Расчет от 26.01.2017
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УСН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Для оценки целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, сравним калькуляции, составляемые такими организациями в случае применения ими общего порядка налогообложения и в случае применения упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим три варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);

2) рентабельность (вариант 2);

3) тариф на оказываемые услуги (вариант 3).

Воспользуемся числовыми данными организации, у которой расходы, связанные с оплатой труда, составляют 2/3 (67 %), а расходы на сырье и материалы - 1/10 (10 %) полной себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках УСН организацией - неплательщиком НДС, выполняющей работы, оказывающей услуги

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняются неизменными (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина применяемого тарифа (гр.6)
показатель
(алгоритм расчета)
сумма, руб. показатель
(алгоритм расчета)
сумма, руб.1
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Амортизационные отчисления
6,95
1. Амортизационные отчисления
6,95
6,95
6,95
2. Арендные платежи (без НДС) (сумма НДС - 0,74 руб.)
3,70
2. Арендные платежи (с учетом НДС)
4,44
4,44
4,44
3. Стоимость сырья, материалов (без НДС) (сумма НДС - 2,00 руб.)
10,00
3. Стоимость сырья, материалов (с учетом НДС)2
12,00
12,00
12,00
4. Расходы на оплату труда
50,00
4. Расходы на оплату труда
50,00
50,00
50,00
5. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.4 х 34 %)
17,00
5. Страховые взносы в ФСЗН
(стр.4 х 34 %)
17,00
17,00
17,00
6. Экологический налог3
-
6. Экологический налог3
-
-
-
7. Земельный налог
2,76
7. Земельный налог
2,76
2,76
2,76
8. Налог на недвижимость
4,09
8. Налог на недвижимость4
-
-
-
9. Прочие расходы (без НДС) (сумма НДС - 1,10 руб.)
5,50
9. Прочие расходы (с учетом НДС)
6,60
6,60
6,60
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9)
100,00
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9)
99,75
99,75
99,75
11. Рентабельность
20 %
11. Рентабельность
(100 % х стр.12 / стр.10)
16,44 %
20 %
(стр.11 гр.2)
37,14 %
12. Прибыль (стр.10 х стр.11),
в том числе:
20,00
12. Прибыль, в том числе:
16,40
(стр.14)
19,95
(стр.10 х
х стр.11)
37,05
(стр.15 -
- стр.10)
13. Налог на прибыль
(стр.12 х 18 %)
3,60
13. -
-
-
-
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации
(стр.12 - стр.13)
16,40
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12)
16,40
(стр.14 гр.2)
19,95
37,05
15. Тариф без оборотных налогов (стр.10 + стр.12)
120,00
15. Тариф без налога при УСН (стр.10 + стр.12)
116,15
119,70
136,80
(стр.17 -
- стр.16)
16. -
-
16. Налог при УСН (стр.15 х
х 5 % / (100 % - 5 %))
6,11
6,30
7,20
(стр.17 х
х 5 %)
17. Тариф без НДС (стр.15)
120,00
17. Тариф с налогом при УСН (стр.15 + стр.16)
122,26
126,00
144,00
(стр.19)
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 х 20 %),
в том числе:
24,00
18. -
-
-
-
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) (0,74 руб. + 2,00 руб. + 1,10 руб.)
3,84
18.1. -
-
-
-
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1)
20,16
18.2. -
-
-
-
19. Тариф с учетом НДС
(стр.17 + стр.18)
144,00
19. Тариф с налогом при УСН (стр.17)
122,26
126,00
144,00
(стр.19 гр.2)

 

1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

2 Организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (п.7 ст.106 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

3 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).

4 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 000 м2 (абзац 1 части первой подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).

 

Проанализируем указанные в таблице данные.

Сравнение показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на пятипроцентный налог при УСН, равна 27,85 руб. (4,09 + 3,60 + 20,16). Доля этих налогов в выручке составляет 19,34 % (100 % х 27,85 / 144,00), то есть почти в четыре раза выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для организаций, выполняющих работы, оказывающих услуги, переход на упрощенную систему без уплаты НДС в большинстве случаев весьма выгоден.

В рамках УСН использование варианта 1 целесообразно в случае, когда ближайшей задачей организации является не увеличение прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг, так как при таком варианте происходит заметное (на 15,10 %) снижение тарифа на оказываемую услугу (со 144,00 до 122,26 руб.). При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 16,44 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (16,40 руб. с единицы выполненной работы, оказанной услуги).

Формирование тарифа по варианту 2 оправдано, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым услугам, а также некоторым (примечание) платным медицинским услугам). При использовании данного варианта прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 21,65 % (100 % х 19,95 / 16,40 - 100 %), несмотря на снижение тарифа на услугу (со 144,00 до 126,00 руб.). При этом показатель рентабельности сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения.

Если при переходе на УСН неизменным остается тариф на услугу (см. вариант 3), то прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает почти в 2,26 раза (с 16,40 до 37,05 руб.). Рентабельность при этом также увеличивается (до 37,14 %). Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:

1) законодательство не ограничивает реализацию данных работ (услуг) предельным уровнем рентабельности;

2) на первое место организация ставит задачу извлечения максимальной прибыли.

 

Обратите внимание!

Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и так далее итоги сравнения калькуляций могут дать совершенно другие результаты.

 

Справочно

Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН».

 

Примечание. О случаях применения в отношении платных медицинских услуг предельного норматива рентабельности в размере 30 % см. подп.1.1 п.1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги».

 

26.01.2017

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

1. Важнейшие новшества в применении упрощенной системы налогообложения в 2017 году.

2. Упрощенная система налогообложения: изменения в уплате налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость и земельного налога в 2017 году.

3. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, производящих продукцию.

4. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, производящих продукцию.

5. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.