 - 100 %). Такой вариант составления калькуляции оправдан в случае, когда сложившаяся на рынке цена на выпускаемую продукцию устойчивая (в связи с большим количеством конкурентов или применяемым со стороны государства ценовым регулированием) и продать эту продукцию по более высокой цене весьма затруднительно.

 

Обратите внимание!

Все выводы о целесообразности перехода на УСН касаются только рассмотренной ситуации. При иных значениях (иной структуре затрат, величине рентабельности и т. д.) сравнение может привести к совершенно иным выводам о достоинствах и недостатках того или иного варианта и вообще о целесообразности перехода индивидуального предпринимателя на УСН.

 

Справочно

Для проведения самостоятельной оценки целесообразности перехода на УСН предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН (для индивидуальных предпринимателей)».

 

27.01.2017

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

1. Важнейшие новшества в применении упрощенной системы налогообложения в 2017 году.

2. Упрощенная система налогообложения: изменения в уплате налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость и земельного налога в 2017 году.

3. Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.

4. Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - плательщиков НДС, производящих продукцию.

5. Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - плательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.