


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УСН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
Для оценки целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, сравним калькуляции, составляемые такими организациями в случае применения ими общего порядка налогообложения и в случае применения упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим три варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) тариф на оказываемые услуги (вариант 3).
Воспользуемся числовыми данными организации, у которой расходы, связанные с оплатой труда, составляют 2/3 (67 %), а расходы на сырье и материалы - 1/10 (10 %) полной себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг).
Таблица | |||||
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках УСН организацией - неплательщиком НДС, выполняющей работы, оказывающей услуги | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняются неизменными (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина применяемого тарифа (гр.6) | ||||
показатель (алгоритм расчета) |
сумма, руб. | показатель (алгоритм расчета) |
сумма, руб.1 | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Амортизационные отчисления |
6,95 |
1. Амортизационные отчисления |
6,95 |
6,95 |
6,95 |
2. Арендные платежи (без НДС) (сумма НДС - 0,74 руб.) |
3,70 |
2. Арендные платежи (с учетом НДС) |
4,44 |
4,44 |
4,44 |
3. Стоимость сырья, материалов (без НДС) (сумма НДС - 2,00 руб.) |
10,00 |
3. Стоимость сырья, материалов (с учетом НДС)2 |
12,00 |
12,00 |
12,00 |
4. Расходы на оплату труда |
50,00 |
4. Расходы на оплату труда |
50,00 |
50,00 |
50,00 |
5. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.4 х 34 %) |
17,00 |
5. Страховые взносы в ФСЗН (стр.4 х 34 %) |
17,00 |
17,00 |
17,00 |
6. Экологический налог3 |
- |
6. Экологический налог3 |
- |
- |
- |
7. Земельный налог |
2,76 |
7. Земельный налог |
2,76 |
2,76 |
2,76 |
8. Налог на недвижимость |
4,09 |
8. Налог на недвижимость4 |
- |
- |
- |
9. Прочие расходы (без НДС) (сумма НДС - 1,10 руб.) |
5,50 |
9. Прочие расходы (с учетом НДС) |
6,60 |
6,60 |
6,60 |
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9) |
100,00 |
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9) |
99,75 |
99,75 |
99,75 |
11. Рентабельность |
20 % |
11. Рентабельность (100 % х стр.12 / стр.10) |
16,44 % |
20 % (стр.11 гр.2) |
37,14 % |
12. Прибыль (стр.10 х стр.11), в том числе: |
20,00 |
12. Прибыль, в том числе: |
16,40 (стр.14) |
19,95 (стр.10 х х стр.11) |
37,05 (стр.15 - - стр.10) |
13. Налог на прибыль (стр.12 х 18 %) |
3,60 |
13. - |
- |
- |
- |
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12 - стр.13) |
16,40 |
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12) |
16,40 (стр.14 гр.2) |
19,95 |
37,05 |
15. Тариф без оборотных налогов (стр.10 + стр.12) |
120,00 |
15. Тариф без налога при УСН (стр.10 + стр.12) |
116,15 |
119,70 |
136,80 (стр.17 - - стр.16) |
16. - |
- |
16. Налог при УСН (стр.15 х х 5 % / (100 % - 5 %)) |
6,11 |
6,30 |
7,20 (стр.17 х х 5 %) |
17. Тариф без НДС (стр.15) |
120,00 |
17. Тариф с налогом при УСН (стр.15 + стр.16) |
122,26 |
126,00 |
144,00 (стр.19) |
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 х 20 %), в том числе: |
24,00 |
18. - |
- |
- |
- |
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) (0,74 руб. + 2,00 руб. + 1,10 руб.) |
3,84 |
18.1. - |
- |
- |
- |
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1) |
20,16 |
18.2. - |
- |
- |
- |
19. Тариф с учетом НДС (стр.17 + стр.18) |
144,00 |
19. Тариф с налогом при УСН (стр.17) |
122,26 |
126,00 |
144,00 (стр.19 гр.2) |
1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
2 Организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (п.7 ст.106 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).
3 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).
4 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 000 м2 (абзац 1 части первой подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).
Проанализируем указанные в таблице данные.
Сравнение показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на пятипроцентный налог при УСН, равна 27,85 руб. (4,09 + 3,60 + 20,16). Доля этих налогов в выручке составляет 19,34 % (100 % х 27,85 / 144,00), то есть почти в четыре раза выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для организаций, выполняющих работы, оказывающих услуги, переход на упрощенную систему без уплаты НДС в большинстве случаев весьма выгоден.
В рамках УСН использование варианта 1 целесообразно в случае, когда ближайшей задачей организации является не увеличение прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг, так как при таком варианте происходит заметное (на 15,10 %) снижение тарифа на оказываемую услугу (со 144,00 до 122,26 руб.). При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 16,44 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (16,40 руб. с единицы выполненной работы, оказанной услуги).
Формирование тарифа по варианту 2 оправдано, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым услугам, а также некоторым (примечание) платным медицинским услугам). При использовании данного варианта прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 21,65 % (100 % х 19,95 / 16,40 - 100 %), несмотря на снижение тарифа на услугу (со 144,00 до 126,00 руб.). При этом показатель рентабельности сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения.
Если при переходе на УСН неизменным остается тариф на услугу (см. вариант 3), то прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает почти в 2,26 раза (с 16,40 до 37,05 руб.). Рентабельность при этом также увеличивается (до 37,14 %). Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:
1) законодательство не ограничивает реализацию данных работ (услуг) предельным уровнем рентабельности;
2) на первое место организация ставит задачу извлечения максимальной прибыли.
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и так далее итоги сравнения калькуляций могут дать совершенно другие результаты. |
![]() |
Справочно Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН». |
Примечание. О случаях применения в отношении платных медицинских услуг предельного норматива рентабельности в размере 30 % см. подп.1.1 п.1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги».
26.01.2017
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
По этой теме также см.:
1. Важнейшие новшества в применении упрощенной системы налогообложения в 2017 году.
2. Упрощенная система налогообложения: изменения в уплате налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость и земельного налога в 2017 году.
3. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, производящих продукцию.
4. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, производящих продукцию.
5. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.